Академик РАН Анатолий Журавлев: Любые награды – свидетельство высокого профессионального уровня лауреата и стимул к новым научным достижениям
За последние 30 лет психология стремительно прошла путь от сугубо фундаментальной, академической науки к практической, став востребованной почти во всех сферах жизнедеятельности современного человека. Уникальные исследования профессора СПбГУ И.А.Мироненко, ставшей в 2020 году лауреатом премии имени С.Л.Рубинштейна Российской академии наук в области психологии, мы попросили прокомментировать академика РАН Анатолия Лактионовича Журавлева, председателя комиссии по присуждению этой премии.
О премии РАН имени С.Л. Рубинштейна
— В связи с чем была учреждена премия?
Премия создана, чтобы отмечать наиболее крупные фундаментальные исследования в области психологии. К большому сожалению, медаль для присуждения за достижения в области психологии мы не имеем, потому что в Академии наук психология считается еще молодой наукой. Но все-таки у нас есть возможность отмечать наших психологов премией имени Сергея Леонидовича Рубинштейна – этот известный ученый является разработчиком философско-психологической системы. Его представления о психических явлениях имеют очень мощную фундаментальную философскую основу, методологическую основу.
Премия присуждается с 1992 года Российской академией наук, Отделением общественных наук за выдающиеся научные работы в области психологии. Награждение происходит раз в три года. Идея премии принадлежит основателю Института психологии Академии наук СССР, выпускнику ЛГУ и первому декану факультета психологии ЛГУ профессору Борису Федоровичу Ломову. В конце 80-х годов прошлого столетия была выдвинута инициатива по учреждению медали имени В.М.Бехтерева и премии имени С.Л.Рубинштейна для психологов. В 1993 году состоялись первые присуждения премий и медали в области психологии. При решении вопроса о присуждении первой медали имени В.Бехтерева, А.Журавлев входил в состав наградной комиссии, будучи молодым сотрудником Института психологии АН СССР. В дальнейшем в секции психологии Академии наук осталась только премия имени С.Л.Рубинштейна, а право присуждения медали им. В.М.Бехтерева перешло в секцию физиологии Академии наук.
Уровень премии — очень высокий. За 28 лет существования она присуждалась всего 10 раз (в 2020 году было юбилейное, десятое награждение). За всю историю 25 человек стали ее лауреатами. И я очень горжусь тем, что среди ныне работающих профессоров СПбГУ есть два лауреата — профессор Н.А.Логинова (2008 год) и профессор И.А.Мироненко (2020 год). Но хочу отметить, что в числе лауреатов есть еще два выпускника Университета — профессор Андрей Андреевич Гостев (выпускник 1973 года) и ваш покорный слуга — выпускник 1972 года.
Любые награды — не просто профессиональный показатель, играет роль и другое. Если посмотреть на ряд лауреатов, которые были за весь период — это выдающиеся люди, известные психологическому сообществу, любому грамотному психологу.
— Несколько слов о лауреатах 2020 года.
Кандидаты, ставшие лауреатами, были выдвинуты Ученым советом Института психологии РАН. Это доктор психологических наук Емельянова Татьяна Петровна – профессор Института психологии РАН, доктор психологических наук Мазилов Владимир Александрович – профессор Ярославского педагогического университета имени К.Д.Ушинского, известный методолог и историк психологии и доктор психологических наук Мироненко Ирина Анатольевна – профессор СПбГУ, автор великолепной книги, в которой представлен анализ всей российской психологии на фоне развития зарубежной психологии и обозначено место российской психологии в современном мировой психологии.
Это очень достойные представители трех разных организаций, но объединенные циклом работ по тематике, связанной с методологией и историей современной психологии. Сейчас это остро востребованное направление в науке.
Особо хочу остановиться на работах профессора Мироненко. Ее фундаментальная монография была опубликована в 2015 году, а в 2019 году — разработано современное состояние биосоциальной проблемы. Биосоциальная природа психики – это классика, но профессор Мироненко представила современный уровень разработки этой проблемы и включение ее в процесс становления глобальной психологии.
Глобальная психология ставит перед исследователями задачи по поиску универсальных психологических характеристик человека, не связанных с культурой. Профессор Мироненко предложила принципиально новый взгляд на проблему. Её разработки направлены на аргументацию того, что в процессе становления современной глобальной психологии никак не обойтись без учета социокультурного фактора. Поэтому она одновременно интересуется проблемами так называемой культурной психологии, в которых рассматривается важнейшим фактором становления психических явлений именно культура в дискуссии с представителями глобальной психологии, занимающихся поиском универсальных, не зависимых от культуры, психологических характеристик.
Эти фундаментальные разработки занимают оригинальное место в современной отечественной психологии, сочетая разработку классических проблем с современным развитием и культурной, и глобальной психологии. Профессор Мироненко — уникальный специалист. Эти монографии стали основанием выдвижения профессора Мироненко в качестве лауреата на премию имени Рубинштейна.
Присуждение премии имени С.Л.Рубинштейна в области психологии профессору И.А.Мироненко – это очень достойный повод поздравить ректора СПбГУ члена-корреспондента РАН Н.М.Кропачева, декана факультета психологии А.В.Шаболтас и заведующую кафедрой психологии личности С.Н.Костромину, где работает лауреат, и, конечно, всё психологическое сообщество Санкт-Петербурга, которое традиционно очень сильно.
Об университете (alma mater)
— Вы поступили на новый факультет ЛГУ – факультет психологии – во втором наборе, как принято говорить. Расскажите, пожалуйста, насколько Ваша учеба в Университете задала вектор в Вашей дальнейшей деятельности?
Университет определил и сформировал позитивное отношение к науке. Именно в университетские годы то, чем я занимался, в чем участвовал, что я видел, читал и определило то, что я стал профессиональным исследователем. Мое желание заниматься именно наукой было сформировано атмосферой в период обучения на факультете психологии Университета. Будучи студентом, я воспринимал происходившие на факультете процессы как разнообразную научную деятельность, в которую были вовлечены все – от преподавателей и сотрудников до студентов. Процесс обучения был полностью интегрирован в научную работу. На старших курсах мы уже участвовали в качестве экспериментаторов, точнее – исследователей, по отношению к начинающим студентам младших курсов, участвовали в выполнении хоздоговорных работ.
Я занимался на кафедре Б.Г. Ананьева сравнительной психологией. И начинал с того, что ухаживал за крысами на биостанции в Старом Петергофе, изучал поведение приматов в Сухумском заповеднике, увлекся зоопсихологией и сравнительной психологией животных и человека, животных и детей разного возраста. В результате этих наблюдений у меня появился интерес к исследованию группового поведения людей и в целом к психологии групп. Более того, вопросы организации совместной трудовой деятельности, проблема использования человеческих ресурсов в труде –прошли практически через всю мою профессиональную, научную жизнь.
— Поддерживаете ли Вы научные связи с факультетом сейчас?
Я знаю о постоянных ежегодных конференциях, проходящих на факультете психологии СПбГУ – это и Ананьевские чтения, и Зимняя психологическая школа. Но если принимаю в этом участие, то дистантно. В частности, на Ананьевские чтения периодически посылаю материалы, в том числе на последние, 2020 года.
А главные мои связи – это то, что мы делаем с коллегами-психологами по сохранению истории психологии. Я сейчас являюсь научным руководителем Института психологии РАН и научным руководителем лаборатории истории психологии и исторической психологии. Занимаясь историей психологии, в частности, мы делаем совместные работы с представителями факультета психологии СПбГУ – профессором Людмилой Георгиевной Почебут (социальная психология), профессором Ларисой Арсеньевной Головей (психология развития), профессором Натальей Анатольевной Логиновой (ведущим в СПб историком психологии, которая выступает на наших мероприятиях как эксперт или докладчик). Например, сейчас профессор Логинова подготовила интереснейшую работу к юбилею психолога Августы Викторовны Ярмоленко (которая читала в наши студенческие годы курс дефектологии и некоторые спецкурсы).
Пусть меня простят те, кого я сейчас не упомянул, — на факультете работает очень много интересных людей и значимых специалистов, которые пишут в «Психологический журнал» РАН (профессора Н.В.Гришина, Г.С.Никифоров, А.Л.Свенцицкий и многие другие) и сотрудничают с другими лабораториями Института психологии РАН по своему профилю. Но сейчас я говорю именно о взаимодействии по своему направлению научных интересов – истории психологии.
О перспективах развития психологии как науки
— За последние несколько лет вырос интерес к практической психологии. Возникла целая индустрия, связанная с разными аспектами психологической помощи. Как такое положение дел может в дальнейшем отразиться на развитии психологии?
Прогнозы – это неблагодарное занятие. Сложность заключается в определении того, в каком направлении будет развиваться сам человек и его общности. Вот пример: произошедшее в последний год вызвало очень серьезные изменения социальных связей человека. Это никак не прогнозировалось и не предусматривалось. Социальные связи, особенно через интернет, все время расширялись и человек постепенно «уходил» в виртуальное пространство. Но то, что у него будут ограничения, связанные с непосредственным взаимодействием с людьми, что все сообщества буду уходить в виртуальное пространство – к этому, конечно, никакой готовности не было. И сейчас психология стала очень активно заниматься изучением сетевых сообществ. Но эти потребности возникли очень остро в связи с социальной депривацией, социальными ограничениями.
Поэтому перспективы развития психологии очень тесно связаны с тем, как будет развиваться общество. И здесь никакие прогнозы никак не подтверждаются. Именно потому, что происходят радикальные изменения в самом обществе
Также следует рассматривать развитие психологии в решении вопросов «сращивания» человека с техническими устройствами. Происходят невероятные изменения человека: в него вживляются разного рода чипы и результат такого развития также невероятно сложно спрогнозировать и предусмотреть. Но здесь уже следует говорить о вмешательстве в природу человека. Конечно, психология будет реагировать на такого рода радикальные изменения. Важно отметить направление изучения особого рода интеграции с техникой. При этом когнитивные, эмоциональные, волевые процессы – все они, безусловно, будут меняться.
Также необходимо прорабатывать реакцию на то, что сейчас происходит под воздействием СМИ, включая интернет. Все это основано на психоманипуляции. И настолько интенсивно развивается, и приобретает глобальные масштабы (воздействие на отдельных людей, на большие социальные группы и на массы людей), что стимулирует постановку новых проблем.
В этой связи один из выпускников ЛГУ, о котором я упоминал, профессор Андрей Андреевич Гостев получил премию Рубинштейна за фундаментальную разработку по глобальным психоманипуляциям. Его монографическая работа 2017 года посвящена разработке механизмов, описанию явлений, связанных с глобальной психоманипуляцией. С участием практических психологов разрабатываются тончайшие механизмы влияния на массы людей. Поэтому считаю, что это направление будет развиваться очень интенсивно, потому что надо находить механизмы противодействия. А для этого необходимо понимать, какие механизмы психологического воздействия задействованы и как они работают, особенно в глобальных масштабах. Такими темами психология раньше не занималась.
Я сейчас обозначил три направления дальнейшего развития психологии, которые «лежат на поверхности». На самом деле их гораздо больше. Есть еще и латентный ряд – не очень очевидный, не очень заметный, но существующий и влияющий на события.
Журавлёв Анатолий Лактионович — академик РАН, профессор, член Бюро Отделения общественных наук РАН, председатель комиссии по присуждению премии РАН имени С.Л.Рубинштейна, научный руководитель Института психологии РАН.
Российский психолог, специалист в области социальной, организационной и экономической психологии. Выпускник СПбГУ (ЛГУ имени А.А.Жданова) 1972 года. Ученик Б.Г.Ананьева, Б.Ф. Ломова, К.К.Платонова, В.Ф. Рубахина, Н.А.Тих, Е.В. Шороховой.
Область научных исследований: психологические особенности личности и деятельности различных категорий руководителей, психологические методы и стиль руководства, управление социально-психологическим климатом. Разработал авторский опросник для определения индивидуального стиля руководства. Активно исследовал психологические феномены трудовых групп. Разработал психологическую концепцию совместной деятельности и др.
Сергей Леонидович Рубинштейн (1889-1960) – советский психолог и философ, член-корреспондент Академии наук СССР, один из создателей субъектно-деятельностного подхода в психологии. Выпускник Марбургского университета (Германия) 1914 года. Основатель кафедры и отделения психологии факультета философии МГУ имени М.В.Ломоносова, а также сектора психологии Института философии Академии наук СССР. Автор фундаментальной книги «Основы общей психологии». Первый советский психолог – лауреат Сталинской премии (1942).