О сложностях подросткового возраста

5 марта 2018 года в СПбГУ состоялся открытый научный семинар доктора медицинских наук, профессора В. А. Розанова «Психобиология аутоагрессии в подростковом возрасте»

Доклад профессора был посвящен проблеме подросткового суицида – теме, которая стала очень актуальной последние несколько лет. Подростковый возраст, все присущие ему особенности (биологические, психологические, социальные), в отличие от периода раннего детства, еще недостаточно изучены. В последнее время социально-демографические процессы подталкивают специалистов к тому, чтобы "продлить" этот возрастной период. При этом очень важно прикладывать  усилия к тому, чтобы подросток как можно скорее становился более зрелым и устойчивым к стрессу современной жизни. Ведь каждый период жизни задает перспективу на дальнейший этап развития. Подростки являются весьма уязвимой группой, т.к. склонны к «самокопанию», отрицанию определенных норм общества, критично относятся ко всему в поисках своей дороги и своего предназначения. 

Всеволод Розанов, нейрохимик и нейробиолог, много лет уделяет серьезное внимание попыткам разобраться с научной точки зрения, почему именно в подростковом возрасте человек столь часто проявляет суицидальные наклонности. Доклад базируется на результатах международных проектов GISS и SEYLE, выполненных в 2001-2012 гг. Рассказывая о проектах, в которых он принимал участие последние 20 лет, профессор обратил внимание слушателей на синдром рискового поведения и, в частности, индекс неоправданного риска, который показывает склонность к суициду. Такой индекс существует и с его помощью можно выявить склонность подростка к самоубийству. 

Учеными уже давно доказано, что в среднем количество неприятностей,  случающихся с людьми, конечно – их примерно 30. И, в принципе, все они имеют решение без «экстрима». Участникам семинара было предложено рассмотреть кратко несколько моделей суицидального поведения человека: био-психо-социальную модель; субкультурную модель Д.Лестера; когнитивную модель Бека; модель стресс-уязвимости. Самоубийство  в таком контексте можно рассматривать как попытку самостоятельного принятия решения при конкретных сложившихся обстоятельствах, когда совсем юный человек, совершая «ошибки мышления», не видит сам иного выхода из ситуации. Профессор утверждает, что суицид не является чем-то неожиданным, к этому человека «подталкивают» не столько внутренняя предрасположенность, но, в большей степени, внешние факторы. И очень важно вовремя заметить, обратиться к психологам и психотерапевтам, которые могут помочь выйти из кризисных ситуаций. 

"Современная психология все в большей степени использует нейробиологические подходы. Тема подростковой аутоагрессии, которая к сожалению остается весьма актуальной, является в этом плане ярким примером. Нам нужно соединить технологические возможности генетики поведения и огромный опыт, накопленный гуманистической антропологической психологией, изучающей человека в его развитии и становлении. На этом пути возможны более эффективные способы предикции и превенции подростковой суицидальности" – считает профессор Розанов.

Семинар вызвал большой интерес – аудитория участников насчитывала более 50 человек. Большинство включились в обсуждение после основного доклада. Присутствующих интересовали вопросы о «Синих китах» и им подобных группах в социальных сетях; о тестах на выявление суицидальных рисков; о проблеме запроса о помощи; о советской системе педагогики (которую более старшее поколение, присутствовавшее на семинаре, посчитало более целостно относящейся к воспитанию личности); о проблемах психического здоровья и отношения к ним в современном обществе. Также, слушатели семинара всерьез задумались, как должно будет вести себя общество, если будут идентифицированы гены, ответственные за суицидальное поведение. 

Справка:

Розанов Всеволод Анатольевич, по образованию врач, доктор медицинских наук, профессор. Окончил Одесский медицинский институт им. Н.И.Пирогова, работал в научно-исследовательской сфере, преподавал в Одесских вузах, специализировался по суицидологии и суицидальной превенции в Каролинском институте (Стокгольм, Швеция).
Более 20 лет занимается проблемами подросткового суицида, участвует в научных и образовательных проектах центра суицидологических исследований NASP Каролинского института (Швеция).
Прошел по конкурсу в СПбГУ, и с 1 февраля 2018 года принят на работу на должность профессора ф-та психологии. Планируется активное участие Всеволода Анатольевича в организации комплексных междисциплинарных исследований стресса и отклоняющегося поведения, включая суицидальное, а также разработке и реализации новых учебных курсов для психологов и студентов других направлений по тематике стресса, суицидологии, психогенетических исследований и др.