michailova nfМихайлова Надежда Федоровна

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии

Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE


Образование

  • 1983 - Ленинградский государственный университет им. А.А.Жданова, специальность «Медицинская психология».
  • 1995-1998 – Аспирантура. Санкт-Петербургский психоневрологический научно-исследовательский институт им. В.М. Бехтерева, кандидат психологических наук «Медицинская психология». Тема диссертации: «Систематическое исследование индивидуального и семейного стресса и копинга у членов семей здоровых лиц (в связи с задачами психодиагностики, психогигиены и психопрофилактики)».
  • 2003-2005 – Докторантура «Специальная психология». Российский государственный педагогический университет им. А.И.Герцена.

Работа

  • 2000-2013 - Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет коррекционной педагогики, доцент кафедры основ коррекционной педагогики.
  • 2001 - по н.в. – Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии.

Научные интересы:

  • Индивидуальный и семейный стресс повседневной жизни и совладание с ним.
  • Психология семьи с аномальным развитием ребенка.
  • Совладающее поведение у лиц с аномальным развитием.
  • Стигматизация и идентификация лиц с ОВЗ.
  • Психология насилия: буллинг и кибербуллинг.

Читаемые курсы:

  • Семейная психотерапия;
  • Возрастная патопсихология;
  • Проективные методы в клинической психологии;
  • Возрастно-психологическое консультирование;
  • Психология семьи лиц с ОВЗ;
  • Психологическая помощь семье;
  • Психология семьи и семейное консультирование; .

Научная работа. Гранты:

  • Грант РГНФ/РФФИ 2016-2018 №16-06-00228 «Стресс повседневной жизни и совладание с ним в семьях с аномальным развитием ребенка». Руководитель проекта.
  • Грант РФФИ 2019-2021 № 19-013-00406 «Идентичность, совладающее поведение и психологические ресурсы адаптации у глухих и слабослышащих студентов в условиях образовательной интеграции и дифференциации». Руководитель проекта.
  1. Михайлова Н.Ф. Стресс повседневной жизни семьи, имеющей больного ребенка или родителя: системный подход. «Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание» М.: Изд-во Институт психологии РАН, 2016. (Труды Института психологии РАН), стр.139-175.
  2. Михайлова Н.Ф., Желобова Е.А. Нарушения психического развития и совладающее поведение у детей младшего школьного возраста с СДВГ. Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 2014, Выпуск 2 , стр.63-69.
  3. Михайлова Н.Ф. Концепция семейного стресса и копинг-парадигма в изучении семей «особых» детей. Вестник Южно-Уральского государственного университета, Серия «Психология», 2014, Т.7, №3, стр. 32-46.
  4. Михайлова Н.Ф., Зиновьева Н.О. Психология и психотерапия насилия: ребенок в кризисной ситуации. СПб.: Издательство «Речь», 2006 г.
  5. Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В. Совладающее поведение: становление и развитие. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата под ред. Л.А.Головей «Психология развития и возрастная психология» глава 15, 2-ое доработанное издание, Издательство «Юрайт» 2016 г., стр. 261-281.
  6. Михайлова Н.Ф., Спринц А.М., Шатова Е.П. Медицинская психология. Учебник для медсестер. СПб.: Изд-во «СпецЛит», 2009.
  7. Михайлова Н.Ф., Смирнова А.В., Желобова Е.А., Максимова К.Ю. Совладающее поведение у детей с нормальным и аномальным развитием: новый методический инструментарий для исследования. Вестник Южно-Уральского государственного университета, Серия «Психология», 2016, Том 9., №1, стр. 32-43.
  8. Михайлова. Н.Ф., Максимова К.Ю. Влияние структуры семьи на совладающее поведение и детско-родительские отношения в семьях глухих детей. Проблемы современного педагогического образования, Серия «Педагогика. Психология», Выпуск 51 часть 2, 2016 год. Стр. 351-357.
  9. Михайлова Н.Ф., Щукин А.В. Повседневный стресс и копинг родителей, воспитывающих детей с детским церебральным параличом. Проблемы современного педагогического образования Серия: «Педагогика. Психология» Выпуск 53, часть 8, 2016 год, стр. 208-214.
  10. Михайлова Н.Ф., Гутшабаш М.Е. Повседневный стресс и копинг родителей, воспитывающих детей с аутизмом. Проблемы современного педагогического образования» Серия: «Педагогика. Психология» Выпуск 53, часть 10, 2016 год, стр. 294-302.
  11. Михайлова Н.Ф. Стресс повседневной жизни и совладание с ним в неполных семьях слепых и глухих подростков (часть I). Проблемы современного педагогического образования» Серия: «Педагогика. Психология» Выпуск 56, часть 10, 2017 год, стр. 332-343.
  12. Михайлова Н.Ф. Стресс повседневной жизни и совладание с ним в неполных семьях слепых и глухих подростков (часть II). Проблемы современного педагогического образования» Серия: «Педагогика. Психология» Выпуск 57 , часть 7 , 2017 год, стр.309-317.
  13. Михайлова Н.Ф. Стресс повседневной жизни и совладание с ним в неполных семьях слепых и глухих подростков (часть III). Проблемы современного педагогического образования» Серия: «Педагогика. Психология» Выпуск 57 , часть13 , 2017 год, стр. 146-158.
  14. Mikhailova N., Fattakhova M., Mironova M. & Vyacheslavova E. Psychological Adaptation Of Deaf And Hard-Of- Hearing Students // PSYRGGU 2019: Psychology of subculture: Phenomenology and Contemporary Tendencies of Development.The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. LXIV, 52, стр. 398-405. DOI: 10.15405/epsbs.2019.07.52
  15. Михайлова Н.Ф., Краско А. С. Влияние сахарного диабета ребенка на семью // Журнал «Медицинская психология в России», 2019, 11, 6(59) http://mprj.ru/archiv_global/2019_6_59/nomer12.php
  16. Михайлова Н. , Калинина М., Фаттахова М., Миронова М., Вячеславова Е. , Крылов И. & Тупикина В. Факторы стигматизации у глухих и слабослышащих студентов, обучающихся в условиях системы среднего профессионального образования// Журнал «Мир науки» Серия: Педагогика и психология. Том 8, №6 https://mir-nauki.com/PDF/132PSMN620.pdf
  17. Михайлова, Н. Ф., Краско, А. С., , Одинцова, Г. В., Михайлов, В. А. & Иванова, Н. Е. Эпилепсия и беременность: нейроповеденческая тератогенность (обзор литературы) // Российский нейрохирургический журнал им. профессора А.Л.Поленова , 2020, стр. 55-60. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44019538&
  18. Mikhailova N., Fattakhova M., Mironova M., Vyacheslavova T. Stigmatization of Deaf and Hard-Of-Hearing Students Studying In Different Institutional Settings//The European proceedings of social and behavioral sciences EpSBS Volume 94 - PSYRGGU 2020: « Psychology of Personality: Real and Virtual Context» Article no: 60; Pages 489-497. Doi: 10.15405/epsbs.2020.11.02.60
  19. Mikhailova N., Krasko А., Odintsova G., Koloteva A., Larina I. Teratogenic influence of using antiepileptic drugs during the pregnancy on the intellectual development of a child // Journal European Journal of Neurology, 2021, 28, стр. 888 EPO-719. https://www.ean.org/fileadmin/user_upload/ean/congress-2021/EAN2021AbstractBook.pdf
  20. Krasko A., Mikhailova N. & Odintsova G. The long-term effects of teratogenic influence during the pregnancy on cognitive development of a child in case of mother's epilepsia // Journal of the Neurological Sciences, Том 429, Номер выпуска SUPPLEMENT, № статьи 119195 DOI: 10.1016/j.jns.2021.119195
  21. Михайлова, Н. Ф., Краско, А. С., Вячеславова, Е., Фаттахова, М., Миронова, М. & Красильникова О. Влияние средовых и личностных факторов на формирование идентичности у глухих и слабослышащих студентов // Журнал «Мир науки» Серия Педагогика и психология, Том 9, Номер 6, № статьи 62PSMN621. https://mir-nauki.com/issue-6-2021.html
  22. Михайлова Н.Ф., Краско А.С., Одинцова Г.В., Ларина И.В., Михайлов В.А. Психическое развитие детей матерей, страдающих эпилепсией: оценка отдаленных тератогенных эффектов и предикторы нарушений развития // Журнал «Эпилепсия и пароксизмальные состояния» Том 13, Номер 3, 2021, стр. 211-225. https://doi.org/10.17749/2077-8333/epi.par.con.2021.097.

Награды:

  • Премия Фонда Психосоматической и социальной медицины за лучшую научно-исследовательскую работу в области психотерапии и медицинской психологии (Аскона, Швейцария),1999 г.