Нейродинамика глазами художников

8-9 октября проводится пятая международная конференция «Нейробиология языка и речи» на базе лаборатории поведенческой нейродинамики СПбГУ. Один из сотрудников этой замечательной лаборатории — Александр Кирсанов выступил куратором художественного проекта.

Вот что он рассказал об этой интересной инициативе:

Прошло уже пять лет с момента как наш коллектив начал упорно трудиться, разрабатывая тему усвоения и восприятия родного языка. Это был сложный путь, мы создавали на базе университета лабораторию мирового уровня, практически с нуля! Конечно, у нас был опытный руководитель — Юрий Штыров, и наш коллектив тоже оказался готов работать на результат. Но работа, которую мы делаем все эти годы, — колоссальна.

Удивительно, но как мы знаем даже из популярных психологических заметок, постоянный раздражитель (тут только в положительном смысле) вычитается. На него просто перестаёшь обращать внимание. Именно так у меня возникла идея привлечь художников для осмысления того, что такое наша лаборатория, чем мы занимаемся и что такое эта когнитивная нейронаука, изучающая речь.

Повод тоже нашелся: в этом году нашей лабораторией проводится уже пятая ежегодная конференция "Neurobiology of speech and language". Проходить она будет в формате online c 8 по 9 октября. Кстати, попасть на открытые лекции ещё можно! 

Как всё это происходило? Каждому из художников я прочитал небольшую вводную лекцию по истории лаборатории и введению в когнитивные нейронауки. В течении целой недели приходилось выбирать оригинальные подходы передачи информации людям искусства, чтобы символы и знаки, по сути речь, преобразовались в образы, которые художники выразят удобным для них способом.. Во многом эта концепция вдохновлена схемой понимания, предложенной Львом Марковичем Веккером, выдающимся учёным, трудившемся на факультете психологии СПбГУ.

В результате получилось, что пять художников сделали по пять изображений. То, что художников оказалось пять — случайность, некоторые из потенциальных участников отказались уже в процессе работы по разным причинам. Но вот что удивительно: нам как лаборатории — пять лет, и каждый из пяти художников сделал по пять изображений к пятой конференции "Neurobiology of speech and language".

Я очень благодарен каждому из сотрудников нашей лаборатории и всем, кто когда-либо имел причастность к коллективу, и каждому из художников за прекрасную работу.

Предлагаем вашему вниманию пять примеров работ художников с комментариями авторов:

                            

Хазанкин Георгий

За основу работ был взят характерный дизайн тканевой шапки с отверстиями для крепления сенсоров. Тема для меня была новая, скажем так, непростая. Имея довольно скудный опыт в сфере нейронаук, я выбрал соответствующие ассоциативные образы. Шапки, они ведь все одинаковые, а головы под ними уникальные...

 

Повираева Виктория

... почти всегда открыта предложениям совместить свою неумолимую тягу к рисованию с чем-то другим, а если это сфера науки - вдвойне интересно, открываются возможности ещё и для творческого само исследования. Моя способ рисунка тесно связан с личной телесностью и движением взгляда, поэтому меня, кстати, заинтересовал ай-трекер и на самом деле хочется ещё узнать какие конкретно исследования в Лаборатории проходят по этой теме, но это скорее на будущее...

 

Крейдун Илья

Это интересный проект с нестандартной и обширной задачей, которую можно определить как коллаборацию творческого и научного кругов. Да и шанс посещения лаборатории поведенческой нейродинамики СПБГУ упускать не хотелось. Изначально была идея создать изображения мемов из области когнитивных искажений. Потом меня захватало впечатление от знакомства с прибором Brain stim - всегда было интересно знать существуют ли подобные приборы...

 

Казаков Тимофей

Тема человеческого мышления меня всегда вдохновляла своей глубиной. Как много мы думаем о том, что мы думаем, и насколько редко задаём себе вопрос "как это чудо вообще возможно?" Не может не удивлять тот факт что мы так мало знаем о работе мозга как механизма, при том что это наш самый главный инструмент создания и приспособления. В своих иллюстрациях я хотел лишь слегка коснуться темы изучения мозга, чтобы каждый, кто коснётся взглядом изображения ощутил себя причастным к великой тайне. К тайне, которая всегда с нами.

 

Щаблыкин Егор

Я вижу мир учёных, как строго структурированную, постоянно пополняемую систему знаний. Понять и использовать то, что понял, чтобы впустить туда творческую бессистемность, не разрушив главное, вот что мне было интересно в первую очередь. Для меня, человека творческого, научные методы исследования с их трубками, кнопками и шапочками с проводами, внешне выглядят очень сюрреалистично...