ananyev 1Борис Герасимович Ананьев

(01(14).08.1907, Владикавказ, Российская империя — 18.05.1972, Ленинград, СССР)

Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик АПН СССР (1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.

Заслуга Б.Г.Ананьева перед мировым научным сообществом в том, что он создал антропологическую психологию, которая подкреплена большим эмпирическим материалом, в том числе полученным в знаменитых комплексных исследованиях.


Родился 1 (14) августа 1907 года во Владикавказе в армянской семье народного учителя. Его отец, Герасим Борисович Ананьев, работал в русских и национальных школах Кавказа с 1890 по 1930 год, а с 1930 года — в Ленинграде, завучем и преподавателем ФЗУ и ФЗО.

В 1924 году окончил среднюю школу во Владикавказе и поступил в Горский педагогический институт (ныне — Северо-Осетинский государственный университет), на общественно-экономическое отделение. С 1925 года, ещё обучаясь на II курсе этого отделения, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента. В 1927 году в трудах Института была напечатана его первая экспериментально-психологическая работа. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.

С февраля 1929 года был зачислен аспирантом по психологии в Ленинградский институт мозга имени В. М. Бехтерева. Аспирантуру окончил так же досрочно в декабре 1930 года, и был оставлен при институте в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии. В 1934 году был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания Института мозга, а в 1937 — заведующим отделом психологии, в этой должности состоял до сентября 1943 года.

В 1937 году учёная степень кандидата наук была присуждена Ананьеву без защиты диссертации Учёным советом Московского педагогического института. В феврале 1940 года защитил докторскую диссертацию, в декабре ВКВШ утвердил его в учёном звании профессора психологии.

С 1930 года работал в ряде педагогических вузов Ленинграда (Педагогический институт имени Покровского, Педагогический институт имени Крупской), С 1938 — в Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей.

Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.

С ноября 1943 года, по возвращении в Ленинград, работал профессором психологии Педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 был избран заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ).

с 1951 по 1960 год являлся директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно заведующим кафедрой психологии (до 1953), а также профессором на отделении психологии философского факультета в ЛГУ.

Декан факультета психологии ЛГУ (1968–1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).

Заслуженный деятель науки РСФСР (1969). Награжден двумя Орденами Ленина (1954, 1971) и многими другими государственными наградами.

Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.

Ψ Ψ Ψ


  1. Психология педагогической оценки. — 1935. Переиздано в 1980 и 2007 гг. в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
  2. Очерки психологии. — 1945. Переиздано в 2007 году в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
  3. Очерки русской психологии XVIII—XIX веков. — 1947.
  4. Психология чувственного познания. — 1960. Переиздано в 2001 г., a также на нем. яз. в ГДР в 1963 г.: Ananjev B.G. Psychologie der sinnlichen Erkenntnis. — Berlin: VEB, 1963.
  5. Теория ощущений. — 1961.
  6. Психология и проблемы человекознания. — МОДЭК, 2005.
  7. Избранные психологические труды. 1 и 2 т. — Педагогика, 1980.
  8. Человек как предмет познания. — Л., 1968.
  9. О проблемах современного человекознания. — СПб., 2001.
  10. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008.

современные исследования в публикациях:



Ψ Соратники и ученики:

Его учениками были психологи А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.