Специалисты в области организационной психологии занимаются исследованием поведения и переживаний людей в организации, «человеческого фактора» эффективности организаций. Организационная психология является прикладной наукой: она сочетает научные исследования и практические проекты для организаций.
Зачем это нужно?
1. Чтобы сделать работу людей эффективной: дизайн работы должен быть основан на максимальном использовании способностей и компетенций сотрудников. Тогда организация сможет выжить в конкурентной борьбе, расти и развиваться.
2. Чтобы сделать людей удовлетворенными работой: работа в организации должна быть для сотрудников эффективным средством достижения своих собственных целей и интересов. Тогда сотрудники не покинут организацию и будет сохраняться и развиваться ее «человеческий капитал».
Задача организационного психолога: найти способы создания мотивации сотрудников и полностью использовать энергию мотивации в рационально организованном труде и обучении сотрудников наилучшим приемам работы.
ХХI век – эпоха быстрой смены технологий и продуктов: модели автомобилей, телефонов, компьютеров меняются практически ежегодно.
Новую техническую систему можно разработать за один год. Человек – не машина: чтобы вырастить высококлассного специалиста нужно 5 - 10 лет (образование и обучение на рабочем месте). Поэтому именно «человеческий фактор» в наше время становится определяющим фактором развития и обеспечения конкурентоспособности организаций.
Повышение качества продукции и производительности труда в экономике в долгосрочной перспективе (ХХI век) будет обусловлено:
• в 46% случаев – вложениями в «человеческий фактор»;
• в 35% – созданием различных интегральных производственных систем;
• в 19% – использованием передовых технологий.
Чем занимаются организационные психологи?
Используют психологические технологии для повышения успешности организации
На чем основан успех любой организации?
Три слагаемых успеха: хороший продукт (изделия или услуги), хороший маркетинг (умелое продвижение продукта на рынок), компетентный и мотивированный персонал.
Соответственно, организационный психолог занимается:
- анализом и улучшением дизайна работы, в том числе оптимизацией человеко – компьютерных взаимодействий (интерфейсов)
- анализом поведения потребителя продуктов и услуг и улучшением маркетинговых коммуникаций (PR, реклама, директ-маркетинг и т.д.)
- привлечением, отбором, мотивированием, оценкой и развитием персонала; и, в итоге:
- соединением всего этого в проекты организационного развития с учетом особенностей организационной культуры, структуры и технологии.
Психология труда и организационная психология – одно из старейших прикладных направлений психологии. Поэтому образовались профессиональные ассоциации организационных психологов. В США это SIOP (Society for Industrial and Organizational Psychology) – общество индустриальных и организационных психологов, в Европе – это ENOP (European Network of Organizational and Work Psychologists) европейское сообщество организационных психологов и психологов труда. На сайтах этих ассоциаций можно получить дополнительную информацию.
Основные учебные дисциплины магистерской программы:
- Психология труда
- Эргономика и инженерная психология. Психологический анализ деятельности
- Психология человеко-компъютерного взаимодействия
- Психология управления персоналом
- Оценка, отбор и расстановка персонала
- Методы интервенции в организации (тренинги разрешения конфликтов и переговоров, принятия решений, методический)
- Основы кадрового делопроизводства
Курсы по выбору:
- Организационное развитие
- Психология маркетинговых коммуникаций
- Психологические основы инженерии знаний
- Практикум проведения маркетингового исследования
- Мотивация трудовой деятельности
- Практикум по техникам руководства
Выпускник магистратуры по профилю «организационная психология» может работать в области организационного консультирования, управления персоналом, рекламы и PR.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Организационный консультант умеет:
Анализировать особенности внешней и внутренней среды организации. Оптимизировать кадровую структуру и структуру деятельности
Использовать организационные технологии и технологии эффективного взаимодействия
Формировать и поддерживать корпоративную культуру
Внедрять принципы и методы эффективных коммуникаций
Решать задачи организационного проектирования и развития
Анализировать бизнес-процессы
Вырабатывать рекомендации по оптимизации деятельности
Организовывать и проводить диагностическое обследование
Осуществлять диагностику структуры деятельности, отношений и взаимодействий, персонала и руководителей, отдельных процессов и функций, используя адекватные методы
Проводить деловые переговоры
Разрабатывать и внедрять программы по изменениям/улучшениям
Принимать своевременные и адекватные управленческие решения
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ
Специалист по управлению персоналом умеет:
Осуществлять организационно-штатную, информационную, финансовую политики и политику по развитию персонала
Организовать учет и регистрацию, кадровое делопроизводство
Осуществлять профилактику конфликтов и управление стрессами
Осуществлять подбор персонала
Готовить должностные инструкции
Проводить собеседования по приему и увольнению, дисциплинарные собеседования
Обеспечивать адаптацию персонала и введение в должность
Планировать обучение персонала
Осуществлять коммуникативную подготовку персонала и построение команды
Проводить аттестацию персонала
Разрабатывать и внедрять системы стимулирования персонала
Осуществлять профессиональную диагностику
РЕКЛАМА И PR (PUBLIC RELATION)
Специалист по рекламе и Public Relations умеет:
Использовать знания психологических механизмов воздействия на покупателя, психологических особенностей контактных аудиторий, поведения покупателя и принятия решения о покупке, основ сегментирования рынка в практике рекламной и PR-деятельности
Планировать и проводить рекламные и PR-кампании
Обеспечивать психологическую проработку рекламных и PR-обращений, формирования имиджа, создания брэнда
Организовывать и проводить работу со СМИ
Проводить психологическую экспертизу рекламных и PR-материалов
Выпускник умеет:
Проводить компьютерную диагностику
Осуществлять компьютерную обработку данных
Использовать современные компьютерные технологии в профессиональной психологической деятельности
Основные учебные дисциплины модуля «Психолог в организации» для бакалавров:
- Организационная психология. Психология трудовой деятельности;
- Психологический отбор и оценка персонала в организации;
- Организационное развитие;
- Психология маркетинговых и деловых коммуникаций (с социально–психологическим тренингом).
Студенты, обучающиеся на магистерской программе, проходят практику в рекрутинговых агенствах («Kelly Services», «Manpower CIS»), в организациях в сфере рекламы, PR, маркетинга («Той-опинион»), финансовых учреждениях (Северо-Западный Банк Сбербанка России, ОАО «Альфа Банк», ЗАО «ВТБ24»), торговых организациях (Торговый дом «Лаверна», сеть гипермаркетов « О’КЕЙ», ОАО «Большой Гостиный Двор»), на производственных предприятиях (Метрополитен Санкт-Петербург, ОАО «Звезда», ОАО «Газпромнефть»), в организациях сферы услуг (Корпорация Отелей Рэдиссон САС Роял, сеть ресторанов «Чайная ложка»).