Телефон Доверия СПбГУ: как это работает


Проект «Телефон Доверия» начал свою деятельность в апреле 2022 года. Он стал еще одной формой психологической помощи обучающимся и сотрудникам университета к уже имеющимся форматам, а также дополнительной возможностью для включения будущих психологов в реальную психологическую работу. Погружение студентов-психологов в профессиональную деятельность, связанную с оказанием бесплатной психологической помощи — одна из ключевых задач Психологической клиники СПбГУ.

Этот проект вырос из другого — «Скайп Доверия», придуманного и реализованного специалистами Психологической клиники СПбГУ в 2020 году во время режима самоизоляции в связи с пандемией COVID-19. Куратором проекта тогда была назначена доцент Наталья Николаевна Искра (кафедра психологии личности).

В свое время проект «Скайп доверия» оказался выходом в обеспечении непрерывности психологической помощи универсантам и клинической практики в ситуации пандемии. Режим самоизоляции привел к необходимости перехода работы клиники в дистанционный формат, что осложняло работу в формате ко-консультирования и потребовало поиска новых форм для вовлечения студентов в практическую деятельность. В то же время стала очевидной необходимость дополнительной психологической поддержки как для студентов, уехавших домой или самоизолировавшихся в условиях общежития, так и для граждан, оказавшихся в психологически трудной ситуации.

Проект объединил студентов, добровольно пожелавших оказывать психологическую помощь населению. Основной целью стало сочетание включенности студентов в профессиональную деятельность с добровольческой активностью и пониманием значимости общего дела оказания психологической помощи. Это было настоящее «обучение служением», поскольку каждый участвующий в проекте студент-психолог понимал смысл и значимость своей работы для других людей. Проект включал в себя обучение студентов кризисному консультированию, практическую деятельность (дежурство на линии), участие в супервизиях.

В апреле 2022 года, благодаря руководству университета, «Скайп Доверия» был преобразован в «Телефон доверия». Им руководила также доцент Н.Н. Искра, а с 2024 года куратором проекта является старший преподаватель Юлия Викторовна Батлук (кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций).

Каждые полгода идет набор в команду волонтеров проекта. Студенты проходят обучение, отрабатывают навыки на практических занятиях и те, кто успешно завершает учебный цикл, становятся консультантами Телефона Доверия, еженедельно выходя на дежурства и оказывая помощь, тем кто в ней нуждается. Важно отметить, что на Телефон доверия может позвонить любой человек, не только имеющий отношение к университету. В настоящее время к работе на «Телефоне Доверия» привлечено 15 волонтеров из числа студентов-психологов.

Среди участников Проекта есть и те ребята, которые остаются в нем уже долгое время, помогая его развитию и сопровождению. Эти ребята прошли путь от волонтеров до наставников проекта, и сегодня они уже сами являются преподавателями и супервизорами для вновь прибывших добровольцев. Часть из них — выпускники университета — продолжают вносить свой вклад в существование проекта, понимая его социальную и профессиональную значимость.

Мы поговорили с некоторыми из них:

MalennikovaКсения — выпускница магистратуры по программе «Социальная психология» (2024) — поделилась своим мнением о важности психологической помощи. Она работает на «Телефоне Доверия» с 2023 года. Для нее важно оказывать помощь человеку «на другом конце провода». Выбор будущей профессии был осознанным: способность самой выдерживать эмоции и понимать стрессовое состояние другого человека, желание быть полезной и оказывать поддержку привели Ксению к выбору образовательной программы «Психология», а затем и специализации в «Социальной психологии».

Работая на «Телефоне Доверия», Ксения использует различные подходы, техники, помогая обратившемуся выйти из состояния неопределенности. «Хотя чаще бывает достаточно простого человеческого — подержать за руку, побыть рядом и всецело принимать. Это о возможности не оценивать, не измерять и не сравнивать, а уметь пройти рядом с человеком в период пика его кризиса. Помочь увидеть его силу и возможности. Для меня важнее всего увидеть, как человеку стало немного лучше, легче, я понимаю, что он сможет выключить телефон и поддерживать себя автономно. Нет гарантии, что человек этому научится за один разговор. Однако совместная задача консультанта и клиента стремиться к овладению техниками самопомощи и навыку использовать свои сильные стороны — общение, характер, люди, опыт», — считает Ксения.

Она также уверена, что психологическая помощь нужна каждому человеку в кризисный период жизни, в моменты утраты, проживая горечь, когда нужно выговориться, когда накатывает тоска или агрессия, в минуты слабости. Видение будущего сужается, человек не видит выхода, своих ресурсов, желания жить. Консультанту необходимо стать в прямом смысле опорой.

К «Телефону Доверия» обращаются люди, которым трудно справиться с проблемой самостоятельно. Волонтеры полагают, что эта коммуникация «чуть больше, чем номер телефона или служба. Они стремятся сделать это культурой — взаимное доверие, обретение навыков самопомощи, способность быстро адаптироваться к переменам.

В настоящее время Ксения занимается психологической и социальной помощью участникам боевых действий и членам их семей.

BelosludcevaОльга закончила профессиональную переподготовку по программе «Психология» и работает на «Телефоне Доверия» практически с момента открытия проекта. Для нее участие в этой работе стало уникальной возможностью получить практический опыт, параллельно обучаясь теоретической базе в университете. Ольга считает важным смысловую составляющую того, чем она занимается, оказывая поддержку нуждающимся в помощи.

«Польза проекта Телефон доверия для меня безоговорочна — любой человек, который испытывает жизненные и эмоциональные трудности, может обратиться за помощью бесплатно. Во время обучения новых консультантов линии мы уделяем особое внимание как теоретической подготовке, так и интересу к людям в целом, и наличию желания помочь. Безусловно, другой стороной пользы линии является уникальный опыт для студентов, многие из которых получают на Телефоне доверия долгожданную и важную первую практику», — полагает Ольга.

Она считает, что такой телефон важен для любых категорий абонентов, независимо от возраста, социальной принадлежности, занятости. «На мой взгляд, особую роль Телефон доверия играет в жизни людей, которым в силу жизненных обстоятельств не хватает человеческого общения и эмоциональной поддержки, тем, кто финансово не может позволить себе платную психологическую помощь, а также людям, находящимся в остром кризисе, которым помощь нужна срочно, „здесь и сейчас“».

Помимо работы на Телефоне доверия СПБГУ, Ольга Белослудцева, в настоящее время заканчивает магистратуру Московского Института Психоанализа, по программе «Психологическое консультирование», и пишет магистерскую диссертацию на тему воли в экзистенциальном контексте. Также обучается на программе «Экзистенциальная психотерапия и консультирование» в Учебном центре имени Н.П. Бехтеревой, и использует этот подход в своей частной практике.

 

PushkarevМарк — студент 3 курса по направлению «Психология». Он консультирует на Телефоне доверия с октября 2022 года, записавшись в волонтеры почти сразу после поступления на бакалавриат «Психология» в СПбГУ. Чуть больше года спустя к собственному консультированию добавилось участие в тьюторской подготовке новых волонтеров-консультантов. Выбор такого рода работы сделан Марком осознанно — это возможность позаботиться еще о ком-то, кроме себя, сделать что-то, что, возможно, сделает жизнь обратившегося за помощью по Телефону чуточку легче и/или осмысленнее. На нынешнем этапе он видит свою основную миссию в том, чтобы «Телефон просто работал и посильно помогал абонентам, и чтобы новые консультанты обучались навыкам консультирования и имели возможность для личностного, человеческого развития и для встречи друг с другом. Соответственно, полезность для проекта для Марка определяется тем, как работа сказывается на абонентах, и тем, как опыт работы в проекте изменяет жизнь консультантов.

Рассказывая об особенностях работы консультанта по Телефону доверия, Марк обратил внимание на то, что консультанты не имеют возможности в полной мере оценить свой вклад в изменение к лучшему жизни своего клиента, но они уверены в том, что для любого человека такая поддержка может стать решающей. «Телефон Доверия — это во многом про встречу с этими ограничениями, с беспомощностью, и про нахождение в этом море безысходности островков опоры, смысла, возможностей. Много тех, кто звонит в тяжелом, часто эмоционально заряженном состоянии, и уходит от нас, выдохнув, оставив этот груз и получив возможность посмотреть на ситуацию по-другому. И даже если бы нам удавалось помочь лишь единицам — это бы все равно стоило сил, времени, все равно имело бы смысл. К моей большой радости, есть основания полагать, что у нас находится способ помочь заметно чаще», — резюмирует Марк.


В марте 2025 года состоялся юбилейный — десятый набор в проект «Телефон доверия». В отборе приняло участие более 40 желающих из числа обучающихся на факультете психологии.

Специалисты клиники и руководство факультета в лице профессора Светланы Николаевны Костроминой и доцента Елены Викторовны Зиновьевой, руководителя клиники, выражают благодарность всем, кто участвовал и участвует в поддержании и развитии этого проекта, реализуя чрезвычайно важную и сложную миссию интеграции обучения и оказания психологической помощи.

См. также:

Психологическая клиника СПбГУ открывает телефон доверия