Солдатова Елена Леонидовна

доктор психологических наук, профессор,
руководитель основной образовательной программы специалитета «Психология служебной деятельности»

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE


Научные интересы:

  • Психология личности
  • Психология кризисов
  • Психология служебной деятельности
  • Психогенетика когнитивного развития

Научная и профессиональная квалификация:

  • 2017 г. – Сертификат Европейской Федерации Психологических Ассоциаций в области организационной психологии и психологии образования (профессиональный реестр EFPA)
  • 2012 г. – Сертифицированный специалист в психодиагностическом тестировании в сфере профессиональной диагностики Британское Психологическое Общество (профессиональный реестр BPS (Occupational, Personality)).
  • 2011 г. – звание профессора по кафедре психологии развития
  • 2007 г. – степень доктора психологических наук. Докторская диссертация на тему «Нормативные кризисы развития личности взрослого человека» по специальности 19.00.01. – Общая психология, психология личности, история психологии.
  • 2003 г. – Сертифицированный специалист в области психотерапии, консультирования и ведения групп (The Concord Institute, Massachusetts, United States и Институт психотерапии и консультирования «Гармония», С-Петербург).
  • 1999 г – звание доцента по кафедре психологии развития
  • 1996 г. – степень кандидата психологических наук. Кандидатская диссертация на тему «Креативность в структуре личности» по специальности 19.00.01. – Общая психология, история психологии.

Научные проекты. Гранты:

  • Молекулярно-генетические основы механизма функционирования пространственных способностей, как предикторы академической успешности в STEM (science, technology, engineering, mathematics) -Грант РФФИ № 19-013-00756А , 2019 -2020 г, руководитель
  • Нейрофизиологические механизмы индивидуальных различий интеллекта - Грант РФФИ № 18-013-00944, 2018 – 2019 г
  • Международный проект по психогенетике когнитивного развития (организации - партнеры: INRiCHD, School of Psychology of Université Laval, Québec, Canada; Goldsmits University London, Great Britain; Russian-British Lab of Behavioural Genetics Psychological Institute of RAE, Moscow; University of Sussex, Sussex, United Kingdom; Bejing Normal University), (2015 -2016г) руководитель группы в г.Челябинске
  • Международный исследовательский проект «Стандартизация и психометрия проективной психодиагностической методики «FTT» К.Колакоглоу на российской выборке в 6 регионах РФ. Партнер: Греция, 2014 - 2015г, руководитель
  • Психологическое сопровождение молодых людей в период нормативного кризиса перехода к взрослости - Грант РГНФ №06-06-85615а/У 2006 - 2007, руководитель;
  • Разработка научно-методических основ содержания деятельности педагогов-психологов в образовательных учреждениях для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (1-5 видов)- Грант Рособразования, Программа «Развитие научного потенциала высшей школы» 2005 Проект № 10525
  • Обеспечение мониторинга службы практической психологии и оказания психологических услуг в образовании, Проект аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2006-2008 годы)»
  • Исследование креативности в структуре личности - Научно-исследовательская работа по заданию Минобразования РФ, (1999-2001), руководитель

Основные публикации:

Статьи:

  1. Comparing spatial ability of male and female students completing humanities vs. Technical degrees. Elena A. Esipenko , Ekaterina V. Maslennikova , Anna V. Budakovaa , Kseniya R. Sharafeva , Viсtoria I. Ismatullina , Inna V. Feklicheva , Nadezhda A. Chipeeva , Elena L. Soldatova , Zhanna E. Borodaeva , Kaili Rimfeld , Nikolas G. Shakeshaf , Margherita Malanchini , Sergey B. Malyk // Psychology in Russia: State of the Art - Volume 11, Issue 4, 2018 P. 40-52. SCOPUS, WoS
  2. The factorial structure of spatial abilities in russian and chinese students Likhanov M.V., Ismatullina V.I., Fenin A.Y., Wei W., Rimfeld K., Maslennikova E.P., Esipenko E.A., Sharafieva K.R., Feklicheva I.V., Chipeeva N.A., Budakova A.V., Soldatova E.L., Zhou X., Kovas Yu.V.// Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Т. 11. № 4. С. 96-114. - SCOPUS, WoS
  3. Структура личностной зрелости пожилых людей, участвующих в программах непрерывного образования Завьялова И.Ю., Солдатова Е.Л. // Science for Education Today. 2019. Т. 9. № 1. С. 93-108 SCOPUS
  4. Сравнительный анализ жизнестойкости представителей разных поколений современной России Сиврикова Н.В., Постникова М.И., Солдатова Е.Л., Пташко Т.Г., Черникова Е.Г., Шевченко А.А. // Российский психологический журнал. 2019. Т. 16. № 1. С. 144-165. SCOPUS
  5. Пространственные способности: структура и этиология. Аристова И.Л., Есипенко Е.А., Шарафиева К.Р., Масленникова Е.П., Чипеева Н.А., Фекличева И.В., Солдатова Е.Л., Фенин А.Ю., Исматуллина В.И., Малых С.Б., Ковас Ю.В.// Вопросы психологии. 2018. № 1. С. 118-126. . SCOPUS, WoS
  6. Феномен виртуальной идентичности: современное состояние проблемы. Солдатова Е.Л., Погорелов Д.Н. // Образование и наука. 2018. Т. 20. № 5. С. 105-124. SCOPUS
  7. Взаимосвязь между отношением к будущему ребенку и отношениями между родителями в семьях со спонтанной и индуцированной беременностью. Фекличева И.В., Чипеева Н.А., Воронина И.Д., Солдатова Е.Л., Масленникова Е.П., Шабаловская М.В., Агаркова Л.А., Малых С.Б., Ковас Ю.В. // Акушерство и гинекология. 2017. № 10. С. 78-83. SCOPUS
  8. Психофизиологические закономерности адаптации подростков с дисфункцией опорно-двигательного аппарата (профессионально-образовательный аспект). Белоусова Н.А., Мальцев В.П., Матушак А.Ф., Солдатова Е.Л., Горелова Г.Г. // Человек. Спорт. Медицина. 2017. Т. 17. № S. С. 43-54. SCOPUS
  9. Эго-идентичность в нормативных кризисах развития Солдатова Е.Л.// Вопросы психологии. 2006. № 5. С. 74-84. SCOPUS, WoS
  10. Динамика эго-идентичности и представлений о будущем в нормативных кризисах взрослости Солдатова Е.Л. // Психологическая наука и образование. 2006. № 2. С. 16-30, SCOPUS

Монографии:

  1.  Психология нормативных кризисов взрослости, 2005
  2. Структура и динамика нормативного кризиса перехода к взрослости 2007.
  3. Психологическое содержание и особенности возникновения профессиональных деструкций личности (в соавт.с Шевченко А.А.) 2017

Учебная литература:

  1. Психология служебной деятельности. Учебное пособие. Караяни А.Г., Солдатова Е.Л. Балыков П.Н., Дьячкова Ю.Е., Молочкова И.В., Цветков В.Л. - Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2014
  2. Ранняя среда и развитие: эпигенетические механизмы. Ковас Ю.В., Генри Дж., Фекличева И.В., Солдатова Е.Л., Малых С.Б. Глава 10 в кн. Геномика поведения: детское развитие и образование. Издательский Дом Томского государственного университета. Томск, 2016
  3. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Учебное пособие –. Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. - издательство ЮРАЙТ, 2018г

Руководство защищёнными кандидатскими диссертациями:

  • 2017 г. – Бенко Е.В. «Субъективное благополучие человека, переживающего нормативный кризис развития личности» - кандидатская диссертация, 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (документы в ВАК).
  • 2017 г. – Завьялова И.Ю. «Эго-интеграция как личностная зрелость» - кандидатская диссертация, 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (документы в ВАК)
  • 2012 г. – Шевченко А.А. Защитно-совладающее поведение лиц с профессиональными деструкциями, канд. диссертация,19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии.
  • 2011 г. – Андреева Н.Ю. Эго-идентичность в структуре профессионального выгорания, канд. диссертация, 19.00.07 – Педагогическая психология
  • 2011 г. – Трусова Н.В. Развитие первичной профессиональной идентичности в нормативном кризисе перехода к юности в условиях среднего профессионального образования, канд. диссертация, 19.00.07 – Педагогическая психология
  • 2010 г. – Шляпникова И.А. Взаимосвязь эго-идентичности и личностной зрелости, канд. диссертация 19.00.01 – Общая психология, психология личности, история психологии (психологические науки
  • 2007 г. – Смирнягина М.М. Психологическое содержание и сопровождение нормативного кризиса перехода к юности, канд. диссертация, 19.00.07 – Педагогическая психология

Общественная профессиональная и экспертная деятельность:

  • Аккредитованный эксперт Рособрнадзора (аккредитация образовательных программ высшего образования по программам психологии) с 2013г.( № 1331- Реестр аккредитованных экспертов)
  • Член Президиума Российского Психологического Общества (РПО)
  • Член президиума Федерального Учебно-методического объединения по психологии (ФУМО)
  • Действительный член Комитета по геронтопсихологии Европейской Федерации Психологических ассоциаций (EFPA)
  • Член-корр. Комитета по психологии образования Европейской Федерации Психологических ассоциаций (EFPA)
  • Член Редакционной коллегии научного журнала «Образование и наука» (ВАК, SCOPUS & WoS)

Награды:

  • Нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования» (2009г)
  • Грамота Министерства образования и науки РФ
  • Грамоты губернатора Челябинской обл.
  • Грамоты Законодательного собрания Челябинской обл

Предшествующая профессиональная деятельность:

  • 1996 – январь 2019 г. – Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
       2013–2019 – декан факультета психологии
       1999–2019 – зав. кафедрой Психологии развития и возрастной психологии
       1996–1999 – зам. декана факультета психологии, доцент каф. Общей психологии
  • 1990 – 1996 – Челябинский гос. институт физической культуры и спорта – преподаватель; доцент