Третий номер «Вестник СПбГУ. Психология» в 2024 году

Журнал «Вестник СПбГУ. Психология» — периодическое издание, ориентированное на широкую тематику психологического содержания. Тематическое разнообразие его публикаций отражает широкий диапазон проблем, с изучением которых работает современная психология. Мы благодарны нашим авторам за предоставление их исследований для публикации. Редакция журнала делает все, чтобы процесс работы с авторами был более эффективным. Результатом нашей совместной работы является отмечаемый в психологическом сообществе растущий уровень качества публикуемых в журнале «Вестник СПбГУ. Психология» статей.

Приглашаем коллег к сотрудничеству!

Предлагаем вниманию всех интересующихся психологией очередной выпуск журнала «Вестника СПбГУ. Психология».
Со статьями номеров можно познакомиться на сайте журнала.
Обращаем внимание, что доступны полные тексты опубликованных статей.


Содержание номера:

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Костромина С. Н., Гришина Н. В. Целостность как фундаментальная категория в описании природы личности.
  • Гусельцева М. С. Осознанность как фактор устойчивости личности в меняющемся мире.
  • Морозова С. В., Горбунов И. А. Две психологии: специфика исследовательских моделей .
  • Солдатова Е. Л., Барцева К. В., Аленина Е. А., Цигеман Э. С., Лиханов М. В., Вартанян Г. А. Ностальгия как психологический феномен: теоретический обзор исследований .
  • Сагалакова О. А., Труевцев Д. В., Жирнова О. В., Сагалаков А. М. Негативность, связанная с ошибкой: динамика нейрокогнитивного маркера чувствительности к несоответствию в решениях при психических расстройствах.

ЭМПИРИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

  • Взорин Г. Д., Букинич А. М., Нуркова В. В. Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала.
  • Андрущенко Н. В., Мухамедрахимов Р. Ж., Иова А. С., Вершинина Е. А. Тревога, депрессия и стресс матерей в течение первого года жизни преждевременно родившихся младенцев с внутрижелудочковыми церебральными кровоизлияниями.
  • Клейман Е. О., Исурина Г. Л., Короткова И. С., Грандилевская И. В. Психологические факторы адаптации студентов-медиков к симуляционной обучающей среде.
  • Макарчева А. В. Влияние ситуативных факторов на изменение психического состояния в зависимости от уровня развития рефлексии (на примере учебной деятельности студентов)

Третий выпуск журнала «Вестник СПбГУ. Психология» открывается рубрикой теоретико-методологических исследований.

Первые две публикации посвящены фундаментальным проблемам психологии личности.

В статье С. Н. Костроминой и Н. В. Гришиной «Целостность как фундаментальная категория в описании природы личности» понятие целостности рассматривается в качестве важнейшей характеристики личности и одновременно требования к ее изучению. Как многие понятия, описывающие природу психического, в частности феноменологию психологии личности, понятие целостности претерпело изменения, связанные с переходом от преимущественной ориентации на рассмотрение устойчивых характеристик личности к описанию ее динамической природы. Нарушение принципа целостности в исследованиях, изучающих отдельные составляющие личности, считается одной из основных причин кризиса психологии личности ХХ в. Авторы статьи в рамках разрабатываемого ими процессуального подхода развивают понятие динамической целостности как баланса процессов изменений и устойчивости.

Созвучная тема обсуждается в следующей публикации — статье М. С. Гусельцевой «Осознанность как фактор устойчивости личности в меняющемся мире». В условиях происходящих социокультурных изменений тема устойчивости личности приобретает особое значение. В фокусе внимания публикации — феномен осознанности, которая трактуется автором как культурная практика и особое состояние сознания и способна, по мнению Гусельцевой, выступать в качестве наиболее конструктивного ответа на вызовы меняющегося мира как альтернатива схематизмам и стереотипам сознания, поведенческим автоматизмам, неосознаваемым способам восприятия реальности. Традиционно в психологии осознанность рассматривается скорее как феномен диалога человека с самим собой. В предлагаемом Гусельцевой подходе осознанность становится средством овладения отношениями с окружающей действительностью, создавая возможность осознанного выбора позиции и способа поведения, что представляется вполне перспективным предложением для расширения исследований в этой области.

Следующая статья номера — «Две психологии: специфика исследовательских моделей» С. В. Морозовой и И. А. Горбунова — привлечет внимание своей оригинальностью. В центре внимания авторов — проблемы применения математических методов в психологических исследованиях. Данная тема обсуждается на основе анализа почти 25 тыс. публикаций ведущих журналов Американской психологической ассоциации, в результате которого были выделены два фактора, определяющих применение математических методов. Показано, что ориентация на тот или иной фактор — анализ различий или анализ взаимосвязей — отражает разные исследовательские модели. Каждая из исследовательских моделей имеет свой набор используемых статистических методов, предпочтения которых можно обнаружить в публикациях разных журналов. Авторы приводят данные о преимущественной ориентации различных областей психологии на экспериментальные или корреляционные исследовательские модели.

Коллективная статья группы авторов — Е. Л. Солдатовой, К. В. Барцевой, Е. А. Алениной, Э. С. Цигеман, М. В. Лиханова и Г. А. Вартанян — «Ностальгия как психологический феномен: теоретический обзор исследований» посвящена феномену ностальгии, который нечасто становится предметом психологических исследований. Вместе с тем в современной «текучей реальности» со свойственными ей высокими темпами изменений и трансформацией привычного мира жизни людей, а также их высокой мобильностью, проявления ностальгии могут наблюдаться все чаще, а ностальгические переживания — становиться запросом на оказание психологической помощи. Авторы представляют подробный анализ природы ностальгии, особенностей ее проявлений, личностных и ситуационных факторов, провоцирующих возникновение ностальгических переживаний, функций ностальгии и т. д. Несмотря на имеющиеся данные, в понимании ностальгии остается немало вопросов, требующих дальнейшего эмпирического изучения, в частности влияние переживания ностальгии на психологическое благополучие человека.

Обзорная статья О. А. Сагалаковой, Д. В. Труевцева, О. В. Жирновой и А. М. Сагалакова «Негативность, связанная с ошибкой: динамика нейрокогнитивного маркера чувствительности к несоответствию в решениях при психических расстройствах» посвящена эволюции представлений об ERN (error-related negativity — негативность, связанная с ошибкой) — электрическом потенциале головного мозга, являющемся одним из электрофизиологических маркеров мониторинга ошибки, активно изучаемом в нейрокогнитивных исследованиях. Система мониторинга ошибок обсуждается в связи с различными факторами — особенностями деятельности человека, его индивидуально-типологическими особенностями, мотивационной значимостью задачи и др. Особое внимание уделяется анализу рассмотрения ERN в качестве электрофизиологического маркера психического здоровья, разного рода нарушений и расстройств. Статья представляет интерес как для специалистов в области когнитивной психологии, так и для клинических психологов.

Раздел эмпирических исследований открывается статьей Г. Д. Взорина, А. М. Букинич и В. В. Нурковой «Переосмысляя Google-эффект: целесообразность забывания сохраненного на внешнем носителе материала». Среди обсуждаемых последствий влияния интернета на особенности познавательной деятельности отмечается так называемый Google-эффект, означающий снижение эффективности воспроизведения человеком информации, сохраняемой на цифровых устройствах. Результаты эмпирических проверок эффекта указывают на противоречивость получаемых данных. Авторы статьи провели экспериментальное исследование, основанное на гипотезе о целесообразном характере снижения воспроизводимости сохраненной информации, в противовес имеющимся представлениям об автоматическом характере этого снижения. Полученные данные позволяют дать более сложную интерпретацию Google-эффекта, открывающую перспективы дальнейших исследований.

Следующая статья номера — «Тревога, депрессия и стресс матерей в течение первого года жизни преждевременно родившихся младенцев с внутрижелудочковыми церебральными кровоизлияниями» Н. В. Андрущенко, Р. Ж. Мухамедрахимова, А. С. Иовы, Е. А. Вершининой — посвящена теме, практическое значение которой трудно переоценить. Участниками исследования стали матери младенцев, родившихся со структурными внутричерепными изменениями. Исследование имело лонгитюдный характер, в течение года было проведено три замера с оценкой депрессивных переживаний, тревоги, семейного стресса матерей. В целом показатели депрессивности и тревожности имеют тенденцию к постепенному снижению, при этом возможное влияние на их динамику могут оказывать особенности получаемого младенцами лечения.

В коллективной статье Е. О. Клейман, Г. Л. Исуриной, И. С. Коротковой и И. В. Грандилевской «Психологические факторы адаптации студентов-медиков к симуляционной обучающей среде» обсуждаются проблемы профессионального медицинского образования, в частности использования в обучающей среде симуляционных технологий. Изучение психологических факторов адаптации студентов к новым технологиям предполагает последовательную реализацию нескольких этапов исследования и использование комплекса разнообразных методик и анализируемой информации — проведение фокус-группы, опрос, личностные методики, сбор психофизиологических данных. В статье представлены результаты изучения когнитивной и ментальной репрезентации ситуации симуляционного обучения, описаны ее тематические блоки, отражающие в том числе положительное и негативное отношение к ситуации. Выделены специфические стрессоры, связанные с использованием симуляционных технологий обучения, позволяющие определить направления дальнейших исследований.

Заключительная статья номера — «Влияние ситуативных факторов на изменение психического состояния в зависимости от уровня развития рефлексии (на примере учебной деятельности студентов)» А. В. Макарчевой — также посвящена психологическим проблемам образовательной деятельности. Известно, что психологическое состояние участников деятельности влияет на ее продуктивность. Корректный анализ динамики психических состояний, как обоснованно отмечает автор, предполагает учет условий и особенностей конкретной ситуации деятельности. В фокусе внимания проведенного исследования находится уровень рефлексивности студентов как один из факторов, определяющих состояние человека. В статье анализируются разнообразные факторы, влияющие на психологическое состояние студентов, которые могут быть учтены при разработке психокоррекционных программ.

В третьем номере журнала «Вестник СПбГУ. Психология» представлены публикации, отражающие разнообразную тематику исследований в современной психологии. Диапазон тем, рассматриваемых в публикациях нашего журнала, постоянно расширяется, как и география их авторов. Надеемся, это привлечет внимание новых читателей и новых авторов.

Главный редактор журнала «Вестник СПбГУ. Психология»
Наталия Гришина

Подробнее с номером можно ознакомиться по ссылке

 

Ранее по теме: