Неделя когнитивных экспериментов в СПбГУ: итоги

В дни зимних каникул уже традиционно проводятся научно-популярные мероприятия, которые организовывают молодые ученые-психологи и студенты старших курсов, обучающиеся на программах направления психология.

Так, в первую декаду февраля прошла Неделя когнитивных экспериментов в формате интерактивной выставки с мини-лекциями. Было представлено 27 экспериментальных исследований и 4 мини-лекции, которые провели научные сотрудники СПбГУ, активно занимающиеся когнитивными исследованиями.

Как рассказал организатор Недели—2024 года научный сотрудник СПбГУ Алексей Стародубцев, в этом году было 85 участников (из них 27 студентов), больше 20 экспериментаторов (в том числе 6 молодых ученых), 14 волонтеров. В рамках мероприятия проводилось 27 экспериментальных исследований, каждый участник Недели в среднем принял участие в десяти экспериментах. «После окончания исследований экспериментаторы рассказывали про свое исследование, высказывали гипотезы и объявляли некоторые результаты. Также экспериментаторы знакомились с исследованиями друг друга, что способствовало налаживанию научных контактов между студентами и молодыми учеными», — отметил Алексей Стародубцев

Некоторые эксперименты проводились в течение 30-40 минут, некоторые были короткими — до 15 минут. Иногда участие в экспериментах предполагало дополнительную, заочную, фазу через неделю, для завершения процесса. Для некоторых экспериментов было важно, чтобы участники никогда ранее не участвовали в подобных текстах. Обо всем этом эксперты, проводящие эксперименты, заранее предупреждали потенциальных участников в телеграм-канале «Неделя экспериментов». Большинство экспериментов проводилось с применением компьютеров, что значительно облегчало задачу как участникам, так и модераторам экспериментов. Но были варианты без привлечения современных гаджетов — бумага и ручка, а также весьма зрелищный эксперимент с резиновой рукой.

В рамках вечерней программы состоялись научно-популярные лекции, где слушатели познакомились с вопросами дискретности/непрерывности познания, современными теориями интеллекта, процессом решения творческих задач и проблемой «чувства субъективности» при объяснении своих поступков. Все лекции вызвали интерес у слушателей и сопровождались обсуждением как в процессе лекций, так и по окончании.

О своем опыте участия в Неделе когнитивных экспериментов рассказали студенты-волонтеры:

Алиса Лодягина, помимо оказания организационной поддержки мероприятий недели, приняла участие в нескольких экспериментах и прослушала вечерник лекции: «Здорово, что на неделю экспериментов пришли люди с разных направлений, факультетов и даже вузов. Удалось познакомиться с некоторыми, узнать о их работах (кто-то даже позвал на интервью для своего диплома — тоже полезно), смогла поговорить со старшекурсниками об обучении — это для меня важно, так как я еще только планирую траекторию своего обучения и такие разговоры здорово помогают. Также я задумываюсь о модерации (выбор направления на ФСИиН) на когнитивные науки и прошедшие эксперименты — буквально то, чем я буду в таком случае заниматься. Так что, безусловно, польза у такого мероприятия есть».

Дарья Кабанова: «Мне как волонтёру одного из дней недели экспериментов интереснее всего было разговаривать с другими волонтёрами, участниками и экспериментаторами и знакомиться с их опытом в когнитивных науках. Я учусь на втором курсе на факультете свободных искусств и наук. Мои представления о том, чем можно заниматься в дальнейшем, есть куда расширять, так что это было полезно».

См. также: