80 лет Флагману петербургской психологии в бурную эпоху перемен!
Психологи Санкт-Петербурга готовятся к знаменательному событию – 80-летию А.А. Крылова. Альберт Александрович как декан вел факультет психологии Ленинградского (Санкт-Петербургского) университета с 1976 по 2002 г. минуя все рифы и опасности эпохи перемен, сохраняя саму возможность профессиональной жизни целого поколения питерских психологов.
Родился А.А. Крылов 20 июня 1935 года в поселке Санчурск Кировской области в семье школьных учителей. Окончил морской факультет Военно-медицинской академии имени С.М.Кирова (1959). В 1959-60 гг. – он уже начальник медицинской службы войсковой части на Северном флоте. Но тут случай резко изменил его судьбу. Н.С. Хрущев объявил о резком сокращении вооруженных сил страны. А А.А. Крылов как раз в это время попал в больницу, и ему предложили демобилизоваться (ведь проще всего, посчитали, сократить больных). После этого он работал младшим научным сотрудником военного института (1961-66), затем старшим научным сотрудником Центрального НИИ "Морфизприбор"(1966-67). Талантливый ученый сразу обратил на себя внимание Б.Ф. Ломова, создавшего в 1959 г. в Ленинградском университете первую в стране лабораторию индустриальной (инженерной) психологии. (Позднее А. А. Крылов сравнит роль этой лаборатории для развития отечественной психологии с ролью лаборатории В. Вундта для развития мировой психологии.) Возникшее новое направление в психологии показалось молодому военврачу весьма привлекательным, он активно включился в проведение научных исследований. В 1963 г. А. А. Крылов (под руководством Б. Ф. Ломова) защитил кандидатскую диссертацию по инженерной психологии. В 1967 г. был приглашен преподавать на созданный за год до этого факультет психологии Ленинградского университета, а уже в 1969 г. стал заведующим кафедрой эргономики и инженерной психологии.
Эта кафедра занимала важные позиции в профессиональном сообществе инженерных психологов. Именно на ее базе была проведена первая всесоюзная конференция по инженерной психологии. Регулярно издавались сборники «Проблемы общей и индустриальной психологии», «Проблемы общей и инженерной психологии». На кафедре тогда работали такие звезды ленинградской психологии, как В.А. Ганзен, Т.П. Зинченко, Г.В. Суходольский. Наличие столь высококвалифицированных специалистов позволило создать систему подготовки студентов специализации «Инженерная психология» и даже организовать первый спецфакультет переподготовки по инженерной психологии.
В 1972 г. Альберт Александрович защитил докторскую диссертацию «Обработка информации в операторской деятельности». Он гордился тем, что его оппонентами были такие блестящие психологи, как Б. Г. Ананьев и В. Д. Небылицын, давшие работе самый положительный отзыв. Основой его диссертации (и монографии «Человек в автоматизированных системах управления») стала концепция включения. На основе проведенных экспериментальных исследований было показано, что даже в процессе решения человеком простых сенсомоторных задач происходит не осознаваемая человеком обработка информации, и результат этой обработки включается в последующую деятельность, обеспечивая процесс принятия сознательных решений. Ростки этой идее только начинают появляться в западных публикациях, где с конца 1970-х годов в той или иной форме начинает обсуждаться роль когнитивного бессознательного.
В 1976 г. А. А. Крылов становится деканом факультета психологии ЛГУ. Здесь в полной мере проявился его организаторский талант. Факультет активно развивался и расширялся. При поддержке Крылова, а во многом и по его инициативе, создавались новые направления профессиональной подготовки студентов и новые кафедры: психологического обеспечения профессиональной деятельности (1989), политической психологии (1990), социальной адаптации и психологической коррекции личности (1992) специальной психологии (1994) медицинской психологии и психофизиологии (1994), психологии и педагогики профессионального и личностного развития (1997), психологии развития и дифференциальной психологии (1998), психологии поведения и превенции поведенческих аномалий (2000), психологии кризисных и экстремальных ситуаций (2003). С 1977 г. сам Крылов возглавил кафедру общей психологии, созданную в 1944 г. Б. Г. Ананьевым.
Взаимодействие А. А. Крылова с учеными и преподавателями Лейпцигского, Гамбургского, Будапештского, Загребского, Лейстерского и других зарубежных университетов способствовало установлению научных контактов и совершенствованию учебно-педагогического процесса на факультете психологии СПбГУ. А. А. Крылов — организатор международных образовательных проектов факультета психологии в Бразилии, Германии, Израиле и Италии. Под его руководством проведено более 100 кандидатских диссертационных исследований, подготовлено 18 докторов наук. Одно из достижений А. А. Крылова — организация работы ведущих преподавателей факультета над учебником по психологии. Он не только создал концепцию учебника, не только работал с каждым автором над его текстом, но и сам написал ключевые разделы. Вышедший в 1998 г. учебник выдержал несколько изданий (последнее появилось в 2008 г.).
Мечтой А. А. Крылова было создание на базе факультета Научно-исследовательского института психологии им. Б. Г. Ананьева. В его кабинете висел огромный плакат с организационной структурой и направлениями деятельности Института. Объем финансирования научно - исследовательских работ, выполнявшихся сотрудниками факультета, был таков, что до создания Института оставался «один шаг»: только в лаборатории инженерной психологии работало около 40 сотрудников. Однако финансирование НИР шло, в значительной степени, за счет оборонной тематики (Крылов даже как-то пошутил, что у ленинградского факультета психологии, как и у России, есть только два союзника – армия и флот) и изменение общей ситуации в стране не позволило осуществить планы создания Института. Сказалась и политика «опоры на собственные силы факультета»: Крылов был не вхож во властные структуры и, в общем, к этому никогда не стремился.
К студентам у А.А. Крылова всегда было особое отношение. Он всячески поощрял студенческие инициативы. В начале 1970-х гг. на факультете возник студенческий клуб «Леонардо», студенты проводили дискуссии, музыкальные и поэтические вечера (в том числе вечер памяти Мандельштама, пели песни Галича, Окуджавы, приглашали артистов, музыкантов). Не удивительно, что к клубу было пристальное и не самое дружелюбное внимание различных органов. Но это не смутило А.А. Крылова. Он сам подошел к студентам и сделал предложение выступить на заседании клуба с рассказом о своей поездке в Германию. В конце 1970-х студенты выпустили стенгазету со стихами поэтов начала века. В этом была усмотрена политическая тенденциозность, намеки на диссидентство. Когда декана Крылова спросили, что он намерен делать, вместо ответа он рассказал историю. В одном из немецких университетов студенты устроили забастовку и, разгулявшись, разбили в университетском здании несколько окон. Руководителю университета задали вопрос, что он намерен делать. «Что делать? – сказал он. - Естественно, вставлять стекла». А. А. Крылов помолчал и добавил: «объясните студентам, что не надо ватман на стену прикреплять кнопками – потом стену красить придется». В конце 1990-х он поддержал идею Зимней психологической школы, и этот проект за долгие годы своего существования приобрел огромную популярность, собирая до 400 участников из разных регионов России.
А. А. Крылов — участник многих научных форумов, проходивших в нашей стране и за рубежом. Долгое время он был председателем Головного совета по психологическим наукам РФ при Министерстве образования России. В течение многих лет был членом редколлегии самого престижного в отечественной психологии «Психологического журнала». По его инициативе на факультете психологии СПбГУ и по сей день проводятся ставшие популярными среди психологов ежегодные «Ананьевские чтения», собирающие сотни психологов из разных концов России и зарубежных стран.
В 1976 г. Ученый совет Ленинградского университета наградил А. А. Крылова Почетной грамотой за педагогическое мастерство и подготовку научных кадров. В 1984 г. за прикладные инженерно-психологические исследования он был награжден специальной премией Совета Министров СССР, в 1985 г. — нагрудным знаком Минвуза СССР и ЦК Профсоюзов «За отличные успехи в работе» в области высшего образования СССР. В 1986 г. он получил Диплом I степени Совета ректоров вузов Ленинграда за успешное руководство научно-исследовательской работой студентов. В 1996 г. А. А. Крылов был удостоен почетного звания «Заслуженный деятель науки Российской Федерации». В 2003 г. награжден орденом Дружбы, в 2005 г. ему присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета».
От имени психологов Санкт-Петербурга сердечно поздравляем Альберта Александровича с юбилеем, желаем счастья и – главное – здоровья.
Аллахвердов В.М., Маничев С.А.