Печать

Первый номер «Вестник СПбГУ. Психология» в 2025 году

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» — периодическое издание, ориентированное на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие его публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Мы благодарны нашим авторам за предоставление их исследований для публикации.

Редакция журнала делает все, чтобы процесс работы с авторами был более эффективным. Результатом нашей совместной работы является отмечаемый в психологическом сообществе растущий уровень качества публикуемых в журнале «Вестник СПбГУ. Психология» статей.

Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Предлагаем вниманию всех интересующихся психологией очередной выпуск журнала «Вестника СПбГУ. Психология».
Со статьями номеров можно познакомиться на сайте журнала.
Обращаем внимание, что доступны полные тексты опубликованных статей.


Содержание номера:

Ловягина А.Е. Психологическая наука в Санкт-Петербургском университете: к 80-летию кафедры общей психологии

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ


Первый номер журнала «Вестник СПбГУ. Психология» по традиции посвящен тематике конференции факультета психологии СПбГУ «Ананьевские чтения», прошедшей в октябре 2024 г. В этом году конференция была посвящена 80-летнему юбилею кафедры общей психологии. Именно с этой кафедры когда-то началось формирование факультета психологии, ее первым заведующим стал Борис Герасимович Ананьев, основатель факультета психологии нашего университета. Не будет преувеличением сказать, что история кафедры общей психологии — это история всего факультета. Мы поздравляем коллег со славным юбилеем и желаем кафедре общей психологии дальнейших успехов!

Открывает номер посвященная юбилею статья «Психологическая наука в Санкт-Петербургском университете: к 80-летию кафедры общей психологии», подготовленная А.Е. Ловягиной, исполняющей обязанности заведующей кафедрой. Эта публикация позволит читателям познакомиться с историей того, как создавалась кафедра, ее деятельностью в рамках отделения философского факультета, процессом возникновения различных направлений в работе кафедры общей психологии, давших начало ряду новых кафедр на открытом в университете факультете психологии, с историей всего нашего факультета.

Тематическая часть номера включает статьи преподавателей и сотрудников кафедры, ее выпускников и аспирантов и позволяет составить представление о научной работе кафедры. Она открывается статьей известного ученого М.А. Холодной, выпускницы первого выпуска факультета психологии Ленинградского — Санкт-Петербургского университета, «Об эффекте расщепления полюсов когнитивных стилей: двадцать лет спустя». Многие годы ее работы были связаны с тематикой когнитивных стилей. Данная публикация автора посвящена обзору и анализу результатов исследований последних двух десятилетий в области когнитивных стилей. Статья М.А. Холодной представляет несомненный интерес для тех, кто работает над проблемами когнитивной психологии.

Следующая публикация — коллективная статья А.К. Кулиевой, Т.А. Березнер, А. Шишуновой и Д. Малышевой «Когнитивные теории восприятия времени». Среди ее авторов — А.К. Кулиева, также выпускница кафедры общей психологии, но уже относящаяся к последним поколениям выпускников. Их работа посвящена классической тематике психологической науки — проблеме восприятия времени, которая в последние десятилетия стала предметом активной разработки в рамках когнитивной психологии. В статье представлен обзор когнитивных подходов к теме восприятия времени — когнитивных теорий и моделей, разработанных зарубежными учеными за последние годы. Данная публикация восполняет дефицит представлений отечественной психологии об этом направлении исследований когнитивной психологии, имеющем несомненное практическое значение. Содержание статьи будет интересно не только занимающимся когнитивной психологией, но и широкому кругу специалистов.

СледующаяРубрика эмпирических и экспериментальных исследований открывается статьей В.М. Аллахвердова и К.М. Андрюнина «Атрибуция метакогнитивного сигнала о неосознаваемом решении задачи». Среди авторов этой статьи присутствует также выпускник первого поколения выпускников факультета психологии, ныне профессор В.М. Аллахвердов, известный своими работами по психологии сознания и когнитивной психологии. В публикации описано экспериментальное исследование, посвященное проверке оригинальной гипотезы о возможности переноса метакогнитивного сигнала о неосознанном решении одной задачи на другую задачу. Данная работа находится в русле многолетних исследований Аллахвердова и продолжает экспериментальную проверку его концептуальных предположений. Когнитивная психология является одним из основных направлений исследовательской работы кафедры общей психологии СПбГУ.

Тематика когнитивных исследований представлена в коллективной статье Н.В. Андрияновой, К.А. Бородиной, А.В. Чуканова, Р.В. Ловцова, А.Д. Одинцовой, Т.М. Маминой «Роль количества значений в решении задач на припоминание многозначной информации». В ней описываются результаты экспериментального исследования, в котором изучались особенности обработки многозначной информации с несколькими смысловыми значениями по сравнению с обработкой однозначной информации. В частности, было установлено, что тип используемой мыслительной операции является более точным предиктором результата когнитивной обработки информации, чем характер этой информации.

В следующих двух публикациях представлена тематика восприятия изображений. Статья С.В. Морозовой «Модель предсказания аффективных характеристик цветовой палитры изображений» посвящена возможностям прогнозирования эмоциональных реакций человека на основе оценки эмоциональной валентности изображений с определенными цветовыми характеристиками.

В коллективной работе А.В. Сладкоштиевой, А.С. Стародубцева и А.В. Петраковой «Классификация мимики эмоциональных лиц людьми и нейронной сетью на материале экологически валидной базы изображений» сравнивалась эффективность людей и нейронной сети в распознавании эмоций. Полученные результаты не позволяют сделать вывод о преимуществах нейронной сети в решении поставленных задач, ее ограничения обсуждаются в статье.

Следующие три публикации отражают разнообразие исследовательских интересов представителей кафедры общей психологии. Статья И.А. Мироненко и А.Ю. Колхонена «Представления о добре и зле людей с высокой и низкой самоактуализацией» описывает результаты эмпирического исследования особенностей этических представлений в связи с уровнем самоактуализации. В своей работе авторы исходят из того, что этические представления людей связаны с их личностными характеристиками. Результаты исследования подтвердили гипотезу авторов, в частности им удалось показать, что при низком уровне самоактуализации категории добра и зла рассматриваются как взаимоисключающие, тогда как лицам с высоким уровнем самоактуализации свойственен диалектический взгляд на взаимосвязь добра и зла. Тем самым авторы косвенно подтверждают суждения А. Маслоу о свойственном более низкому уровню личностного развития дихотомическом мышлении.

Следующая публикация — статья И.А. Горбунова, Р.В. Позднякова и Т.Б. Поздняковой «Контент-анализ на основе критериев (СВСА) как инструмент принятия решения о доверии сообщению: диагностическая и прикладная ценность метода» — посвящена обсуждению возможностей использования процедуры контент-анализа речевого сообщения на основе разработанной системы критериев. Несмотря на очевидное практическое значение, которое мог бы иметь данный метод, его использование остается под вопросом, имеющийся опыт применения данной процедуры в исследованиях и реальных ситуациях не дает однозначного ответа относительно его возможностей.

Заключительная статья номера — работа Е.В. Шиндриковой «Удовлетворенность образом тела у девушек 18–23 лет с различным опытом физической активности». Значение исследований в этой области обусловлено очевидной связью степени удовлетворенности женщин своей внешностью, в частности имеющихся у них образов своего тела, с их психологическим благополучием. Результаты эмпирического исследования, представленного в статье, выявили связи между удовлетворенностью девушек образом своего тела и их самооценкой, при этом занятия физической культурой и спортом напрямую не связаны с повышением удовлетворенности образом тела, хотя у девушек, профессионально занимающихся спортом, мотивация к изменению образа тела выражена сильнее.

Публикации тематического номера кафедры общей психологии, безусловно, не полностью отражают направления ее исследовательской деятельности, которые гораздо шире представленного в данном выпуске. Впереди новые темы и новые исследования! Поздравляя кафедру со славным юбилеем, желаем дальнейшего развития, новых успехов и свершений!

Главный редактор журнала «Вестник СПбГУ. Психология»
Наталия Гришина

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке

 

Ранее по теме: