Научный полк: Б.Г.Ананьев — Война определила мою жизнь

Борис Герасимович Ананьев (1907-1972) – выдающийся ученый ХХ века, психолог, участвовал в строительстве отечественной науки, создавал университетское психологическое образование, воспитал целую плеяду российских психологов, основатель Ленинградской/Санкт-Петербургской психологической школы, создатель концепции факультета психологии СПбГУ.

ananiev collazhЖизнь страны и каждого советского человека перевернулась с началом Великой Отечественной войны. Ленинград стал прифронтовым городом. Первые бомбежки и артобстрелы показали опасность разрушения бесценных памятников архитектуры, а также стратегических объектов. 

Тогда Борис Герасимович обратился в местную противовоздушную оборону (МПВО) Ленинграда с предложением провести специальные работы по маскировке важных городских объектов. Инициатива ученых была поддержана.

Группа сотрудников Института мозга, где в те годы работал Б.Г.Ананьев, а также представители Архитектурного управления Ленинградского Совета с 7 по 25 августа в дневное время по разрешению начальника МПВО Ленинграда поднимались на башню Исаакиевского собора для проведения высотных экспериментов по восприятию городских строений. Ставились и лабораторные эксперименты на восприятие макетов зданий. Это позволило установить изменения цвета, факторы изменения и выпадения объекта из поля зрения наблюдателя, причины пространственных иллюзий, смещение объектов при изменении расстояния между наблюдателем и объектом. Также в первые месяцы войны Б.Г.Ананьев проштудировал большой объем литературы по военной маскировке в тематических советских военных журналах, а также литературу на английском языке. В результате были выработаны практически рекомендации, которые и воплотились в жизнь. Как писали многие современниив, в том числе участники маскировки зданий, из поля зрения «пропали» такие массивные компоненты пейзажа, как купол Исаакиевского собора, Смольный, шпили и купола многих исторических зданий и другие важные строения в центре города.

По воспоминаниям ученицы Бориса Герасимовича Ананьева Н.А.Логиновой, он сам с гордостью рассказывал об этой работе в выступлении на праздновании 25-летия Победы в 1970 году: «Может быть, одно из самых удивительных явлений было то, что во время непрерывных воздушных боев и бомбардировок почти ни один мост не пострадал, не пострадало ни одно из главных зданий, где размещались центры управления. Поразительный эффект противовоздушной маскировки. Создана был система искусственной дезориентации на основе данных психофизиологии».

Борис Герасимович вспоминал, что с первых дней войны психологи Ленинграда продолжали теоретические изыскания, наряду с текущей научной работой, несением службы МПВО в своих учреждениях и домах. Особо старались обнаружить в мировой и отечественной науке все то, что могло бы помочь в военное время: сотрудники Института мозга, например, открывали новые главы теории потребностей, гаптики и болевой чувствительности, пространственно-слухового различения.

В декабре 1941 года приказом по Институту мозга на основании решения Правительственной комиссии об эвакуации Б.Г.Ананьев поступил в распоряжение Народного комиссариата здравоохранения РСФСР и был эвакуирован с женой в группе сотрудников Института на самолете через линию фронта, а далее поездом добрался в Казань, где начал работать в госпитале для раненых. В марте 1942 года Б.Г.Ананьев выступал в управлении Народного комиссариата здравоохранения (НКЗ) РСФСР с сообщением о медико-педагогическом принципе лечения и дальнейшего трудоустройства раненых, получивших травмы головного мозга. На основе этого сообщения было принято решение НКЗ РСФСР о выделении отдельных палат и штатных единиц для лечения и реабилитации раненых. В апреле 1942 года Борис Герасимович выступил с докладом «Военное воспитание советской молодежи и формирование характера» на научной сессии Казанского педагогического института.

Вскоре супруги Ананьевы смогли переехать в Тбилиси, где Борис Герасимович начал работать сначала ординатором эвакогоспиталя № 1748, а позже, в мае 1943 г. Был назначен начальником психопатологического кабинета эвакогоспиталя № 1560. В то время он разработал эффективный метод граффонемотерапии и метод восстановления механизмов внутренней речи при органической алексии, метод фонемотерапии для лечения функциональных расстройств слуха и речи. Он занимался теоретическими и практическими вопросами восстановления психосенсорных функций, особенно слуха, осязания, цветоразличения при закрытых травмах головного мозга, а также памяти, воли, характера раненых. Также изучал коммуникативный механизм устной речи и ее взаимоотношения с речевым слухом и сновидной деятельностью, посткомоционные изменения психики и личности. За время работы в госпиталях он собрал 250 энцефалограмм и множество анамнестических данных, наблюдал 155 мозговых раненых, контуженных, особо изучал группу больных с расстройствами речи и сновидений.

В медико-психологической работе психотерапия личности была не менее важно, чем лечение функциональных психических расстройств. Борис Герасимович сострадал своим пациентам и помогал им всеми силами не только как психолог-врач, но и как глубоко понимающий собеседник: своим участием он приносил им душевное облегчение и укреплял волю к жизни, силу сопротивления.
В самый разгар войны, в 1943 году решением Правительства была образована Академия педагогических наук РСФСР, а чуть позже (в 1943-1944 годах) в Московском и Ленинградском университетах впервые были открыты отделения психологии. Психология, как наука, обрела новое дыхание. Именно в годы войны она подкреплялась жизненно важной практикой. Психологи стали активными участниками борьбы за победу, сумев применить психологические научные достижения в разных областях деятельности, помогая воевать, лечить, воспитывать советских людей. Уже в военную пору были подведены первые итоги практической психологии в деле обороны страны.

Сразу по возвращении в Ленинград в ноябре 1943 года Б.Г.Ананьев начал читать в городском Лектории цикл лекций по психологии для жителей города. Лекции эти стали частью его продуманной стратегии по укреплению позиций психологической науки в обществе. В своих лекциях он раскрывал природу сознания и личности, психологические механизмы жизнестойкости человека в тяжелых испытаниях, практическую значимость психологии. И многие, слушавшие его лекции, потом связали свою жизнь с психологией.

Война оставила глубокий след в жизни каждого современника. Люди пережили тяжкие испытания и лишения, но вместе с тем небывалый подъем жизненных и духовных сил. Б.Г.Ананьев говорил о военной поре: «Война определила мою жизнь. Это уже не по книгам пройденная психология. Для меня стало ясно, что человек может на максимуме. Я увидел скрытые резервы, о которых мы обычно не подозреваем. Я понял: нет более великой проблемы, чем проблема человеческих возможностей. Я понял: человек может все… В те годы мне было лучше, чем порой сейчас. Подонки тогда становились просто людьми. А мы, просто люди, чувствовали себя титанами».

Борис Герасимович Ананьев внес свой важный вклад в дело обороны Ленинграда и победы страны. Это подтверждается не только фактами биографии, но и правительственными наградами – медалями «За оборону Ленинграда» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Подготовлено по книге «Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы». Автор и составитель Н.А.Логинова // Издательство С.-Петербургского университета, 2006