Печать

Психология образования: программа, работающая на будущее

Состоялось первое заседание Совета образовательной программы магистратуры «Психология образования». Совет возглавила генеральный директор частной Санкт-Петербургской гимназии «Альма-Матер» Татьяна Щур.

Представляя членам Совета позицию университета, заместитель начальника учебно-методического управления Елена Меньщикова отметила важность такой активно работающей структуры и для признания в мировом сообществе: «Международные аккредитующие организации поддерживают программы, где есть действующий совет внешних экспертов-практиков».

Научный руководитель программы Нина Бордовская предложила всем членам Совета детально ознакомиться с учебным планом, программами читаемых курсов и высказать свои пожелания по усилению необходимых, с их практической точки зрения, составляющих. Говоря о компетенциях, которые приобретают выпускники программы, профессор Бордовская пояснила, что необходимо учитывать мнения работодателей, чтобы специалисты, выходящие из стен университета, были сразу же востребованы и максимально полезны в профессиональной деятельности. Подспорьем здесь служат базы практик, где потенциальные работодатели реально видят студентов и могут оценить их по достоинству.

Особое внимание Нина Валентиновна уделила магистерским диссертациям: «Наша задача сделать так, чтобы темы предлагаемых магистерских диссертаций были бы полезны на практике. Важно опираться на запрос со стороны потенциального работодателя нашим ученым при формулировании тем в той форме, в том знании предмета науки, которое помогло бы найти способ решения практических задач».

Также, профессор Бордовская рассказала о планах профессорско-преподавательского состава по обновлению программ с учетом современных инновационных тенденций. С 2019 года планируется перейти на подготовку не просто психолога в сфере образования, а профессионала владеющего современными цифровыми технологиями. «Такая траектория программы под названием «Психолог в сфере цифрового образования» во многом станет новой, исследовательской работой. Например, Татьяна Аяновна предоставила нашим преподавателям и магистрантам площадку, где они смогут проводить исследования, нарабатывать многое из того, что в последующем позволит выйти на совершенно новый уровень подготовки психологов».

Принимавшая участие в заседании Совета председатель учебно-методической комиссии по направлению психология Наталья Медина Бракамонте подчеркнула важность новой инициативы преподавателей СПбГУ. На фоне проходящего сейчас в профессиональном обществе обсуждения компетенций в рамках цифровой экономики, сложилось понимание, что уже сейчас нужны специалисты, которые будут работать в сфере образования с формированием таких компетенций. Также нужно помнить и другую уникальность данной магистерской программы – академичность. При всей важности практической значимости профессии психолога а сфере образования, «можно магистратуру и аспирантуру рассматривать как вариант сохранения научно-педагогических кадров. При таком подходе, когда большое количество преподавателей сосредоточено вокруг каждого магистранта, происходит кропотливая работа по его развитию не только научного руководителя, но и каждого преподавателя, который читает ту или иную дисциплину».

Татьяна Щур обратила внимание на значимость для психолога-педагога владения методиками и специальными знаниями, которые преподают в рамках программы «Клиническая психология», т.е. содержание существующих курсов для магистрантов программы «Психология образования» необходимо усиливать дополнительными знаниями. «И еще пожелание для тех, кто приходит на практику и в будущем на работу – это равное владение всеми видами деятельности. Они должны уметь и проводить диагностику тренинги, то есть все виды работ в группах и индивидуально, также уметь анализировать ситуации и их последствия. Может быть, приглашать практикующих психологов или создавать игровые ситуации непосредственно на семинарах с приглашением посторонних людей, чтобы студенты решали свой кейс вместе с ними».

Кроме того, студент должен понимать, в какой области лежит его личный интерес, еще в период обучения задуматься, выстроить свой путь развития, что его больше привлекает: практика, научная работа или умение интересно рассказывать (преподавать). И надо подумать, как это можно было бы в идеале осуществить в период подготовки обучающихся.

С информацией о перспективах трудоустройства выпускников членов Совета познакомил доцент СПбГУ Роман Демьянчук, заметив, что результаты успешного трудоустройства напрямую зависят от ряда обстоятельств: количество запросов на психологов в сфере образования от образовательных организаций города и области; специфичность таких запросов не только со стороны руководителей организаций, но и самих выпускников. Роман Викторович считает, что «каждый человек, который обучается в магистратуре, должен приобрести видение своего профессионально-личностного развития».

Традиционно, исторически, подготовка специалистов в нашем университете ориентирована на формирование научно-исследовательского мышления у студентов, а уже потом на научно-педагогическую и прикладную составляющие. Этот аспект также стал темой обсуждения с точки зрения усиления практического аспекта учебной программы. Роман Викторович также отметил обеспеченность всеми необходимыми базами для прохождения практики и даже на выбор: «На сегодняшний день наша программа обеспечена шестью образовательными организациями со стороны работодателей, которые имеют разнообразный экспериментальный статус, в том числе лаборатория у Т.А.Щур, и пять опытных экспериментальных площадок для исследования широкого спектра проблем  от национальной стратегии учительского роста до цифровизации психодиагностических исследований и психологического вмешательства и продолжения непрерывного образования детей с аутизмом и сопровождением детей с синдромом дефицита внимания, гиперактивностью».

В завершении первого заседания Совета был намечен план работы на ближайшую перспективу, обозначены точки, на которые члены Совета обратят особое внимание.

Документы Совета образовательной программы "Психология образования"

Для справки:

Татьяна Аяновна Щур возглавляет гимназию АЛЬМА МАТЕР (http://alma-mater-spb.ru/) — одну из старейших частных школ Петербурга. Гимназия славится углубленным преподаванием иностранных языков. Большое внимание в школе уделяется и предметам естественно-научного цикла. Педагогический коллектив работает по программам, утвержденным Министерством образования, а также использует свои инновационные методики. Уровень гимназии постоянно подтверждается государственной аккредитацией. Гимназия является лицензированным членом Ассоциации Еврошкол ЕС и многократным победителем конкурсов «Школа года», «Петербургская школа 2020», конкурса в рамках национального проекта «Образование» и многих других. Развитие персональной успешности, индивидуальный ежегодный прогресс учащегося, индивидуальное развитие учащегося, индивидуализация общеобразовательного маршрута являются фундаментальными принципами работы гимназии.