Второй номер «Вестник СПбГУ. Психология» в 2024 году

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» — периодическое издание, ориентированное на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие его публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Мы благодарны нашим авторам за предоставление их исследований для публикации. Редакция журнала делает все, чтобы процесс работы с авторами был более эффективным. Результатом нашей совместной работы является отмечаемый в психологическом сообществе растущий уровень качества публикуемых в журнале «Вестник СПбГУ. Психология» статей.

Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Предлагаем вниманию всех интересующихся психологией очередной выпуск журнала «Вестника СПбГУ. Психология».
Со статьями номеров можно познакомиться на сайте журнала.
Обращаем внимание, что доступны полные тексты опубликованных статей.


Содержание номера:

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Егорова А.В., Реан А.А., Тихомандрицкая О.А. Половозрастные особенности проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте.
  • Петраш М.Д., Стрижицкая О.Ю., Крупина К.М. Адаптация русскоязычной версии опросника «Восприятие старения» Aging Perceptions Questionnaire (APQ).
  • Коржова Е.Ю., Тузова О.Н., Карасаева А.М., Повхова А.В. Жизненная ситуация постопеки в субъективных оценках членов кровнородственных семей.
  • Грекова-Кононова А.И. Динамика образа мира личности в ситуации утраты близкого человека.
  • Кузнецова Ю.В., Гуткевич Е.В. К исследованию взаимосвязи психологических защит и факторов психосоциального стресса в современной зарубежной науке.
  • Аникина В.О., Савенышева С.С., Блох М.Е., Аринцина И.А., Грандилевская И.В. Стресс, связанный с пандемией COVID-19, у женщин в период беременности и после рождения ребенка.
  • Пахомова Е.О., Наследов А.Д., Ткачева Л.О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма.
  • Грановская Е.А. Фактор эмоционального непринятия заболевания у пациентов с зависимостью от синтетических катинонов.
  • Чжоу Ч. Особенности целевой детерминации осмысленности жизни человека в разных культурах.
  • Проворова А.Н. Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций.
  • Сиднева А.Н., Чумаченко Д.В., Калимуллин А.М., Лобанова А.Д. Психология и образование в XXI веке: анализ убеждений российских педагогов относительно использования современных психологических знаний на практике

Второй выпуск журнала «Вестник СПбГУ. Психология» представляет исследования, посвященные самой разнообразной тематике, что отражает широту исследовательских интересов современной психологической науки.

Открывается номер коллективной статьей А.В. Егоровой, А.А. Реана, О.А. Тихомандрицкой «Половозрастные особенности проявления различных типов агрессии в старшем подростковом возрасте», представляющей результаты широкомасштабного эмпирического исследования, в котором принимали участие почти 11 тыс. подростков. Данной тематике посвящено немало исследований, в том числе и представленных в обзорной части статьи, однако она никогда не теряет своей актуальности. Феноменология агрессивности имеет социокультурный характер, ее проявления связаны с особенностями макросоциальной ситуации, требующей постоянного мониторинга. В публикации представлены данные, отражающие гендерные различия в проявлении агрессивности: так, по результатам проведенного исследования, установлено, что физическая агрессия более выражена у подростков мужского пола, а враждебность и гнев более свойственны девушкам. Интересны и данные, свидетельствующие о динамике проявлений агрессивности в связи с возрастом подростков: уровень физической агрессии в период 15–18 лет значимо снижается, а по показателям гнева и враждебности он остается стабильным после 15 лет. Представленные в статье результаты исследования в целом расширяют имеющиеся в психологии представления о природе агрессии и способствуют ее лучшему пониманию.

Еще одна публикация номера посвящена другому направлению в изучении возраста человека — психологии старения. Cтатья М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкой и К.М. Крупиной «Адаптация русскоязычной версии опросника „Восприятие старения“ Aging Perceptions Questionnaire (APQ)» продолжает серию работ авторов, посвященных периоду старения и инструментам его изучения. Интерес к данной теме обусловлен представлением о том, что позитивное восприятие старения выступает предиктором качества жизни в старости и способствует различным аспектам здоровья в пожилом возрасте. В статье представлены результаты психометрической проверки надежности и валидности англоязычной версии анкеты восприятия старения, подтверждающие возможности ее использования для оценки образа старения. Публикация включает текст опросника, а также средние значения показателей его шести шкал, полученные в результате проведенного авторами опроса, что дает возможность его использования другими исследователями.

Следующие две статьи посвящены теме особенных жизненных ситуаций, переживаемых людьми.

Статья Е.Ю. Коржовой, О.Н. Тузовой, А.М. Карасаевой и А.В. Повховой «Жизненная ситуация постопеки в субъективных оценках членов кровнородственных семей» описывает период завершения опеки и изменения, возникающие на этом этапе в семье и ее отношениях. В публикации справедливо отмечается, что данный этап жизни опекунских семей недостаточно отражен в научных исследованиях. В своем исследовании (в нем принимали участие более 200 человек — детей-сирот и их опекунов) авторы использовали специально разработанную анкету, с помощью которой выявлялись субъективные оценки изменившейся жизненной ситуации, уровень поддержания социальных контактов, готовность опекунов к передаче ответственности опекаемым, их готовности к самостоятельной жизни и др. Полученные данные отражают непростой процесс перехода к новой системе отношений опекунов и опекаемых после завершения периода опеки. Несмотря на очевидные объективные изменения их жизненной ситуации, эти изменения, по результатам исследований, не всегда осознаются и принимаются, а отношения между опекунами и их подопечными не всегда складываются легко, несмотря на кровнородственные связи между ними. Статья вызовет несомненный интерес у тех, кто работает с проблемами опеки, приведенные авторами данные позволяют увидеть практические возможности психологического сопровождения этих непростых процессов в семьях с опекунством.

Статья А.И. Грековой-Кононовой «Динамика образа мира личности в ситуации утраты близкого человека» также посвящена сложной ситуации в жизни. Предметом внимания авторов является образ мира и его изменения у человека, переживающего утрату близкого. Цель исследования и поставленные авторами задачи были реализованы в ходе лонгитюдного исследования, в котором приняли участие 80 человек, переживших смерть близкого от месяца до двух лет назад. Полученные результаты демонстрируют гетерохронность изменений различных составляющих образа мира. Среди выявленных тенденций — повышение ценности жизни, обретение новых смыслов, увеличение открытости жизни и др. Интересным является то, что такие факторы, как время, прошедшее с момента утраты, кого (степень родственной близости) потерял человек, а также возраст и пол человека, переживающего утрату, имеют весьма ограниченное влияние на изменение образа мира в процессе постепенного переживания утраты.

Две следующие публикации посвящены теме стресса.

В аналитическом обзоре Ю.В. Кузнецовой и Е.В. Гуткевич «К исследованию взаимосвязи психологических защит и факторов психосоциального стресса в современной зарубежной науке» представлены различные подходы к рассмотрению психологических защит в психологии. Несмотря на длительную историю их описания и изучения в психологии, внимание к феноменологии психологических защит не ослабевает в силу признания их роли в функционировании личности, а также их значимости для практики психологической работы. В публикации приводятся данные о новых тенденциях в исследованиях данного феномена в зарубежной психологии первых десятилетий ХХI в., в частности об исследовании психологических защит в рамках теории стрессовой прививки, стресса меньшинств и др., о работе защит в случае дискриминации по гендерному признаку, о негативных последствиях применения незрелых и невротических психологических защит и т.д. Статья представляет интерес для психологов самого широкого профиля, в том числе занятых практической консультативной деятельностью.

Продолжает тему стресса коллективная статья В.О. Аникиной, С.С. Савенышевой, М.Е. Блох, И.А. Аринциной и И.В. Грандилевской «Стресс, связанный с пандемией COVID-19, у женщин в период беременности и после рождения ребенка». Тематика переживания пандемии COVID-19 и ее психологических последствий остается в фокусе исследовательского внимания. В публикации представлены результаты лонгитюдного исследования женщин (360 человек) на этапе беременности и в первый год жизни ребенка. По результатам проведенного исследования выявлены ведущие проблемы психического здоровья и основные стресс-факторы тревог и беспокойств, переживаемых женщинами. После рождения ребенка выраженность проблем психического здоровья ослабевает, уровень стресса снижается. Выявлены и другие тенденции, связанные с переживанием беременности и отношением к материнству. Результаты проведенного исследования дают возможность разработки ряда практических рекомендаций, направленных на психологическую помощь женщинам в период беременности.

Следующая публикация номера — коллективная статья Е.О. Пахомовой, А.Д. Наследова и Л.О. Ткачевой «Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3–9 лет: опыт применения шкалы аутизма» — находится на стыке проблематики возрастной и клинической психологии. Предметом исследования, проведенного авторами, являлась изменчивость симптоматики расстройства аутистического спектра у детей в возрасте 3–9 лет. Симптоматика была сгруппирована по характеристикам коммуникации, эмоциональных нарушений, сенсорной дезинтеграции, расторможенности/гиперактивности и общей выраженности симптомов. Полученные результаты свидетельствуют об уменьшении с возрастом симптомов у детей с аутизмом в таких доменах, как нарушения коммуникации, сенсорной дезинтеграции и общей выраженности симптомов расстройства. Авторы также обращают внимание на тенденцию родителей к занижению выраженности аутистической симптоматики, что, по их мнению, указывает на необходимость партнерства родителя со специалистом для более объективной оценки состояния ребенка и выстраивания эффективной работы по психологической помощи родителям и детям.

Статья Е.А. Грановской «Фактор эмоционального непринятия заболевания у пациентов с зависимостью от синтетических катинонов» посвящена проблеме мотивации отказа пациентов от употребления психоактивных веществ. Известно, что именно мотивация самого пациента выступает в качестве одного из ключевых факторов, определяющих эффективность лечения и реабилитационных мероприятий, при этом неготовность наркозависимых к осознанию своего состояния и признанию факта собственной болезни становится препятствием к их реализации. Сравнение лиц с разными показателями эмоционального непринятия заболевания позволило выявить ряд факторов, связанных с отношением пациентов к своему состоянию. Среди важнейших условий, способствующих принятию заболевания и соответственно развитию мотивации отказа от употребления наркотических веществ, — высокий уровень поддержки семьи, материальная обеспеченность семьи, положительное отношение родителей к пациенту и др.

Следующие публикации номера относятся к проблемам психологии личности.

Статья Ч. Чжоу «Особенности целевой детерминации осмысленности жизни человека в разных культурах» описывает результаты сравнительного исследования, проведенного автором среди представителей российской и китайской культур. Получены данные, свидетельствующие об универсальных закономерностях целевой детерминации поведения человека: независимо от культурной принадлежности, значимость целей человека в основных жизненных сферах связана с оценкой возможностей их достижения в его жизненной ситуации, а активная жизненная позиция человека и его удовлетворенность своей жизненной ситуацией положительно коррелируют с осмысленностью жизни. В то же время выявлены и некоторые культуральные различия — наличие важных жизненных целей и высокая вероятность их достижения для представителей китайской культуры становятся более сильным стимулом к изменениям ради их достижения, чем для представителей русскоязычной выборки. При этом на переживание ими осмысленности жизни значительное влияние оказывают цели и оценка возможностей их достижения, а для китайских респондентов важнейшую роль играют семейные ценности. Результаты исследования в целом подтверждают значение направленности на достижение жизненных целей в качестве фактора осмысленности жизни.

В следующей публикации номера — статье А.Н. Проворовой «Метакогнитивные стратегии, убеждения и тип рефлексии у лиц с разным типом жизненных ориентаций» — приводятся результаты исследования, целью которого было изучение особенностей метакогнитивного опыта лиц с разными типами жизненных ориентаций. Сравнение лиц, относящихся к разным группам, сформированным в зависимости от типа жизненной ориентации, выявило существенные различия между ними по ряду параметров метакогнитивной сферы, прежде всего метакогнитивным стратегиям и метакогнитивным убеждениям. Задачи проведенного исследования были сформулированы автором исходя из представлений о необходимости изучения вклада метакогнитивных процессов в регуляцию психической активности и в целом в повышение уровня продуктивности деятельности.

Заключительная статья номера представляет собой коллективную работу А.Н. Сидневой, Д.В. Чумаченко, А.М. Калимуллина и А.Д. Лобановой «Психология и образование в XXI веке: анализ убеждений российских педагогов относительно использования современных психологических знаний на практике», которая привлечет внимание не только тех, кто ориентирован на педагогическую тематику. В статье обсуждаются результаты исследования авторов, посвященного тому, что думают педагоги относительно использования психологического знания в практике их работы. Были выделены различные аспекты педагогической работы, относительно которых и оценивались убеждения педагогов: роль учителя в эффективности обучения, отсутствие веры в мифы об учении и обучении, психологически безопасная среда, создание и поддержание мотивации учеников, управление классом, оценивание достижений учеников. Уровень убежденности педагогов в доказательных психологических принципах обнаружил значительные вариации в зависимости от того, о каких именно аспектах деятельности шла речь. Любопытно, что чем выше стаж у педагога, тем более низкий уровень убежденности он демонстрирует и тем чаще верит в мифы об учении и обучении. При этом оценка педагогами своей психологической компетентности не связана с тем, насколько они убеждены в доказательных психологических принципах. В целом педагоги считают психологические знания необходимыми скорее в нестандартных, сложных ситуациях (дети с низкой учебной мотивацией, низким уровнем учебных умений, конфликты, сильные эмоциональные реакции учащихся) и менее востребованными в повседневной работе по проведению уроков и взаимодействию с учащимися и их родителями. Результаты исследования демонстрируют необходимость дальнейшей работы по психологическому просвещению педагогов.

Главный редактор журнала «Вестник СПбГУ. Психология»
Наталия Гришина

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке

 

Ранее по теме:
Первый номер «Вестник СПбГУ. Психология» в 2024 году