Печать

Кафедра социальной психологии

Телефон: +7 (812) 328-94-11
эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Заведующая кафедрой — Светлана Дзахотовна Гуриева

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


Обращение выпускников магистратуры 2020 года


История становления и развития кафедры социальной психологии

28 августа 2018 года кафедре социальной психологии исполнилось 50 лет

Благодаря научным и организационным усилиям Б.Г. Ананьева в 1962 г. в Ленинградском университете создается первая отечественная лаборатория социальной психологии во главе с доцентом Е.С. Кузьминым. Создание в 1966 году факультета психологии в Ленинградском университете послужило важным стимулом развития социально-психологической науки в стране и предпосылкой открытия кафедры социальной психологии 28 августа 1968 года (был отдан соответствующий приказ министра высшего и среднего специального образования РСФСР). Это была первая кафедра социальной психологии в стране. Ее руководителем стал Евгений Сергеевич Кузьмин, защитивший вскоре докторскую диссертацию «Основы социальной психологии».

Возглавляемая Е.С. Кузьминым кафедра и лаборатория представляли собой единый организм. Преподаватели кафедры проводили исследования совместно с сотрудниками лаборатории, а те, в свою очередь, также читали лекции и руководили научной работой студентов.

Характерной чертой исследований, проводимых социальными психологами Ленинградского университета, всегда была их прикладная направленность. Многие научные работы проводились по хоздоговорам с предприятиями Ленинграда и других городов страны. Итогом таких исследований были конкретные рекомендации по совершенствованию деятельности производственных бригад, участков и цехов на предприятиях. Немало из этих рекомендаций внедрялось в практику.

Активно развивались в 1970-80 гг. исследования социально-психологических проблем управления производственными коллективами под руководством А.Л. Свенцицкого. Рассматривались организационные факторы, воздействующие на сознание и поведение личности работника и трудовой группы как объектов управления, влияния вертикальных официальных коммуникаций на эффективность производственного коллектива, особенности стиля коммуникативной деятельности руководителя, его социальных потребностей. Первые итоги этих исследований были представлены в монографии А.Л. Свенцицкого, изданной в 1975 году.

В тот же период продолжались начатые еще в 1960-е гг. исследования в области промышленной социальной психологии, охватившие широкий круг проблем жизнедеятельности производственных коллективов в целях совершенствования труда и оптимизации управления. На ряде предприятий рассматривались социально-психологические особенности ролевого поведения личности в группах различного рода, производственной адаптации молодого работника, мотивации трудовой деятельности, совместимости и срабатываемости в производственных бригадах, межличностных конфликтов, организационных коммуникаций, руководства, профессиональной деятельности инженера и многие другие. В этих исследованиях принимали участие Н.В. Бахарева, В.В.Бойко, И.П. Волков, Е.В.Газогареева, Н.В. Гришина, А.А. Ершов, А.Н.Капустина, О.С. Михалюк, С.М.Михеева, Л.Г. В.Н.Панферов, Л.Г. Почебут, А.А. Прохватилов, А.А. Русалинова, В.Е. Семёнов, Ю.П. Стёпкин, Ю.Т. Тимофеев, Н.Ю. Хрящева, В.А. Чикер, Э.С. Чугунова, А.Ю. Шалыто и др. Первыми работами молодых ученых кафедры стали: «Интервью как метод социальной психологии» (А.Л. Свенцицкий, 1966), «Социометрия как метод социальной психологии» (И.П. Волков, 1968), «Применение метода контент-анализа в социально-психологических исследованиях» (В.Е. Семенов, 1975), монография «Основы социальной психологии» (Е.С. Кузьмин, 1967), а также коллективные монографии «Методы социальной психологии» (1977), «Социальная психология» (1979), «Промышленная социальная психология» (1982) и многие другие.

В конце 1980-х гг. группа преподавателей и сотрудников кафедры начинает активно заниматься теорией и практикой социально-психологического тренинга (Е.Н. Газогареева, А.Н.Капустина, Л.В. Мургулец, Е.В. Сидоренко, Н.Ю. Хрящева, В.А. Чикер). Изучаются и осваиваются различные методические приемы тренинга (Психогимнастика в тренинге, 2000). Проводятся групповые занятия на предприятиях Ленинграда (Санкт-Петербурга) и других городов страны с целью обучения и развития персонала. Многие из преподавателей кафедры стали известными специалистами в области социально-психологического тренинга. Н.Ю. Хрящева создала и возглавила в Санкт-Петербурге Институт тренинга. Е.В. Сидоренко стала одним из известных бизнес-тренеров страны и автором ряда учебных пособий, посвященных методическим аспектам проведения тренинга (Сидоренко, 2007, 2017). К числу важных практических руководств для специалистов в этой сфере относятся и работы В.А. Чикер, включающие в себя различные программы социально-психологических тренингов (18 программ тренингов, 2007).

Все эти годы кафедра постепенно увеличивалась в своем составе. Возрастало также число аспирантов и соискателей. Заметным явлением в отечественной психологической науки стали защиты в СПбГУ докторских диссертаций ленинградских (петербургских) исследователей (выпускников факультета), всегда тесно сотрудничавших с кафедрой социальной психологии (Г.Л. Бардиер, Е.К. Завьялова, Н.Н. Обозов, В.Н. Панфёров, Ю.П. Платонов, О.С. Советова, В.П. Трусов).

В 1989 г. заведующим кафедрой становится ученик Е.С. Кузьмина профессор Анатолий Леонидович Свенцицкий.

1990–2000-е гг. состоялось несколько защит докторских диссертаций по социальной психологии, выполненных исследователями, окончившими в свое время факультет психологии и сейчас на нем работающими: Н.В. Гришиной («Психология межличностного конфликта», 1995), Н.С. Хрусталевой («Психология эмиграции. Социально-психологические и личностные проблемы, 1996), Л.В. Куликовым («Психология настроения личности», 1998), Л.Г. Почебут («Психология социальных общностей: толпа, социум, этнос», 2003), С.Д. Гуриевой «Психология межэтнических отношений» (2010), Л.А. Цветковой «Социальная психология наркотизма в студенческой среде» (2011). Полученные в итоге этих работ научные данные нашли свое отражение в многочисленных публикациях, хорошо известных отечественным специалистам, занимающихся проблематикой социальной психологии.

Докторская диссертация И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья» (1998) стала знаковой для отечественной психологии, социологии, девиантологии. В ней подробным образом раскрывается проблема идентификации социально-психологических явлений и процессов, оказывающих существенное влияние на здоровье населения страны. По результатам диссертационного исследования была издана монография И.Н. Гурвича «Социальная психология здоровья» (1999). И.Н.Гурвича основал научную школу «Социальная психология здоровья» в России. Идеи И.Н.Гурвича продолжают его ученики и коллеги.

До настоящего времени эта работа остается единственным в России углубленным научным трудом по заявленной проблематике, в которой подробно изложены как теоретические основы социальной психологии здоровья, так и научно-методические основы социального проектирования.

В 2015 году профессор Светлана Дзахотовна Гуриева стала заведовать кафедрой. Наступил новый этап ее развития, включающий более углубленную подготовку специалистов на основе бакалавриата и магистратуры, а также дальнейшее расширение научно-исследовательской проблематики в соответствии с новыми проблемами теории и запросами практики.

  

  

 

...

Основные курсы, читаемые преподавателями кафедры — для программы магистратуры «Социальная психология и политическая психология»

  • Межкультурный менеджмент. Международные переговоры и этикет — профессор С.Д.Гуриева
    В рамках данного курса раскрываются современные подходы к изучению кросс-культурных различий в бизнесе, предлагаются материалы, позволяющие сформулировать практические рекомендации по осуществлению эффективного делового взаимодействия в современном бизнесе. Основное содержание курса представлено в 4 модулях: «Актуализация межкультурных различий в бизнесе», «Организационная культура и национальная культура», «Национальные модели управления персоналом современной организации», «Международные переговоры и этикет». Реализация дисциплины происходит с использованием современных интерактивных форм работы: кейсы, индивидуальные задания, тренинговые упражнения, ролевые игры, командные задания, и т.д. Ключевым моментом в реализации данного курса является сочетание фундаментальных теоретических знаний о современных моделях, подходах, исследованиях в области межкультурного менеджмента, с одной стороны, и овладение практическими навыками установления, поддержания и развития бизнес-коммуникаций в международной среде, с другой.

  • Социальная психология — профессор А.Л.Свенцицкий
    Курс «Социальная психология», читается студентам первого курса магистерской программы "Социальная психология и политическая психология", предполагает ознакомление студентов с базовым и без базового психологического образования с основными понятиями, феноменами, теориями и экспериментами социальной психологии. Целями освоения дисциплины «Социальная психология» являются: формирование представлений об основных предметных областях социальной психологии, специфике и особенностях социально-психологического знания; усвоение знаний о механизмах мышления и поведения людей в социальных группах; различных формах взаимодействия индивидов друг с другом и обществом; формирование навыков социально-психологического анализа различных ситуаций, явлений, эффектов и феноменов; формирование навыков организации межличностного и группового взаимодействия, лидерства, управления.

  • Психология социальных групп — профессор Л.Г.Почебут
    Курс «Психология социальных групп» направлен на изучение актуальных проблем групповой психологии. Магистры знакомятся с основными парадигмами социальной психологии: американской, западноевропейской и российской, понимают различия между этими подходами. В курсе изучаются малые и большие социальные группы. Изучение малых групп сосредоточено на анализе условий образования и структуры групп, уровнях их развития. При изучении динамики малых - рассматриваются основные групповые процессы и состояния: общение, лидерство, конкуренция. Особое внимание уделяется групповым эффектам социальной фасилитации, конформизму, влиянию меньшинства и пр. Изучение больших групп сосредоточено на изучении толпы, как особого явления. Рассматриваются различные западные и отечественные теории психологии толпы, эффекты толпы, толпа в состоянии паники и т.д. Большое значение придается практическим занятиям – тренингу публичного выступления, где магистры обучаются основам риторики, строгому и четкому построению выступления перед публикой.

  • Кросс-культурная психология профессор Л.Г.Почебут
    Курс «Кросс-культурная психология» ориентирован на изучение теоретических и методологических положений этой новой отрасли социальной психологии. В процессе занятий обсуждаются понятия «культура», «этнос», феномены и основные подходы к изучению культуры. Методология сосредоточена на требованиях, типах исследований в этой области, разработке новых методов и методик. Магистранты знакомятся с основными экспериментальными исследованиями, обучаются проведению экспериментов. Большое внимание уделяется анализу этнических установок, стереотипов, предубеждений, дискриминации, этноцентризму, ксенофобии. Магистранты получают знания об аккультурации, зарубежных теориях кросс-культурной психологии, мультикультурализме, проблемах эмиграции. Практические занятия проходят в виде тренинга кросс-культурной коммуникативной компетентности. Магистры получают знания и навыки общения с представителями других культур, знакомятся с трудностями, принципами и правилами межкультурной коммуникации.

  • Социальная психология личности — профессор Л.В.Куликов
    Курс «Социальная психология личности» предназначен для студентов, специализирующихся по кафедрам социальная психология и политическая психология, является обязательным и состоит из лекционных занятий. Курс ставит своей основной задачей знакомство студентов с общими тенденциями изучения человека как социального субъекта в рамках социальной психологии. Показана эволюция различных взглядов на социальное развитие личности в рамках теоретических ориентаций социальной психологии; в рамках курса рассматриваются возможные «стороны» социализации (адаптация, интернализация, инкультурация), рассматриваются влияние культуры на процессы социального развития личности, институциональные уровни социального влияния (семьи и образовательных, политических, общественных институтов), влияние в ходе социализации «своей» и «чужой» групп, воздействие на ход социализации средств массовой информации, а также рассматриваются социально-психологические закономерности формирования Я-концепции, ее структурные и динамические характеристики, анализируются предпосылки становления и особенности развития проблематики социальной идентичности личности как одной из ведущих современных областей социальной психологии.

  • Актуальные проблемы социальной и политической психологии — профессор Л.В.Куликов
    Курс «Актуальные проблемы социальной психологии» посвящен анализу современных социальных проблем и подходов: психология социального познания, психологии коммуникаций, психологии групп, лидерство и руководство, психология конфликта, психология межгрупповых отношений, социальная психология личности. Возможности развития социальной психологии в России. Социальная психология на рубеже веков. Социальный конструктивизм. Критическая социальная психология. Современные подходы к вопросу о предмете социальной психологии.

  • Практикум по методам социальной и политической психологии — ст.научный сотрудник В.А.Чикер
    Практикум по методам социальной и политической психологии - базовый методический курс практической психологии, в основе которого лежит освоение основных методов эмпирического и экспериментального исследования, необходимых для осуществления качественной научной работы. В ходе освоения курса происходит ознакомление со спецификой и особенностями основных методов эмпирической и экспериментальной социальной и политической психологии (наблюдением, опросными методами - анкетированием, интервью, беседой, контент-анализом, социометрией и др.), а также современными методами, включающими в себя интерактивную составляющую (тренинги, фокус-группы, кейс- и дискуссионные методы и др.). Обсуждаются их возможности и ограничения. Курс направлен на понимание и освоение возможностей изучения социальных процессов, происходящих в обществе, больших и малых группах, а также личности, включенной в различные социальные группы. Особое внимание уделяется современным тенденциям применения методов, основанных на логике научного исследования.

  • Дизайн психологических исследований. Часть 1 — ст.научный сотрудник В.А.Чикер
    В ходе освоения курса студенты обучаются созданию современного дизайна психологического исследования, осваивают логику научного познания, планирования и проведения исследования. Изучаются теоретические и практические основы современных классификаций методов и их применения в социальной психологии. Полученные знания способствуют построению программы будущего магистерского исследования в области социальных и общественных явлений. В результате изучения дисциплины студенты приобретают навыки объединения теоретических знаний, получаемых в основных курсах («социальная психология», «политическая психология», «общая психология» и др.) с пониманием стратегического направления реализации методологических основ в практическом изучении психологических процессов, происходящих в социальных группах и обществе.

  • Производственная практика — ст.научный сотрудник В.А.Чикер
    Цель производственной практики – закрепление и углубление полученных в ходе обучения теоретических знаний, апробация практических умений и навыков в соответствии с требованиями к уровню подготовки в магистратуре. В ходе практики происходит знакомство со спецификой работы психолога в области социальной психологии, формируются навыки психодиагностической работы, психологического консультирования, психологического сопровождения, психологического вмешательства, анализа организационных и политических процессов.

  • Социальная психология общения. Тренинг организационных изменений — ст.научный сотрудник В.А.Чикер
    <Цель курса - ознакомиться с социально-психологическими процессами, сопровождающими функционирование самых различных организаций. Изучается история социальной психологии в организациях, пути повышения эффективности их деятельности с учетом имеющихся человеческих ресурсов, отражающихся в показателях социального капитала. Обсуждаются подходы и методы изучения организационных проблем, конфликтов, внедрения инноваций, руководства и лидерства, коммуникаций, социально-психологического климата и организационной культуры, доверия и лояльности сотрудников, карьеры, профессионального выгорания и деформации, моббинга. Кроме теоретической части, курс содержит и практическую составляющую - тренинг организационных изменений, в котором используются ролевые и деловые игры для лучшего понимания психологических аспектов организационной жизни.

  • Тренерское мастерство. Теория и практика групповой работы — ст.научный сотрудник В.А.Чикер
    Дисциплина имеет своей целью познакомить студентов с современными концепциями и моделями групповой работы; а также обеспечить практическое освоение ими технологий планирования и ведения групповой работы – основных программ социально-психологических тренингов. Дисциплина направлена на формирование системы представлений о современных теориях и моделях групповой работы и на практическое овладение студентами методами планирования и ведения таких видов групповой работы, как обучающие и диагностические тренинги, семинары, рабочие совещания, деловые игры, модерационные сессии. Значительная часть курса проводится в режиме психологического тренинга с использованием активных методов обучения: ролевых и деловых игр, модераций, психотехнических упражнений, командной работы над кейсами и групповых дискуссий. В числе предполагаемых результатов изучения курса — овладение технологиями создания и проведения тренинга.

  • Психология общения. Тренинг коммуникативной компетентности — доцент Т.Г.Яничева
    Курс посвящен базовой социально-психологической категории - общению. В теоретическом блоке курса обсуждаются основные функции общения, составляющие единого процесса - коммуникация, интеракция и социальная перцепция, виды и уровни общения. Рассматриваются конкретные эффекты и закономерности каждой из сторон единого процесса: вербальная и невербальная коммуникация, способы взаимодействия: подражание, заражение, внушение, аргументация, основные эффекты социальной перцепции: эффект ореола, проекции, установки. Практический (тренинговый) блок курса направлен на повышение коммуникативной компетентности обучающихся, как важнейшей профессиональной компетенции специалиста-психолога. В ходе тренинга обучающиеся имеют возможность оценить и проанализировать собственные коммуникативные навыки, а также потренировать их на практике.

  • Социальная психология креативности — доцент Т.Г.Яничева
    Курс социальной психологии креативности отличает высокая актуальность в современном динамичном, противоречивом, сложном мире. Креативность является мощным ресурсом адаптации к новым условиям, способствует достижению результатов и успехов в профессиональной сфере. В курсе мы обращаемся к классическим и современным подходам к пониманию феномена креативности, обсуждаем источники креативного потенциала личности и организации и барьеры ее проявления. Важная тема - креативный процесс и технологии его оптимизации. Отличительной особенностью курса является наличие значительного числа практических занятий, где участники на собственном опыте могут проанализировать и обсудить свойственные им проявления креативности, увидеть сферы и области развития собственного творческого потенциала.

  • Психологическое консультирование — доцент Т.Г.Яничева
    Курс можно рассматривать как введение в тематику психологического консультирования. Навыки консультирования можно отнести к арсеналу профессиональных компетенций психолога любой специализации, поэтому приобретение базовых знаний в этой области представляется необходимым для магистрантов программы “Социальная психология и политическая психология”. В рамках курса обсуждаются принципы, этапы, виды психологического консультирования, подходы к консультированию в различных психологических школах. Большой пласт работы имеет практическую направленность, включает разбор кейсов, ролевые игры, упражнения на развитие профессиональных навыков психолога-консультанта.

  • Социальная психология рекламы — доцент И.В.Кузнецова
    Курс «Социальная психология рекламы» направлен на изучение магистрантами инструментов и методов оценки продуктов массовой коммуникации, в частности рекламы. Основная задача курса – сформировать понимание того, что является эффективной рекламой. Дисциплина ориентирована на развитие практических навыков, при которых рассматриваются удачные и менее удачные продукты рекламы в форме видео, аудио, текстовых и графических форм. Отдельное внимание уделяется понятию этичности рекламных продуктов.

  • Социальная психология в медиа-пространстве — доцент И.В.Кузнецова
    Социальная психология в медиа-пространстве является базовым курсом для понимания процесса подачи, изменения и восприятия информации, передаваемой посредством различных технических средств. В рамках курса «Социальная психология в медиа-пространстве» подробно рассматриваются компоненты массовой коммуникации: особенности передачи информации исходя из специфики каналов массовой коммуникации; изучение основных принципов передачи информации (рассматриваются основные виды информационного влияния, такие как внушение, заражение, убеждение, информирование и другие); рассматриваются факторы, влияющие на особенности восприятия информации с учетом особенностей коммуникатора и аудитории. Отдельное внимание уделяется практическим вопросам, связанным с экспертизой продуктов массовой коммуникации.

  • Психологическое сопровождение бизнеса — доцент В.И.Доминяк
    Курс направлен на ознакомление с основными аспектами психологического сопровождения бизнеса, формирование партнерской позиции психолога, направленной на достижение бизнес-целей. Раскрываются формы работы психолога в бизнес-контексте. Рассматриваются примеры применения социально-психологического инструментария в бизнесе. Занятия проводятся в интерактивной форме. Для достижения целей курса используются кейсы, групповые дискуссии, проектный метод. Ключевой вопрос, отражающий основное содержание курса: “Чем психолог может быть полезен бизнесу?”.

  • Психология социальной мотивации — ст.преподаватель М.А,Недошивина
    В рамках курса "Психология социальной мотивации" будут рассмотрены основные подходы к изучению мотивационной сферы личности и ее социальных аспектов. Способность диагностировать, анализировать и интерпретировать поведение личности с точки зрения действия ключевых социальных мотивов – это системная задача, достижение которой позволяет практикующему психологу успешно применять в работе полученные знания и навыки, в том числе, при планировании и реализации общественно-значимых проектов.

  • Психология межличностных отношений — доцент Т.В.Казанцева
    Курс знакомит с современными направлениями исследований в области психологии межличностных отношений, способствует формированию знаний в области теоретико-методологических основ анализа межличностных отношений, критериев и предикторов функциональных и дисфункциональных отношений, психологических механизмов дефицитарных отношений. В рамках освоения курса большое внимание уделяется интеграции полученных знаний в практическую деятельность. Используемые современные интерактивные формы работы: анализ кейсов, моделирование ситуаций и ролевые игры, выполнение диагностических и исследовательских заданий, проектная работа – способствуют формированию практических умений и навыков в области межличностных отношений, диагностики межличностных установок и паттернов, анализа межличностных трудностей отдельного человека, разработки плана психологической помощи.

  • Социальная психология семьи — ст.преподаватель Е.А.Юмкина
    Курс направлен на формирование компетентности в области теории и практики семейной психологии. Содержание курса представлено четырьмя модулями: «Социально-психологический подход к изучению семьи», «Структура отношений в семье», «Групповые процессы в семье», «Жизненный цикл семьи». В ходе изучения используются интерактивные формы обучения: групповые дискуссии, анализ конкретного случая (в том числе на материалах художественной литературы и кино), моделирование ситуаций, диагностические задания, проведение и презентация групповых проектов. Результатом освоения курса является ориентировка в ключевых проблемах семейных отношений в зависимости от стадии жизненного цикла, умение применять методы диагностики проблем в семейных отношениях к конкретному случаю, знание принципов и подходов к оказанию психологической помощи семье.

    Большое внимание уделяется практике студентов. Основные базы практики:

    • НГОУ дополнительного образования «Архитектура будущего»
    • ООО «Доминанта»
    • Институт тренинга
    • «Энергомаш»
    • компания «Стимер»
    • Исаакиевский Собор