Печать

Памяти Ирины Ивановны Мамайчук

Факультет психологии СПбГУ понес тяжелую утрату. 21 февраля 2023 умерла Ирина (Ираида) Ивановна Мамайчук — выдающийся ученый, доктор психологических наук, профессор. Мы, ее коллеги и ученики, хотели бы поделиться своими воспоминаниями об этой замечательной женщине.

                               Ирина Ивановна Мамайчук в начале своей научной карьеры с 1967 по 1991 год работала в институте Г.И. Турнера. В психологическом кабинете института, единственном тогда в СССР, она начала работать лаборанткой. Здесь она сделала свои первые шаги в профессии и в дальнейшем всегда очень тепло, с благодарностью, отзывалась о годах, проведенных в клинике и замечательных людях, у которых обучалась профессии. «24 года работы в институте им. Г.И. Турнера сыграли огромную роль в моём мировоззрении, в моей профессиональной и личной жизни», — так Ирина Ивановна писала в «Вестнике института им. Г.И. Турнера». Студенткой она пришла на практику к прекрасному специалисту: коррекционному педагогу и психологу Р.Я. Абрамович-Лехтман. У нее она обучалась искусству общения и особенностям психокоррекционной работы с детьми, страдающими тяжелым заболеванием — детским церебральным параличом. В дальнейшем Ирина Ивановна посвятила множество научных работ психологии детей с ДЦП и разработала психокоррекционные технологии для работы с такими детьми. Она отмечала, что, занимаясь с ребенком, очень важно поддерживать с ним эмоциональный контакт, сохранять рабочие отношения с врачами, родителями, воспитателями, логопедами и педагогами, обучающими ребенка. Такой подход позволяет избавить ребенка с тяжелым неизлечимым заболеванием от психологической инвалидности, создает ресурсы для преодоления трудностей в будущей жизни. Такое понимание смысла работы психолога в ортопедической клинике соответствовало общей гуманистической направленности специалистов разных профессий, работавших в институте и широким взглядам на проблемы больных детей руководителей института. Ирина Ивановна всегда очень тепло вспоминала директоров клиники Гончарову М.Н., Закревского Л.К., Фищенко П.Я., Андрианова В.Л, которые с интересом и большим уважением относились к профессиональным начинаниям молодого специалиста.

На начальном этапе своей профессиональной деятельности Ирина Ивановна совмещала обучение в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете психологии и работу в институте. Психология - молодая наука, первые дипломированные специалисты в этой области появились в конце 60-70 годов. Ирина Ивановна являлась одним из первых в нашей стране клинических психологов, выполнявших практическую и научную работу. Окончив университет, она продолжила работу в институте в качестве врача-психолога. Она преодолела множество трудностей в процессе профессионального становления, но при этом всегда с юмором вспоминала о курьезных моментах и случаях непонимания со стороны врачей и других медицинских работников. Ирина Ивановна активно занималась просветительской работой: читала лекции по психологии в обществе «Знание», проводила семинары с ортопедами и другими представителями медицинской профессии для обмена опытом по ведению больных.

Практическая работа сформировала научные интересы Ирины Ивановны. В 1978 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук, посвященную изучению восприятия у детей с детским церебральным параличом. Научными руководителями ее диссертационного исследования «Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников в норме и при нарушениях моторики и интеллекта» были выдающийся психолог, доктор психологических наук, профессор А.В. Ярмоленко и кандидат медицинских наук, доцент Т.А. Немчин. После защиты диссертации, Ирина Ивановна продолжила работу в институте, совмещая практическую работу и научную деятельность. В фокусе ее научных интересов оказались дети с другими ортопедическими патологиями. По результатам работы с детьми с ревматоидным артритом, последствиями остеомиелита, нейрофиброматозом, Ирина Ивановна, совместно с ведущими специалистами - ортопедами института, опубликовала несколько статей в ведущих научных журналах.

С 1991 года Ирина Ивановна перешла на работу в Санкт-Петербургский государственный университет, где продолжила научную деятельность и активно включилась в преподавательскую работу. Университетская среда: профессиональное общение с замечательными учеными – психологами, юная энергия студенческой аудитории, стали благотворной почвой для появления новаторских идей и реализации огромного педагогического таланта молодого специалиста. Основным направлением профессиональной деятельности Ирины Ивановны Мамайчук стало изучение формирований психики детей и подростков в осложненных биологическими и социальными факторами условиях. Ее работы продолжили научные традиции выдающихся отечественных и зарубежных специалистов по проблемам психологии нарушенного развития и, наряду с работами признанных психологов (Трошин Г.Я., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В., Лебединская К.С. и др.), стали своеобразным «золотым стандартом» в исследованиях проблем данной тематики. Она последовательно продвигала идею дифференцированного подхода к анализу различных вариантов аномального развития. Подчеркивала необходимость комплексного подхода к изучению нарушений психического развития. Ее работы не только привнесли новое в понимание закономерностей в формировании отклонений в психическом развитии, но и углубили представления психологов о нормальном развитии перцепции, моторики, мышления. Сама она считала чрезвычайно важной для современного психолога мысль Анри Валлона: нормальный ребенок раскрывается в патологическом ребенке.

Исследовательская и просветительская деятельность Ирины Ивановны носила ярко выраженную гуманистическую направленность. Общий фон дискуссий Ирины Ивановны с учениками и коллегами создавал уверенность в более широких возможностях развития «особых» детей, если они принимаются как личности со своими сильными качествами. Она подчеркивала, что компенсаторные возможности ребенка намного богаче, чем мы привыкли думать. «Эти дети такие же, как и мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего, нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки» (Из книги: «Помощь психолога детям с аутизмом», 2007).

Педагога – Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Блестящий лектор, она всегда сопровождала изложение теоретического материала яркими примерами, которые часто были связаны с ее разнонаправленным опытом практической работы.

Она считала, что ценность результатов научных исследований определяется их прикладным значением. Огромный опыт практической деятельности, помноженный на широкие теоретические знания, нашел отражение в ее докторской диссертации «Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции», которую она успешно защитила в 2004 году.

Доктор психологических наук, профессор И.И.Мамайчук оставила богатое творческое наследие. Среди наиболее известных ее трудов -монографии, учебники, научные статьи: «Детский церебральный паралич» (монография в соавторстве с Шипициной Л.М. (2001), «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (2004), «Помощь психолога детям с аутизмом» (2007, 2014), «Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения» (2007, 2014), «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» (2017), «Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии» (2015), «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (2010) и другие.

Ирина Ивановна была чутким наставником и педагогом. За годы работы в университете, она подготовила несколько поколений клинических психологов. Под ее руководством защищены десятки дипломов, более 35 кандидатских диссертаций. Ученики Ирины Ивановны успешно работают не только в нашей стране, но в Латинской Америке, Германии, Голландии, Саудовской Аравии, Йемене, Израиле, Греции. Работая в родных странах, они продолжают развивать идеи своего российского научного руководителя, достойно внедряют научные традиции Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы. Профессиональная деятельность И.И. Мамайчук была неразрывно связана с большой общественной работой, которую она вела в Санкт-Петербурге, являясь внештатным экспертом-психологом, психологом-консультантом при уполномоченном по правам ребенка Санкт-Петербурга и Городской ассоциации родителей детей-инвалидов.

Ирина Ивановна была убеждена, что полноценная помощь больному ребенку или подростку невозможна без научно обоснованного психологического сопровождения его семьи. В центре внимания специалиста-психолога, должны быть такие особенности родственников как реакция на болезнь ребенка, воспитательные установки, характер детско — родительских взаимоотношений, личностный профиль родителей и прародителей, их психоэмоциональный статус, защитные механизмы и копинги, семейная история. Она подчеркивала, что тщательное изучение семейного контекста необходимо для глубокого понимания своеобразия ребенка, структуры нарушенного психического развития, перспектив психокоррекции и лечения. Кроме того, такой подход позволяет увидеть ресурсы семьи, на которые следует опираться при оказании ему психологической помощи.

С именем Ирины Ивановны Мамайчук, связано возникновение и деятельность общественного движения взаимопомощи родителей в нашей стране. В 1989 году при ее непосредственном участии на базе общества милосердия «Ленинград» организован клуб «Особый ребенок» для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями (позже родительская ассоциация «Особый ребенок»). Деятельность клуба была направлена на знакомство родителей и детей друг с другом, совместное проведение досуга, оказание взаимной поддержки. Профессиональная помощь Ирины Ивановны реализовывалась не только в групповых дискуссиях, тренингах и психологических консультациях, но и при непосредственном сопровождении подопечных на экскурсиях и совместных прогулках. Уникальный опыт общения ленинградских (петербургских) «особых» семей широко распространился по всей стране, и сейчас в разных городах России функционирует множество родительских ассоциаций детей-инвалидов.

Ирина Ивановна Мамайчук награждена почетными грамотами за участие в конкурсе на соискание премий 2003 и 2010 годов Санкт-Петербургского государственного университета «За научные труды». В 2019 г. ей присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». На творческое наследие Ирины Ивановны будут опираться многие поколения клинических психологов. Коллеги, ученики и друзья будут помнить ее как яркого человека, активного, честного, искреннего, самоотверженного, бесконечно преданного отечественной психологии и своему делу.

Пятакова Г.В., Миланич Ю.М., Щелкова О.Ю., Ходырева Н.В.

ψ ψ ψ

С глубоким сожалением узнал, что Ирины Ивановны больше с нами нет. Мне посчастливилось познакомиться с ней во время учебы в аспирантуре. Необходимо было изучить особенности познавательной деятельности у детей, страдающих нейрофиброматозом. Поражали доброжелательное отношение к коллегам, внимательное отношение к пациентам, скрупулезность с которыми проводились исследования. Ирина Ивановна навсегда останется в душе добрым примером для подражания.

Поздеев А.П., детский ортопед–хирург ФБГУ научно-медицинского исследовательского
центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, д.м.н, профессор

ψ ψ ψ

С Ириной Ивановной меня связывали долгие годы работы в научно-исследовательском детском ортопедическом институте им.Г.И.Турнера, совместная научная деятельность, теплые человеческие отношения. Я начинала свою профессиональную работу в детской клинике в качестве психолога –практика, где Ирина Ивановна уже работала в должности старшего научного сотрудника и имела большой авторитет среди медицинского персонала и коллег-психологов. Она была моей наставницей и справедливым критиком в моей работе с больными детьми, их семьями, а впоследствии - руководителем моего диссертационного исследования. Совместная работа с Ириной Ивановной подарила мне бесценный профессиональный опыт, умение оставаться на позиции служения больному ребенку в любой, самой трудной жизненной ситуации. Ирина Ивановна всегда была для меня примером трудолюбия и преданного отношения к своему делу. Последний разговор с Ириной Ивановной у меня состоялся, когда она уже была тяжело больна — за несколько дней до ее ухода. Она была полна творческих планов, сокрушалась о том, что из-за слабости не может полноценно работать. Я бесконечно благодарна Ирине Ивановне за счастливые годы совместной работы, бесценную помощь наставника, наполненное смыслом и юмором дружеское общение.

Пятакова Г.В., с.н.с. ФБГУ научно-медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, доцент кафедры психологии экстремальных и кризисных ситуаций СПбГУ, факультет психологии

ψ ψ ψ

Впервые встретилась с Ириной Ивановной на психотерапевтической сессии по юнгианскому психоанализу, которую проводил известный юнгианец из США Браун. Она мне запомнилась своей ироничностью, чувством юмора и простотой в общении с начинающими аспирантами. Хотя мы были на разных кафедрах, она меня всегда доброжелательно мотивировала написать докторскую диссертацию, приводя себя в пример».

Ходырева Н. В. факультет психологии, кафедра психологии здоровья

ψ ψ ψ

Мы проработали с Ириной Ивановной на кафедре медицинской психологии и психофизиологии более 20 лет. Ирина Ивановна была личностью самобытной, одаренной, прошедший трудный жизненный путь и добившаяся чрезвычайного уважения коллег и искренней любви учеников исключительно своим трудом и характером, вкладом в науку и практику детской клинической психологии. За 30 лет работы в СПбГУ, с 1994 года на кафедре медицинской психологии и психофизиологии с момента ее образования, Ирина Ивановна вела активную педагогическую и научную работу. Ею реализованы многочисленные научные проекты, разработаны уникальные авторские курсы «Психология нарушенного развития», «Клиническая психология в экспертной практике» и др., подготовлены и широко востребованы специалистами многочисленные пособия, в которых приводятся научно обоснованные и эффективные алгоритмы психологической работы с особыми детьми и их родителями. Ученого и педагога Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Умение увлечь, ясность изложения, прочная теоретико-методологическая основа преподаваемого материала, разбор реальных клинических примеров, эмоциональность и юмор ― отличительные черты преподавательского стиля Ирины Ивановны. Как настоящего ученого, Ирину Ивановну отличали твердые взгляды и принципы, которым она никогда не изменяла, привитые ей Борисом Герасимовичем Ананьевым и Августой Викторовной Ярмоленко, у которых она непосредственно училась в ЛГУ. Она не раз доказывала это в острых дискуссиях с коллегами, исповедующими другие научные взгляды, а свою благодарность за «школу» выразила в яркой статье в «Вестнике Санкт-Петербургского университета», посвященной памяти А.В. Ярмоленко. Как педагога ее отличала материнское отношение к ученикам. Кроме того, мы знаем об огромной благодарности родителей сложных детей, которым она помогла как клинический психолог и эксперт в судебных процессах. Мы знаем также, как Ирина Ивановна мужественно боролась с болезнью и в последние дни стремилась принять участие в заседании кафедры, несмотря на тяжелое состояние; мы знаем, как она относилась и сколько делала для своей семьи. Все это вызывает огромное уважение не только как к ученому, но и как человеку. И тем сильнее боль утраты – невосполнимая, неожиданная, несправедливая. Мы благодарны Ирине Ивановне за годы совместной работы, за профессиональный опыт и преданность отечественной психологии, кафедре, факультету и университету».

Щелкова О.Ю., заведующий кафедрой медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ

ψ ψ ψ

Мы знали Ирину Ивановну как большого ученого, активного преподавателя, практического детского клинического психолога, автора множества книг и пособий. Ирина Ивановна на протяжении многих лет была членом диссертационного совета нашего института. Она активно участвовала в научных и научно-практических конференциях; на только что прошедшей конференции «Ананьевские чтения – 2022» она была руководителем секции «Проблемы социальной адаптации и семейного воспитания детей и подростков с нарушением в развитии» и выступала с докладом. Под чутким руководством Ирины Ивановны молодые соискатели аспиранты успешно защищали кандидатские диссертации. Научное наследие Ирины Ивановны на долгие годы останется стимулом и основой для новых исследований ее многочисленных учеников. Ирина Ивановна запомнится нам как талантливый преподаватель, внимательный наставник, отзывчивый коллега, оптимист, человек с живым чувством юмора. Это был настоящий друг, ее потеря невосполнима.

Директор и сотрудники института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена

ψ ψ ψ

Мы очень ценили всегда огромный вклад Ирины Ивановны в детскую психологию аномального развития — ее книги по диагностике и коррекции детского аномального развития являются обязательными в программах профессионального обучения специалистов по Клинической психологии в МГУ; всегда разбираются на лекциях и семинарах. Светлая память прекрасному специалисту и светлому человеку! Всегда будем помнить Ирину Ивановну и транслировать ее идеи!

Печникова Л.С., доцент кафедры нейро-и патопсихологии МГУ

ψ ψ ψ

Ирина Ивановна всегда была активным участником жизни клинических и специальных психологов, исследователей и практиков, ею изданы прекрасные книги, по которым еще будут учиться и работать не только ее ученики, но и ученики ее учеников. Невероятно жаль, Рано… каждый год ждали ее новую книгу с новыми раскрытыми профессиональными тайнами коррекции и диагностики детей с нарушенным развитием. Остается наследие и наша память о замечательной Ирине Ивановн».

Зверева Н.В., ведущий научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ
и профессор ф-та Клиническая и специальная психология ФГБОУ ВО МГППУ

ψ ψ ψ

С уходом в вечную жизнь Ирины Ивановны для меня пошатнулся, но не потускнел тот ориентир, тот критерий, тот суд, мерою которого я мерил всю свою профессиональную деятельность, мысленно и, к сожалению теперь, в недостаточно частых встречах с моим руководителем диплома и научным руководителем диссертации. Для меня она была проводником в ленинградскую школу психологии, в славную область отечественной психологической науки, к которой я имею честь быть причастным. на «бремена тяжелые и неудобоносимые» была до конца в строю, но ее вахта закончилась — покойся с миром, Ирина Ивановна! Утрата невосполнима. Скорблю вместе с Вами и кафедрой.

Сырцев А.В., студент и аспирант И.И. Мамайчук,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (профессионального психологического обеспечения)
«Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота
«Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»

ψ ψ ψ

Для меня Ирина Ивановна стала проводником в мир психологии и науки. С теплом и огромным уважением вспоминаю ее, она была уникальной личностью, светлым, порядочным, творящим добро человеком.

Гусева Ольга, бывшая аспирантка Ирины Ивановны