Памяти профессора М.В. Зотова: творческий путь и научное наследие неординарного ученого и педагога

29 марта 2021 года исполняется год, как ушел из жизни талантливый ученый, новатор психологической науки, педагог и прекрасный человек — профессор факультета психологии СПбГУ Михаил Владимирович Зотов. Это печальное событие стало невосполнимой утратой для российской психологии, для его родных и близких, друзей-соратников, коллег и многочисленных учеников. М.В. Зотов оставил значимый след в науке, открывающий новые горизонты для тех исследователей и психологов-практиков, которые с вниманием и уважением отнесутся к его творческому наследию.

zotovМихаил Владимирович родился 1 июня 1973 года в г. Ростове-на-Дону в семье инженера. В 1995 году закончил факультет психологии Санкт-Петербургского государственного университета. В 1995–1998 г.г. обучался в аспирантуре при кафедре медицинской психологии и психофизиологии, завершив учебу блестящей защитой кандидатской диссертации на тему «Когнитивные нарушения и возможности их компенсации у больных шизофренией с различной степенью выраженности дефекта» по специальности «Медицинская психология».

Во время учебы в аспирантуре и в последующие годы большое влияние на формирование научной направленности талантливого молодого ученого оказал непререкаемый авторитет среди специалистов в области сенсорных систем и высшей нервной деятельности Виктор Иванович Шостак — профессор факультета психологии СПбГУ и Военно-медицинской академии. Именно по его совету и рекомендации судьба на 6 лет связала М.В. Зотова с только что образованной кафедрой военной психофизиологии Военно-медицинской академии (ВМедА). С приходом М.В. Зотова на кафедре сформировалась неформальная научная группа сотрудников, душой которой был не по годам широко эрудированный, активный, творчески направленный, научно добросовестный, с прекрасными человеческими качествами молодой человек. Отзывчивость, добродушие, порядочность в сочетании с педагогической требовательностью снискали к нему глубокое уважение сотрудников и слушателей академии.

Основная направленность научных интересов первого десятилетия трудовой деятельности М.В. Зотова была связана с изучением механизмов регуляции когнитивных процессов и поведения в условиях эмоционального стресса, а когнитивная психология стала той сферой психологической науки, где был реализован его научный и педагогический потенциал.

Первый наиболее значимый успех на этой стезе пришел в 2002 году, который ознаменовался рождением психофизиологической методики для оценки суицидального риска «Сигнал». Глубокая теоретическая проработка феноменов суицидального поведения, серия сложно организованных экспериментов и оригинальность принятых решений позволили создать психодиагностическую модель, принципиально отличающуюся от традиционных психодиагностических подходов и дающую возможность надежно оценивать повышенный суицидальный риск. С 2003–2004 года и по сегодняшний день методика «Сигнал» находится в ряду наиболее востребованных практическими психологами психодиагностических средств, реализуемых Компанией «Иматон».

В 2004 году Михаил Владимирович возвратился на родную кафедру медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ в качестве старшего преподавателя, а в 2005 году занял должность доцента кафедры. При этом он работал по совместительству преподавателем в Военно-медицинской академии и клиническим психологом в Городской психиатрической больнице №6, читая курсы лекций и проводя практические занятия со студентами СПбГУ и слушателями ВМедА. В этот период он активно включился в решение проблем психофизиологического сопровождения профессиональной деятельности специалистов опасных профессий и разработку автоматизированных систем оценки функционального состояния специалистов-операторов. В рамках этого направления в полной мере реализовался его талант исследователя-инноватора.

Параллельно с решением научных задач в области психофизиологии труда М.В. Зотов активно работал в области клинической психологии, привлекая к научным исследованиям студентов и слушателей. В этом периоде последовал ряд работ, направленных на изучение и диагностику различных видов аддиктивного поведения, результатом которых стало решение задачи объективной оценки нарушений регуляторных функций когнитивных процессов в формировании поведенческих девиаций. Итогом этих исследований стали разработанные под его руководством модификации теста «Сигнал», различные варианты методик детекции изменений визуальных сцен, модифицированные варианты теста Струпа. По этому направлению исследований была написана и издана монография «Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция» (2006), а под руководством Михаила Владимировича защищены кандидатские диссертации: «Когнитивно-поведенческие факторы развития рецидивов у больных с героиновой зависимостью» (Петрова Н.А., 2009); «Психологические факторы риска суицидального поведения у больных эпилепсией» (Олина М.В., 2011).

Значимым шагом в реализации научного потенциала Михаила Владимировича стали результаты работы, посвященные обоснованию и разработке психофизиологической методики оценки способности человека к регуляции психической деятельности в условиях воздействия факторов эмоционального стресса (методика РПЭС). Методика в различных модификациях стала ключевым компонентом автоматизированных систем оценки функционального состояния специалистов-операторов сложных эргатических систем на железнодорожном транспорте, военно-морском флоте в гражданской авиации, на ядерных испытательных реакторах и атомных электростанциях.

В рамках направления, связанного с психофизиологическим обеспечением специалистов-операторов, под руководством М.В. Зотова в 2008-2010 г.г. выполнен международный грант «Технология оценки устойчивости обучения к воздействию стрессогенных факторов». В ходе реализации данного проекта выделены так называемые переходные периоды физиологической активации, возникающие при возрастании когнитивной нагрузки. По количественным характеристикам переходных периодов был разработан методический подход надежной оценки успешности тренажерного обучения при воздействии стрессорных факторов. Данная работа получила международное признание и была отмечена в 2011 году как лучшая среди исследований, посвященных изучению «человеческого фактора». В продолжение этого направления исследований под руководством М.В. Зотова была защищена кандидатская диссертация «Психофизиологические факторы эффективности деятельности операторов транспортных систем в условиях информационной нагрузки» (Короткова И.С., 2013).

В ходе научной и практической клинической деятельности к 2010–2011 г.г. у Михаила Владимировича складывается определенная система взглядов на механизмы регуляции психической деятельности. Итогом обобщений собственных исследований, работ своих учеников и соратников молодым ученым (к моменту защиты докторской диссертации Михаилу Владимировичу было только 38 лет) явились: докторская диссертация «Механизмы регуляции когнитивной деятельности при воздействии стрессогенных факторов в норме и патологии» (2012), а также монография «Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса» (2011). В этих работах формулируется и обосновывается системно-динамическая концепция когнитивной регуляции. Данные труды без преувеличения можно отнести к числу лучших отечественных работ в области психологии, вышедших за последнее 20-летие.

Последние 8 лет М.В. Зотов посвятил изучению когнитивных основ коммуникативного взаимодействия. В 2013–2015 г.г. являлся руководителем гранта РФФИ «Когнитивные механизмы зрительного восприятия ситуаций социального взаимодействия в норме и патологии». Совместно со студентами и аспирантами СПбГУ им была проведена серия оригинальных экспериментальных исследований с использованием инновационной технологии бесконтактной регистрации движений глаз. В ходе этих работ изучались когнитивные процессы, лежащие в основе восприятия и понимания социального взаимодействия, и их нарушения при шизофрении. На основе предложенного Михаилом Владимировичем методического подхода, основанного на анализе динамики глазодвигательной активности испытуемых при восприятии быстро развивающихся «немых» ситуаций социального взаимодействия, была показана ключевая роль процессов перцептивной категоризации (обобщения), осуществляемой с позиций участников коммуникативной ситуации, в понимании невербальной коммуникации. Под «позицией» участника ситуации М.В. Зотов понимал учет его пространственно-временной перспективы, имеющихся знаний, модальности восприятия и др. Ключевым фактом, выявленным Михаилом Владимировичем в ходе данных исследований, было то, что при наблюдении за ситуацией коммуникации здоровые лица выделяют и анализируют признаки объектов и событий, соответствующих их категориальному восприятию участниками ситуации. Эти признаки сохраняются и удерживаются в оперативной памяти наблюдателей, обеспечивая установление связности коммуникации. Было доказано, что нарушения понимания социального взаимодействия у больных шизофренией связаны с невозможностью совершать перцептивную категоризацию с позиций других людей. Иными словами, больные обнаруживают выраженные трудности выделения признаков объектов и событий, соответствующих их категориальному восприятию участниками ситуации, в результате чего ошибочно трактуют поведение наблюдаемых индивидов и не устанавливают связность их коммуникации (подбробнее об этом можно прочитать в статье «Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении»).

М.В. Зотов также раскрыл другой важный процесс, лежащий в основе понимания социального взаимодействия, — процесс перцептивной координации (сопоставления) собственного восприятия объектов и событий с тем, как их воспринимают (категоризуют) наблюдаемые участники коммуникативной ситуации. Он показал, что высокоскоростные, автоматизированные процессы перцептивной координации играют ключевую роль в процессах совместного внимания, в том числе при идентификации объектов, находящихся в фокусе внимания участников коммуникации. Нарушение такой перцептивной координации отмечается у больных шизофренией и препятствует их пониманию ситуаций социального взаимодействия. В рамках данных исследований под руководством М.В. Зотова была защищена кандидатская диссертация «Нарушения понимания ситуаций социального взаимодействия при шизофрении» (Андрианова Н.Е., 2017).

Последние два года жизни Михаил Владимирович тяжело болел, но искренняя любовь к науке и увлеченность своим делом были сильнее болезни, и он, несмотря на непрекращающееся лечение, продолжал свою научную деятельность. В 2018–2020 г.г. он являлся руководителем гранта РФФИ «Распознание и прогнозирование индивидом когнитивных ошибок другого человека в условиях мониторинга его деятельности». Последние исследования М.В. Зотова были посвящены изучению ко-оперативного характера познавательной активности индивида в процессе распознания когнитивных ошибок другого человека при мониторинге различных видов его деятельности (деятельности в социальных ситуациях, в смоделированных условиях игровой деятельности). Он отмечал, что человек способен организовать свою познавательную активность в особом «ко-оперативном» режиме, который активируется исключительно в присутствии другого индивида, когда он наблюдает за его поведением или вовлекается в совместную деятельность с ним.

По результатам одного из исследований М.В. Зотов выделил факторы, обеспечивающие успешное распознание когнитивных ошибок другого человека. Фактор ко-оперативной (co-operative) ориентации познавательной активности: вовлеченность в задачу, реализуемую наблюдаемым индивидом, и выявление в его окружении объектов и событий, существенных для этой задачи. Фактор специфической познавательной активности наблюдателя, реализуемой с его собственной уникальной перспективы: выявление со своей перспективы объектов и событий, существенных для реализуемой наблюдаемым человеком задачи, но находящихся вне его осознания. Фактор непрерывного сопоставления результатов собственной когнитивной активности с когнитивной активностью наблюдаемого индивида: отслеживание реакций наблюдаемого человека с целью проконтролировать, каким образом он воспринимает те или иные объекты и события, изменится ли его восприятие. Было доказано, что при шизофрении трудности распознавания когнитивных ошибок других людей являются следствием нарушения каждого из указанных факторов.

В этот период на научные взгляды М.В. Зотова сильно повлияла теория ко-оперативной деятельности (co-operative actions) Ч. Гудвина. Основным положением данной теории является то, что в процессе совместной деятельности индивиды выстраивают свои собственные действия не с нуля, а посредством выполнения систематических преобразующих операций над материалом, предоставленным другими участниками коммуникации. Опираясь на данное положение, Михаил Владимирович заключил, что в процессе совместной деятельности люди практически мгновенно интегрируют результаты познавательной деятельности другого человека в свою собственную познавательную деятельность. Он утверждал, что такая интеграция когниций с другим человеком требует от индивида тенденции подхватывать результаты его когнитивной активности:

  • его схематического (концептуального) восприятия;
  • языковых конструкций;
  • жестов и структуры действий.

М.В. Зотов разработал экспериментальную процедуру и с ее помощью доказал, что при условии вовлеченности в деятельность другого человека процесс заимствования результатов его познавательной деятельности и их интеграция в собственную познавательную активность носит непроизвольный и автоматический характер. В свою очередь, было показано, что у больных шизофренией, у которых отмечается дефицит указанной вовлеченности, такая интеграция когниций отсутствует.

Как уже отмечалось выше, научную и преподавательскую деятельность в СПбГУ и ВМедА М.В. Зотов совмещал с практической работой клиническим психологом в Городской психиатрической больнице №6. Он был блестящим практиком, отличался не только необыкновенной проницательностью, но и особой внимательностью, бережным и даже трепетным отношением к пациентам, работал с осознанием огромной ответственности за судьбы пациентов, которую несет психолог и на этапе дифференциальной диагностики психических расстройств, и на этапе оказания психологической и психотерапевтической помощи. Он учил своих студентов тому, что к патопсихологическому обследованию больных необходимо подходить в крайней степени вдумчиво и ответственно, так как от заключения психолога зависит не просто финальный диагноз, но и, как следствие диагноза, судьба пациента. Михаил Владимирович видел в каждом больном неповторимость и уникальность, оценивал болезнь пациента как особый, ни с чем не сравнимый случай, он приходил на работу как на службу людям, отдавая всё свое время и силы, вовлекаясь без исключений в каждого пациента. Такое отношение к больным он передал и своим ученикам.

Профессиональный опыт и накопленные научные знания позволили М.В. Зотову внедрить в клиническую практику новые исследовательские инструменты — разработанные им компьютерные экспериментальные процедуры, методы бесконтактной регистрации движений глаз с целью их применения в патопсихологической диагностике нервно-психических заболеваний.

Свой богатый практический опыт, а также научные представления в области клинической и когнитивной психологии, психофизиологии, когнитивной нейронауки и психолингвистики М.В. Зотов вложил в разработку авторских курсов «Суицидология», «Патопсихология», «Когнитивные методы в клинической психологии», «Методологические проблемы клинической психологии», «Методы психофизиологической коррекции», которые читал на факультете психологии СПбГУ. В своих лекциях он отражал самые современные мировые достижения в области клинической когнитивной психологии. В рамках данных курсов он организовал практику для студентов на базе Городской психиатрической больницы №6, где проводил клинические разборы необычных, интересных случаев. Студенты и ученики запомнили Михаила Владимировича как принципиального, требовательного, справедливого преподавателя и в то же время очень доброго и светлого человека. Он часто был строг, но только потому, что любил науку.

Будучи талантливым, эрудированным ученым и практиком, Михаил Владимирович внес значительный вклад в патопсихологию когнитивных процессов при нервно-психических заболеваниях. Он неоднократно утверждал, что для интерпретации данных патопсихологических экспериментов необходимо привлекать современные знания о когнитивных механизмах восприятия, внимания, памяти, мышления. Он впервые привлёк знания в т.ч. из современной когнитивной лингвистики для интерпретации классических патопсихологических экспериментов. В частности, опираясь на теорию концептуальной метафоры Дж. Лакоффа и М. Джонсона и теорию концептуальной интеграции Ж. Фоконье и М. Тернера, раскрыл суть «формальных» расстройств мышления при шизофрении, проявляющихся в специфических трудностях выполнения хорошо известных патопсихологических проб (объяснений пословиц и метафор, пиктограмм, классификации, простых и сложных аналогий и др.). Он видел эти трудности как результат нарушения процессов метафорической (концептуальной) проекции, то есть переноса концептуальных свойств одного объекта или явления на другой объект или явление. Например, что значит — понять пословицу? Михаил Владимирович отвечал следующее. Это значит произвести мыслительные операции: 1) установить смысловые отношения между элементами, описанными в ситуации пословицы; 2) придумать ситуацию, найти соответствие между элементами этой ситуации и элементами пословицы; 3) перенести свойства и отношения элементов пословицы на придуманную ситуацию. Больные шизофренией, как отмечал Михаил Владимирович, оказываются неспособны устанавливать систематические параллели (аналогии) между одной концептуальной областью и другой, в результате мы и наблюдаем у них специфические трудности объяснения пословиц и метафор.

Кроме этого, Михаил Владимирович утверждал, что нарушения понимания поведения других людей в ситуациях социального взаимодействия и «формальные» расстройства мышления при шизофрении фактически имеют единый когнитивный механизм.

Может быть, это были одни из последних мыслей в жизни Михаила Владимировича, связанные с его профессиональной деятельностью, а может, он думал о другом: о будущем научном проекте, о котором мы уже никогда не узнаем. Но мы знаем совершенно определенно, что его научная жизнь была неординарна и необычайно плодотворна, и его творческое наследие будет освещать путь ученикам, коллегам и всем тем, кто его никогда не видел и не слышал, но беззаветно любит психологию, которой Михаил Владимирович отдал все, что мог, — все без остатка.

За свою научную деятельность М.В. Зотов являлся руководителем ряда научно-исследовательских проектов:

  • Грант РФФИ 18-013-01217 «Распознание и прогнозирование индивидом когнитивных ошибок другого человека в условиях мониторинга его деятельности», 2018–2020 г.г.
  • Грант РФФИ 13-06-00616 «Когнитивные механизмы зрительного восприятия ситуаций социального взаимодействия в норме и патологии», 2013–2015 г.г.
  • Грант РГНФ № 11-36-00254а1 «Нейрофизиологические и психологические механизмы дисфункций когнитивного контроля при аффективных расстройствах», 2011–2013 г.г.
  • Международный грант управления научных исследований ВМФ США (U.S. Office of Naval Research) N00014-08-1-0731 «Технология оценки устойчивости обучения к воздействию стрессогенных факторов», 2008–2010 г.г.
  • НИР из средств федерального бюджета «Психофизиологические механизмы умственного утомления в норме и патологии», 2013–2014 г.г.
  • Договор с ФГУП «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» «Адаптация методики контроля функциональной готовности персонала ядерно-физических установок для персонала электрофизических установок», 2013 г.
  • Договор с ФГУП «Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» «Разработка опытного образца аппаратно-программного комплекса для контроля функциональной готовности персонала ИЯР к проведению ядерно-опасных работ», 2011 г.
  • Тематический план фундаментальных НИР СПбГУ «Разработка теоретико-методологических основ ранней психофизиологической диагностики аддиктивного и аутоагрессивного поведения», 2010–2011 г.

Материалы многочисленных исследований, проведенных М.В. Зотовым, составили содержание более чем 70 научных трудов, в качестве основных из которых можно выделить следующие.

Монографии:

  • Зотов М.В. Механизмы регуляции познавательной деятельности в условиях эмоционального стресса. — СПб: Речь, 2011. 397 с.
  • Зотов М.В. Суицидальное поведение: механизмы развития, диагностика, коррекция. — СПб: Речь, 2006. 144 с.

Научные статьи:

  1. Зотов М.В., Гусева М.С., Зотова Н.Е. Процесс распознания когнитивных ошибок другого человека и его нарушения при шизофрении // Культурно-историческая психология, 2019. Т. 15. № 2. С. 32-42.
  2. Зотов М.В., Андрианова Н.Е. Процессы координации в восприятии коммуникативного взаимодействия. // Когнитивные исследования / под ред. Д. В. Ушакова, А. А. Медынцева. М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 50-66.
  3. Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Попова Д.А., Гусева М.С. Видеть посредством чужих глаз: восприятие социального взаимодействия в норме и при шизофрении // Культурно-историческая психология, 2015. T. 11. № 4. С. 4-21.
  4. Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Войт А.П. Роль полиперспективных репрезентаций в процессах совместного внимания // Культурно-историческая психология, 2015. T. 11. № 2. С. 16-27.
  5. Зотов М.В., Андрианова Н.Е., Войт А.П. «Нисходящее» и «восходящее» совместное внимание в невербальной коммуникации // Российский журнал когнитивной науки, 2015. T. 2, № 1. С. 6-23.
  6. Андрианова Н.Е., Зотов М.В. Формирование репрезентаций объектов прогнозируемых действий как фактор эффективного восприятия динамических социальных сцен // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2015. № 2. С. 14-29.
  7. Петрукович В.М., Иванов А.О., Зотов М.В., Федоров С.И. Влияние гипоксии на умственную работоспособность операторов с различными стратегиями переработки информации в оперативной памяти // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2015. № 3. С. 27-37.
  8. Петрукович В.М., Зотов М.В. Влияние организации процесса переработки информации на развитие умственного утомления // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2013. № 4. С. 10-16.
  9. Зотов М.В., Долбеева К.А., Андрианова Н.Е., Петрукович В.М. Когнитивные механизмы низкой эффективности выполнения сенсомоторных задач при шизофрении // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2013. Т. 6. № 3. С. 67-74.
  10. Андрианова Н.Е., Зотов М.В. Дисфункции кодирования эмоционально негативной информации при депрессивных расстройствах // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2013. Т. 6. № 4. С. 84-91.
  11. Ахмедова И.С., Зотов М.В. Прогнозирование устойчивости к информационным нагрузкам на основе средств психофизиологического моделирования профессиональной деятельности операторов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2012. № 4. С. 30-34.
  12. Петрукович В.М., Апчел В.Я., Зотов М.В. Оценка когнитивной деятельности операторов по нестационарным периодам вариабельности сердечного ритма // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2011. Т.2. С. 138-146.
  13. Петрукович В.М., Апчел В.Я., Зотов М.В. Оценка информационных компонентов функционального состояния работников локомотивных бригад с помощью методики «Машинист» // Вестник Российской военно-медицинской академии. 2011. Т.3. С. 172-176.
  14. Зотов М.В., Петрукович В.М., Ахмедова И.С., Паламарчук Н.С.. Факторы оптимизации произвольной регуляции когнитивной деятельности в процессе тренировки // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2011. № 2. С. 17-31.
  15. Зотов М.В., Ахмедова И.С.. Динамический подход к оценке психофизиологических факторов произвольной регуляции когнитивной деятельности // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2011. Т. 13. № 18. С. 10-19.
  16. Зотов М.В., Войт А.П., Петрукович В.М.. Психофизиологические критерии готовности операторов к действиям в нештатных ситуациях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2011. № 3. С. 154-163.
  17. Зотов М.В., Щелкова О.Ю. Системно-ситуационный подход к прогнозированию риска поведенческих расстройств // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология, 2011. № 29. С. 24-34.
  18. Зотов М.В., Щелкова О.Ю., Петрукович В.М. Системно-ситуационный подход в клинической психодиагностике // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2011. № 4. С. 222-230.
  19. Зотов М.В., Дмитриева Д.О., Долбеева К.А. Когнитивный подход к ранней диагностике суицидального поведения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2010. №3. С. 225-232.
  20. Зотов М.В. Методологические основы ранней диагностики пограничных нервно-психических расстройств // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2009. № 4. С. 247-254.
  21. Зотов М.В., Шостак В.И., Петрукович В.М. Физиологические показатели устойчивости человека к воздействию информационного стресса // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика, 2009. № 4. С. 255-261.
  22. Zotov M., Forsythe J., Petrukovich V., Akhmedova I. Physiological-Based Assessment of the Resilience of Training to Stressful Conditions // Foundations of Augmented Cognition: Neuroergonomics and Operational Neuroscience/ Eds D. Schmorrow, I. V. Estabrooke, M. Grootjen. Berlin: Springer, 2009. P. 563-571.

ИСТОЧНИК