Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей
Телефон: +7 (812) 328-94-04
эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Заведующий кафедрой — Рифкат Жаудатович Мухамедрахимов
Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure
Преподаватели кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей (Division of Child and Parent Mental Health and Early Intervention) обеспечивают подготовку специалистов по программе магистратуры по направлению «Психология» - магистерская программа «Психическое здоровье» (профили «Консультативная психология», «Психическое здоровье детей») и специалистов по специальности «Клиническая психология» (специализации «Клиническая психология детей и родителей»). Преподаватели осуществляют руководство курсовыми и дипломными работами студентов, обучающихся по программе бакалавриата по направлению подготовки «Психология».
Деятельность сотрудников кафедры направлена на исследование и поддержку эмоционального, социального и когнитивного функционирования человека в контексте биологических предпосылок, семьи, общества и культуры. Особое внимание уделяется наиболее ранним этапам формирования личности во взаимодействии с близкими взрослыми и влиянию детского опыта отношений на последующее развитие человека. Клиническая и организационно-практическая работа сотрудников кафедры связана с индивидуальной терапией ребенка, терапевтическим сопровождением детей и родителей и психологической помощью взрослым людям. Кафедра осуществляет программы раннего вмешательства и программы, направленные на реорганизацию условий жизни детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях здравоохранения, образования и социального развития.
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович — заведующий кафедрой
Андрущенко Наталия Владимировна
Блох Мария Евгеньевна
Попова-Никитюк, Наталия Сергеевна
Шабалина, Екатерина Владимировна
Шарагина, Анастасия Сергеевна
Научная деятельность кафедры направлена на исследование психического здоровья, развития и эмоционального благополучия человека на различных этапах онтогенеза в системе взаимодействия и формирования отношений с близкими взрослыми и сверстниками. Особое внимание уделяется комплексному изучению психологического, психофизиологического и биологического функционирования человека в депривационных условиях окружающей среды и влиянию раннего опыта социально-эмоциональной депривации на последующее развитие личности. Сотрудники кафедры направлены на изучение теоретических и эмпирических вопросов психологического вмешательства, исследование его процесса и результата, разработку научно обоснованных программ сопровождения детей и родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации по социальным, медицинским и биологическим причинам. Ниже представлены темы основных научных проектов, которые ведут сотрудники кафедры.
2014-2016 гг. "Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка" (мега-грант Правительства РФ; поддержано решением Совета по грантам Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. о государственной поддержке научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; грант №14.Z50.31.0027, ведущий ученый – Е.Л. Григоренко, Йельский университет, США; образовательной учреждение - Санкт-Петербургский государственный университет).
Сайт лаборатории мега-гранта
2014-2016 гг. "Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста" (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств гранта РГНФ № 14-06-00713; шифр в ИАС СПбГУ № 8.16.577.2014). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
2013 г. Организация и проведение международной научной конференции "Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению" (грант РГНФ № 13-06-14040, 8 130600 140409). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
2011 г. "Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте" (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
2011-2013 гг. "Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития" (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии – Мухамедрахимов Р.Ж.
2007-2012 гг. Российско-американский научный проект "Долговременное влияние опыта ранних социально-эмоциональных отношений у детей из домов ребенка" ("Long-Term Effects of Early Social-Emotional-Relationship Experience in Post-Institutionalized Children"). Грант №HD 050212 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны Мухамедрахимов Р.Ж.
2010-2011 гг. "Разработка концепции психолого-социального сопровождения личностного развития на разных этапах онтогенеза", финансируется из средств СПбГУ, научный руководитель – Васильева Н.Л.
2011 г. "Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте" (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
2011 г. – по настоящее время. "Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития" (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии Мухамедрахимов Р.Ж.
2010 г. - "Соотношение психологических факторов риска и защитных факторов в развитии рискованного поведения, связанного со здоровьем, у студентов вузов" финансируется из средств СПбГУ, научный руководитель – Боголюбова О.Н.
2009-2010 гг. – "Межкультурное сравнительное исследование ожиданий современных женщин и мужчин в период беременности и послеродовый период", НИР совместно с отделом психологических исследований факультета психологии Университета Луи Пастера, Страсбург, Франция. Руководители от кафедры - Пальмов О.И., Плешкова Н.Л.
Программа магистратуры «Психическое здоровье здоровье детей и раннее вмешательство»
Цель программы: обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных использовать теорию и практические методы различных отраслей психологии в решении комплексных проблем содействия психическому здоровью и раннему сопровождению детей и родителей.
В результате освоения программы выпускаются магистры, способные проводить исследования в области психического здоровья детей и раннего вмешательства, и оказывать квалифицированное раннее сопровождение детей и родителей.
Преимущества обучения на программе магистратуры «Психическое здоровье и раннее вмешательство» заключаются в том, что:
- Реализация программы основывается на признанном международным профессиональным сообществом современном понимании важности развития психически здоровой личности в системе взаимодействия и отношений с близкими людьми, начиная с ранних этапов развития человека в семье, уделяя внимание показателям взаимодействия и типам формирования привязанности в диаде «мать-ребенок», в т.ч. у детей из групп риска нарушений развития. Программа обеспечивает подготовку в актуальной с научной и прикладной точек зрения области раннего сопровождения детей и родителей (раннего вмешательства) - активно развивающейся в мире и, в связи с принятием Концепции развития ранней помощи, в Российской Федерации научно обоснованной междисциплинарной и семейно-центрированной области профилактики нарушений психического здоровья, функционирования и развития детей из групп медицинского, биологического и социального риска в первые месяцы и годы жизни.
- Обучение проводится преподавателями программы, которые принимали ведущее участие в создании Концепции развития ранней помощи (раннего вмешательства) для детей из групп риска нарушения психического здоровья и развития в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г.), в реорганизации работы учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Постановление Правительства РФ № 481 от 24 мая 2014г.), в проведении крупных международных и отечественных научных исследованиях в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, в том числе в мегагранте Правительства Российской Федерации (№ 14.Z50.31.0027) «Влияние ранней депривации на биоповеденческие показатели развития ребенка».
- Участвующие в реализации программы преподаватели ведут клиническую работу, в т.ч. в программах ранней помощи (раннего вмешательства), с детьми и родителями, с клиентами различных категорий в организациях здравоохранения, образования, социального развития, некоммерческих организациях, разрабатывают и реализуют социальные проекты помощи детям и семьям в трудной жизненной ситуации.
- Преподаватели магистерской программы прошли подготовку и повышают квалификацию в областях психического здоровья и развития детей (Международная ассоциация психического здоровья детей, WAIMH; Общество исследователей развития ребенка, SRCD), раннего вмешательства (Международное общество по раннему вмешательству, ISEI), теории привязанности (Международная ассоциация по изучению отношений привязанности IASA; Институт семейных отношений, Майями, США), детского психоанализа (Центр Анны Фрейд (Лондон), Санкт-Петербургское общество детского психоанализа), психоаналитической психотерапии (Международная психоаналитическая ассоциация IPA), перинатальной психологии (Международная ассоциация перинаталогии и пренатальной психологии и медицины, ISPPM) и др.
Виды профессиональной деятельности
Магистранты, обучающиеся по программе "Психическое здоровье детей и раннее вмешательство", готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; экспертная; психодиагностическая; консультативная и психотерапевтическая; преподавательская; психолого-просветительская. Для этого они получают теоретические знания в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, в т.ч. знания о системных теориях раннего развития человека во взаимодействии с близким взрослым, теории привязанности, в области раннего вмешательства, теории психологического консультирования, знания о влиянии раннего опыта на последующее формирование личности человека, знания о классических и современных направлениях в области консультирования и психотерапии, о научно-обоснованных программах ранней помощи детям и родителям.
Теоретическая подготовка магистрантов сочетается с подготовкой практической, направленной на формирование навыков и умений, необходимых в области психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей. В программе обучения магистранты проходят подготовку по наблюдению за взаимодействием ребенка и матери (близкого взрослого) и по определению привязанности у детей, в т.ч. из групп риска нарушений психического здоровья; изучают методы психодиагностики нарушений психического здоровья и развития. Подробно рассматриваются методы и формы раннего сопровождения детей и родителей (раннего вмешательства), различные виды психологической помощи: индивидуальной, семейной и групповой. Одной из задач подготовки магистра является обучение психологическим принципам и формам работы с родителями и детьми из групп риска. За время учебы магистранты приобретают практические навыки психодиагностической, консультативной, психотерапевтической работы, психологического сопровождения формирования психического здоровья и благополучного развития детей, профилактики патологии нарушений психического здоровья и развития личности.
Основные дисциплины:
- Организационные, правовые и этические основы работы психолога
- Психологическое взаимодействие и привязанность матери и ребенка
- Дизайн психологического исследования
- Психическое здоровье личности
- Актуальные проблемы консультативной психологии и раннего вмешательства
- Современные методы психологического консультирования и психотерапии
- Групповое психологическое консультирование и психотерапия
- Клиническая психофизиология на ранних этапах развития человека
- Психологическое консультирование: направление и виды
- Семья и психическое здоровье личности
- Теории развития личности в детской клинической психологии
- Современные исследования в детской клинической психологии
- Игра и психическое развитие
- Недирективные подходы в психологическом консультировании
- Современные исследования в области психологического консультирования
- Общая теория и практика психологического консультирования
- Психологическое консультирование детей и родителей
- Практикум по методам психодиагностики и консультирования в области психического здоровья
- Диагностика психического развития в детской клинической психологии
- Методы изучения психического здоровья детей
- Вопросы консультирования детей, оставшихся без попечения родителей, и их семей
- Направления семейного консультирования
- Психологическое консультирование клиентов различных категорий
- Методы и формы раннего вмешательства
- Программы раннего вмешательства для детей с нарушениями развития
Психологические основы интеграции детей с особыми потребностями - Профессиональные навыки психолога-консультанта
- Профессиональные навыки психолога в работе с детьми и родителями
Траектории обучения:
• Психическое здоровье детей
Психическое здоровье детей — современная, постоянно развивающаяся область научных знаний и практической деятельности, рассматривающая развитие личности ребенка, в т.ч. из групп риска, в системе взаимодействия и формирования привязанности с близкими взрослыми. В связи с принятием в Российской Федерации Концепции развития ранней помощи ((Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г.), это направление профессиональной подготовки является одним из наиболее перспективных: специалисты, способные выявлять нарушения психического здоровья на ранних этапах развития человека, планировать и реализовывать терапевтические и профилактические программы – востребованы в самых различных сферах психологического сопровождения детей и взрослых.
В процессе подготовки магистрант получает знания о нарушениях психического здоровья и развития в детском возрасте и их социальных, биологических, генетических, медицинских причинах. Изучает характеристики взаимодействия и закономерности формирования отношений привязанности детей и родителей, знакомится с влиянием культуральных и средовых факторов, а также индивидуальной психопатологии близких взрослых на детско-родительские отношения и психическое здоровье ребенка. Студенты учатся наблюдать за детьми и их взаимодействием с родителями, использовать современные диагностические методы и формулировать психодиагностическое заключение, в том числе для детей и родителей из групп риска. Важным направлением подготовки также является знакомство магистрантов с программами и методами психологического сопровождения родителей и их ребенка с особыми потребностями с целью оптимизации его социально-эмоционального и личностного развития. Выпускники профиля подготовки "Психическое здоровье детей" владеют знаниями о системном подходе к проблемам семьи, основных направлениях психологического консультирования и психотерапии пары "родитель – ребенок", навыками психотерапии и консультирования семьи.
Подготовка магистров проводится с использованием передовых технологий обучения, целью которых является формирование современных научно-методических знаний по клинической психологии, а также развитие профессиональных навыков и личностных качеств, необходимых в практической работе психолога с ребенком, парой "родитель-ребенок" и семьей.
Важное место в предлагаемой программе подготовки занимают практические курсы: практикумы, тренинги, наблюдение за психическим развитием детей, изучение диагностических методов, основанных на использовании видеозаписи и последующем кодировании видеоматериала.
• Консультативная психология
Программа нацелена на подготовку исследователей в области психологического консультирования. Следуя мировым традициям, исследовательская позиция в данной области должна подкрепляться знанием этой области "изнутри". С этим связан тот факт, что многие курсы имеют практическую направленность и учат магистрантов уметь слушать другого человека и взаимодействовать с ним. Практический блок курсов направлен на формирование навыков и умений, необходимых в консультативной деятельности с клиентами разного возраста и разных категорий.
Практически ориентированные курсы подкрепляются обобщающими курсами в области консультирования. Теоретический блок программы направлен на обеспечение фундаментальных знаний как в области классической психологии и в области современных психотерапевтических школ, так и в области современных исследований консультирования. Подробно рассматриваются различные виды психологической помощи: индивидуальной, семейной и групповой.
В целом, курсы траектории дают магистрантам знания о принципах обеспечения психического здоровья личности и о необходимом вмешательстве со стороны консультанта на ранних этапах возникновения проблемы.
Важное место в предлагаемой программе подготовки магистрантов нового поколения занимают практические курсы личного и профессионального роста консультантов: практикумы, тренинги.
Практики
За время обучения магистранты проходят несколько видов практик: учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская.
В ходе этих практик магистрант проводит самостоятельные эмпирические исследовательские работы по психологии и читает лекции по своей тематике в вузах и других образовательных заведениях Санкт-Петербурга и России.
Базами практик являются: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства; Центры социальной помощи семье и детям; Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение «Кризисный центр помощи женщинам»; Межрегиональная общественная организация поддержки семьи, материнства и детства «Врачи детям»; ДОУ Центр развития ребенка д/с № 41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района Санкт-Петербурга; Санкт-Петербургский дом ребенка № 13 Адмиралтейского района; Санкт-Петербургский фонд кризисной психологической помощи детям и подросткам «Новые шаги»; Благотворительный фонд «Твоя территория. Психологическая помощь подросткам и молодежи»; ГБОУ гимназия № 528 Невского района; Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 компенсирующего вида Фрунзенского района; Государственное бюджетное образовательное учреждение, средняя общеобразовательная школа-интернат № 2 Кировского района Санкт-Петербурга; и другие.
Студенты включены в ряд научно-исследовательских проектов, связанных с изучением наиболее ранних этапов формирования психического здоровья и развития человека в системе взаимодействия и отношений с близкими людьми, взаимодействия и формирования привязанности, в т.ч. у детей из групп риска нарушений развития; влияния раннего опыта на последующее психическое здоровье и развитие личности; эффективности научно-обоснованных программ сопровождения детей, воспитывающихся в семьях биологических родителей, в организациях для детей, оставшихся без попечения родителей, и в замещающих семьях.
Продолжительность обучения: 2 года
Трудоустройство выпускников:
Выпускники магистратуры по программе "Психическое здоровье детей и раннее вмешательство" могут работать в учреждениях здравоохранения и образования, в центрах социальной защиты, в негосударственных организациях и благотворительных фондах в качестве психологов-консультантов, психологов-педагогов, организаторов программ психологического сопровождения детей и взрослых, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в области психологического консультирования.
Дополнительная информация об образовательной программе
- Программа реализуется при содействии Совета образовательной программы.
- Программа прошла институциональную аккредитацию DEVA-AАC (Агентство по гарантиям качества образования Андалусии (Испания)) от 03.05.2019, действует до 03.05.2024.
Продолжение образования
Продолжение образования выпускников по программе «Психическое здоровье детей и раннее вмешательство» возможно в аспирантуре по группе научных специальностей 5.3. Психология, в т.ч. 5.3.1. – Общая психология, психология личности, история психологии; 5.3.6. – Клиническая психология; 5.3.7. – Возрастная психология.
Программа подготовки специалиста по клинической психологии
1. Название программы: "Клиническая психология"
2. Основные сведения о программе:
- Специальность, в рамках которой реализуется образовательная программа: "Клиническая психология".
- Профиль (специализация), по которой кафедра реализует образовательную программу: "Клиническая психология детей и родителей".
- Форма обучения: дневная
- Продолжительность обучения: 6 лет.
3. Результаты освоения.
Студенты, обучающиеся специальности "Клиническая психология", готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; психодиагностическая; консультативная и психотерапевтическая; экспертная; преподавательская; психолого-просветительская.
Для этого они получают теоретические знания в области психологии и патологии личности и интеллекта человека, знания о психосоматическом взаимодействии и нарушениях психической деятельности при различных психических и соматических заболеваниях, психологических аспектах лечебного процесса и социальной реабилитации больных; студенты получают углубленные теоретические знания в области детской клинической психологии, осваивая закономерности нормального и патологического развития ребенка во взаимодействии с его социальным окружением, в области психологии и профилактики отклоняющегося поведения подростков; студентам преподается теория кризисов и экстремальных состояний, психология и психофизиология посттравматического стрессового расстройства, связанного с личными утратами и несчастьями, а также миграцией, катастрофами, этническими конфликтами, военными действиями и другими явлениями, обусловливающими повышенную социальную напряженность и риск психической дезадаптации; студенты – клинические психологи получают теоретические знания в области юридической (криминальной и судебной) психологии, а также в области медико-биологических и социально-психологических основ спортивной деятельности. Особым и важным разделом подготовки студентов является освоение ими теоретических основ психологического консультирования и психотерапии, как детей, так и взрослых, представленных разнообразными современными отечественными и зарубежными школами и направлениями.
За время учебы студенты приобретают практические навыки психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы с больными психическими и соматическими заболеваниями, психологического сопровождения лечебного процесса и организации "терапевтической среды" в лечебных учреждениях; овладевают специализированными методами психологической диагностики и психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях, а также навыками консультирования профессионалов, работающих в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с экологической, технологической и другими видами безопасности. Студенты обучаются навыкам диагностики психического (интеллектуального, эмоционального, социального) развития детей, характера детско-родительских отношений, в том числе, с помощью лонгитюдного наблюдения, приемам психологической помощи детям с проблемами в развитии, детям и подросткам из групп медицинского и социального риска, а также – различным формам и приемам психотерапии в разные возрастные периоды; студенты приобретают практические навыки проведения различных видов психологической экспертизы (включая, медико-педагогическую, социально-трудовую, военную и судебную) и подготовки экспертного заключения, навыки психологической подготовки спортсменов и тренеров, а также психологического сопровождения этих лиц на всех этапах спортивной деятельности с целью профилактики нервно-психической и психосоматической дезадаптации.
4. Основные дисциплины:
- "Клиническая психология: введение в профессию"
- "Психофизиология"
- "Психосоматика"
- "Патопсихология"
- "Нейропсихология"
- "Невротические и личностные расстройства"
- "Теории личности в клинической психологии"
- "Современные теории развития личности в системе отношений"
- "Психология нарушенного развития"
- "Психология зависимого поведения"
- "Клиническая психодиагностика"
- "Психологическое консультирование"
- "Клиническая психология в экспертной практике"
- "Теории и методы психотерапии"
- "Психология семьи и семейная психотерапия"
- "Психологическая помощь в кризисных и экстремальных состояниях"
5.Практики
За время обучения студенты проходят несколько видов практик: учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (годовая супервизия в индивидуальной и групповых формах).
Базами практик являются ведущие лечебно-профилактические учреждения и медицинские научно-исследовательских институтах Санкт-Петербурга: психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, "Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова", центр восстановительного лечения "Детская психиатрия", городские психиатрические больницы, детские больницы и санатории, а также кризисные и реабилитационные центры, районные медико-психолого-педагогические центры, дома ребенка, учреждения социально-психологической помощи населению, центры психологической диагностики и медико-психологической реабилитации МВД РФ, Центры психологической подготовки МЧС РФ, спецучреждения МВД РФ, спортивные школы, физкультурно-оздоровительные клубы и др. На факультете психологии СПбГУ создан консультативный центр, где студенты и сотрудники Университета получают психологическую помощь, а студенты – клинические психологи проходят производственную практику и супервизию.
6.Дисциплины профиля (специализации):
- "Современные исследования в детской клинической психологии"
- "Психодиагностика в детской клинической психологии"
- "Психологическое консультирование детей и родителей"
- "Психофизиология в детском возрасте"
- "Современные теории развития личности в системе отношений. Практикум по методу лонгитюдного наблюдения"
- "Игра и психическое развитие ребенка"
- "Формирование социальной и познавательной компетентности"
- "Психопатология в детском возрасте"
- "Нарушения сенсорных систем: психодиагностика и вмешательство"
- "Взаимодействие и привязанность детей и родителей в семьях групп риска"
- "Детская нейропсихология"
- "Раннее вмешательство для детей с особыми потребностями и их родителей"
- "Психосоматические расстройства у детей"
- "Методы и формы индивидуальной психологической работы с детьми. Часть 1"
- "Методы и формы групповой психологической работы с детьми и родителями"
- "Развитие детей в учреждениях и семьях замещающего типа"
- "Методы и формы индивидуальной психологической работы с детьми. Часть 2"
Дисциплины по выбору, предлагаемые от профиля (специализации):
- "Основы психоанализа"
- "Теория привязанности"
- "Психологические аспекты эпидемии ВИЧ"
- "Арттерапия эмоциональных и поведенческих расстройств"