golovey

Головей Лариса Арсеньевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии
Почетный профессор СПбГУ

Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE


Образование:

Санкт-Петербургский государственный университет, факультет психологии (1969)

Научные интересы:

  • Психология развития человека;
  • Психология профессионального самоопределения;
  • Психологические кризисы;
  • Дифференциальная психология;
  • Психологическое благополучие человека;
  • Психология повседневного стресса.

Читаемые курсы:

  • Семинар для аспирантов программы Психология развития

Книги:

  1. Интеллектуальный потенциал человека: проблемы развития., СПбГУ, 2005
  2. Психологическая зрелость личности. СПб, Изд-во «Скифия-принт», 2014
  3. Профессиональное развитие личности: начало пути. Эмпирическое исследование. СПб, Изд-во «Нестор история», 2015
  4. Психология повседневного и травматического стресса: угрозы, последствия и совладание. Москва, 2016. Сер. Труды Института психологии РАН. (Под.ред. А.В.Журавлева, Е.А. Сергиенко, Н.В. Тарабриной, Н.Е. Харламенковой)
  5. Психоэмоциональное благополучие человека: интегративный подход /отв. редактор Л.А.Головей/, Изд-во «Нестор-история», СПБ.2020

Учебники и учебные пособия:

  1. Практикум по возрастной психологии. СПб, Изд-во «Речь», 2008
  2. Психология развития и возрастная психология. М. Изд-во «Юрайт», 2018
  3. Психология профессионального развития. СПбГУ, 2009;
  4. Введение в психологию //Клиническая психология. Отв. ред. Б. Д. Карвасарский, СПб, Питер, 4-е издание, 2010.

Статьи

  1. К проблеме дифференциации основных понятий в системе отношений «родитель – ребенок»: теоретический и эмпирический аспекты. Головей Л. А., Савенышева С. С., Василенко В. Е., Энгельгардт Е. Е. // Вестник Санкт-Петербургского университета Сер. 12. 2014. Вып. 2. С. 84-96
  2. Позитивное функционирование личности в пожилом возрасте: комплексный подход /Стрижицкая, Криулина 2014. Т. 7, № 36. С. 9. URL: http://psystudy.ru /
  3. Детско-родительские отношения в стабильные и кризисные периоды детства. /Л.А.Головей [и др.] //Психологический журнал. 2015.- Том 36 - №2.- С.30-41.
  4. Семейные факторы формирования доверия и удовлетворенность жизнью в подростковом возрасте./Л.А.Головей, Ю.Ю.Данилова / /Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия.12, Психология. Социология. Педагогика. – 2015- Вып.1. С. 28-37.
  5. Становление личности и профессиональное самоопределение подростков из детских домов./Л.А.Головей, М.В.Данилова, Ю.Ю.Данилова// Проблема сиротства в современной России: Психологический аспект/Отв.ред А.В.Махнач, А.М.Прихожан, Н.Н. Толстых-М.:- Изд-во «Институт психологии РАН», 2015, с.273-297
  6. Структура семьи и родительское воспитание как факторы интеллектуального развития дошкольников / Социальная психология и общество. 2016. Т.7. № 3. С. 18-32 (соавт. Савенышева С.С., Энгельгардт Е.Е.)
  7. Структура семьи и семейное воспитание как факторы развития личности дошкольников./ Социальная психология и общество. 2016,Т.7,№2. С.5-18. (соавт. Савенышева С.С., Василенко В.Е.)
  8. Б.Г.Ананьев и междисциплинарные исследования в психологии (к 110-летию со дня рождения). Психологический журнал, Т.38, номер 5, 2017. С 108-118 (соавт. Журавлев А.Л., Тарабрина Н.В.)
  9. Восприятие стрессоров повседневной жизни: половой и возрастной аспекты /Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития // Отв.ред. А.Л.Журавлев, А.Л.Кольцова.- М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017.-2704 с., с.1410-1418. (совм.со Стрижицкой)
  10. Дифференциально-психологические аспекты восприятия повседневных стрессоров / Психологический журнал. Т.39, №5, 2018. С.15-25. (соавт. Стрижицкая О.Ю.)
  11. Сравнительный анализ повседневных стрессоров у жителей Архангельска и Санкт-Петербурга. Журнал Экология человека. 12, 2018. С.32-39. (соавт. Муртазина, Стрижицкая, Симонова)
  12. Роль психологического благополучия и удовлетворенности жизнью в восприятии повседневных стрессоров / Консультативная психология и психотерапия. 2018. Т. 26. № 4. С. 8-26 (соавт. Стрижицкая, Петраш, Савенышева, Муртазина).
  13. Роль психоэмоционального благополучия в восприятии жизненной ситуации безработными и работающими взрослыми // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т.27. №2 (104). С. 27-49. (соавт. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Рыкман Л.В., Данилова М.В.)
  14. Психоэмоциональное благополучие человека в трудных жизненных ситуациях // Вестник РФФИ. Гуманитарные и общественные науки. 2019. №4. С. 90-102. (Соавт. Манукян В.Р., Трошихина Е.Г., Александрова О.В., Рыкман Л.В)
  15. Психоэмоциональное благополучие старшеклассни¬ков в связи с готовностью к профессиональному самоопределению. //Психологическая наука и образование. 2019. Т.24 .№ 6. C.63-73, (соавт. Данилова М.В., Груздева И.А.)
  16. Комплексные исследования человека в научной школе Б.Г.Ананьева: разработка проблемы индивидуальности. /Историческая преемственность в отечественной психологии/Отв.ред. А.Л.Журавлев, Е.В.Харитонова, Е.Н.Холондович. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. — 545с. (Методология, история и теория психологии). С. 268-277, (соавт. Журавлев А.Л.)
  17. Конфликт самооценки и притязаний в связи с психологическим благополучием юношей и девушек. Международная научная конференция «Психология личности: реальный и виртуальный контекст» (смешанный формат). М.: РГГУ, 2020. С. 28-31.( Головей Л.А., Данилова М.В. Рыкман Л.В., Груздева И.А.) https://www.rsuh.ru/education/psy/science/conferences-and-seminars/psikhologiya-lichnosti-realnyy-i-virtualnyy-kontekst.php
  18. Conflict Between Self-Esteem And Aspirations Related To Psychological Wellbeing Of Adolescents. Conference «Psychology of Personality: Real and Virtual Context» (PSYRGGU 2020). European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. 2020. Pp. 267-273. DOI: 10.15405/epsbs.2020.11.02.33 (Golovey L., Danilova M., Rykman L., Gruzdeva I.)
  19. Проявления субъектности и адаптация подростков в разные периоды после развода родителей/Вестник РГГУ: Серия «Педагогика. Психология. Образование». 2021. №1. с.65-81 ISSN 2073-6398 (соавт. Е.К.Веселова, О.С. Галашева)
  20. Нина Альбертовна Грищенко, человек, ученый-психолог, педагог /Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Т.11. Вып.3, 2021, с.284-292
  21. Psychological Well-Being and Intra-personal Conflicts in Adolescence. Psychology in Russia: State of the Art, 14(3), 132–146. DOI: 10.11621/pir.2021.0309( Golovey, L.A., Danilova, M.V., Gruzdeva, I.A., Rykman, L.V.)
  22. Основатель Ленинградской / Санкт-Петербургской психологической школы Б.Г. Ананьев: ученый, опередивший свое время // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2022. Т. 12. Вып. 1. С. 29–45. https://doi.org/10.21638/spbu16.2022.103

Всего — более 100 научных статей, список которых представлен в личном профиле системы PURE

Научная работа. Гранты:

  • Компетентностный подход к психологическому здоровью младших школьников. Грант Министерство образования и науки РФ, научный руководитель;
  • Комплексное изучение психологических факторов профессионального самоопределения молодежи. РГНФ, 2008-2009, научный руководитель;
  • Психологическое содержание и факторы преодоления возрастных и профессиональных кризисов периода средней взрослости. РГНФ, 2009, исполнитель;
  • Комплексное изучение психологических факторов возникновения кризисов профессионального развития в периоды юности и ранней взрослости. РГНФ, 2010-2012, научный руководитель;
  • Исследование дифференциально-психологических факторов и механизмов становления и развития личности взрослого. НИР СПбГУ, 2010-2012. Научный руководитель
  • Издание избранных научных трудов Е.Ф. Рыбалко «Дифференциально-психологические проблемы развития человека», РФФИ, 2010
  • Семья как ресурс психического развития детей в стабильные и критические периоды онтогенеза. РГНФ, 2013-2015. Научный руководитель
  • Позитивное развитие в период взрослости – психосоциальные особенности в России и Финляндии. РГНФ, международный проект, 2014-2016. Исполнитель
  • Комплексное изучение стрессоров повседневной жизни и ресурсов их преодоления в разные периоды взрослости. РНФ, 2016-2018, научный руководитель
  • Психоэмоциональное благополучие и предпочитаемые способы самоосуществления личности в подростково-юношеском и взрослом периодах развития. РГНФ, 2016-1018, научный руководитель
  • Грант РФФИ на издание монографии «Психоэмоциональное благополучие: интегративный подход», 2020, руководитель.

Другая профессиональная деятельность:

  • Член экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Мин.обр. и науки РФ;
  • Эксперт и Член секции «Психологические науки» Экспертного Совета по психологии, фундаментальным проблемам образования, социальным проблемам здоровья и экологии человека РФФИ
  • Эксперт РНФ
  • Член редколлегии журналов: Известия Саратовского университета. Новая серия: Акмеология. Психология развития; Психология и Педагогика, Пермь, Журнал ПППГУ; Новые психологические исследования (Москва).

Награды

  • Заслуженный работник высшей школы РФ (2024)
  • Почетный работник Высшего профессионального образования РФ (2004)
  • Почетная Грамота Президента РФ «За заслуги в подготовке высококвалифицированных кадров». 2011 г.
  • Диплом Победителя ХII Национального профессионального психологического конкурса «Золотая психея», 2010 г. за издание «Развитие личности ребенка» в 6-ти томах.
  • Почетная грамота СПбГУ «За педагогическое мастерство»
  • Диплом РПО «За вклад в развитие психологической науки»
  • Почетная грамота РГНФ «За вклад в развитие гуманитарной науки»
  • Диплом Победителя Всероссийского конкурса на лучшую научную книгу 2014 года за книгу «Психологическая зрелость личности», 2014