Эксперт СПбГУ на Форуме труда: 65 % работающих женщин прибегают к стратегии «хорошенькой блондинки»

Психологи СПбГУ выяснили, к каким гендерным стратегиям чаще прибегают опрошенные женщины, чтобы успешно выстраивать свою карьеру. О результатах исследования ученые рассказали в рамках секции «Феномен гендерного неравенства как фактор карьерного развития женщины» V Санкт-Петербургского международного форума.

В ходе исследования психологи СПбГУ, в частности, сконцентрировались на гендерных стратегиях, которые подразумевают подстраивание или противодействие стереотипам, связанным с гендером, — doing & undoing gender strategies. Стратегия doing gender подразумевает поведение, направленное на демонстрацию, усиление и подчеркивание своей половой принадлежности. Стратегия undoing gender, наоборот, — поведение, демонстрирующее противостояние гендерным стереотипам, существующим в обществе в отношении женщин или мужчин.

В исследовании приняла участие 51 женщина в возрасте от 22 до 60 лет с высшим образованием, большинство из них проживают в Санкт-Петербурге. В результате ученые смогли выявить не только, к какой именно гендерной стратегии женщины чаще прибегают, но и то, как именно они проявляются. Так, в рамках doing gender женщины используют свою внешнюю привлекательность, усиливают ее с помощью макияжа и женственной одежды, создают образ «хорошенькой блондинки», флиртуют, используют эмоциональную аргументацию при общении или притворяются непонимающими и просят о помощи.

«Хотя иногда то, в чем просит помощи прибегающая к этой стратегии женщина, она может сделать сама, но предпочитает, чтобы это сделали за нее, причем абсолютно сознательно.»
Ассистент кафедры социальной психологии СПбГУ и один из авторов исследования Ульяна Удавихина

По ее словам, женщины, использующие doing gender, осознанно играют с существующими в обществе стереотипами, чтобы получить какой-то ресурс, сэкономить свое время и уменьшить прикладываемые усилия.

Женщины, прибегающие к стратегии undoing gender, стремятся демонстрировать свою экспертность, пресекают попытки флирта со стороны коллег-мужчин, стараются вести себя более настойчиво, уверенно и даже в каких-то ситуациях более агрессивно, чем мужчины. «Используя эту стратегию, женщины позиционируют себя гендерно-нейтрально, убирают из своего внешнего образа детали, подчеркивающие женственность, — макияж, яркую и привлекающую внимание одежду. Также женщины стараются проявлять навыки высокой самоорганизации, чтобы одинаково успешными быть как на работе, так и вне ее», — отмечает Ульяна Удавихина.

Анализ показал, что чаще всего, а именно около 65 % опрошенных, используют стратегию doing gender. «Интересно, что преимущественно к ней прибегают в ситуациях общения "по вертикали", то есть с начальниками и руководителями, и намного реже с коллегами и партнерами», — рассказывает исследователь. Стратегия undoing gender используется женщинами в два раза реже — только порядка 30 % испытуемых применяют ее. «Однако применяют ее и "по вертикали", и "по горизонтали" — как в ситуациях общения с руководством, так и с коллегами», — говорит Ульяна Удавихина.

К обеим стратегиям в зависимости от ситуации прибегают только 35,3 % опрошенных. Что интересно, эти женщины отметили бо́льшую субъективную удовлетворенность от построения своего карьерного пути. «Это может говорить о том, что, вероятно, выгоднее использовать обе стратегии, что позволяет получать более широкий набор преимуществ для стратегического роста в карьере. Баланс использования разных гендерных стратегий — ключ к успеху», — заключает Ульяна Удавихина.

ИСТОЧНИК