Зимняя психологическая школа СПбГУ—2025: сквозы
В этом году конференция была посвящена теме «Синергия в психологии: наука и практика». Даты проведения с 3 по 8 февраля.
Особая гордость Школы — научная программа. Проекты шли в нескольких параллелях. Помимо традиционных для многих конференций лекций, семинаров, презентация, мастер-классов, в Школе с 2019 года проводятся мероприятия по системе сквозных проектов (сквоз) — это трехдневные образовательные программы, в которых теория сочетается с решением кейсов и других практических заданий.
В 2025 году таких проектов было пять:
Эксперты — Короткова Инга Сергеевна, Грандилевская Ирина Владимировна, Кузнецова Елена Андреевна, Клейман Елена Олеговна
Расстройства личности — одна из сложных глав в психотерапии. Они приводят к дезадаптации, изоляции, зависимости от других или внешнего одобрения. Почему же поддерживаются эти дисфункциональные формы поведения и возможно ли их изменение? Предлагается решить эти вопросы в рамках схема-терапии — подхода, основанного на том, что с детства, под воздействием биологических, психологических и социальных факторов мы формируем ментальные структуры — схемы. Знакомство с подходом включало краткую теорию, анализ видеофрагментов, ролевые игры и практические упражнения, что позволит отработать новые навыки и обсудить свой опыт в группе.
Эксперты — Аллахвердов Виктор Михайлович, Морошкина Надеждва Владимировна, Гершкович Валерия Александровна, Карпинская Валерия Юльевна, Мамина Татьяна Михайловна.
В рамках данного проекта рассматривались вечные проблемы психологии, без решения которых фундаментальную психологическую теорию не построить. Слушателям предлагались примеры возможного решения основных проблем на пути выведения фундаментальных законов психологии.
Во время практической части обсуждался ряд загадочных психологических феноменов из области психологии восприятия, памяти и творческого мышления, а также гипотез, направленных на их объяснение. Во время командной работы предлагалось разработать дизайн эксперимента, после слушатели имели возможность сопоставить созданные ими дизайны с уже проведенными экспериментами и потренироваться в интерпретации и оценке результатов.
Прикладные задачи в психологии могут быть успешно решены только при наличии грамотного обоснования, а идеи практической работы получают развитие благодаря проверке следствий из теоретических положений. Таким образом, теоретические идеи помогают в решении реальных практических задач на производстве и при повышении квалификации специалистов.
Эксперты — Ситников Юрий Анатольевич, Шаронова Юлия Игоревна
В рамках сквозного проекта был показан весь ландшафт НR-направлений в современных организациях, выбраны наиболее интересные темы и разобраны на примерах и реальных кейсах. Также обсудили управление талантами (жизненный цикл сотрудника, потенциал сотрудника), организационный дизайн (как помочь сотрудникам быть эффективнее; должности, роли, функции, компетенции), корпоративную культуру и качество жизни (социально-психологический климат и вовлечённость, забота организации о сотрудниках сегодня).
Эксперты Яничева Татьяна Гелиевна, а также сотрудники Центра психологического развития и обучения детей и родителей «Архитектура Будущего» Быструшкина Виолетта, Гаркави Сергей, Иванова Наталья, Максимова Анастасия, Романова Елена, Чернышева Александра, Горохова Александра, Никитина Милана, Козлов Никита.
В ходе участия в проекте участники обсудили как возможности и ограничения профессиональной психологической поддержки развития подростка в современных условиях цифровой социализации, так и инвариантные и вариативные характеристики социализации подростка, узнают о принципах и правилах разработки тренинговых программ для подростков и разовьют навыки реализации тренинговых и развивающих программ для подростков.
Эксперты — Леонтьева Мария Юрьевна, Дубовских Юлия Владимировна, Ипатьева Полина Евгеньевна, Романчук Елена Сергеевна.
В ходе проекта были рассмотрены такие темы, как профессиональное развитие специалиста и сопровождение нормативных и ненормативных кризисов профессионального развития, активные методы (кинотерапия, сказкотерапия, метафорические техники, рисуночные техники в работе с запросами профессионального самоопределения), поддержка и сопровождение помогающих специалистов (группы поддержки, профилактика эмоционального выгорания, как понять, что ты в группе риска, как помочь себе и коллегам).
Сквоз HR. Студентка 1 курса магистратуры «Организационная психология и психология менеджмента» СПбГУ.
«Мне очень понравилось посещать сквозной проект „Грани HR“. Спикеры (Юрий Ситников и Ручьева Елена) подробно и интересно рассказывали об основных аспектах работы в этом направлении, а также делились кейсами и опытом работы! Приятно было дискутировать с ними о важности отбора в рекрутеры»
Сквоз АБ. Студентка 4 курса «Клинической психологии» СПбГУ Александра Воробьева.
«Я долго думала, на какой сквозной проект ЗПШ пойти в этом году: открыть для себя грани hr или разобраться в схема-терапии было заманчиво. Однако, в итоге практичный подход победил. По возвращении со школы меня ждет практика с детьми и подростками от 3 до 18 лет и волонтерство на телефоне доверия для подростков, поэтому я выбрала групповую работу с подростками от „Архитектуры Будущего“ и ничуть не пожалела! Сквоз был сосредоточен на обучении проведению тренингов для подростковой аудитории, и при этом сам представлял собой тренинг. Благодаря этому, все участники не только посмотрели на создание и проведение тренинга со стороны, но и прожили эту историю. Вообще, сочетание теории и практики в „Групповой работе с подростками“ было прекрасным. Теорию давали лаконично и структурировано. Я освежила в памяти все необходимое, открыла для себя что-то новое и совсем не успела заскучать. Практическая часть великолепно дополняла теорию и помогала закрепить знания. Отдельная благодарность нашим спикерам. Они очень располагали к себе своим неравнодушием и отзывчивостью. Все наши вопросы и комментарии были замечены и прокомментированы причем очень корректно. Вместе с ними было не страшно ошибаться и затем исправлять неточности. Каждый день сквоза был по-своему замечательный, на него хотелось вставать и идти рано утром, несмотря на усталость и недосып от множество других школьных активностей. Главное впечатление от проекта — невероятный прилив вдохновения! Мне страсть как хочется применить полученные знания на практике. Безумно радуюсь, что очень вероятно, что такой шанс мне в скором времени будет предоставлен. Большое спасибо ЗПШ за такой замечательный сквозной проект! Наверное, за 3 года, которые я езжу сюда, он стал самым любимым и полезным.»
Сквоз Схема. Студентка 3 курса психологического факультета МГУ, Мария.
«Сквозной проект „Сквозь лабиринт личности: найти выход с помощью схемной терапии“ поразил меня четкостью и структурированностью изложения материала: после первого дня уже стало намного понятно, что это за подход и в чем его особенности! Я очень рада, что выбрала именно этот проект для посещения, ведь тема довольна актуальна, ведь схематерапия в практике психолога открывает множество возможностей.»
Сквоз Истор. Студентка 4 курса «Психологии» СПбГУ, Нина.
«Когда я узнала, кто будет вести проект „Как строить теории в психологии и проверять их в экспериментах“ (Аллахвердов Виктор Михайлович и его коллеги) я сразу определилась, что я буду посещать три дня подряд. Я восхищаюсь трудами Виктора Михайловича и сквозной проект ЗПШ дал мне возможность увидеть легенду отечественной психологической науки воочию! Это не передаваемые эмоции. Относительно сквоза — было очень познавательно, мы в команде разрабатывали собственный дизайн эксперимента, а после сопоставляли их с уже существующими экспериментами, учась почти на практике.»
См.также:
Зимняя психологическая школа СПбГУ—2025 завершила свою работу