Третий номер «Вестника СПбГУ. Психология» в 2023 году

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» — периодическое издание, ориентированное на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие его публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Предлагаем вниманию всех интересующихся психологией очередной выпуск журнала «Вестника СПбГУ. Психология» .
Со статьями номеров можно познакомиться на сайте журнала.
Обращаем внимание, что доступны полные тексты опубликованных статей.


Содержание номера:

ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ПСИХОЛОГИИ

  • Гусельцева М. С. Психологическая устойчивость личности в свете психологии ценностей: диалектика постоянства и изменчивости
  • Гришина Н. В. Целевая регуляция поведения человека
  • Морошкина Н. В., Зверев И. В., Нездоймышапко Л. А., Тихонов Р. В. Метакогнитивный мониторинг и контроль в ходе индивидуальной и совместной когнитивной деятельности

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Марцинковская Т. Д., Андреева (Голубева) Н. А., Преображенская С. В. Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность.
  • Одинцова М. М., Москвичева Н. Л., Костромина С. Н., Зиновьева Е. В. Обыденные представления о самодетерминации личности: структура и феноменология
  • Мамаева-Найлз В. Д. Изменение саморепрезентации личности в условиях неконгруэнтности целей и ситуационных возможностей
  • Гаврилова М. Н., Чичинина Е. А. Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье
  • Шиндрикова Е. В., Ловягина А. Е., Ильина Н. Л. Психосоматические и поведенческие реакции на соревнованиях у гимнасток 4–10 лет, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания
  • Сбитнева О. Ю. Практика интуитивного рисования в преодолении последствий травматического стресса у участников боевых действий

Очередной выпуск журнала «Вестник СПбГУ. Психология» представляет статьи, посвященные как теоретическим проблемам психологической науки, так и эмпирическим исследованиям в различных областях современной психологии.

Номер открывается статьей М.С. Гусельцевой, автора ряда работ по актуальным теоретико-методологическим проблемам психологии. Представленная статья — «Психологическая устойчивость личности в свете психологии ценностей: диалектика постоянства и изменчивости» — посвящена проблематике, в которой пересекаются темы устойчивости личности и мира ее ценностей. Автор справедливо отмечает, что, несмотря на очевидную значимость проблемы ценностей, в том числе и для психологической науки, в современной психологии тема ценностей не оформлена в самостоятельное исследовательское направление. Статья М. С. Гусельцевой в какой-то мере восполняет существующие в отечественные науке пробелы, связанные с описанием проблемы ценностей, историей ее становления в науке, существованием личности в пространстве ценностей.

В условиях турбулентности окружающей среды возрастает интерес психологической науки к поиску оснований устойчивости человека в современных реалиях. В психологии ценности человека традиционно рассматриваются как регулятор его активности, как ориентир и опора в ситуациях изменений, как основание его психологической устойчивости. Само понятие устойчивости и соответствующая ему феноменология устойчивости также активно обсуждаются в современной психологии. Изучение изменений современной реальности и изменений человека в последние десятилетия находились в фокусе внимания психологической науки. Вместе с тем очевидно, что понимание изменчивости человека должно рассматриваться сопряженно с темой устойчивости человека. В статье обозначаются разные подходы к пониманию психологической устойчивости, которая имеет динамический характер и предполагает способность человека к изменчивости. На основе анализа общегуманитарных проблем устойчивости личности в меняющемся социокультурном пространстве и мира ее ценностей М.С. Гусельцева предлагает конструкт, имеющий несомненный эвристический потенциал, — аксиологическое пространство социализации.

Следующая публикация номера — статья Н.В. Гришиной «Целевая регуляция поведения человека» — поднимает проблему контекстуального характера целей как регуляторов активности человека. Цели рассматриваются как конструкт описания отношений человека с окружающим миром, дополняющий используемые психологией понятия «определение ситуации», отражающее когнитивный компонент связи человека с контекстом, его понимание, и «переживание», относящееся к аффективному компоненту этой связи. Цели, по мнению автора, могут быть обозначены как действенный компонент, работающий вместе с определением ситуации, обеспечивающим ее понимание, и переживанием ситуации, позволяющим оценить ее значимость. В статье приводятся результаты исследования, подтверждающего контекстуальный характер целей человека, необходимость их изучения в пространственно-временных координатах, в соотношении с широким жизненным контекстом, возможностями актуальной жизненной ситуации, временнóй перспективой, ожиданиями прошлого, имеющимся опытом достижения целей и т. д. В соответствии с представлением о контекстуальном характере целей в статье предложена уровневая дифференциация целевой регуляции, которая предстает в формате задач при взаимодействии с конкретными ситуациями, как собственно цели в жизненном контексте и как смыслы при взаимодействии с экзистенциальной реальностью.

Коллективная статья Н.В. Морошкиной, И.В. Зверева, Л.А. Нездоймышапко, Р.В. Тихонова «Метакогнитивный мониторинг и контроль в ходе индивидуальной и совместной когнитивной деятельности» имеет обзорный характер и посвящена анализу и описанию особенностей метакогнитивного мониторинга и контроля в контексте распределенного познания. Данное понятие относится к особенностям когнитивной деятельности современного человека, которая, как отмечают авторы, опирается на внешние источники, разного рода ресурсы, в том числе и на коммуникацию с другими людьми. Отсюда, по их мнению, особое значение развития метакогнитивных знаний и стратегий, позволяющих эффективно использовать эти возможности. В центре внимания представленной статьи — вопрос о функциях метакогниций, и в особенности метакогнитивных переживаний, в контексте распределенного познания, то есть выполнения когнитивных задач с привлечением внешних ресурсов, в том числе так называемых когнитивных гаджетов, а также других людей. В статье представлены основные подходы к объяснению того, как формируются метакогнитивные оценки, приводятся иллюстрирующие их данные эмпирических исследований. Особое внимание уделяется метакогнитивным переживаниям, связанным с когнитивными ошибками. В результате проведенного анализа авторы статьи обозначают три основные функции, которые обсуждаются в литературе: построение представлений о собственной компетентности и способности к решению стоящей перед субъектом задачи; построение представлений о компетентности другого человека, чьи советы или суждения могут быть использованы для повышения собственной когнитивной эффективности; функция дополнительной эвристики при принятии совместных решений. Несмотря на узкую направленность описываемой тематики, статья представляет несомненный интерес для всех, кого интересуют проблемы принятия индивидуальных и групповых решений.

>Раздел эмпирических и экспериментальных исследований открывается статьей Т.Д. Марцинковской, Н.А. Андреевой (Голубевой) и С.В. Преображенской «Информационная идентичность и восприятие информации как новая цифровая повседневность». Исследования цифровой реальности продолжают оставаться одним из актуальных направлений в современной психологии. В центре внимания авторов — цифровая повседневность и порождаемые ею психологические проблемы. В статье представлены результаты эмпирических исследований, посвященных стилю информационной идентичности в связи со способами восприятия и переработки информации (в том числе у лиц разного возраста), а также его связи с удовлетворенностью жизнью в информационном обществе. Проведенные исследования позволили выявить некоторые тенденции, связанные с особенностями информационной идентичности и разными вариациями ее стилей.

Выпуск продолжает коллективная статья М.М. Одинцовой, Н.Л. Москвичевой, С.Н. Костроминой и Е.В. Зиновьевой «Обыденные представления о самодетерминации личности: структура и феноменология». Авторами предложена теоретическая комплементарная модель самодетерминации личности, представляющая ее как динамическую систему, обеспечивающую энергетическую, целевую и смысловую активность личности и определяющую относительную свободу в реализации жизненных стремлений человека. В представленной статье описываются результаты эмпирического исследования обыденных представлений молодых людей о понятии самодетерминации. Целью проведенного исследования является эмпирическая верификация предложенной теоретической модели и уточнение содержания понятия самодетерминации. Целью проведенного исследования является эмпирическая верификация предложенной теоретической модели и уточнение содержания понятия самодетерминации. Полученные результаты согласуются с научными представлениями о самодетерминации как совокупности характеристик и процессов активности индивида, отличающихся целенаправленностью, произвольной регуляцией и относительной свободой от внешних факторов.

Следующая публикация номера — статья В.Д. Мамаевой-Найлз «Изменения саморепрезентации личности в условиях неконгруэнтности целей и ситуационных возможностей» — посвящена мало разработанной и «трудноуловимой» для исследований теме взаимодействия человека с ситуацией с точки зрения преследуемых им целей. Цели, которые ставит перед собой человек, всегда соотносятся им с особенностями и возможностями ситуации, которая может им соответствовать или не соответствовать, что позволяет говорить о конгруэнтности или неконгруэнтности целей. В проведенном автором исследовании его участникам предъявлялись описания ситуаций повседневного взаимодействия, по отношению к которым они формулировали свои возможные цели. В повторном предъявлении тех же ситуаций их условия менялись таким образом, что они явно противоречили первоначальным ожиданиям человека. Гипотеза исследования состояла в том, что изменение целей ситуации ведет к изменению саморепрезентации человека, его представлениям о себе в контексте данной ситуации. Полученные результаты подтвердили гипотезу автора и позволили увидеть, как в изменившейся ситуации изменяется роль ситуационных характеристик и личностных особенностей в детерминации поведения человека. Интересным результатом исследования стало то, что проявления дружелюбия, экстраверсии, добросовестности и открытости больше определяются ситуационными особенностями, тогда как проявление нейротизма меньше подвержено влиянию ситуации и определяется устойчивыми чертами личности.

Тема психологических проблем, связанных с опытом переживания пандемии и ее психологическими последствиями, не уходит с повестки дня психологической науки, и все новые исследования подтверждают актуальность их продолжения. В публикуемой статье М.Н. Гавриловой и Е.А. Чичининой «Динамика развития рабочей памяти у детей в возрасте с 5 до 7 лет в период социальной изоляции: роль экранного времени и количества детей в семье» поднимается вопрос о возможностях компенсации снижения темпов развития рабочей памяти, зафиксированного авторами в предыдущих исследованиях, после возвращения детей к систематическому образовательному процессу. В статье описаны некоторые закономерности развития памяти в зависимости от продолжительности используемого детьми экранного времени, которое, как было установлено, оказывает наиболее негативное влияние на единственных детей в семье.

Следующая статья номера — работа Е.В. Шиндриковой, А.Е. Ловягиной и Н.Л. Ильиной «Психосоматические и поведенческие реакции на соревнованиях у гимнасток 4–10 лет, воспитывающихся в семьях с разными стилями воспитания». В психологии накоплено немало эмпирических данных, описывающих влияние семейного воспитания на личностные особенности и поведение детей. В исследовании, проведенном авторами, показано, что такие особенности семейного воспитания, как чрезмерная строгость родителей, дистантность в отношениях, проецирование нежелательных качеств на ребенка и др., могут рассматриваться как предикторы ряда соматических нарушений у юных спортсменок.

Последняя статья номера посвящена реабилитационной практике работы психолога. О.Ю. Сбитнева, автор статьи «Практика интуитивного рисования в преодолении последствий травматического стресса у участников боевых действий», посвящает свою работу поиску эффективных методов восстановления жизненных ресурсов. В качестве таковых, по ее мнению, может рассматриваться арттерапевтическая практика интуитивного рисования, которая успешно используется автором для психологической коррекции негативных состояний. Арт-терапия как творческий процесс позволяет ощутить и понять самого себя, свободно выразить мысли и чувства, освободиться от негативных переживаний. Описанная автором статьи практика работы может быть интересна психологам, работающим с травматическими состояниями и посттравматическим стрессом.

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке

 

Ранее по теме:
Выпуски «Вестника СПбГУ. Психология» в 2023 году