Демьянчук Роман Викторович

Доктор психологических наук, доцент, педагог-психолог высшей категории, доцент кафедры психологии образования и педагогики

Руководитель основной образовательной программы уровня магистратуры «Психология образования»
Руководитель основной образовательной программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре «Педагогика»
Председатель Учебно-методической комиссии СПбГУ по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки
Заместитель председателя Научной комиссии СПбГУ в области психологических наук.

Roman V. Demyanchuk, Associate Professor. CV in English

Эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE


Образование:

  • 1997 — Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова, по специальности «Лечебное дело», квалификация «Врач»;
  • 2001 — защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата психологических наук (СПбГУ, научная специальность 19.00.04 Медицинская психология);
  • 2008 — прошёл профессиональную переподготовку по специальности «Менеджмент образования», Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена;
  • 2009 — окончил Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена по специальности «Менеджмент организации».
  • 2020 – защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора психологических наук (СПбГУ, научная специальность 19.00.07 Педагогическая психология).

Повышение квалификации:

  • «Экспертиза инновационной деятельности школы», Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования, 2010, 36 часов;
  • «Современные технологии первичной профилактики наркомании и ВИЧ-инфекции в образовательной среде в контексте требований ФГОС», НОУ ВПО «Институт специальной педагогики и психологии», Санкт-Петербург, 2012, 36 часов;
  • «Оказание комплексной психолого-педагогической медико-социальной помощи несовершеннолетним», Московский городской психолого-педагогический университет, 2013, 72 часа;
  • «Технологии оказания психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации», ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», Самара, 2014, 72 часа;
  • «Психолого-педагогические технологии формирования универсальных учебных действий в начальной и основной школе в рамках реализации ФГОС», ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», Самара, 2015, 72 часа
  • «Психолого-педагогические технологии разрешения кризисных ситуаций в образовательной организации», ГБОУ ДПО «Региональный социопсихологический центр», Самара, 2016, 72 часа;
  • «Коррекционно-образовательная работа с детьми с расстройствами аутистического спектра и интеллектуальными нарушениями в условиях реализации ФГОС ДО и ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ», ЧОУ ДПО «Центр диагностики, консультирования по развитию детей профессора Л.Б. Баряевой», Санкт-Петербург, 2017, 72 часа;
  • «Управление электронным образовательным контентом», ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения», Санкт-Петербург, 2019, 24 часа;
  • «Основы работы преподавателя в системе Blackboard», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, 2019, 72 часа;
  • «Методическое обеспечение оценочных средств при реализации компетентностно-ориентированных учебных планов», ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет», Санкт-Петербург, 2020, 24 часа;
  • «Государственная регламентация образовательной деятельности», ФГБУ «Национальное аккредитационное агентство в сфере образования», Москва, 2021, 24 часа.

Научные интересы:

  • Психология педагога
  • Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития педагогов
  • Психология детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения
  • Организация и содержание психолого-педагогического сопровождения развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Читаемые курсы:

  • «Психология образования»;
  • «Основы психологического сопровождения в образовании»;
  • «Профессионально-личностное развитие педагога»;
  • «Практикум по профессиональному развитию психолога в образовании»;
  • «Менеджмент в специальном образовании»;
  • «Психология»;
  • «Психология и педагогика» и другие.

Основные публикации:

  1. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста: Методическое пособие / Л.М. Шипицына, А.А. Хилько, Ю.С. Галлямова, Р.В. Демьянчук, Н.Н. Яковлева. – СПб: Речь, 2003. – 240 с.
  2. Детский аутизм: диагностика и коррекция: Учебное пособие для студентов психологических, педагогических и медицинских вузов / Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. – СПб.: Дидактика плюс, 2004. – 76 с.
  3. Как не "сгореть" у учительского стола: Советы психолога. – СПб: Просвещение, 2006. – 93 с.
  4. Становление личности педагога специального (коррекционного) образовательного учреждения: Монография. – СПб.: СПбГУ, 2009. – 260 с.
  5. Психическое развитие детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения: Глава в учебнике: Специальная психология / Л.М. Шипицына и соавт. – СПб.: Речь, 2010. С. 188-205.
  6. Актуальные возможности организации психологические поддержки педагогов в современной школе / Р.В. Демьянчук // Вестник СПбГУ. 2011. Серия 12. Вып. 4. С. 173-178.
  7. Мир, безопасный для юных. Профилактическая работа по предотвращению торговли детьми и эксплуатации детского труда / М.В. Земляных, Р.В. Демьянчук, Т.В. Лебедева, Н.Е. Солнцева, И.В. Титова, Т.В. Тудвасева. СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2014. – 194 с.
  8. Психологическая помощь педагогам с признаками эмоционального выгорания: основания и ориентиры / Р.В. Демьянчук // Клиническая и специальная психология. – 2015. – Т.4, № 4. – С. 12-28.
  9. Психологические особенности детей с задержкой психического развития: Глава в учебнике: Специальная психология / Р.В. Демьянчук / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Юрайт, 2016. С. 194-204.
  10. Психическое развитие детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы и поведения (аутизм и СДВГ): Глава в учебнике: Специальная психология / Р.В. Демьянчук / Под ред. Л.М. Шипицыной. – М.: Юрайт, 2016. С. 235-250.
  11. Концепция профессионально-личностного развития педагогов: антропологический подход / С.Н. Костромина, Р.В. Демьянчук // Проблемы современного педагогического образования. – 2016. Том 51, № VIII. – С. 342-352.
  12. Методологические основания психологического сопровождения на разных этапах профессионально-личностного становления педагога / А.А. Реан, Р.В. Демьянчук // Российский психологический журнал. 2016. Т.13, №1. С. 85-93.
  13. Психологическое сопровождение профессионально-личностного развития педагогов: антропологический подход / Р.В. Демьянчук // Российский психологический журнал. 2016. Т.13, №4. С. 157-168.
  14. Психолого-педагогическое сопровождение одарённых учащихся: Учебно-метод. пособие / В.Е. Василенко, Л.А. Даринская, Р.В. Демьянчук, С.Н. Костромина, Е.И. Лебедева, Н.А. Медина Бракамонте, С.С. Савенышева, Т.Г. Яничева / Под ред. Л.А. Даринской. СПб.: СПбГУ, 2017. 124 с
  15. Модель непрерывного образования детей с аутизмом в современной школе / Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук, Н.А. Стрижак, Е.Э. Кац // Педагогический журнал. – 2019. –Том 9, № 3А. – С. 354-364.
  16. Психологическое сопровождение непрерывного образования детей с расстройствами аутистического спектра / Р.В. Демьянчук // Непрерывное образование в Санкт-Петербурге. – 2019. – № 1(9). – С. 25-28.
  17. Справочник современного педагога. Основные трудности и частые вопросы / Е.В. Меттус, Р.В. Демьянчук, Е.В. Гермогенова, А.В. Литвина. – Москва: ТЦ Сфера, 2021. –130 стр.
  18. Сопровождение профессиональной деятельности и личностно-профессионального развития педагогов: процессный подход / Р.В. Демьянчук // Педагогический журнал Башкортостана. – 2022. №1(95). – С. 66-75.

Научная работа. Гранты, проекты:

  • проект «Аутизм», городская экспериментальная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 1997-2000 (исполнитель);
  • проект «Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с разными синдромами аутизма», Федеральная экспериментальная площадка Министерства образования и науки РФ по приоритетному направлению «Авторские экспериментальные школы, 2000-2010 (соруководитель);
  • организация и проведение курсов повышения квалификации педагогов и руководителей образования: "Современные технологии в работе с детьми с аутизмом": грант Министерства образования РФ, 2003 (исполнитель);
  • разработка учебно-методического комплекса для повышения квалификации педагогов и руководителей образования "Комплексное сопровождение детей с аутизмом", грант Министерства образования и науки РФ, 2004 (руководитель);
  • проект "Психолого-медико-педагогическая коррекция детей с отклонениями в развитии", ресурсный центр Центрального района Санкт-Петербурга, 2007-2010 (научный руководитель);
  • проект «Комплексная реабилитация детей с аутизмом в условиях специальных (коррекционных) образовательных учреждений», городская школа-лаборатория Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2009-2011 (руководитель);
  • проект «Практико-ориентированные технологии обучения и психолого-педагогического сопровождения детей с аутизмом в условиях совместного образования», городской ресурсный центр Комитета по образованию Санкт-Петербурга, 2013-2016 (научный руководитель);
  • проект «Разработка региональной модели непрерывного образования детей с расстройствами аутистического спектра», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, с 2016 по настоящее время (научный руководитель);
  • проект «Формирование в образовательном учреждении условий для эффективного внедрения профессионального стандарта "Педагог", региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, с 2016 по 2019 (научный руководитель);
  • проект «Совершенствование условий организации и осуществления образовательного процесса для преодоления синдрома дефицита внимания и гиперактивности у обучающихся», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, с 2017 по 2020 (научный руководитель);
  • проект «Формирование в образовательном учреждении условий для профессионального развития педагогов, соотнесённых с идеями национальной стратегии учительского роста», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, с 2019 по 2022 (научный руководитель);
  • проект «Технологические решения в развитии системы психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра в условиях вариативности форм организации образовательного процесса», ресурсный центр общего образования Санкт-Петербурга, с 2019 по 2022 (научный руководитель);
  • проект «Средства персонификации педагогической поддержки развития обучающихся с расстройствами аутистического спектра в условиях непрерывного образования», региональная инновационная площадка Комитета по образованию Санкт-Петербурга, с 2022 (научный руководитель).

Другая профессиональная деятельность:

  • член экспертного совета по психологии и педагогике Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ;
  • эксперт Комитета по образованию Санкт-Петербурга;
  • член Совета по образовательной политике при Комитете по образованию Санкт-Петербурга
  • член экспертного совета Регионального центра выявления и поддержки одарённых детей в области искусства, спорта, образования и науки, Санкт-Петербург;
  • член редакционной коллегии Всероссийского журнала «Инклюзия в образовании».

Награды:

  • Почетная грамота Комитета по образованию Правительства СПб, 2000, 2011;
  • Почетный знак Губернатора СПб «За гуманизацию школы», 2003;
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, 2007.