manukyan

Манукян Виктория Робертовна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии .

эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE


Образование

  • 1994–1999 — Северо-Осетинский государственный университет, специальность «психология»
  • 2000–2003 — аспирантура факультета психологии СПбГУ, защита кандидатской диссертации на тему: «Субъективная картина жизненного пути и кризисы взрослого периода», специальность 19.00.13 – «психология развития, акмеология»
  • 2001–2006 — обучение в Московском Гештальт Институте по долговременной обучающей программе «Теория и практика гештальт-терапии» с присуждением квалификации «гештальт-терапевт» по стандарту Европейской Ассоциации Гештальт Терапии (EAGT)
  • 2018 — присвоено звание доцента

Область научных интересов:

  • Психология взросления и развития в период взрослости;
  • Возрастные и жизненные кризисы;
  • Психологическое благополучие и зрелость личности;
  • Психологическое время и возрастная идентификация личности
  • Психотерапия, гештальт-терапия

Читаемые курсы:

  • Основы дифференциальной психологии;
  • Возрастные кризисы жизненного цикла;
  • Психология жизненных стилей;
  • Акмеология;
  • Психологическая помощь в кризисных ситуациях;
  • Интегративные подходы в индивидуальном психологическом консультировании.

Избранные публикации:

  1. Манукян В.Р. Взросление молодежи: сепарация от родителей, субъективная взрослость и психологическое благополучие в возрасте 18—27 лет // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 3. С. 129–140.
  2. Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Гришина Н.В. Опросник для диагностики потенциала самоизменений личности // Консультативная психология и психотерапия. 2020. Т. 28. № 4. С. 35—58
  3. Манукян В.Р., Муртазина И.Р. Самоизменение: психологический статус и возможности измерения // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2019. Т. 9. Вып. 4. С. 331–345.
  4. Головей Л.А., Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова М.В. Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми //Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т.27. №2 (104). С. 27 – 49.
  5. Манукян В.Р. Опыт исследования индивидуально-психологических особенностей целеполагания и жизненного планирования // Психологические исследования. 2018. Т. 11, № 57. С. 9.
  6. Манукян В.Р. Переход во взрослость: интегративный взгляд в многообразии контекстов //Проблемы современного педагогического образования. 2017. Вып. 55 (5). С. 335-342.
  7. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г. Современные психологические концепции благополучия и зрелости личности: области сходства и различий // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2016. Вып. 2(26). С. 77–85.
  8. Головей Л.А. Дерманова И.Б. Манукян В.Р. К анализу психологических показателей и факторов развития личности взрослого /Принцип развития в современной психологии / Под. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2016. – 479 с. С. 279-300.
  9. Manukyan V.R., Golovey L.A., Strizhitskaya O.Yu. Formation of personality psychological maturity and adulthood crises // Psychology in Russia: State of the Art, 2015. — Vol. 8, — № 2. — P. 99 – 112.
  10. Манукян В.Р. Специфика кризисов профессионального развития на разных этапах обучения в вузе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2012. — № 3. С. 62-69.
  11. Манукян В.Р. Психологическое содержание и факторы возникновения кризиса профессионального развития у студентов вуза //Психологическая наука и образование. 2011, №4. C. 109-117.
  12. Манукян В.Р. Нормативные кризисы взрослого периода развития // Вестник Санкт- Петербургского университета. Выпуск 1. Серия 12. 2010. С. 39-45.

Учебники и учебные пособия

  1. Дерманова И.Б. Манукян В.Р. Дизайн психологического исследования: планирование и организация: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2018. – 116 с.
  2. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата/ Под общ. ред. Л.А. Головей. М., Изд-во Юрайт, 2016. (Глава 16, Раздел III)
  3. Василенко В.Е. Манукян В.Р. Возрастные кризисы жизненного цикла: практикум. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2011. – 96 с.

Коллективные монографии

  1. Психологическая зрелость личности / Под общ. Ред. Л.А. Головей. – СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014.
  2. Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование) / Л.А. Головей, М.В. Данилова, Л.В. Рыкман, В.Р. Манукян, М.Д. Петраш, М.Ю. Леонтьева, Н.А. Александрова. СПб.: Нестор-История, 2015.
  3. Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход / Под ред. Л.А. Головей — СПб.: Нестор-История, 2020. — 360 с.
  4. Гришина Н.В., Манукян В.Р., Муртазина И.Р., Аванесян М.О. Самоизменения личности: проблемы, модели, исследования. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2021.

Научная работа. Гранты:

  • Грант РФФИ №18-013-00703а «Потенциал самоизменений как фактор существования человека в изменяющемся мире», исполнитель, 2018-2020 г.г.
  • Грант РФФИ №20-113-00013д (издание научных трудов) "Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход", исполнитель, 2020.
  • Грант РФФИ ОГОН №16-06-00307а «Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково- юношеском и взрослом периодах развития», исполнитель, 2016 -2018 г.г.
  • Грант РГНФ (издание научных трудов) «Профессиональное развитие личности: начало пути (эмпирическое исследование)» №15-06-16035, исполнитель, 2015 г.
  • Грант РГНФ «Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости», исполнитель, 2010 -2012 г.
  • Тематический план СПбГУ 2010 -2011 г. «Исследование дифференциально-психологических факторов и механизмов становления и развития личности взрослого», исполнитель.
  • Грант РГНФ «Психологическое содержание и факторы преодоления возрастных и профессиональных кризисов периода средней взрослости», руководитель, 2009 г.
  • Грант министерства образования РФ «Компетентностный подход к психическому здоровью младших школьников», исполнитель, 2003-2004 гг.
  • Грант министерства образования РФ для студентов, аспирантов и молодых специалистов «Кризис в субъективной картине жизненного пути», 2002 г.

Награды

  • Победитель Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2014 года, Фонд развития отечественного образования, номинация "Педагогика и психология", 2015 г. (в составе авторского коллектива монографии "Психологическая зрелость личности /под ред. Л.А. Головей. СПб.: Скифия-принт, СПбГУ, 2014)
  • Победитель Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2020 года, Фонд развития отечественного образования, номинация "Педагогика и психология", 2021 г. (в составе авторского коллектива монографии "Психологическое благополучие: интегративный подход" /под ред. Л.А. Головей. СПб.: Нестор-История, 2020)
  • Лауреат конкурса им. Б.Г. Ананьева за научные труды 2021 г. (в составе авторского коллектива коллектива монографии "Психологическое благополучие: интегративный подход" /под ред. Л.А. Головей.СПб.: Нестор-История, 2020)