Печать

Психологическое образование в жизни всегда пригодится

Первое заседание Совета образовательной программы бакалавриата по направлению «Психология» прошло в СПбГУ под председательством Ольги Барановой — директора Центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Калининского района Санкт-Петербурга.

Большинство членов совещания уже не один год работают в государственных экзаменационных и аттестационных комиссиях Университета и прекрасно понимают важность роли Совета в совершенствовании подготовки выпускников. Поэтому в центре внимания на первом заседании оказался учебный план образовательной программы, по которому сегодня готовят психологов в СПбГУ.

Бакалавриат «Психология» — одна из первых программ, созданная в СПбГУ в рамках двухступенчатой системы образования, известной как «Болонский процесс». Она успешно реализуется с 1990-х годов. Об этом рассказала профессор Светлана Костромина, которая долгое время возглавляла учебно-методическую комиссию по направлению «Психология». Объясняя суть формирования учебного плана, Светлана Николаевна отметила, что в основу обучения положена идея формирования у студентов навыков осознанного выбора «своей линии» в получении психологического образования. Проанализировав места работы выпускников-психологов, научно-педагогическим коллективом было принято решение ввести курсы по выбору, конкретизирующие общую подготовку применительно к выявленным сферам основной деятельности: 1) психология труда и психология менеджмента; 2) психология развития и образования; 3) социальная и политическая психология. Для тех, кто видит реализацию себя как ученого, сформирована траектория элективных дисциплин с углубленным изучением методологии проведения психологических исследований. Вариативное обучение начинается в 5-м семестре, когда студент, помимо обязательных курсов, выбирает три дополнительные дисциплины, в любом из четырех направлений,в 6-м – шесть дисциплин а на 4-м курсе остаются только элективные предметы. Таким образом, студенты формируют свои индивидуальный образовательный маршрут в том направлении, которое наиболее близко их профессиональным интересам и максимально востребовано среди работодателей.

Алла Шаболтас, декан факультета психологии и научный руководитель программы, подчеркнула, что предложенная вариативная система не только не наносит ущерба базовой подготовке, но и дает возможность студентам полностью раскрыться и осознанно сделать выбор для обучения в магистратуре.

Светлана Костромина акцентировала внимание на том, что у преподавателей университета есть понимание, что далеко не все выпускники остаются в профессии, особенно после окончания бакалавриата. «Для вчерашнего школьника – это еще не выбор профессии, а, скорей всего, выбор образования. Однако, психологическое образование, — уверена Светлана Николаевна, – это образование, которое всегда пригодится в жизни».

Председатель УМК по направлению «Психология» Наталья Медина-Бракамонте рассказала участникам совещания о процедуре самообследования для международной аккредитации образовательной программы «Психология» СПбГУ, которая проводится в текущем году.

Ключевой вопрос, обсуждавшийся на Совете, связан с компетенциями выпускников-психологов. Профессор С.Н.Костромина и доцент Н.А.Медина Бракамонте, сфокусировали внимание на проблеме, заключающейся в использовании различной терминологии в образовательном и профессиональном стандартах. По сути, высшая школа и работодатели говорят немного на разных языках, описывая одни и те же компетенции. Внедряемый в СПбГУ образовательный стандарт 3++ изначально Министерством образования РФ замышлялся как попытка найти точки пересечения двух разных сфер – образовательной и профессиональной.

Рассуждая о компетенциях психолога в эпоху цифровизации, председатель Совета Ольга Баранова высказалась за необходимость для всех выпускников иметь уверенные базовые знания в области владения современными гаджетами, а также иностранным языком: «Современный психолог должен говорить на одном языке с молодым поколением, которое уже тесно связано с цифровой экономикой. В настоящее время компетенция выпускников СПбГУ очень высока, но всегда есть возможность к совершенствованию».

В качестве обязательного аспекта были названы навыки работы с базами данных: как на уровне уверенного пользователя, так и на уровне минимального программирования для обработки опросов и анкет. Также обсудили необходимость обучения будущих и действующих психологов умению распознавать цифровых мошенников, навыкам оказания помощи детям в противостоянии таким махинациям в интернете.

Перед членами Совета поставлена задача сформулировать компетенции для профессиональных стандартов, учитывающие все возможные технические новшества в применении к профессии психолога; предложить список специальных курсов по данному направлению. В дальнейшем это поможет в повышении эффективности образовательной программы, призванной чутко реагировать на все запросы современного рынка труда.

Ольга Викторовна Баранова, подводя итоги первого заседания, высказала свое мнение: "Я считаю, что создание Совета по образовательным программам на базе СПбГУ – это большой шаг в деятельности университета и очень важный для работодателей. Выпускники, которые к нам приходят, должны обладать профессиональными компетенциями, необходимыми в нашей отрасли, как и в любой другой. Обсуждение учебных планов бакалавриата и магистратуры и аспирантуры приведет к тому, что соприкоснутся две важнейшие области – область образования и область менеджмента (работодателя). И тогда мы получим выпускников еще более компетентных".

Документы Совета образовательной программы бакалавриата "Психология"