Первый номер «Вестник СПбГУ. Психология» в 2024 году

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» — периодическое издание, ориентированное на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие его публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Предлагаем вниманию всех интересующихся психологией очередной выпуск журнала «Вестника СПбГУ. Психология».
Со статьями номеров можно познакомиться на сайте журнала.
Обращаем внимание, что доступны полные тексты опубликованных статей.


Содержание номера:

К юбилею кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

  • Головей Л.А. Психология развития и дифференциальная психология в Санкт-Петербургском государственном университете (25 лет со дня основания кафедры)

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Михайлова Н.Ф., Краско А.С. Половозрастные факторы психического развития детей, рожденных матерями с эпилепсией.
  • Довгая Н.А., Малых А.Е., Гармашова Е.О. Страхи современных детей дошкольного возраста в социокультурном контексте.
  • Данилова М.В. Личностные и социальные факторы в восприятии стресса юношами и девушками старшего подросткового возраста.
  • Манукян В.Р. Опыт исследования возрастной идентификации взрослого человека.
  • Муртазина И.Р. Особенности переживания одиночества взрослыми в связи с их личностными характеристиками.
  • Трошихина Е.Г. Супружеские пары: значение психологического благополучия и субъективного одиночества для чувств любви.
  • Савенышева С.С., Разыграева Ю.С. Родительское выгорание, посттравматический рост и социальная поддержка матерей детей с ограниченными возможностями здоровья.
  • Никитина Е.А. Удовлетворенность жизнью женщин и мужчин старшего возраста.
  • Стрижицкая О.Ю., Петраш М.Д. Разработка методики «Стратегии конструирования старения».
  • Миланич Ю.М., Пятакова Г.В., Крайнюков С.В. Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития .

Первый номер журнала «Вестник СПбГУ. Психология» посвящен тематике состоявшейся осенью ежегодной конференции «Ананьевские чтения», которая проходила под названием «Человек в современном мире: потенциалы и перспективы развития». В 2023 г. исполнилось 25 лет с момента создания кафедры психологии развития и дифференциальной психологии факультета психологии Санкт- Петербургского университета. История этого направления началась гораздо раньше: именно психология развития и дифференциальная психология составляли ядро тематики психологической научной школы Ленинградского университета, заложенной ее основателем Б.Г. Ананьевым. И сегодня кафедра психологии развития и дифференциальной психологии продолжает традиции его исследований, реализуя его идеи в современных условиях.

От всей души поздравляем коллег с юбилеем кафедры, желаем им дальнейших успехов, процветания и благополучия!

Номер открывается статьей профессора Л.А. Головей, руководившей кафедрой с момента ее основания более 20 лет. Ее статья посвящена становлению психологии развития и дифференциальной психологии и знакомит читателей с основными этапами истории изучения данной проблематики в Ленинградском — Санкт-Петербургском университете. Методологические принципы и направления исследований были заложены трудами Б.Г. Ананьева, который исходил из необхо- димости изучения человека в единстве всех его свойств как индивида, личности субъекта деятельности и индивидуальности. Его работы обретают новое звучание в современной психологии, идеи целостности и непрерывности развития человека составляют основу современной психологии личности. Статья Л.А. Головей, ученицы Б.Г. Ананьева, позволяет познакомиться с историей школы психологии развития и дифференциальной психологии, часть которой составляют работы и самой Ларисы Арсеньевны, ее учеников и новых поколений ученых, сохраняющих и развивающих традиции научной школы Б.Г. Ананьева.

Следующие публикации номера посвящены тематике детского и подросткового возраста. Она открывается статьей Н.Ф. Михайловой и А.С. Краско «Половозрастные факторы психического развития детей, рожденных матерями с эпилепсией». Изучение данной проблемы, имеющей очевидное практическое значение, по мнению авторов, в большинстве случаев ограничивается изучением влияния отдельных противоэпилептических препаратов, принимаемых матерями, на физическое состояние детей и не содержат комплексной оценки этого влияния в связи с половозрастными факторами развития самого ребенка. Полученные в результате проведенного авторами эмпирического исследования данные подтвердили необходимость учета этих факторов в оценке развития ребенка, рождающегося в условиях заболеваний матерей, вынужденных пользоваться препаратами, и в целом подтвердили правомерность исследовательского подхода, избранного авторами.

Статья Н.А. Довгой, А.Е. Малых и Е.О. Гармашовой «Страхи современных детей дошкольного возраста в социокультурном контексте» переносит читателя в контекст макросреды, которая с начала 2020-х гг. отмечена масштабными событиями, оказывающими значительное влияние на жизнь и благополучие людей. Результаты эмпирического исследования, проведенного авторами, позволяют утверждать, что выраженность страхов у современных детей соответствует возрастным нормам, а специфика культурного-исторического контекста проявляется в их содержании, где пугающие детей герои традиционных детских сказок вытесняются персонажами виртуальных игр ужасов.

Следующая статья номера — «Личностные и социальные факторы в восприя- тии стресса юношами и девушками старшего подросткового возраста» М.В. Даниловой — также посвящена влиянию факторов окружающей среды, но в старшем возрасте — переживанию стресса современными подростками. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что в восприятии стресса подростками большую роль играют их индивидуально-личностные характеристики, а в его преодолении — социальная поддержка окружения, вместе с тем выявлены и гендерные различия, в частности более напряженное переживание стресса девушками.

Номер продолжается публикациями, посвященными психологии взрослости и старения — одному из важнейших направлений в сегодняшней работе кафедры психологии развития и дифференциальной психологии.

Данная рубрика открывается статьей В.Р. Манукян «Опыт исследования возрастной идентификации взрослого человека». Возрастная идентификация имеет сложную природу и, в соответствии с предположениями автора, связана с субъективным возрастом, со сравнением себя с ровесниками и представителями близких возрастов и испытывает на себе влияние индивидуальных различий. Проведенное Манукян исследование с использованием целого комплекса методик выявило различия и между отдельными этапами взрослости, в частности периодами ранней и средней взрослости. В ранней взрослости на возрастную идентификацию особенно влияние оказывает социальный статус человека, в частности его профессиональная занятость. В период средней взрослости картина усложняется, и возрастная идентификация становится менее однозначной. Исследование автора подтверждает тенденцию усиления с возрастом роли субъективных факторов в развитии человека и его самоощущении.

Следующая статья — «Особенности переживания одиночества взрослыми в связи с их личностными характеристиками» И.Р. Муртазиной — также посвящена влиянию субъективных факторов на самоощущение человека, а именно переживанию им одиночества. Феномен одиночества имеет сложную трансдисциплинарную природу, изучается многими областями научного знания, использующими различные научные подходы к его исследованию. Многочисленные эмпирические исследования на тему одиночества, однако, не могут дать окончательного ответа на вопрос о его природе, характере его переживания людьми и способах преодоления: будучи социально-культурным феноменом, определенным реалиями времени и существующими в обществе социальными представлениями людей, одиночество по-прежнему остается, как показывают исследования, одним из самых распространенных чувств, переживаемых человеком, но и его основания, и способы пережи- вания испытывают на себе влияние современной реальности. В фокусе внимания работы Муртазиной — личностные факторы переживания одиночества. Результаты проведенного эмпирического исследования подтвердили роль личностных особенностей в отношении взрослых людей к одиночеству, его неприятию, негативному или позитивному переживанию.

Тема одиночества продолжается и в следующей публикации — статье Е.Г. Трошихиной «Супружеские пары: значение психологического благополучия и субъективного одиночества для чувств любви». Обращение к чувству любви и его роли в супружеских отношениях обусловлено его неоднозначной интерпретацией: с одной стороны, оно может рассматриваться как предиктор удовлетворенности отношениями, с другой — его можно обоснованно трактовать как следствие этой удовлетворенности. Исследование автора основано на объемной выборке из почти 400 супружеских пар с разным стажем брака. Изучались параметры их психологического благополучия, удовлетворенности отношениями, проявления чувств любви и симпатии и др. Полученные данные выявили и гендерные различия, и влияние на эти показатели отношений их продолжительности, а главное — сложную природу взаимосвязей между изучаемыми параметрами супружеских отношений и индивидуально-личностными особенностями людей, что позволяет увидеть перспективы дальнейших исследований.

Следующая статья номера — «Родительское выгорание, посттравматический рост и социальная поддержка матерей детей с ограниченными возможностями здоровья» С.С. Савенышевой, Ю.С. Разыграевой — вновь возвращается к проблемам здоровья. В фокусе внимания — матери детей с тяжелыми хроническими заболеваниями. Психологические проблемы, переживаемые ими в этой тяжелой жизненной ситуации, выступают источником постоянного стресса, который, в свою очередь, может стать потенциальным источником так называемого родительского выгорания. Вместе с тем посттравматический рост мог бы стать фактором, препятствующим наступлению негативных последствий переживаемой ими непростой жизненной ситуации, что имеет очевидное значение не только для самих матерей, но и для их больных детей. В результате проведенного авторами эмпирического исследования был выявлен характерный для матерей высокий уровень воспринимаемого стресса. Убедительно показано, что важнейшим фактором совладания матерями с переживаемым стрессом и их посттравматического роста является получаемая ими социальная поддержка.

Неизменным вниманием пользуется и тема удовлетворенности людей своей жизненной ситуацией и жизнью в целом. Этому посвящена и следующая статья номера — «Удовлетворенность жизнью женщин и мужчин старшего возраста» Е.А. Никитиной. В статье представлены результаты обзора современных публикаций и эмпирических данных по данной проблематике. Посвященные ей исследования позволили выделить аспекты жизнедеятельности людей старшего возраста, обладающие для них наибольшей значимостью, отличающейся от ценностей молодого возраста, в том числе духовные ценности, значимость благополучия семьи и собственного здоровья. В собственном эмпирическом исследовании Никитиной показано, что уровень удовлетворенности жизнью мужчин и женщин не различается, но определяется разными факторами, в частности для женщин более важна социальная поддержка; при этом для мужчин и для женщин важную роль в уровне удовлетворенности жизнью играют субъективные факторы самооценки.

Тема удовлетворенности жизнью находит продолжение в следующей публи- кации номера — статье О.Ю. Стрижицкой и М.Д. Петраш «Разработка методики „Стратегии конструирования старения“». В условиях увеличения продолжительности жизни особую актуальность приобретает задача улучшения качества жизни. Одним из важнейших направлений работы кафедры психологии развития и дифференциальной психологии является разработка проблемы позитивного старения, теоретическое и эмпирическое обоснование конструктивного подхода к старению, обеспечивающего психологическое благополучие в старших возрастах. В статье Стрижицкой и Петраш приводятся результаты разработки и психометрической проверки методики, посвященной выявлению стратегий конструирования старения, которая прошла все необходимые процедуры проверки валидности. В частности, показано, что шкалы разработанного опросника связаны с показателями психологического благополучия, здорового образа жизни, положительными установками в отношении старения. Актуальность и значимость предложенного авторами методического инструмента обеспечивает ему широкое применение в исследовательских целях и при решении практических задач

Завершает номер коллективная статья Ю.М. Миланич, Г.В. Пятаковой и С.В. Крайнюкова «Ирина Ивановна Мамайчук. Научный вклад в детскую клиническую психологию и психологию нарушенного развития». И.И. Мамайчук в течение многих лет работала на кафедре медицинской психологии и психофизиологии, ее труды были связаны с детской клинической психологией. В статье ее коллег описываются исследования Мамайчук, ее вклад в развитие данной области, ее идеи, которые продолжают развивать в своих работах ее последователи и ученики.

Первый номер журнала «Вестник СПбГУ. Психология», посвященный психологии развития, позволяет получить представление об этой области психологической науки, ее достижениях и современном состоянии. Авторами большинства публикаций являются представители кафедры психологии развития и дифференциальной психологии Санкт-Петербургского университета, только что отметившей свой 25-летний юбилей.

Факультет психологии, его преподаватели и сотрудники поздравляют коллектив кафедры со славным юбилеем и желают ему дальнейших успехов и процветания!

Главный редактор журнала «Вестник СПбГУ. Психология»
Наталия Гришина

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке

 

Ранее по теме:
Четвертый номер «Вестник СПбГУ. Психология» в 2023 году
Третий номер «Вестника СПбГУ. Психология» в 2023 году
Выпуски «Вестника СПбГУ. Психология» в 2023 году