Ткачева Любовь Олеговна
Кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии образования
Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Образование:
2002 год – диплом бакалавра по направлению психология, СПбГУ, факультет психологии.
2003 год – профессиональная переподготовка в Институте специальной педагогики и психологии по программе «Социальный педагог-реабилитолог для работы с детьми-инвалидами».
2007 год – диплом магистра психологии, СПбГУ, факультет психологии.
2009-2011 год – аспирантура, СПбГУ, факультет психологии.
2011 год – присуждена степень кандидата психологических наук по специальности 19.00.02 Психофизиология.
Научные интересы:
- психофизиология
- ЭЭГ
- айтрекинг
- нейробиология поведения
- когнитивный стиль
- детская нейропсихология
- аутизм
- разработка коррекционных технологий работы с детьми с нарушениями в развитии
- поведенческая терапия, психолингвистика, фоносемантика
- психолингвистика,
- фоносемантика
Читаемые курсы:
- «Психология» (бакалавриат, Институт истории; Институт философии)
- «Основы психологии и педагогики» (бакалавриат, Высшая школа журналистики)
- «Психолого-педагогические аспекты работы с одаренными детьми» (магистратура, факультет психологии)
- «Когнитивная нейрофизиология» (магистратура, Фкультет психологии)
- «Пихолингвистика» (магистратура, Факультет психологии)
- «Айтрекинг в нейрокогнитивных и психологических исследованиях» (бакалавриат, Факультет психологии)
- «Айтрекинг в нейрокогнитивных и психологических исследованиях» (Клиническая психология, Факультет психологии)
- ДОП «Психокоррекционные технологии работы с детьми с проблемами в развитии» (Факультет психологии) с 2014 года совместно с Мамайчук И.И.
Статьи:
- Ткачева Л.О. Воздействие фрактальных динамических изображений на функциональное состояние человека//Вестник СПбГУ. 2010. Сер. 12. Вып. 2. С. 378-387.
- Горбунов И.А., Ткачева Л.О. Связь семантических характеристик упорядоченности сознания с изменениями функционального состояния мозга//Вестник СПбГУ. 2011. Сер. 12. Вып. 1. С. 324-329.
- Tkacheva L., Gorbunov I., Nasledov A. Reorganization of system brain activity while understanding visually presented texts with the increasing completeness of information//Human Physiology, 2015, issue 41, #1, p. 11-21.
- Nasledov A.D., Miroshnikov S.A., Tkacheva L.O. (2018). Elaboration of Screening Scales for Early Diagnosis of Developmental Delay in Four- to Five-Year-Old Children in Russia. Psychology in Russia: State of the Art, 11(4), 166-176.
- Tkacheva L.O., Sedelkina Y.G., Nasledov A.D. (2019). Possible Cognitive Mechanisms for Identifying Visually-presented Sound-Symbolic Words. Psychology in Russia: State of the Art, 12(1), 188-200.
- Nasledov A.D., Miroshnikov S.A., Tkacheva L.O., Zashchirinskaia O.V., Goncharov V.A. (2020). Elaborating Screening Scales for Early Diagnosis of Developmental Delay in Five- to Six-Year-Old Children in Russia. Psychology in Russia: State of the Art, 13(3), 18-33.
- Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., & Goncharov V. (2020). Elaboration of Screening Scales for Mental Development Problems Detection in Russian Preschool Children: Psychometric Approach. Diagnostics (Basel, Switzerland), 10(9), 646.
- Ткачева Л.О., Флаксман М.А., Седелкина Ю.Г. [и др.] Исследование визуального опознания звукоизобразительных слов русского языка на разных стадиях деиконизации / // Психология. Журнал Высшей школы экономики — 2021. — Т. 18, № 4. С. 792-812.
- Gimenez G., Tkacheva L., Svitkova K., Barado B. Cities and violence: An empirical analysis of the case of Costa Rica. Dados: Revista de Ciencias Sociais. 2021. Т. 64. № 1. С. 1-35.
- Gimenez G., Tkacheva L., & Barrado B. (2021). Are homicide and drug trafficking linked to peer physical victimization in Costa Rican schools? Psychology of Violence, 11(2), 188–198.
- Tkacheva L., Flaksman M., Nasledov A., Sedelkina Y., & Lavitskaya Y. (2021). Iconicity and Second Language Visual Perception: A Psycholinguistic Study of English Imitative Words at Different De-iconization Stages. Mathematics, 9(12).
- Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Miroshnik K., & Semeta M.U. (2021). Application of Psychometric Approach for ASD Evaluation in Russian 3—4-Year-Olds. Mathematics, 9(14), 1608.
- Lavitskaya Y., Sedelkina Y., Korotaevskaya E., Tkacheva L., Flaksman M., & Nasledov A. (2022). Does De-Iconization Affect Visual Recognition of Russian and English Iconic Words? Languages, 7(2), 97.
- Vargas-Montoya L., Gimenez G., Tkacheva L.O. Only gifted students benefit from ICT use at school in mathematics learning. Education and Information Technologies. 2023. С. 1-26.
- Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А. Верификация факторной структуры симптомов аутизма у детей 3–4 лет // Российский психиатрический журнал. 2023. № 4. С. 72-83.
- Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А. Факторная структура и измерительная эквивалентность шкалы аутизма для детей 3–4 лет: анализ бинарных данных. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 191-210.
- Леонтьев А.В., Летягин П.И., Дейнека О.С., Ткачева Л.О. Влияние фрейминг-эффекта на принятие решения потенциальных инвесторов: результаты окулографического эксперимента. Российский психологический журнал. 2023. Т. 20. № 4. С. 153-166.
- Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А. Анализ четырехфакторной модели симптомов аутизма у детей 3–6 лет. Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 4. С. 47-72.
- Tkacheva L., Flaksman M., Sedelkina Y., Lavitskaya, Y., Nasledov A., & Korotaevskaya E. (2023). Neural Indicators of Visual Andauditory Recognition of Imitative Words on Different De-Iconization Stages. Brain sciences, 13(4), 681.
- Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А., Защиринская О.В. Разработка скрининговой шкалы для экспресс-диагностики риска расстройств аутистического спектра у детей трёх-четырёх лет. Вестник Российского фонда фундаментальных исследований. Гуманитарные и общественные науки. 2023. № 2 (113). С. 120-134.
- Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Fedorov S. Factor Structure of ASD Symptoms in Russian 3-4-Year-Olds. OBM Neurobiology 2023; 7(4): 190.
- Nasledov A., Tkacheva L., Miroshnikov S. 7-factor model of autism symptoms in 3-6-year-olds: Age-related changes. Terapia Psicologica. 2024. Т. 42. № 3. С. 379-414.
- Пахомова Е.О., Наследов А.Д., Ткачева Л.О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма. Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. № 2. С. 305-319.
- Nasledov A, Tkacheva L, Miroshnikov S. Factor Structure of Autism Symptoms in 5-6-Year-Old Children: Age Perspective. OBM Neurobiology 2024; 8(4): 259.
Монографии:
- Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева ЛО., & Защиринская В. (2019). Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста. М. Мир науки.
- Флаксман М.А., Ткачева Л.О., Седёлкина Ю.Г., Лавицкая Ю.В., Наследов А.Д., Коротаевская Е.А., Таликина Е.Д. (2022). Фоносемантика: Опыт междисциплинарного исследования. М. Мир науки.
- Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Ульд Семета М.Б. Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3–4 лет. М. Мир науки.
Научная работа. Гранты:
- РГНФ 13-06-00637-а «Динамика изменения функционального состояния мозга в процессе осознания смысла текстов» 2013-2014 (Р)
- РГНФ 13-06-00625-а «Моделирование семантического пространства человека с использованием метода вызванных потенциалов мозга» 2013-2014 (И).
- РФФИ 17-06-00989-ОГН «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста» 2017-2019 (И).
- 4) РФФИ 19-013-00287 «Изучение интегративной деятельности мозга при восприятии звукоизобразительных слов» 2019-2021 (Р).
- 5) РНФ 23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста» 2023-2025 (И).
Дополнительная информация
- Работа на факультете психологии СПбГУ — с 2001 года
- Практикующий детский нейропсихолог с 2003 года.
- Правообладатель патента на полезную модель RUS 160427 06.10.2015 «Устройство для мониторинга психофизиологического состояния человека».