Печать

К 100-летию со дня рождения Алексея Александровича Бодалёва

Bodalev 1

Бодалёв Алексей Александрович — доктор психологических наук, профессор, Академик РАО, декан факультетов психологии ЛГУ (1972-1976), МГУ (1979-1986)

Биографическая справка

Алексей Александрович Бодалёв (13.10.1923-20.12.2014 гг.), советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик российской академии образования (РАО), заслуженный деятель науки РФ. Внес огромный вклад в развитие отечественной психологии и создал оригинальную научную школу, изучающую фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Является автором более 500 опубликованных трудов, многие из которых были изданы в других странах (Япония, Канада, Германия, Франция, США и др.). Родился в семье служащего.

Основные этапы жизни

В годы Великой Отечественной войны Алексей работал на строительстве оборонительных сооружений блокадного Ленинграде. С 1945 по 1950 гг. учился на философском факультете Ленинградского университета, был учеником Б.Г. Ананьева. После окончания работал учителем логики и психологии и классным руководителем 207-й ленинградской школы. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование требовательности к себе у старшего школьника», в 1966 — диссертацию доктора психологических наук «Восприятие и понимание человека человеком».

Алексей Александрович успешно сочетал научную работу с научно-педагогической и организаторской деятельностью. Его «послужной список» богат и разнообразен: заведующий кафедрой общей психологии Ленинградского университета (1969-1976), декан факультета психологии ЛГУ (1972-1976) После переезда в Москву он организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 году был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979 г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ.им. М.В. Ломоносова. В академической сфере он: академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР, вице-президент той же Академии, действительный член Российской академии образования, главный научный сотрудник Психологического института, руководитель исследовательского коллектива, работающего в области психологии общения, развития и реабилитации личности.

Творчество и научная школа.

А.А. Бодалёв, опираясь на идеи своих учителей — Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, — создал оригинальную научную школу, в которой нашла свое развитие и реализацию идея целостного познания человека как субъекта отношений. В научном творчестве Алексея Александровича отчетливо выделяются два основных направления: психология общения и психология акме — проблемы неразрывно связанные между собой, включенные в единый логический ряд развития человеческой индивидуальности. Знакомство с многочисленными публикациями А.А. Бодалёва убеждает, что замечательной его особенностью как человека и ученого является постоянный и напряженный поиск нового, стремление все более глубоко и многосторонне раскрыть исследуемую проблему. От анализа сущности общения и определяющих его основных факторов автор переходит к рассмотрению различных ипостасей общения — искусство как проявление общения, общение в процессе учения, общение с самим собой, общения с Богом. Он вводит понятие «пространство общения», рассматривает содержание, широту, глубину этого пространства, его зависимость от индивидуально-психологических, возрастных, половых различий.

Под его научным руководством и консультациями подготовлено около 120 кандидатских и 24 докторских диссертаций. С 1971 года член-корреспондент, а позже — академик АПН СССР. Академик Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук, Международной академии педагогических наук и член Международной ассоциации научной психологии. 

В работах А. А. Бодалёва рассматривается феноменология, закономерности и механизмы социального познания. При этом межличностное общение трактуется как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий. Одним из первых в российском человекознании раскрыл предмет акмеологии — науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и исследующей развитие человека как индивида, личности и как субъекта деятельности на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Области научных исследований: общая, педагогическая, социальная психология, акмеология. В докторской диссертации и в последующих работах впервые в отечественной психологической науке последовательно была освещена феноменология познания человека человеком — процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, актуализирующиеся у людей, когда они взаимодействуют друг с другом. Были прослежены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенностями мотивационно-потребностной сферы у лиц, участвующих в общении, а также их поведением. Раскрыты различия указанных процессов в проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в особенностях поведения при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола, профессии участников общения. Впервые в отечественной психологии систематически изучены закономерности и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке.

Видео-выставка о жизни А.А.Бодалёва по материалам архива г. Сарапул

Основные труды А.А. Бодалёва

См. также:

Биографика А.А.Бодалёва на ресурсе МГУ им. М.В.Ломоносова; на ресурсе СПбГУ