Наследов Андрей Дмитриевич
Кандидат психологических наук, доцент,
доцент кафедры педагогики и психологии образования
Эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Научные интересы:
- Методология психолого-педагогического исследования,
- Математические методы и модели в педагогике и психологии,
- Методы измерений в психологии, психометрия, тестология,
- Разработка тестов для диагностики нарушений психического развития дошкольников,
- Исследования факторов успешности в юности.
Читаемые курсы:
- «Математические методы в психологии» (бакалавриат, психология)
- «Статистические методы и математические модели в психологии» (специалитет, психология)
- «Методы измерений в психологии» (магистратура, психология)
- «Методы моделирования в психологии» (электив: бакаклавриат, психология)
- «Психология» (электив: экономисты)
Разработанные онлайн-курсы, внедренные на Национальной платформе «Открытое образование»:
- 2017 год — «Математические методы в психологии: основы применения»
- 2024 год — «Статистический анализ данных с использованием свободного программного обеспечения в психологии и смежных науках»
Популярные учебники:
- Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных. СПб: «Речь», (2004г. — 1-е изд., 2011г. — 4-е изд.). Гриф УМО.
- Наследов А.Д. SPSS: Компьютерный анализ данных в психологии и социальных науках. СПб: «Питер» (2005г. — 1-е изд., 2007г. — 2-е изд.).
- Наследов А.Д. IBM SPSS Statistics 20 и AMOS: Профессиональный статистический анализ данных. СПб: «Питер», 2013.
Основные научные статьи:
- Наследов А.Д. Блеск и нищета теоретической психологии (о проблеме эмпирической достоверности научного факта) // Психология. Журнал Высшей школы экономики. Том 2, № 1, 2005.
- Наследов А.Д. Структурное моделирование каузальных гипотез: исследование педагогических стереотипов оценивания младших школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. № 1. С. 305-313.
- Наследов А.Д., Семенов В.Ю. Модификация шкалы социального интеллекта tromsø для российских школьников // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2015. № 4. С. 5-21.
- Наследов А.Д., Киселева Л.Б. Адаптация «опросника перфекционизма» для диагностики перфекционистских установок студентов первого курса технических вузов // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 16. Психология. Педагогика. 2016. № 3. С. 44-64.
- Nasledov A.D., Miroshnikov S.A., Tkacheva L.O. Elaboration Of Screening Scales For Early Diagnosis Of Developmental Delay In Fourto Five-Year-Old Children In Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2018. Т. 11. № 4. С. 166-176.
- Наследов А.Д., Мирошников С.А., Защиринская О.В., Ткачева Л.О. Дифференциальная диагностика когнитивного и психомоторного развития детей четырех лет // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 6. С. 59-75.
- Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Goncharov V. Elaboration Of Screening Scales For Mental Development Problems Detection In Russian Preschool Children: Psychometric Approach // Diagnostics. 2020. Т. 10. № 9. С. 646.
- Nasledov A, Miroshnikov S, Tkacheva L, Zashchirinskaia O, Goncharov V. Elaborating Screening Scales For Early Diagnosis Of Developmental Delay In Five- To Six-Year-Old Children In Russia // Psychology in Russia: State of the Art. 2020 ; vol. 13, № 3. p. 18-33.
- Nasledov A., Miroshnikov S., Tkacheva L., Miroshnik K., Semeta M.U. Application Of Psychometric Approach For Asd Evaluation In Russian 3—4-Year-Olds // Mathematics (MDPI). 2021. Т. 9. № 14. P. 1608.
- Nasledov A.D., Miroshnikov S.А., Zashchirinskaia O.V., Tkacheva L.О., Kompanets N.N. (2022). Autism Scale Application For Identifying The Risk Of Mental Development Disorders Among Children Ages 3 And 4 // Sibirskiy Psikhologicheskiy Zhurnal — Siberian journal of psychology. 83: 164–183. In Russian. English Summary.
- Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Мирошников С.А. Факторная структура и измерительная эквивалентность шкалы аутизма для детей 3-4 лет: анализ бинарных данных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2023. Т. 20. № 2. С. 191-210.
- Наследов А.Д., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Мирошников С.А. Верификация факторной структуры симптомов аутизма у детей 3-4 лет // Российский психиатрический журнал. 2023. № 4. С. 72-83.
- Nasledov A., Tkacheva L., Miroshnikov S. Factor Structure Of Autism Symptoms In 5-6-Year-Old Children: Age Perspective // OBM Neurobiology. 2024. Т. 8. № 4. С. 259.
- Пахомова Е.О., Наследов А.Д., Ткачева Л.О. Возрастные изменения симптомов расстройства аутистического спектра у детей 3-9 лет: опыт применения шкалы аутизма // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. 2024. Т. 14. № 2. С. 305-319.
- Nasledov A., Tkacheva L., Miroshnikov S. 7-Factor Model Of Autism Symptoms In 3-6-Year-Olds: Age-Related Changes // Terapia Psicologica. 2024. Т. 42. № 3. С. 379-414
Основные монографии:
- Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., & Защиринская О.В. (2019). Психодиагностика риска задержки психического развития детей дошкольного возраста. М. Мир науки.
- Флаксман М.А., Ткачева Л.О., Седёлкина Ю.Г., Лавицкая Ю.В., Наследов А.Д., Коротаевская Е.А., Таликина Е.Д. (2022). Фоносемантика: Опыт междисциплинарного исследования. М. Мир науки.
- Наследов А.Д., Мирошников С.А., Ткачева Л.О., Защиринская О.В., Ульд Семета М.Б. (2023) Психодиагностика риска расстройств аутистического спектра у детей 3–4 лет. М. Мир науки.
Научная работа, руководство грантами:
- РФФИ, 2006-2008, 07-06-00047, «Многомерные модели коммуникативных стратегий младших школьников и педагогических стереотипов»
- НИР из средств СПбГУ, Мероприятие 2, № 8.38.520.2013, «Формирование статистического дискурса психологии в процессе обучения и переподготовки психологов (в условиях СПбГУ)»
- РФФИ № 17-06-00989-ОГОН, 2017 — 2019, «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста»
- РФФИ 20-013-00312, 2020-2022, «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет»
- РНФ 23-18-00155, 2023-2025, «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста»
Награды:
- 2005 год. Победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Лучший проект 2005 года в психологическом образовании».
- 2020 год. Победитель конкурса научных трудов им. Б.Г. Ананьева в номинации «Лучшая научная работа 2020 года».
- 2024 год. Победитель конкурса научных трудов им. Б.Г. Ананьева в номинации «Лучшая научная работа 2024 года».