Кафедра эргономики и инженерной психологии

Телефоны: +7 (812) 328-94-08, 327-79-89
эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

И.о. заведующего кафедрой - Солдатова Елена Леонидовна

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


Кафедра эргономики и инженерной психологии проводит научные и научно - прикладные исследования в области организационной психологии, а также проводит обучение по профилю «Организационная психология» в рамках магистерской программы «Организационная психология и психология менеджмента».

Кроме того, кафедра проводит цикл учебных курсов в рамках модуля подготовки бакалавров «Психология в организации».

Кафедра эргономики и инженерной психологии была создана в 1968 году, когда был открыт факультет психологии Ленинградского государственного университета (ныне – Санкт-Петербургского государственного университета).

Однако непосредственным предшественником кафедры была лаборатория индустриальной психологии при кафедре общей психологии на философском факультете ЛГУ. Первым руководителем и создателем лаборатории был Борис Федорович Ломов. С момента своего открытия в октябре 1959 года лаборатория активно включилась в проведение научно - прикладных исследований. Вначале все необходимое для исследований оборудование проектировалось и изготовлялось сотрудниками лаборатории. Как вспоминал один из старейших сотрудников лаборатории, профессор Г. В. Суходольский, Б. Ф. Ломов по этому поводу шутил, что инструментарий лаборатории – это «молоток и три гвоздя».

Постепенно в лаборатории была создана собственная материально-техническая база – появилось оборудование для экспериментальных исследований и собственная инженерно-техническая группа. Это позволило широким фронтом развернуть эмпирические исследования, в которых участвовали научные сотрудники лаборатории, преподаватели вновь созданной кафедры эргономики и инженерной психологии. В научную работу активно включились и первые аспиранты кафедры - Г. С. Никифоров и Ю. М. Забродин, вошедшие впоследствии в число ведущих специалистов в области инженерной психологии.

С самого начала огромную координирующую и организующую роль в развитии инженерной психологии в Ленинградском государственном университете (а позже и в СССР в целом) играл Б. Ф. Ломов, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент АПН РСФСР с 1965 г., член-корреспондент АПН СССР с 1968 г., член-корреспондент АН СССР с 1976 г.

Став первым заведующим лабораторией индустриальной психологии и первым заведующим кафедрой эргономики и инженерной психологии, Б. Ф. Ломов сумел создать сильный научный коллектив, который быстро завоевал признание и привлек внимание самых различных отраслей производства и оборонной промышленности. Б. Ф. Ломов отличался умением сочетать широкие научные интересы с прагматизмом постановки конкретных прикладных задач. Докторская диссертация Б.Ф. Ломова «Человек и техника. (Очерки инженерной психологии)» (Л., 1963) и монография «Человек и техника» (1963, 1966) стали эталоном научности и профессионализма в эти годы. Четкость постановки прикладных задач и понимание запросов растущего в те годы производства позволили развернуть широкомасштабные научно – прикладные исследования.

Эти исследования стали основой формирования Ленинградской школы инженерной психологии. По материалам исследований был подготовлен целый ряд кандидатских диссертаций: В. М. Водлозеровым (Экспериментальное исследование действий человека-оператора, работающего в режиме слежения. Л., 1965), И. М. Лущихиной (Аудирование речевых сообщений в условиях белого шума. Л., 1965), М. К. Тутушкиной (К проблеме оптимального кодирования информации, передаваемой человеку: Экспериментальное исследование на материале знаковой индикации. Л., 1965), Т. П. Зинченко (Исследование перцептивных процессов в связи с задачей построения информационных моделей. Л., 1967), Е. Н. Сурковым (Исследование эвристических компонентов процесса решения задач лабиринтного типа. Л., 1967), Г.В. Суходольским (О характеристиках человека при слежении. Л., 1968), Г. С. Никифоровым (Опыт экспериментального исследования надежности человека-оператора в процессе приема информации (комплекс «измерительный прибор – оператор»). Л., 1969), В. К. Гайдой (Зрительное пространственное различение и проблема кодирования визуальной информации, предъявляемой человеку. Л., 1972), Л.А. Верещагиной (Исследование обратной связи в процессе подготовки операторов. Л., 1977), Л. И. Рябинкиной (Исследование эффективности информационного поиска при различных способах кодирования. Л., 1978), Г. Н. Горбуновой (Исследование оперативной памяти в процессах информационного поиска и подготовки решения. Л., 1979).

Следующим шагом в развитии инженерно – психологической науки на факультете было развитие отдельных научных исследований в ряд крупных основополагающих научных работ, составивших содержание докторских диссертаций А. А. Крылова (Обработка информации в операторской деятельности. Л., 1972), В. А. Ганзена (Проблема отображения целостных объектов человеком. Л., 1976), Г. С. Никифорова (Психологические основы самоконтроля в системах «человек-машина». Л., 1978), Г. В. Суходольского (Инженерно-психологический анализ и синтез профессиональной деятельности. Л., 1982), Т. П. Зинченко (Функциональная структура опознания. Л., 1983).

Эти ученые стали ядром научного коллектива кафедры, что позволило ей сохранить научный потенциал и после ухода Б. Ф. Ломова с поста заведующего кафедрой. Огромную роль в сохранении и развитии потенциала кафедры сыграли последовательно ею руководившие Е. П. Ильин, А. А. Крылов, В. А. Ганзен, Г. В. Суходольский.

Кафедра с самого начала заняла лидерские позиции в профессиональном сообществе инженерных психологов. Проявлением этого был тот факт, что именно на базе факультета была проведена первая всесоюзная конференция по инженерной психологии. Об этом свидетельствует и регулярное издание сборников «Проблемы общей и индустриальной психологии», «Проблемы общей и инженерной психологии».

Наличие значительного научного задела и коллектива высококвалифицированных специалистов позволило создать систему подготовки студентов специализации «Инженерная психология» и эффективно организовать учебный процесс. Кафедра эргономики и инженерной психологии (а также первый на факультете спецфакультет переподготовки по инженерной психологии) подготовила сотни специалистов, успешно работавших в НИИ, КБ, промышленных предприятиях и высших учебных заведениях.

Основная тенденция в дальнейшем научном развитии кафедры – продолжение традиций школы Б. Г. Ананьева и Б. Ф. Ломова – создание целостной картины, интеграция данных о человеке, учитывающей многоаспектность существования человека как индивида, субъекта деятельности, личности и индивидуальности.

Эта тенденция отчетливо прослеживается в эволюции научных интересов ведущих ученых, работавших на кафедре.

А. А. Крылов начав свою карьеру ученого с исследования читаемости цифровых и стрелочных контрольно-измерительных приборов, впоследствии создал концепцию включения, ставшую фундаментом многих исследований в области инженерной психологии, а затем расширил поле своих исследований на тематику общей психологии.

В. А. Ганзен (физик по образованию), чьи ранние работы были посвящены вопросам биофизики и математического моделирования, затем обратился к исследованию перцептивных процессов, а понятийный аппарат («пентабазис»), выработанный в рамках психологии перцепции и экспериментальной эстетики, впоследствии применил к построению системных описаний в психологии.

Г. С. Никифоров от исследования надежности человека – оператора в процессе приема информации перешел к изучению самоконтроля оператора как общего механизма обеспечения надежности операторской деятельности, а затем обратился вопросам комплексного психологического обеспечения профессиональной деятельности и к проблеме психического здоровья, имеющей ярко выраженный междисциплинарный характер.

На кафедре вырос ряд ученых, которые возглавили на самостоятельные научные направления в психологии. Профессор А. И. Юрьев стал одним из основоположников российской политической психологии. Доцент В. К. Сафонов внес большой вклад в развитие спортивной психологии в России. Г. В. Суходольский, приобретя богатый опыт частных исследований различных видов профессиональной деятельности (системы слежения, судовождение, тяжелая промышленность, лесосплав, атомная энергетика и т.д.) разработал общую концепцию деятельности как открытой системы, ассимилирующей и порождающей психические и не психические продукты, основанной на системном синтезе гуманитарного и естественно-научного подходов в психологии.

Т. П. Зинченко, проведя обширный цикл исследований перцептивных процессов в интересах построения информационных моделей, обратилась к построению основ когнитивной эргономики (проект, к сожалению, ею не завершенный).

Современные направления исследований и образовательной деятельности кафедры

Уже в доперестроечный период была осознана необходимость рассматривать профессиональную деятельность не только в контексте технологических процессов (система человек – техника – среда), но и в контексте организации как социального института и системы интерперсональных отношений. В зарубежной психологии эта тенденция привела к трансформации индустриальной психологии (психологии труда) в организационную и индустриальную психологию. Поэтому в постперестроечный период кафедра эргономики и инженерной психологии реформировала и расширила профиль подготовки выпускников и перешла к подготовке магистров и бакалавров в области организационной психологии.

Исходя из сложившейся в мировом сообществе практики подготовки и профессиональной деятельности организационных психологов, можно выделить четыре основных предметных области организационной психологии: психология профессиональной деятельности, психология маркетинговых коммуникаций, организационная психология (в узком смысле), психология персонала.

1. Психология профессиональной деятельности

Область, близкая к классической психологии труда и инженерной психологии: речь идет о профессиональной деятельности в рамках организации (предметная деятельность, рабочие процессы, дизайн работы). Исходными, внешними условиями и факторами деятельности выступают, с одной стороны, общие характеристики процесса деятельности в конкретной организации, и, с другой стороны, общие характеристики субъекта деятельности как представителя конкретной профессиональной группы.

Характеристики деятельности в организации определяются логикой бизнес–процессов (последовательные трансформации объекта деятельности, человек рассматривается как один из механизмов, выполняющих заданный набор операций), транзакций (обмен результатами деятельности, человек рассматривается как актор, имеющий определенных круг задач), процессов регулярного менеджмента (особенности управления циклом деятельности).

Характеристики субъекта деятельности как профессионала определяются профессиональной культурой, сложившимися в профессиональном сообществе и требуемыми стандартами деятельности, знаний, умений, навыков, профессионально важных качеств.

Вступая в организацию как профессионал, субъект деятельности вынужден отвечать на два вызова: соответствовать требованиям к деятельности, сложившимся в организации, и профессиональным стандартам. Эти требования могут и противоречить друг другу.

Предмет психологии здесь – вариации цикла, конкретных задач, условий и операционального содержания деятельности в организации в их связи с меняющимися характеристиками субъекта деятельности (состава и уровня компетенций, профессионально важных качеств, мотивации, функциональных состояний и т.д.).

Для понимания внешних рамочных условий и факторов деятельности организационному психологу необходима осведомленность в смежных дисциплинах (способы описания бизнес-процессов, основы экономического поведения, администрирования и управления, профессиография).


Научная работа кафедры в области психологии профессиональной деятельности сосредоточена на решении трех основных задач.

Первая задача – продолжить разработку теории профессиональной деятельности, методов ее описания и анализа. Это ключевое направление работы кафедры, поскольку методология, теория и инструментарий описания и анализа деятельности являются основой для развития всех остальных направлений организационной психологии и решения прикладных проблем (психологического обеспечения реинжиниринга бизнес-процессов, управления эффективностью работы, спецификации работы, т.е. определения требований к субъекту деятельности, организации групповой работы и т.д.). Научно – исследовательскую работу в этой области ведут на кафедре доцент С. А. Маничев, ассистенты Е. Е. Астапенко, В. Л. Грицков.

Вторая задача – дальнейшее развитие традиций инженерной психологии в контексте современной когнитивной эргономики (проектирование и оценка интерфейсов на основе изучения деятельности человека), а также инженерии знаний. В состав группы, занимающейся этими проблемами, входят доцент В. Н. Андреев, доцент, доктор психологических наук К. Р. Червинская, старшие преподаватели А. В. Морозов и Л. Н. Горюнова.

Доцент В. Н. Андреев является одним из крупнейших в России специалистов по юзабилити. Юзабилити (Usability) - научно-прикладная дисциплина, изучающая эффективность, продуктивность и удобство использования инструментов деятельности. В. Н. Андреев – автор разработок по оптимизации интерфейсов, а также по созданию дистанционных систем подготовки персонала в крупных компаниях.

Доцент, доктор психологических наук К. Р. Червинская и старший преподаватель А. В. Морозов и занимаются психологическими вопросами инженерии знаний, поскольку управление знаниями является одним из ключевых моментов успеха профессиональной деятельности в современную эпоху инноваций и все ускоряющихся технологических изменений. Кроме того, используя методы инженерии знаний, А. В. Морозов и К. Р. Червинская разработали несколько экспертных психодиагностических систем. А. В. Морозов занимается также вопросами поведения в информационной среде Интернета (выполнено несколько крупных проектов).

Третья задача – исследования и прикладные проекты в области безопасности труда. В последние годы при кафедре создана лаборатория безопасности труда. Под руководством доцента В. В. Милохова выполняются научно – прикладные проекты по оценке условий труда. Лаборатория оснащена приборами для оценки практически всего комплекса условий труда (физические, химические факторы, эргономические - напряженность, тяжесть труда и т.д.).

2. Психология маркетинговых коммуникаций

Поскольку результативность деятельности так или иначе связана с характером потребления результатов (продукции и услуг), следующая предметная область – психологические аспекты поведения потребителя и воздействия на его поведение в рамках маркетинговых коммуникаций (внешние, рамочные условия: во-первых, цикл жизни продукта и используемые в организации способы рекламы, PR, продвижения, продаж товара и услуг и, во-вторых, общие особенности профессионализации деятельности в области маркетинговых коммуникаций).

Смежная дисциплина – теория поведения потребителя, теория и практика рекламы PR.

В области маркетинговых коммуникаций кафедра решает две исследовательских задачи.

Первая задача – исследование предпочтений и поведения российских потребителей (доцент С. Г. Тарасов).

Вторая задача - оценка эффективности рекламных воздействий, психологические основы оценки и проектирования рекламной продукции. Научно - исследовательскую работу в этом направлении ведут доцент М. А. Круглова, старший преподаватель Н. О. Таирова (психолингвистика рекламы), старший преподаватель В. Г. Круглов (креатив в рекламе, а также изучение ценностных ориентаций потребителей рекламной продукции).

3. Организационная психология (в узком смысле)

Организационная психология в узком смысле – исследование психологических аспектов развития организации как целого.

Цикл жизни организации предполагает изменения как во внешних условиях, так и в содержании профессиональной деятельности. На разных этапах развития организации меняются бизнес - процессы, транзакции, система менеджмента, могут появляться и исчезать в организации целые виды профессиональной деятельности, меняется характер кросс-функциональных взаимодействий.

Согласование различных интересов и точек зрения на изменения и проблемы организации возможно только в процессе коммуникации.

Предметом психологии в данном случае являются феномены, порождаемые коммуникацией в организации: группы, лидерство, руководство, власть, микрополитики, конфликты, организационная культура и т.п. Субъект деятельности выступает в этом организационном контексте как личность, в процессе коммуникации отстаивающая свои интересы, переопределяющая задачи и содержание профессиональной деятельности, программы поведения, и, тем самым меняющаяся (развитие или профессиональная деформация).

Смежные дисциплины – теория организационного поведения и организационного развития. Исследования в этой тематической области проводят доценты С. А. Маничев, Н. Н. Лепехин, М. А. Круглова, ассистент И. Ю. Романько.

Совместно с университетом Орхуса, Дания (Department of Psychology University of Aarhus) выполняется многолетний проект по исследованию процессов партиципации (сотрудничества) в организациях.

4. Психология персонала

Психология персонала довольно четко имеет два различных контекста исследований. В первом контексте на первом плане профессия как способ решения жизненных задач индивидуума. Речь идет о цикле профессиональной карьеры (включающей выбор профессии и смену организаций) и о профессиональной успешности (не сводимой к эффективности в отдельной должностной позиции, а предполагающую успех в их последовательной смене).

Организация рассматривается и оценивается в данном случае как более или менее благоприятное поле для деятельности, дающее шанс для профессионального и жизненного успеха.

Предмет психологии: мотивация карьеры, типы карьер, стадии карьеры и т.д. Примером рамочных, внешних организационных условий и факторов карьеры могут быть программы «производственная деятельность в контексте стратегии жизни» (Work – life programs): обеспечение качества рабочей жизни, новые организационные формы (виртуальные рабочие места, сетевые организации), гибкие рабочие договоренности, учет пересечения рабочих и нерабочих ролей, коучинг.

Во втором контексте на первом плане цикл жизни персонала в организации. Речь идет о вовлечении сотрудников в деятельность организации и обеспечении эффективности деятельности в существующих должностных позициях. Внешними, рамочными условиями обеспечения эффективной деятельности являются принятые в организации инструменты управления персоналом (наем, управление исполнением, вознаграждение, продвижение, система обучения и т.п.).

Предмет психологии: отбор персонала, адаптация и обеспечение стабильности, мотивирование, развитие персонала.

Смежные дисциплины: управление персоналом, управление человеческими ресурсами. Учитывая большую востребованность на рынке труда психологов, специализирующихся в области управления персоналом, подготовкой студентов и научно - прикладными исследованиями в этой области занята группа сотрудников и преподавателей кафедры: профессор В. П. Третьяков, доценты С. А. Маничев, Л. А. Верещагина, старший преподаватель А. В. Морозов, старший преподаватель В. Е. Погребицкая, ассистент А. Н. Батустин.

Исследуются соотношения организационных и индивидуальных факторы эффективности и успешности профессиональной деятельности, использование различных инструментов управления персоналом на различных стадиях цикла жизни организации, большое внимание уделяется разработке методов психодиагностики и оценки персонала (биографические методы, ситуативная диагностика, технология ассессмент- центра, и т.д.) и системам обучения персонала.

Специалисты в области организационной психологии занимаются исследованием поведения и переживаний людей в организации, «человеческого фактора» эффективности организаций. Организационная психология является прикладной наукой: она сочетает научные исследования и практические проекты для организаций.

Зачем это нужно?

  1. Чтобы сделать работу людей эффективной: дизайн работы должен быть основан на максимальном использовании способностей и компетенций сотрудников. Тогда организация сможет выжить в конкурентной борьбе, расти и развиваться.
  2. Чтобы сделать людей удовлетворенными работой: работа в организации должна быть для сотрудников эффективным средством достижения своих собственных целей и интересов. Тогда сотрудники не покинут организацию и будет сохраняться и развиваться ее «человеческий капитал».

Задача организационного психолога: найти способы создания мотивации сотрудников и полностью использовать энергию мотивации в рационально организованном труде и обучении сотрудников наилучшим приемам работы.

ХХI век – эпоха быстрой смены технологий и продуктов: модели автомобилей, телефонов, компьютеров меняются практически ежегодно.

Новую техническую систему можно разработать за один год. Человек – не машина: чтобы вырастить высококлассного специалиста нужно 5 - 10 лет (образование и обучение на рабочем месте). Поэтому именно «человеческий фактор» в наше время становится определяющим фактором развития и обеспечения конкурентоспособности организаций.

Повышение качества продукции и производительности труда в экономике в долгосрочной перспективе (ХХI век) будет обусловлено:

  • в 46% случаев – вложениями в «человеческий фактор»;
  • в 35% – созданием различных интегральных производственных систем;
  • в 19% – использованием передовых технологий.
Чем занимаются организационные психологи?

Используют психологические технологии для повышения успешности организации

На чем основан успех любой организации?

Три слагаемых успеха: хороший продукт (изделия или услуги), хороший маркетинг (умелое продвижение продукта на рынок), компетентный и мотивированный персонал.

Соответственно, организационный психолог занимается:

- анализом и улучшением дизайна работы, в том числе оптимизацией человеко – компьютерных взаимодействий (интерфейсов)
- анализом поведения потребителя продуктов и услуг и улучшением маркетинговых коммуникаций (PR, реклама, директ-маркетинг и т.д.)
- привлечением, отбором, мотивированием, оценкой и развитием персонала; и, в итоге:
- соединением всего этого в проекты организационного развития с учетом особенностей организационной культуры, структуры и технологии.

Психология труда и организационная психология – одно из старейших прикладных направлений психологии. Поэтому образовались профессиональные ассоциации организационных психологов. В США это SIOP (Society for Industrial and Organizational Psychology) – общество индустриальных и организационных психологов, в Европе – это ENOP (European Network of Organizational and Work Psychologists) европейское сообщество организационных психологов и психологов труда. На сайтах этих ассоциаций можно получить дополнительную информацию.

Основные учебные дисциплины магистерской программы:

  • - Психология труда
  • - Эргономика и инженерная психология. Психологический анализ деятельности
  • - Психология человеко-компъютерного взаимодействия
  • - Психология управления персоналом
  • - Оценка, отбор и расстановка персонала
  • - Методы интервенции в организации (тренинги разрешения конфликтов и переговоров, принятия решений, методический)
  • - Основы кадрового делопроизводства

Курсы по выбору:

  • - Организационное развитие
  • - Психология маркетинговых коммуникаций
  • - Психологические основы инженерии знаний
  • - Практикум проведения маркетингового исследования
  • - Мотивация трудовой деятельности
  • - Практикум по техникам руководства

Выпускник магистратуры по профилю «организационная психология» может работать в области организационного консультирования, управления персоналом, рекламы и PR.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Организационный консультант умеет:

  • Анализировать особенности внешней и внутренней среды организации. Оптимизировать кадровую структуру и структуру деятельности
  • Использовать организационные технологии и технологии эффективного взаимодействия
  • Формировать и поддерживать корпоративную культуру
  • Внедрять принципы и методы эффективных коммуникаций
  • Решать задачи организационного проектирования и развития
  • Анализировать бизнес-процессы
  • Вырабатывать рекомендации по оптимизации деятельности
  • Организовывать и проводить диагностическое обследование
  • Осуществлять диагностику структуры деятельности, отношений и взаимодействий, персонала и руководителей, отдельных процессов и функций, используя адекватные методы
  • Проводить деловые переговоры
  • Разрабатывать и внедрять программы по изменениям/улучшениям
  • Принимать своевременные и адекватные управленческие решения
УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Специалист по управлению персоналом умеет:

  • Осуществлять организационно-штатную, информационную, финансовую политики и политику по развитию персонала
  • Организовать учет и регистрацию, кадровое делопроизводство
  • Осуществлять профилактику конфликтов и управление стрессами
  • Осуществлять подбор персонала
  • Готовить должностные инструкции
  • Проводить собеседования по приему и увольнению, дисциплинарные собеседования
  • Обеспечивать адаптацию персонала и введение в должность
  • Планировать обучение персонала
  • Осуществлять коммуникативную подготовку персонала и построение команды
  • Проводить аттестацию персонала
  • Разрабатывать и внедрять системы стимулирования персонала
  • Осуществлять профессиональную диагностику
РЕКЛАМА И PR (PUBLIC RELATION)

Специалист по рекламе и Public Relations умеет:

  • Использовать знания психологических механизмов воздействия на покупателя, психологических особенностей контактных аудиторий, поведения покупателя и принятия решения о покупке, основ сегментирования рынка в практике рекламной и PR-деятельности
  • Планировать и проводить рекламные и PR-кампании
  • Обеспечивать психологическую проработку рекламных и PR-обращений, формирования имиджа, создания брэнда
  • Организовывать и проводить работу со СМИ
  • Проводить психологическую экспертизу рекламных и PR-материалов

Выпускник умеет:

  • Проводить компьютерную диагностику
  • Осуществлять компьютерную обработку данных
  • Использовать современные компьютерные технологии в профессиональной психологической деятельности

Основные учебные дисциплины модуля «Психолог в организации» для бакалавров:

  • - Организационная психология. Психология трудовой деятельности;
  • - Психологический отбор и оценка персонала в организации;
  • - Организационное развитие;
  • - Психология маркетинговых и деловых коммуникаций (с социально–психологическим тренингом).

Студенты, обучающиеся на магистерской программе, проходят практику в рекрутинговых агенствах («Kelly Services», «Manpower CIS»), в организациях в сфере рекламы, PR, маркетинга («Той-опинион»), финансовых учреждениях (Северо-Западный Банк Сбербанка России, ОАО «Альфа Банк», ЗАО «ВТБ24»), торговых организациях (Торговый дом «Лаверна», сеть гипермаркетов « О’КЕЙ», ОАО «Большой Гостиный Двор»), на производственных предприятиях (Метрополитен Санкт-Петербург, ОАО «Звезда», ОАО «Газпромнефть»), в организациях сферы услуг (Корпорация Отелей Рэдиссон САС Роял, сеть ресторанов «Чайная ложка»).