Итоги Ананьевских чтений–2021

19-22 октября в Санкт‑Петербургском государственном университете состоялась международная научно-практическая конференция «Ананьевские чтения — 2021. 55 лет факультету психологии: эстафета поколений».

Ананьевские чтения проводятся в СПбГУ ежегодно в течение более 40 лет и являются одним из крупнейших научных мероприятий для психологов РФ. В рамках юбилейных Ананьевских чтений этого год прошли тридцать пять секций, симпозиумов, дискуссий, лекций и мастер-классов, было представлено более 400 докладов, раскрывающих как историю развития психологической науки в Санкт-Петербургском университете и России, так и результаты современных отечественных и зарубежных исследований в различных областях психологической науки и практики, педагогики и медицины.

Пленарное заседание началось с поздравления президента Российского психологического общества, директора Института психологии Российской академии образования, декана факультета психологии МГУ имени М. В. Ломоносова Юрия Петровича Зинченко. Пленарные доклады были посвящены истории развития психологической школы в СПбГУ, её достижениям и современному состоянию, об этом слушателям пленарного заседания рассказали почетный профессор СПбГУ Лариса Арсеньевна Головей, профессор СПбГУ Ольга Юрьевна Стрижицкая, декан факультета психологии СПбГУ Алла Вадимовна Шаболтас. Заседание завершилось ярким докладом академика РАО, директора Школы антропологии будущего РАНХиГС Александра Григорьевича Асмолова «Диалог научных школ и миры психологии: от монологизма - к полифонии».

Первый день конференции продолжился работой секций по организационной, политической психологии, психическому здоровью детей и психологии профессионального здоровья, велось обсуждение методологических проблем современной психологии, была организована дискуссия о профессиональных задачах психолога здоровья в современных реалиях.

Второй день Ананьевских чтений стал самым насыщенным – так, утром одновременно работали одиннадцать секций. Среди затронутых областей психологической науки – психология личности, психотерапия, клиническая, юридическая, спортивная, когнитивная психология и нейробиология, психология развития, психология служебной деятельности, психологическое сопровождение детей в раннем возрасте и их родителей, история психологии. Также Санкт-Петербургским университетом совместно с Национальным институтом биомедицины и спорта был проведён круглый стол «Олимпийские игры глазами спортивного психолога»; не обошли вниманием и одну из самых актуальных тем современной психологии – пандемию COVID-19, этому вопросу были посвящены секция «Социально-психологические и экономические последствия эпидемии COVID-19» и лекция Ирины Даниэльсон «Социально-психологические аспекты влияния пандемии COVID-19 на скандинавское общество (на примере Швеции)».

Научная программа конференции завершалась в третий день секциями, выступления в рамках которых находились в русле социальной, гендерной, кризисной психологии, психофизиологии и детской клинической психологии, психологии образования и педагогики. Особое внимание было уделено вкладу основателя социальной психологии в России и первого заведующего кафедрой социальной психологии СПбГУ Евгения Сергеевича Кузьмина в становление психологии в нашем университете – возглавляемая им лаборатория социальной психологии стала одной из баз для создания факультета в 1966 году, вместе с лабораториями дифференциальной психологии и антропологии Бориса Герасимовича Ананьева и инженерной психологии Бориса Фёдоровича Ломова. Е.С. Кузмину была посвящена лекция профессора СПбГУ Людмилы Георгиевны Почебут «Вклад Е.С. Кузьмина в анализ истории психологии и развитие социальной психологии» и продолживший её круглый стол, посвящённый 100-летию со дня рождения этого выдающегося учёного. На подведении итогов научной части конференции, кроме обсуждения проведённых секций, прозвучали видео-поздравления коллег со всей страны и была презентована уникальная книга «Психологическая наука и образование в Санкт-Петербургском государственном университете», подготовленная специальном к юбилею и представляющая собой описание истории становления психологии в СПбГУ, глубокому анализу роли основателей Санкт-Петербургской психологической школы в развитии отечественной психологии и современному состоянию и достижениям психологов университета наших дней.

Программа последнего практико-ориентированного дня конференции включала мастер-класс «Специфика становления и профилактика выгорания психологов в частной практике» для начинающих специалистов и опытных психологов-практиков.
Любой желающий мог стать слушателем конференции, оргкомитетом был предоставлен бесплатный доступ к трансляциям «Ананьевских чтений». Ознакомиться с материалами конференции можно на странице мероприятия =>

Интересные исторические материалы об основателях факультета и учителях размещаются также на сайте факультета в разделе "История" и на недавно созданном официальном youtube-канале факультета психологии «О психологии и психологах из первых уст», на котором также можно посмотреть видеопоздраваления коллег.


Также смотрите:

Юбилейное издание "Психологическая наука и образование в СПбГУ" 

• Новости СПбГУ (МОСТ)

— О годах учебы на факультете читайте в интервью академика РАН А.Л.Журавлева, выпускника факультета психологии 1972 года.