Ольга Щербакова: Читая, ешьте слона по частям

В рамках XVII Санкт-Петербургского международного книжного салона в пресс-центре ТАСС доцент СПбГУ Ольга Щербакова (кафедра общей психологии) представила результаты психолингвистических исследований, проводящихся под ее руководством в Санкт-Петербургском государственном университете.

Чтение – один из базовых когнитивных навыков современного человека, без которого невозможно ни повседневное общение, ни профессиональная деятельность. Принято считать, что если у взрослого человека нет серьезных когнитивных дефицитов, то он точно умеет читать и хорошо понимать тексты. Однако последние исследования в области когнитивной психологии и психолингвистики показывают, что современные молодые взрослые часто испытывают серьезные затруднения при понимании смысла прочитанного даже при наличии формально высокого интеллекта.

На встрече в пресс-центре ТАСС Ольга Владимировна рассказала о продолжающейся серии исследований, которые идут на факультете психологии и в лаборатории поведенческой нейродинамики. Эти работы показали, что современным молодым людям стало сложнее понимать все, что написано «между строк», потому что для этого требуются сложные когнитивные навыки. Интересно, что сложности с пониманием переносного смысла текста не зависят от формы его подачи (бумажный носитель или цифровой). Особенно большую сложность представляет задача удержания внимания при чтении длинных текстов, а также умение выделять в прочитанном главные идеи и обобщать их, отбрасывая несущественные детали.

При этом исследователь говорит о том, что проблемы с чтением – это лишь верхушка айсберга. Эти сложности отражают более системную проблему, а именно, дефицит высшей формы мышления – понятийного, которое формируется целенаправленно, в т.ч. посредством чтения и анализа сложных текстов, критического осмысления фактов и операций обобщения и конкретизации.

После представления научных результатов Ольге Владимировне было задано несколько вопросов, которые касались грамотности; зарубежных исследований про чтение школьников; исследований понимания юмора; возможностей и готовности учителей прививать навыки чтения школьникам; ЕГЭ; проблем внедрения результатов проведенных исследований в образовательный процесс.

В завершение встречи по просьбе модератора Ольга Владимировна дала читателям рекомендации относительно того, как можно повысить свою читательскую грамотность:
«Хорошая новость заключается в том, что чтение – это когнитивный навык, а любой навык поддается тренировке. Соответственно, его можно развить. Если вы чувствуете, что у вас есть сложности с прочтением длинных текстов, – ешьте слона по частям. Можно читать более короткие тексты, но важно, чтобы они субъективно были чуть более сложными, чем вам комфортно. И принципиально по прочтении делать небольшую работу: даже если кажется, что все понятно, проговорите про себя, а лучше запишите, что именно понятно, какие основные идеи можно выделить в прочитанном. И как можно переформулировать эти идеи без потери содержания – например, пересказав их другому человеку.
Итого: читать сложное – записывать или проговаривать про себя основные идеи – обсуждать прочитанное с другими людьми».

См.также: