Борис Герасимович Ананьев
(01(14).08.1907, Владикавказ, Российская империя — 18.05.1972, Ленинград, СССР)
Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик АПН СССР (1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.
Заслуга Б.Г.Ананьева перед мировым научным сообществом в том, что он создал антропологическую психологию, которая подкреплена большим эмпирическим материалом, в том числе полученным в знаменитых комплексных исследованиях.
Родился 1 (14) августа 1907 года во Владикавказе в армянской семье народного учителя. Его отец, Герасим Борисович Ананьев, работал в русских и национальных школах Кавказа с 1890 по 1930 год, а с 1930 года — в Ленинграде, завучем и преподавателем ФЗУ и ФЗО.
В 1924 году окончил среднюю школу во Владикавказе и поступил в Горский педагогический институт (ныне — Северо-Осетинский государственный университет), на общественно-экономическое отделение. С 1925 года, ещё обучаясь на II курсе этого отделения, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента. В 1927 году в трудах Института была напечатана его первая экспериментально-психологическая работа. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.
С февраля 1929 года был зачислен аспирантом по психологии в Ленинградский институт мозга имени В. М. Бехтерева. Аспирантуру окончил так же досрочно в декабре 1930 года, и был оставлен при институте в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии. В 1934 году был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания Института мозга, а в 1937 — заведующим отделом психологии, в этой должности состоял до сентября 1943 года.
В 1937 году учёная степень кандидата наук была присуждена Ананьеву без защиты диссертации Учёным советом Московского педагогического института. В феврале 1940 года защитил докторскую диссертацию, в декабре ВКВШ утвердил его в учёном звании профессора психологии.
С 1930 года работал в ряде педагогических вузов Ленинграда (Педагогический институт имени Покровского, Педагогический институт имени Крупской), С 1938 — в Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей.
Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года, по возвращении в Ленинград, работал профессором психологии Педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 был избран заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ).
с 1951 по 1960 год являлся директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно заведующим кафедрой психологии (до 1953), а также профессором на отделении психологии философского факультета в ЛГУ.
Декан факультета психологии ЛГУ (1968–1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1969). Награжден двумя Орденами Ленина (1954, 1971) и многими другими государственными наградами.
Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Ψ Ψ Ψ
- Фильм о Б.Г. Анаьеве: «Высшая ценность — человек» смотреть здесь
- Виртуальная выставка Музея истории СПбГУ: Борис Герасимович Ананьев. К 115-летию со дня рождения
- Биографические очерки:
→ Н.А.Логинова Б.Г. Ананьев как педагог высшей школы (к столетию со дня рождения)
→ О выступлении Б.Г.Ананьева на Всесоюзном семинаре работников школьного образования
→ Н.А.Логинова Антропологическая психология Бориса Ананьева. Изд. Институт психологии РАН. М., 2016
- Психология педагогической оценки. — 1935. Переиздано в 1980 и 2007 гг. в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
- Очерки психологии. — 1945. Переиздано в 2007 году в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
- Очерки русской психологии XVIII—XIX веков. — 1947.
- Психология чувственного познания. — 1960. Переиздано в 2001 г., a также на нем. яз. в ГДР в 1963 г.: Ananjev B.G. Psychologie der sinnlichen Erkenntnis. — Berlin: VEB, 1963.
- Теория ощущений. — 1961.
- Психология и проблемы человекознания. — МОДЭК, 2005.
- Избранные психологические труды. 1 и 2 т. — Педагогика, 1980.
- Человек как предмет познания. — Л., 1968.
- О проблемах современного человекознания. — СПб., 2001.
- Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008.
современные исследования в публикациях:
- Ю.Л. Зинченко Борис Герасимович Ананьев: Послание в будущее
- Л.А. Головей Б.Г.Ананьев — выдающийся психолог ХХ века
- В.В. Горшкова Исследование проблемы человека в наследии Б.Г.Ананьева
- О.И. Даниленко Б.Г. Ананьев о противоречивости развития человеческой индивидуальности
- Н.А. Логинова Антропологический принцип в методологии Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Очерк теории индивидуального психического развития Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Концепция субъекта в трудах Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Становление психологического образования и научных исследований по психологии в Санкт-Петербургском государственном университете: 1940-1950е гг
- М.В. Малькова Б.Г. Ананьев – жизнь, научные взгляды и деятельность ученого
- И.И. Мамайчук Вклад школы Б.Г.Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии
- И.А. Мироненко Значение работ Б.Г. Ананьева для решения актуальных задач психологии развития
- И.А. Мироненко Место и значение методологии Б.Г. Ананьева в контексте перспективных тенденций развития мировой психологической науки
- В.А. Толочек «Современное человекознание» Б.Г. Ананьева: состояние и проблемы
- М.А. Холодная Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты
- Статьи
— А.А. Бодалев, А.А. Деркач О вкладе Б.Г. Ананьева в становление акмеологии - Материалы
Ψ Соратники и ученики:
Его учениками были психологи А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.