Университетская школа юного психолога — это...

Цикл открытых лекций от ведущих преподавателей факультета психологии СПбГУ и психологов-практиков.

Кто такой психолог? Зачем люди обращаются к психологу? Почему иногда конфликт нельзя решить без психологической помощи? Как справляться со стрессом? Правда ли, что психологу достаточно взгляда, чтобы узнать о человеке всё? На эти и другие вопросы можно узнать ответы на занятиях «Университетской школы юного психолога».

Получение сертификатов или преимуществ при поступлении по результату посещений занятий Университетской школы юного психолога не предусмотрено.

Занятия будут интересны не только тем школьникам, кто планирует выбрать профессию психолога, но и всем интересующимся психологической наукой. На лекциях сезона 2024/2025 будут раскрыты следующие темы:

  • отрасли психологической науки;
  • психические процессы и механизмы функционирования психики, основные направления научных исследований в области психологии;
  • психологические эксперименты;
  • формы психологической работы (как и кем может работать психолог, зачем человеку психолог, чем отличаются психолог, психиатр и психотерапевт);
  • психология общения (выстраивание отношений с другими людьми, решение конфликтов, психология дружбы и любви);
  • психология карьеры (как найти свое предназначение, не «ошибиться» в выборе профессии, как можно выстраивать свою карьеру).

Записаться на занятия можно в течение года.

Для записи на лекции необходимо пройти регистрацию.

Тел. для справок: 328-97-28.

ЧТО БУДЕТ НА УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ШКОЛЕ ЮНОГО ПСИХОЛОГА
в 2024/2025 учебном году

Уважаемые слушатели!

Лекции бесплатные и проводятся по понедельникам в 17:30 по московскому времени в дистанционном формате в соответствии с расписанием:

2024 год

Лектор — Бриль Михаил Сергеевич, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ

На занятии мы обсудим, что у психолога нет цели, есть только путь; чем больше сила — тем больше ответственность; бывают ли умные и красивые ученые? Коснемся возможных смыслов психологической работы и попробуем смириться с тем, что выбор этой профессии — есть отражение нашего внутреннего мира. Поговорим о личностных кризисах студента-психолога и возможностях его преодоления, а также о том, почему психология спасет мир, но, вероятно, какой-то другой. Словом, после занятия каждый участник будет лучше представлять, куда он попал (а куда не попадал), что теперь делать (а что делать не стоит) и как с этим жить.

Лектор — Жегурова Оксана Александровна, старший преподаватель Кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ, психолог-консультант Психологической клиники СПбГУ

Участники узнают о том, что такое психологическая консультация и в какие моменты человек нуждается в помощи психолога, найдут ответы на следующие вопросы: почему психолог иногда лучше мамы и друга? Когда надо идти к психологу и о чем с ним говорить? Какие бывают формы психологической помощи?

Лектор — Жегурова Оксана Александровна, старший преподаватель Кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций СПбГУ, психолог-консультант Психологической клиники СПбГУ

Участники узнают о том, что такое психологическая консультация и в какие моменты человек нуждается в помощи психолога, найдут ответы на следующие вопросы: почему психолог иногда лучше мамы и друга? Когда надо идти к психологу и о чем с ним говорить? Какие бывают формы психологической помощи?

Лектор — Василенко Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент Кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Возможно ли бескризисное протекание подросткового периода и в чем смысл кризиса для развития личности. Феномены современного взросления. Что меняется в период подросткового кризиса, что возникает нового в психике и поведении. Почему взрослые как будто забывают свой опыт и часто не понимают подростков, каковы основные причины конфликтов и пути их разрешения. Что может помочь подростку в общении со сверстниками и взрослыми.

Лектор — Аванесян Марина Олеговна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности СПбГУ, психолог-консультант Психологической клиники СПбГУ

Возможные Я — представления человека о себе, относящиеся к тому, что он думает о своем потенциале и о своем будущем. Они могут быть как желательными, к которым он стремится, так и нежелательными, воплощения которых он хотел бы избежать. Чаще всего, говоря о возможных Я, имеют в виду будущее, которое с высокой вероятностью может произойти. Однако вероятностный модус касается и прошлого — потерянные возможные Я («кем я мог бы стать, но не стал»). Психологи предположили, что именно ландшафт прошлых и будущих возможных Я определяет наше самовосприятие и мотивационный потенциал Я-концепции. На лекции слушатели познакомятся с концепцией возможных Я и смогут исследовать их роль в своей Я-концепции.

Лектор — Платонова Яна Степановна, ассистент Кафедры психологии личности СПбГУ, психолог-консультант Психологической клиники СПбГУ

На лекции мы развеем популярные мифы о работе психолога, обсудим ожидания клиентов от встречи с психологом и как не попасться на этот крючок. Поговорим о различиях между психиатром, психологом-консультантом и психотерапевтом, разберемся к кому стоит обратиться в той или иной ситуации, расскажем про этические принципы психологического консультирования, а также о том, как найти своего психолога.


2025 год

Лектор — Трусова Анна Владимировна, кандидат психологических наук, доцент Кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ

Лекция в популярном изложении познакомит слушателей с современными представлениями об аддиктивных расстройствах, которые широко распространены и чаще всего связаны с наркотиками, алкоголем и курением, а также играми. Но реальных их список гораздо шире — могут ли они возникать практически от чего угодно? Как определить, что является зависимостью? Какие негативные последствия могут быть? Какая помощь нужна? Узнаем на лекции.

Лектор — Зайцева Юлия Евгеньевна, старший преподаватель Кафедры общей психологии СПбГУ, кандидат психологических наук, руководитель Научно-исследовательской лаборатории полинарративного конструирования идентичности

Личная история и ее свидетельствование. Понятия «нормотипии» и «коммуникативного стиля». Эстетика, прагматика, этика как критерии оценки достоверности личной истории. Выбор и иерархизация критериев и их проявления при решении задач близости и становления. Конфликты дома и на работе через призму коммуникативных нормотипий. Формирование критериев и возможные психологические проблемы, связанные с их несформированностью. Диагностика нормотипий.

Лектор — Казанцева Татьяна Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент Кафедры социальной психологии СПбГУ

Лекция сосредоточена вокруг трех вопросов: надо ли клясться в любви? Если надо, то зачем? Что имеет смысл обещать влюбленным друг другу, чтобы укрепить отношения? Социально-психологические исследования успешных отношений подскажут ответы на эти вопросы.

Лектор — Скороходова Юлия Викторовна, аспирант, ассистент Кафедры общей психологии СПбГУ, сотрудник Психологического центра личных историй

Как научиться видеть и понимать суть жизненных задач, и что от меня требуется при их решении? Когда можно не изобретать велосипед, а просто спросить старшего, как сделать? И что делать, если такого старшего нет?

Лектор — Мусс Александр Игоревич, кандидат философских наук, старший преподаватель Кафедры общей психологии, руководитель магистерской программы «Общая и когнитивная психология»

Одна из междисциплинарных проблем, решением которой занимается современная психология, является проблема сознания. При этом, как следует уже из слова «междисциплинарная», заинтересованы в изучении этой проблемы не только психологи, но многие специалисты, объединенные под эгидой когнитивных нейронаук: это и философы, и нейроученые (нейрофизиологи), лингвисты, антропологи, математики, и даже инженеры. Сейчас, когда внимание людей по всему миру приковано к развитию искуственного интеллекта, именно в этих хитроумных устройствах эти меджисциплинарные исследователи видят одно их возможных решений. В своей лекции я хотел бы поговорить с позиции психолога о том, насколько правдоподобен такой взгляд, с учетом того, насколько плохо сами мы способны судить о том, обладает ли кто-то сознанием или нет...

Лектор — Джаошвили Юлия Гочаевна, аспирант, ассистент Кафедры общей психологии СПбГУ, сотрудник Психологического центра личных историй

Что мы обсудим на занятии: особенности рефлексивных процессов в современную социально-культурную эпоху. Уникальность, универсальность, узнаваемость, удобство и улучшение моего Я — а в чем его функциональность? «Кто Я?» или «Где Я? — два способа думать о себе и сопутствующие им предписания, ценности и табу. Призвание и свое дело, комфорт и свое племя, принятие себя и личные границы: «летние мифы» и их теневая сторона (FOMO и FOBO, гостинг, психологические травмы и навязчивые грёзы). Метафора «судьбы»: традиция, модерн, постмодерн. Реалии метамодерна или «Зима близко»: функциональные сообщества, стратегии не проигрыша, отсутствие имитации.

Лектор — Вельман Юлия Владимировна, выпускница СПбГУ, психотерапевт в ППТ подходе, тренер по soft skills в компании Surf Coffee, подразделение Hills

Виды поддержки и признаки, по которым можно понять, какая поддержка необходима именно сейчас. Как распределять силы и ресурсы, чтобы все успевать и сохранять чувство контроля.

ВНИМАНИЕ!!! Начало этой лекции в 18:30

Лектор — Веснин Александр, аспирант, практикующий психолог, сотрудник Психологического центра личных историй

На лекции слушатели познакомятся с одним из популярных и наиболее актуальным взглядом на природу эмоций.