Наследов Андрей Дмитриевич

Кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики и психологии образования

Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Личный профиль в системе PURE


Научные интересы:

  • Методология психолого-педагогического исследования,
  • Математические методы и модели в педагогике и психологии,
  • Методы измерений в психологии, психометрия, тестология,
  • Разработка тестов для диагностики нарушений психического развития дошкольников,
  • Исследования факторов успешности в юности.

Читаемые курсы:

  • «Математические методы в психологии» (бакалавриат, психология)
  • «Статистические методы и математические модели в психологии» (специалитет, психология)
  • «Методы измерений в психологии» (магистратура, психология)
  • «Методы моделирования в психологии» (электив: бакаклавриат, психология)
  • «Психология» (электив: экономисты)

Разработанные онлайн-курсы, внедренные на Национальной платформе «Открытое образование»:

Популярные учебники:

  1. Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: «Речь», (2004г. — 1-е изд., 2011г. — 4-е изд.). Гриф УМО.
  2. Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб: «Питер» (2005г. — 1-е изд., 2007г. — 2-е изд.).
  3. Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: Профессиональный статистический анализ данных. СПб: «Питер», 2013.

Основные научные статьи:

  1. Наследов А.Д. Блеск и нищета теоретической психологии (о проблеме эмпирической достоверности научного факта) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Том 2, № 1, 2005.
  2. Наследов А.Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 305-313.
  3. Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта tromsø для российских школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 4. С. 5-21.
  4. Наследов А.Д., Киселева Л.Б. Адаптация «опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 44-64.
  5. Nasledov A.D., Miroshnikov S.A., Tkacheva L.O. Elaboration Of Screening Scales For Early Diagnosis Of Developmental Delay In Fourto Five-Year-Old Children In Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Т. 11. № 4. С. 166-176.
  6. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Защиринская О.В., Ткачева Л.О. Дифференциальная диагностика когнитивного и психомоторного развития детей четырех лет // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 6. С. 59-75.
  7. Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Goncharov V. Elaboration Of Screening Scales For Mental Development Problems Detection In Russian Preschool Children: Psychometric Approach // Diagnostics. 2020. Т. 10. № 9. С. 646.
  8. Nasledov A, Miroshnikov S, Tkacheva L, Zashchirinskaia O, Goncharov V. Elaborating Screening Scales For Early Diagnosis Of Developmental Delay In Five- To Six-Year-Old Children In Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2020 ; vol. 13, № 3. p. 18-33.
  9. Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Miroshnik K., Semeta M.U. Application Of Psychometric Approach For Asd Evaluation In Russian 3—4-Year-Olds // Mathematics (MDPI). 2021. Т. 9. № 14. P. 1608.
  10. Nasledov A.D., Miroshnikov S.А., Zashchirinskaia O.V., Tkacheva L.О., Kompanets N.N. (2022). Autism Scale Application For Identifying The Risk Of Mental Development Disorders Among Children Ages 3 And 4 // Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal — Siberian journal of psychology. 83: 164–183. In Russian. English Summary.
  11. Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А. Факторная структура и измерительная эквивалентность шкалы аутизма для детей 3-4 лет: анализ бинарных данных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 191-210.
  12. Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А. Верификация факторной структуры симптомов аутизма у детей 3-4 лет // Российский психиатрический журнал. 2023. № 4. С. 72-83.
  13. Nasledov A., Tkacheva L., Miroshnikov S. Factor Structure Of Autism Symptoms In 5-6-Year-Old Children: Age Perspective // OBM Neurobiology. 2024. Т. 8. № 4. С. 259.
  14. Пахомова Е.О., Наследов А.Д., Ткачева Л.О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3-9 лет: опыт применения шкалы аутизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. № 2. С. 305-319.
  15. Nasledov A., Tkacheva L., Miroshnikov S. 7-Factor Model Of Autism Symptoms In 3-6-Year-Olds: Age-Related Changes // Terapia Psicologica. 2024. Т. 42. № 3. С. 379-414

Основные монографии:

  1. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., & Защиринская О.В. (2019). Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста. М. Мир науки.
  2. Флаксман М.А., Ткачева Л.О., Седёлкина Ю.Г., Лавицкая Ю.В., Наследов А.Д., Коротаевская Е.А., Таликина Е.Д. (2022). Фоносемантика: Опыт междисциплинарного исследования. М. Мир науки.
  3. Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Ульд Семета М.Б. (2023) Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3–4 лет. М. Мир науки.

Научная работа, руководство грантами:

  • РФФИ, 2006-2008, 07-06-00047, «Многомерные модели коммуникативных стратегий младших школьников и педагогических стереотипов»
  • НИР из средств СПбГУ, Мероприятие 2, № 8.38.520.2013, «Формирование статистического дискурса психологии в процессе обучения и переподготовки психологов (в условиях СПбГУ)»
  • РФФИ № 17-06-00989-ОГОН, 2017 — 2019, «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста»
  • РФФИ 20-013-00312, 2020-2022, «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет»
  • РНФ 23-18-00155, 2023-2025, «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста»

Награды:

  • 2005 год. Победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект 2005 года в психологическом образовании».
  • 2020 год. Победитель конкурса научных трудов им. Б.Г. Ананьева в номинации «Лучшая научная работа 2020 года».
  • 2024 год. Победитель конкурса научных трудов им. Б.Г. Ананьева в номинации «Лучшая научная работа 2024 года».