Специалисты в области организационной психологии занимаются исследованием поведения и переживаний людей в организации, «человеческого фактора» эффективности организаций. Организационная психология является прикладной наукой: она сочетает научные исследования и практические проекты для организаций.

Зачем это нужно?

1. Чтобы сделать работу людей эффективной: дизайн работы должен быть основан на максимальном использовании способностей и компетенций сотрудников. Тогда организация сможет выжить в конкурентной борьбе, расти и развиваться.

2. Чтобы сделать людей удовлетворенными работой: работа в организации должна быть для сотрудников эффективным средством достижения своих собственных целей и интересов. Тогда сотрудники не покинут организацию и будет сохраняться и развиваться ее «человеческий капитал».

Задача организационного психолога: найти способы создания мотивации сотрудников и полностью использовать энергию мотивации в рационально организованном труде и обучении сотрудников наилучшим приемам работы.


ХХI век – эпоха быстрой смены технологий и продуктов: модели автомобилей, телефонов, компьютеров меняются практически ежегодно.

Новую техническую систему можно разработать за один год. Человек – не машина: чтобы вырастить высококлассного специалиста нужно 5 - 10 лет (образование и обучение на рабочем месте). Поэтому именно «человеческий фактор» в наше время становится определяющим фактором развития и обеспечения конкурентоспособности организаций.

Повышение качества продукции и производительности труда в экономике в долгосрочной перспективе (ХХI век) будет обусловлено:

• в 46% случаев – вложениями в «человеческий фактор»;

• в 35% – созданием различных интегральных производственных систем;

• в 19% – использованием передовых технологий.

Чем занимаются организационные психологи?

Используют психологические технологии для повышения успешности организации

На чем основан успех любой организации?

Три слагаемых успеха: хороший продукт (изделия или услуги), хороший маркетинг (умелое продвижение продукта на рынок), компетентный и мотивированный персонал.

Соответственно, организационный психолог занимается:

- анализом и улучшением дизайна работы, в том числе оптимизацией человеко – компьютерных взаимодействий (интерфейсов)

- анализом поведения потребителя продуктов и услуг и улучшением маркетинговых коммуникаций (PR, реклама, директ-маркетинг и т.д.)

- привлечением, отбором, мотивированием, оценкой и развитием персонала; и, в итоге:

- соединением всего этого в проекты организационного развития с учетом особенностей организационной культуры, структуры и технологии.


Психология труда и организационная психология – одно из старейших прикладных направлений психологии. Поэтому образовались профессиональные ассоциации организационных психологов. В США это SIOP (Society for Industrial and Organizational Psychology) – общество индустриальных и организационных психологов, в Европе – это ENOP (European Network of Organizational and Work Psychologists) европейское сообщество организационных психологов и психологов труда. На сайтах этих ассоциаций можно получить дополнительную информацию.



Основные учебные дисциплины магистерской программы:

- Психология труда

- Эргономика и инженерная психология. Психологический анализ деятельности

- Психология человеко-компъютерного взаимодействия

- Психология управления персоналом

- Оценка, отбор и расстановка персонала

- Методы интервенции в организации (тренинги разрешения конфликтов и переговоров, принятия решений, методический)

- Основы кадрового делопроизводства

Курсы по выбору:

- Организационное развитие

- Психология маркетинговых коммуникаций

- Психологические основы инженерии знаний

- Практикум проведения маркетингового исследования

- Мотивация трудовой деятельности

- Практикум по техникам руководства


Выпускник магистратуры по профилю «организационная психология» может работать в области организационного консультирования, управления персоналом, рекламы и PR.



ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Организационный консультант умеет:

Анализировать особенности внешней и внутренней среды организации. Оптимизировать кадровую структуру и структуру деятельности

Использовать организационные технологии и технологии эффективного взаимодействия

Формировать и поддерживать корпоративную культуру

Внедрять принципы и методы эффективных коммуникаций

Решать задачи организационного проектирования и развития

Анализировать бизнес-процессы

Вырабатывать рекомендации по оптимизации деятельности

Организовывать и проводить диагностическое обследование

Осуществлять диагностику структуры деятельности, отношений и взаимодействий, персонала и руководителей, отдельных процессов и функций, используя адекватные методы

Проводить деловые переговоры

Разрабатывать и внедрять программы по изменениям/улучшениям

Принимать своевременные и адекватные управленческие решения


УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Специалист по управлению персоналом умеет:

Осуществлять организационно-штатную, информационную, финансовую политики и политику по развитию персонала

Организовать учет и регистрацию, кадровое делопроизводство

Осуществлять профилактику конфликтов и управление стрессами

Осуществлять подбор персонала

Готовить должностные инструкции

Проводить собеседования по приему и увольнению, дисциплинарные собеседования

Обеспечивать адаптацию персонала и введение в должность

Планировать обучение персонала

Осуществлять коммуникативную подготовку персонала и построение команды

Проводить аттестацию персонала

Разрабатывать и внедрять системы стимулирования персонала

Осуществлять профессиональную диагностику


РЕКЛАМА И PR (PUBLIC RELATION)

Специалист по рекламе и Public Relations умеет:

Использовать знания психологических механизмов воздействия на покупателя, психологических особенностей контактных аудиторий, поведения покупателя и принятия решения о покупке, основ сегментирования рынка в практике рекламной и PR-деятельности

Планировать и проводить рекламные и PR-кампании

Обеспечивать психологическую проработку рекламных и PR-обращений, формирования имиджа, создания брэнда

Организовывать и проводить работу со СМИ

Проводить психологическую экспертизу рекламных и PR-материалов


Выпускник умеет:

Проводить компьютерную диагностику

Осуществлять компьютерную обработку данных

Использовать современные компьютерные технологии в профессиональной психологической деятельности



Основные учебные дисциплины модуля «Психолог в организации» для бакалавров:

- Организационная психология. Психология трудовой деятельности;

- Психологический отбор и оценка персонала в организации;

- Организационное развитие;

- Психология маркетинговых и деловых коммуникаций (с социально–психологическим тренингом).


Студенты, обучающиеся на магистерской программе, проходят практику в рекрутинговых агенствах («Kelly Services», «Manpower CIS»), в организациях в сфере рекламы, PR, маркетинга («Той-опинион»), финансовых учреждениях (Северо-Западный Банк Сбербанка России, ОАО «Альфа Банк», ЗАО «ВТБ24»), торговых организациях (Торговый дом «Лаверна», сеть гипермаркетов « О’КЕЙ», ОАО «Большой Гостиный Двор»), на производственных предприятиях (Метрополитен Санкт-Петербург, ОАО «Звезда», ОАО «Газпромнефть»), в организациях сферы услуг (Корпорация Отелей Рэдиссон САС Роял, сеть ресторанов «Чайная ложка»).