Печать

Психологи СПбГУ провели круглый стол для Образовательного форума

Ежегодно на несколько дней Санкт-Петербург становится столицей российского образования, открытой площадкой для дискуссий, обмена опытом, откровенного профессионального диалога ведущих специалистов в области просвещения. Здесь объективно оцениваются принятые решения и определяются векторы развития отрасли.

В конце марта 2025 в Санкт-Петербурге прошел XV Петербургский международный образовательный форум, в котором участвовал Факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. Преподавателями был организован и проведен 27 марта Круглый стол «Образование длиною в жизнь: непрерывность и преемственность» в онлайн формате, что позволило привлечь рекордное количество участников из 15 регионов нашей страны и ближнего зарубежья — г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Амурская область, Калужская и Тверская область, г. Челябинск и Челябинская область, Красноярский край, Республик Татарстана и Башкортостана, Чувашии, г Минск (Беларусь) и др. Было подано 660 заявок. Поучаствовали 578 человек, среди которых воспитатели дошкольных учреждений, учителя государственных и частных школ и гимназий, преподаватели дополнительного образования, преподаватели и специалисты среднего профессионального образования, администраторы образовательных организаций всех уровней, представители и эксперты образования государственных организация и профессиональных ассоциаций, родители. Мероприятие транслировалось в официальной группе ВКонтакте Психологической клиники СПбГУ, где участники могли задавать вопросы спикерам и добавлять комментарии. По итогам проведения, запись набрала более 1200 просмотров за первые сутки после мероприятия.

Спикерами были освещены пути непрерывного профессионального и личностного развития на примере психологического образования для демонстрации преемственности. Вводное слово о системе непрерывного образования и преемственности ступеней основного образования, системы дополнительного образования, конкурсных мероприятий, на примере развития профессионального психолога, сказала декан факультета психологии СПбГУ, профессор кафедры психологии личности СПбГУ, Светлана Николаевна Костромина. «Непрерывность профессионального образования — это требование нашей современной жизни. Она подразумевает и готовность развиваться в своих профессиональных областях, опираясь на базовое классическое образование, усиливаясь новыми достижениями, новым исследованиями, новыми доказательными практиками. Непрерывность образования — это развитие всей нашей области образования, в широком смысле. Также и преемственность — это возможность смыслового выбора, смыслового самоопределения. Наша жизнь меняется постоянно. И современный человек должен уметь приложить свои знания и умения к новым условиям. Важно понимание смысла своего труда. Преемственность должна на разных стадиях помогать человеку сохранять свое профессиональное долголетие на протяжении всего жизненного пути», — подчеркнула Светлана Костромина.

Поделилась практикой предпрофильного и профильного образования школьников директор Гимназии № 343 Невского района г. Санкт-Петербурга, Ольга Александровна Зайка. Она представила опыт своего образовательного учреждения от ранней профориентации школьника к профильному образованию.

Психологи и преподаватели Психологической клиники СПбГУ Елена Викторовна Зиновьева (руководитель), Мария Юрьевна Леонтьева, Юлия Владимировна Дубовскиих сделали доклад на тему «Клиническая практика как способ обеспечения непрерывного профессионального развития» на примере Центра Профессионально-личностного консультирования Психологической клиники СПбГУ. Докладчиком выступила психолог Центра Мария Юрьевна Леонтьева. В частности, помимо акцента на принципах работы Центра, она рассказала об особенностях модели клинического обучения в СПбГУ (сочетание теории и практики непосредственно в моменте получения образования в университете). Руководитель Психологической клиники СПбГУ доцент Елена Викторовна Зиновьева добавила, что психологическое консультирование — это именно та сфера профессиональной деятельности, где нужно учиться всю жизнь. «У нас всегда идет последовательная работа на усиление мастерства наших специалистов — студентов, которых мы подготавливаем к профессиональной деятельности. Для нас важным условием является кадровый резерв. Мастера-наставники, которые готовы передавать свое мастерство начинающим специалистам, студентам старших курсов. Наша клиника сочетает два важных тренда — наставничество и служение. Альтернативой может стать ординатура в области психологического консультирования, где для слушателей курсов повышения квалификации мы могли бы воплощать идеи, связанные с преемственностью и непрерывностью образования», — говорит Елена Викторовна.

Научный руководитель Олимпиады школьников по Психологии СПбГУ Елена Леонидовна Солдатова, профессор кафедры психологии труда и организационной психологии, рассмотрела участие школьников в Олимпиаде как путь раннего профессионального развития. Она рассказала, как в университете используется олимпиадное движение для того, чтобы включиться в процесс профессионализации на относительно ранних этапах развития школьников. Был сделан отдельный акцент на Олимпиаде школьников СПбГУ по психологии, которая проводится совместно с Институтом психологии РАН уже третий год. «Есть мечта, чтобы олимпиада школьников на заключительном этапе вернулась офлайн. Психология — это профессия „человек—человек“. Нам хотелось бы оценивать способности школьников во взаимодействии, в чувствовании другого человека — по тому, как они отвечают вживую», — объяснила Елена Леонидовна.

Роман Викторович Демьянчук, доцент кафедры педагогики и психологии образования поделился принципами проведения и оценки Олимпиады студентов Petropolitan Science (Re)Search в общеуниверситетской системе подготовки. «Университет готовит не только специалистов для практической плоскости, но и специалистов для исследовательской деятельности, для науки. Это новый уровень осмысления того, что происходит в науке на стыке с практикой», — отметил Роман Викторович.

Наталья Анатольевна Медина Бракамонте, доцент кафедры педагогики и психологии образования рассказывала о траектории профессионального развития на основе повышения квалификации и переподготовки по направлению Психология. Она напомнила о двух традиционных конференциях, проводимых на Факультете психологии СПбГУ: осенью «Ананьевские чтения» и весной «Психология XXI века». Особенный акцент, с учетом аудитории, она сделала на весенней конференции молодых ученых, студентов и аспирантов «Психология XXI века», куда в этом году впервые приглашаются к участию в отдельной секции школьники, проявившие интерес к психологии.

Наталья Анатольевна, как ведущий круглого стола, подвела итог состоявшемуся рассмотрению актуальных вопросов современного образования на конкретных практических примерах, представленных спикерами по своим направлениям деятельности.

«Я очень надеюсь, что нам удалось раскрыть эту сложную область — развитие психолога. Мы стремимся к тому, чтобы образование психолога было как можно более качественным. Мы понимаем ответственность, которая возложена на нас при подготовке психолога. Пытаемся объединить все эти направления для того, чтобы была возможность построения профессиональной траектории со школьной скамьи и на протяжении всей профессиональной деятельности во взрослой жизни — это специалист, профессионал, мастер», — резюмировала Наталья Анатольевна.

2025 2703 screen