Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии

Телефон: +7 (812) 328-94-20
эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Заведующая кафедрой - Ольга Юрьевна Стрижицкая

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии была создана на факультете психологии в сентябре 1998 года. Основой для создания кафедры послужила специализация с одноименным названием, которая существовала в структуре кафедры общей психологии с 1968 года.

Специализация была организована Б.Г.Ананьевым, и в первые годы своего существования она называлась «Возрастная и дифференциальная психология». В создание специализации Борис Герасимович заложил идеи подготовки психолога, владеющего теорией, практикой и методами комплексного исследования индивидуальности.

При создании специализации в ее основу был заложен принцип единства теоретической и практической подготовки студентов.

Этот принцип и сейчас учитывается при составлении учебных планов и программ.

Уникальность научного и учебного направления кафедры заключается в том, что в ее работе представлен весь путь развития человека, начиная от пренатального периода и заканчивая самыми поздними периодами жизни. Еще одной важной особенностью работы кафедры является то, что в своих исследованиях и программах мы изучаем человека с позиций дифференциальной психологии как уникальную индивидуальность. Это дает нам право обозначить направление работы кафедры: "дифференциальная психология развития".

Кафедра участвует в реализации образовательных программ бакалавриата, клинической психологии, а также магистратуры по психологии развития и образования. На кафедре осуществляется подготовка аспирантов и докторантов.

Кафедра осуществляет научные проекты, касающиеся психического развития детей в разных условиях обучения и воспитания (полные и неполные семьи, профильное обучение, диагностика и развитие способностей, помощь детям и подросткам в трудных жизненных ситуациях и др.). Большое место в исследованиях кафедры занимает тематика семьи: создание семьи, выбор брачного партнера, готовность к материнству, стили воспитания и др.

<>Концепция, развиваемая кафедрой, исходит из понимания развития, как процесса, не прекращающегося в течение всей жизни. Поэтому исследуются такие проблемы, как кризисы периода взрослости, психологическое благополучие и самоосуществление личности, становление психологической зрелости личности. Кафедра является лидером в разработке проблем психогеронтологии, большое число проектов посвящено развитию человека в период старении и старости.

Вот лишь некоторые из тем исследований, поддержанных грантами:

1. "Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости", РГНФ

2. "Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза", РГНФ

3. "Исследование дифференциально-психологических факторов и механизмов становления и развития личности взрослого", НИР, СПбГУ

4. "Самодетерминация развития в периоды поздней взрослости и старения: когнитивный, эмоциональный, личностный аспект", Совет Президента РФ по грантам

5. "Комплексное изучение потенциалов и ресурсов личности в разные периоды взрослости и старения", РФФИ

6. "Антропологическая психология Б.Г. Ананьева и ее развитие в мировой науке", РГНФ.

Сотрудники кафедры активно участвуют в международных проектах и конференциях. Выполняется совместный проект с финскими исследователями. Наша делегация была одной из самых представительных на Международном конгрессе по психологии развития в Лозанне (сентябрь 2013 г.), сотрудники кафедры выступали с докладами на Конференции по психологии личности в Южной Африке (March 2013, Stellenbosch), на 25 конгрессе Американской психологической ассоциации (May 2013, Washington ) и др.

Разрабатываются и внедряются методы практической психологической помощи, психокоррекции, неклинической психотерапии. Кафедра является базой разработки и внедрения программ песочной психотерапии.

Кафедра участвует в реализации образовательных программ бакалавриата, клинической психологии, магистратуры по психологии развития и образования. На кафедре осуществляется подготовка аспирантов и докторантов.

На кафедре работают 17 преподавателей, в том числе: 2 профессора, 9 доцентов, 6 старших преподавателей.

Основные курсы, читаемые преподавателями кафедры:

  • Психология развития и возрастная психология
  • Дифференциальная психология
  • Психогеронтология
  • Психология профессионального развития
  • Возрастная психология здоровья
  • Психология семьи и семейного воспитания
  • Психологическая помощь в кризисных ситуациях
  • Психологическое консультирование
  • Неклиническая психотерапия
  • и другие.

Большое внимание уделяется практике студентов. Наши базы:

  • Центр Психолого-медико-социального сопровождения Василеостровского района;
  • Академическая гимназия СПбГУ;
  • Детские дошкольные учреждения;
  • Общеобразовательные и специализированные школы и гимназии;
  • Психологический центр «АНИМА»;
  • Вузы: ЛЭТИ, Московский городской психолого-педагогический университет и др.
  • Городская станция скорой медицинской помощи;
  • Институт Психологии АН РФ;
  • Центр профессионально-личностного консультирования СПбГУ;
  • и др.

При Кафедре работает Центр Профессионально-личностного консультирования, основными направлениями деятельности Центра являются:

  1. Оказание психологической помощи в профессиональном самоопределении (индивидуальное и групповое консультирование старшеклассников и взрослых)
  2. Проведение тренингов профессионального самоопределения
  3. Обучение студентов и аспирантов проведению профориентационной и консультативной работы
  4. Организация практики студентов, магистров, бакалавров
  5. Разработка новых направлений и методов профориентационного консультирования
  6. Методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга.

На базе Центра работает Студенческий отдел, в котором студенты могут попробовать свои силы в разработке и реализации игровых и тренинговых программ активизации профессионального выбора, провести консультации под супервизией опытного преподавателя, принять участие в выставках «Карьера и молодежь» и других общегородских и университетских мероприятиях, могут предложить свои проекты.