ПРОГРАММЫ МАГИСТРАТУРЫ
Программы «Психическое здоровье» (профили: «Консультативная психология», «Психическое здоровье детей»)
Цель программы: обеспечить фундаментальную подготовку высококвалифицированных специалистов, способных использовать теорию и практические методы различных отраслей психологии в решении комплексных проблем содействия психическому здоровью населения различных возрастных групп.
В результате освоения программы выпускаются специалисты, способные проводить исследования в области психического здоровья и оказывать квалифицированную психологическую помощь.
Уникальные черты заключаются в том, что важное место в предлагаемой программе подготовки специалистов нового поколения занимают практические курсы личного и профессионального роста консультантов: практикумы, тренинги .
Студенты, обучающиеся специальности «Психическое здоровье», готовятся к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; экспертная; психодиагностическая; консультативная и психотерапевтическая; преподавательская; психолого-просветительская. Для этого они получают теоретические знания в области теории консультирования, развития личности в системе отношений, психологии и патологии личности человека, знания о современных направлениях в области консультирования и психотерапии, психологическом сопровождении детей и родителей.
Студенты получают углубленные теоретические знания в области детской психологии, осваивая закономерности нормального и патологического развития ребенка во взаимодействии с его социальным окружением; студентам преподаются основы консультирования клиентов разных возрастных категорий: от детей до пожилых людей, от клиентов с нормальным развитием до клиентов с особыми потребностями. Теоретические курсы программы направлены на обеспечение фундаментальных знаний как в области классической психологии, так и в области современных психотерапевтических школ: психоаналитической, гуманистической и когнитивно-бихевиоральной.
Теоретическая подготовка студентов сочетается с подготовкой практической, направленной на формирование навыков и умений, необходимых в консультативной деятельности. В программе обучения студенты изучают методы психодиагностики, особенности взаимодействия консультанта и клиента. Подробно рассматриваются различные виды психологической помощи: индивидуальной, семейной и групповой. Одной из задач подготовки магистра является обучение психологическим принципам и формам работы с клиентами из групп риска. За время учебы студенты приобретают практические навыки психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы с клиентами, психологического сопровождения гармоничного личностного развития и психопрофилактики патологии личностного развития.
Практики.
За время обучения студенты проходят несколько видов практик: учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская.
В ходе этих практик магистрант проводит самостоятельные экспериментальные исследовательские работы по психологии и читает лекции по своей тематике в вузах и других образовательных заведениях Санкт-Петербурга и России.
Базами практик являются: СПбГУКИ (культуры), кафедра педагогики и психологии; Государственная Полярная Академия; Кафедра социальной работы психолого-педагогического факультета РГПУ им.Герцена; Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для детей с отклонениями в развитии: Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №46 «Центр Реабилитации и Милосердия (РиМ)» Калининского административного района Санкт-Петербурга; Региональное общественное движение «Петербургские Родители» - проект «Социальная адаптация», а также кризисные и реабилитационные центры, районные медико-психолого-педагогические центры, дома ребенка, учреждения социально-психологической помощи населению.
Студенты включены в ряд исследовательских, в том числе, международных, проектов, связанных с изучением и разработкой психолого-социального сопровождения личностного развития на различных этапах онтогенеза, профилактикой насилия и наркозависимого поведения, изучением адаптации личности в различные возрастные периоды.
Продолжительность обучения: 2 года
Трудоустройство выпускников: Выпускники магистратуры по программе «Психическое здоровье» могут работать в учреждениях здравоохранения и образования, в центрах социальной защиты, в негосударственных организациях и благотворительных фондах в качестве психологов-консультантов, психологов-педагогов, организаторов программ психологического сопровождения детей и взрослых, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в области психологического консультирования.
Профили подготовки:
1) Консультативная психология
Подготовка специалистов по программе «Консультативная психология» является чрезвычайно актуальной и перспективной задачей в связи с постоянной и всё возрастающей потребностью в высококвалифицированных специалистах в области психологии консультирования.
Выпускник должен владеть методологическими, теоретическими и прикладными аспектами, необходимыми для консультирования клиентов разного возраста: от детей до пожилых людей, от клиентов с нормальным развитием до клиентов с особыми потребностями. Магистр по данному направлению должен изучить терапевтические теории личности, и владеть знаниями об особенностях различных направлений в области консультирования и психотерапии.
Теоретические курсы программы направлены на обеспечение фундаментальных знаний и в области классической психологии, и в области современных психотерапевтических школ: психоаналитической, гуманистической и когнитивно-бихевиоральной. Выпускник также должен владеть практическими навыками консультирования и психотерапии. Именно поэтому теоретическая подготовка сочетается с подготовкой практической, направленной на формирование навыков и умений, необходимых в консультативной деятельности. Подробно рассматриваются различные виды психологической помощи: индивидуальной, семейной и групповой. Одной из задач подготовки магистра является обучение психологическим принципам и формам работы с клиентами из групп риска. Важное место в предлагаемой программе подготовки специалистов нового поколения занимают практические курсы личного и профессионального роста консультантов: практикумы, тренинги.
Основные дисциплины:
- «Дизайн психологического исследования»
- «Организационные, правовые и этические основы работы психолога»
- «Практикум по методам психодиагностики и консультирования в области психического здоровья»
- «Актуальные проблемы в области психологического консультирования и раннего вмешательства»
- «Семья и психическое здоровье личности»
- «Общая теория консультирования групп и сообществ»
- «Нервно-психические расстройства личности»
- «Психологические проблемы лиц с рискованным поведением»
- «Общая теория и практика психологического консультирования»
- «Современные методы психологического консультирования и психотерапии (Психоаналитический, гуманистический и когнитивно-бихевиоральный подходы)»
- «Профессиональные навыки психолога-консультанта (практикум)»
- «Групповое психологическое консультирование и психотерапия»
- «Психологическое консультирование детей и родителей»
- «Современные направления семейного консультирования и психотерапии»
- «Психологическая помощь людям с особыми потребностями»
- «Психологическое консультирование сексуальных расстройств»
- «Посредничество в разрешении конфликтов»
- «Консультирование при ПТСР»
- «Арт-терапия как метод психологической помощи»
- «Индивидуальное психологическое консультирование»
- «Психологическая помощь пожилым людям»
Продолжение образования выпускников по профилю «Консультативная психология» возможно в аспирантуре по научным специализациям: 19.00.00 – психология личности; 19.00.13 – психология развития.
2) Психическое здоровье детей
Психическое здоровье детей - современная, постоянно развивающаяся область научных знаний и практической деятельности, рассматривающая развитие личности ребенка в системе отношений с близкими взрослыми. Это перспективное направление профессиональной подготовки: специалисты, способные выявлять нарушения психического здоровья на ранних этапах развития человека, планировать и реализовывать терапевтические и профилактические программы – востребованы в различных сферах психологического сопровождения детей и взрослых.
В процессе подготовки магистр получает знания о нарушениях психического здоровья и развития в детском возрасте и их социальных, биологических, генетических, медицинских причинах. Изучает характеристики взаимодействия и закономерности формирования отношений привязанности детей и родителей, знакомится с влиянием культуральных и средовых факторов, а также индивидуальной психопатологии близких взрослых на детско-родительские отношения и психическое здоровье ребенка. Студенты учатся наблюдать за детьми и их взаимодействием с родителями, использовать современные диагностические методы и формулировать психодиагностическое заключение, в том числе для детей и родителей из групп риска. Важным направлением подготовки также является знакомство магистров с программами и методами психологического сопровождения родителей и их ребенка с особыми потребностями с целью оптимизации его социально-эмоционального и личностного развития. Выпускники профиля подготовки «Психическое здоровье детей» владеют знаниями о системном подходе к проблемам семьи, основных направлениях семейной психотерапии и навыками психотерапии и консультирования семьи и пары «родитель – ребенок».
Подготовка специалистов проводится с использованием передовых технологий обучения, целью которых является формирование современных научно-методических знаний по клинической психологии, а также развитие профессиональных навыков и личностных качеств, необходимых в практической работе психолога с ребенком, парой «родитель-ребенок» и семьей. Важное место в предлагаемой программе подготовки специалистов занимают практические курсы: практикумы, тренинги, наблюдение за психическим развитием детей, изучение диагностических методов, основанных на использовании видеозаписи и последующем кодировании видеоматериала.
Основные дисциплины:
- «Дизайн психологического исследования»,
- «Организационные, правовые и этические основы работы психолога»
- «Практикум по методам психодиагностики и консультирования в области психического здоровья»
- «Актуальные проблемы в области психологического консультирования и раннего вмешательства»
- «Семья и психическое здоровье личности»
- «Общая теория консультирования групп и сообществ»
- «Нервно-психические расстройства личности»
- «Психологические проблемы лиц с рискованным поведением»
- «Теории развития личности в детской клинической психологии»
- «Методы изучения психического здоровья детей»
- «Психологическое консультирование и психотерапия детей и родителей»
- «Психологическое взаимодействие и привязанность матери и ребенка»
- «Организационные, правовые и этические основы работы психолога»
- «Программы раннего вмешательства для детей с нарушениями в развитии»
- «Диагностика психического развития в детской клинической психологии»
- «Клиническая психофизиология детей»
- «Методы и формы раннего вмешательства»
- «Современные исследования в детской клинической психологии»
- «Психологические основы интеграции детей с особыми потребностями»
- «Перинатальная психология»
- «Психологические проблемы насилия и жестокого обращения с детьми»
Продолжение образования выпускников профиля «Психическое здоровье детей» возможно в аспирантуре по научным специализациям: 19.00.04 – медицинская психология; 19.00.13 – психология развития.
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА по клинической психологии
1. Название программы: «Клиническая психология»
2. Основные сведения о программе:
• Специальность, в рамках которой реализуется образовательная программа: «Клиническая психология».
• Профиль (специализация), по которой кафедра реализует образовательную программу: «Клиническая психология детей и родителей».
• Форма обучения: дневная и очно-заочная
• Продолжительность обучения: 6 лет и 6,5 лет.
3. Результаты освоения. Студенты, обучающиеся специальности «Клиническая психология», готовится к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательская; психодиагностическая; консультативная и психотерапевтическая; экспертная; преподавательская; психолого-просветительская.
Для этого они получают теоретические знания в области психологии и патологии личности и интеллекта человека, знания о психосоматическом взаимодействии и нарушениях психической деятельности при различных психических и соматических заболеваниях, психологических аспектах лечебного процесса и социальной реабилитации больных; студенты получают углубленные теоретические знания в области детской клинической психологии, осваивая закономерности нормального и патологического развития ребенка во взаимодействии с его социальным окружением, в области психологии и профилактики отклоняющегося поведения подростков; студентам преподается теория кризисов и экстремальных состояний, психология и психофизиология посттравматического стрессового расстройства, связанного с личными утратами и несчастьями, а также миграцией, катастрофами, этническими конфликтами, военными действиями и другими явлениями, обусловливающими повышенную социальную напряженность и риск психической дезадаптации; студенты – клинические психологи получают теоретические знания в области юридической (криминальной и судебной) психологии, а также в области медико-биологических и социально-психологических основ спортивной деятельности. Особым и важным разделом подготовки студентов является освоение ими теоретических основ психологического консультирования и психотерапии, как детей, так и взрослых, представленных разнообразными современными отечественными и зарубежными школами и направлениями.
За время учебы студенты приобретают практические навыки психодиагностической, консультативной, психотерапевтической, социо-реабилитационной работы с больными психическими и соматическими заболеваниями, психологического сопровождения лечебного процесса и организации «терапевтической среды» в лечебных учреждениях; овладевают специализированными методами психологической диагностики и психологической помощи в экстремальных и кризисных ситуациях, а также навыками консультирования профессионалов, работающих в условиях чрезвычайных ситуаций, связанных с экологической, технологической и другими видами безопасности. Студенты обучаются навыкам диагностики психического (интеллектуального, эмоционального, социального) развития детей, характера детско-родительских отношений, в том числе, с помощью лонгитюдного наблюдения, приемам психологической помощи детям с проблемами в развитии, детям и подросткам из групп медицинского и социального риска, а также – различным формам и приемам психотерапии в разные возрастные периоды; студенты приобретают практические навыки проведения различных видов психологической экспертизы (включая, медико-педагогическую, социально-трудовую, военную и судебную) и подготовки экспертного заключения, навыки психологической подготовки спортсменов и тренеров, а также психологического сопровождения этих лиц на всех этапах спортивной деятельности с целью профилактики нервно-психической и психосоматической дезадаптации.
4. Основные дисциплины:
- «Клиническая психология: введение в профессию»
- «Психофизиология»
- «Психосоматика»
- «Патопсихология»
- «Нейропсихология»
- «Невротические и личностные расстройства»
- «Теории личности в клинической психологии»
- «Современные теории развития личности в системе отношений»
- «Психология нарушенного развития»
- «Психология зависимого поведения»
- «Клиническая психодиагностика»
- «Психологическое консультирование»
- «Клиническая психология в экспертной практике»
- «Теории и методы психотерапии»
- «Психология семьи и семейная психотерапия»
- «Психологическая помощь в кризисных и экстремальных состояниях»
5. Практики. За время обучения студенты проходят несколько видов практик: учебно-ознакомительная, производственная, педагогическая, научно-исследовательская и квалификационная (годовая супервизия в индивидуальной и групповых формах).
Базами практик являются ведущие лечебно-профилактические учреждения и медицинские научно-исследовательских институтах Санкт-Петербурга: психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева, НИИ скорой помощи им. Джанелидзе, НИИ онкологии им. Н.Н. Петрова, «Федеральный центр сердца, крови и эндокринологии им. В.А. Алмазова», центр восстановительного лечения «Детская психиатрия», городские психиатрические больницы, детские больницы и санатории, а также кризисные и реабилитационные центры, районные медико-психолого-педагогические центры, дома ребенка, учреждения социально-психологической помощи населению, центры психологической диагностики и медико-психологической реабилитации МВД РФ, Центры психологической подготовки МЧС РФ, спецучреждения МВД РФ, спортивные школы, физкультурно-оздоровительные клубы и др. На факультете психологии СПбГУ создан консультативный центр, где студенты и сотрудники Университета получают психологическую помощь, а студенты – клинические психологи проходят производственную практику и супервизию.
6. Дисциплины профиля (специализации):
- «Современные исследования в детской клинической психологии»
- «Психодиагностика в детской клинической психологии»
- «Психологическое консультирование детей и родителей»
- «Психофизиология в детском возрасте»
- "Современные теории развития личности в системе отношений. Практикум по методу лонгитюдного наблюдения»
- «Игра и психическое развитие ребенка»
- «Формирование социальной и познавательной компетентности»
- «Психопатология в детском возрасте»
- «Нарушения сенсорных систем: психодиагностика и вмешательство»
- «Взаимодействие и привязанность детей и родителей в семьях групп риска»
- «Детская нейропсихология»
- «Раннее вмешательство для детей с особыми потребностями и их родителей»
- «Психосоматические расстройства у детей»
- «Методы и формы индивидуальной психологической работы с детьми. Часть 1»
- «Методы и формы групповой психологической работы с детьми и родителями»
- «Развитие детей в учреждениях и семьях замещающего типа»
- «Методы и формы индивидуальной психологической работы с детьми. Часть 2»
Дисциплины по выбору, предлагаемые от профиля (специализации):
- «Основы психоанализа»
- «Теория привязанности»
- «Психологические аспекты эпидемии ВИЧ»
- «Арт-терапия эмоциональных и поведенческих расстройств»