Кафедра педагогики и педагогической психологии
Телефон — +7(812)328-94-08
Эл.почта — Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
Заведующий кафедрой — Андрей Дмитриевич Наследов
Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure
Кафедра педагогики и педагогической психологии — одна из старейших в Санкт-Петербургском университете, была создана в 1851 году. Она имеет длительную историю своего развития, богатую передовыми учебными и научными традициями, которые сохраняются и умножаются в наши дни.
Педагогика — наука о специально организованной, целенаправленной и систематической деятельности по становлению и развитию сущностных сил человека, о содержании, формах и методах воспитания, обучения, передаче социального опыта от старшего поколения к подрастающему.
- Задачи педагогики — изучение истории и современного состояния образования и прогнозирование развития образования в будущем; разработка теоретико-методологических основ образования; выявление закономерностей обучения, воспитания личности и управления педагогическими системами; определение содержания образования в конкретных условиях; разработка образовательных стандартов; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения и воспитания; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности, научный анализ педагогический инноваций; внедрение результатов научных исследований в педагогическую практику.
- Предмет педагогической наук и — образование как целостный педагогический процесс, в котором происходит развитие личности, её социализация, целенаправленно организованное воспитание и обучение.
Педагогическая психология — отрасль научной психологии, связанная с анализом закономерностей развития человека в условиях обучения, воспитания, образования. Образование рассматривается как всеобщая общественная форма развития человека, целенаправленная социализация, процесс, в ходе которого происходит передача культурного наследия (знаний, ценностей, навыков и т.п.) от одного поколения к другому через разного рода социальные институты. Чем успешнее социализация, тем лучше человек «вписывается» в социум, больших успехов достигает в процессе реализации своих целей через систему умелых коммуникаций с другими людьми.
- Задачи педагогической психологии — изучение психологических закономерностей обучения, воспитания, педагогического взаимодействия, интеллектуального и личностного развития всех участников образовательного процесса, психологическая помощь педагогу в деле обучения, воспитания и реализации личностных и профессиональных целей.
- Предмет педагогической психологии — становление человека как личности и индивидуальности на разных этапах его развития в контексте образовательных усилий общества, в процессе освоения социокультурного опыта.
Наследов Андрей Дмитриевич — и.о.заведующего кафедрой
Балышев Павел Александрович
Защиринская Оксана Владимировна
Кафедра проводит большую работу по подготовке и аттестации научно-педагогических кадров. За последние 30 лет на кафедре подготовлено более 500 кандидатов и докторов наук по педагогике, возрастной и педагогической психологии, многие из которых стали видными учеными и руководителями научных и учебных учреждений или их подразделений.
В научном плане сотрудники, докторанты, аспиранты, соискатели и студенты кафедры занимаются разработкой проблем психологии и педагогики общеобразовательной и высшей школы, широко применяют в своих исследованиях процедуры измерения, эксперимент и математику, придавая тем самым психологии и педагогике статус зрелых экспериментальных наук.
В настоящее время кафедра педагогики и педагогической психологии осуществляет общепедагогическую и профессионально-педагогическую подготовку бакалавров, магистров и аспирантов факультета психологии и других факультетов СПбГУ. Ее преподаватели ведут учебные курсы по педагогике, истории педагогики и образования, истории психологии, педагогической психологии, психологии и педагогике высшей школы, математическим методам в психологии и педагогике, а также другие общие и специальные курсы.
С перечнем учебных дисциплин, которые ведут преподаватели кафедры, можно ознакомиться на их персональных страницах.
Возможные направления исследований в рамках курсовых работ, ВКР и диссертаций
Наследов А.Д.
- «Психолого-педагогические особенности усвоения научно-профессиональных понятий студентами»
- «Психологические факторы успешности учения: мотивация, социальный интеллект, перфекционистские установки студентов и пр.»
- «Разработка, модификация и адаптация методик психолого-педагогической диагностики»
Голованова Н.Ф.
- «Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития личности в подростково-юношеском возрасте»
- «Аксиологический аспект самоосуществления современных школьников подростково-юношеского возраста»
- «Психологические особенности нравственного развития современных детей подростково-юношеского возраста»
- «Педагогические условия становления ценностных отношений школьников»
- «Преобразование воспитательных установок как фактор совершенствования современного отечественного воспитания»
- «Проблема содержания воспитания в современной педагогике»
Защиринская О.В.
- «Особенности когнитивной переработки информации у детей с разным уровнем интеллекта».
- «Особенности понимания текстов с разными форматами визуализации».
- «Понимание текстов разной степени визуальной сложности старшеклассниками с трудностями обучения».
- «Понимание средств невербальной коммуникации детьми и подростками с интеллектуальным недоразвитием».
- «Особенности переживания травмы межличностных отношений у взрослых».
- «Особенности психического состояния детей и взрослых, находящихся в трудной жизненной ситуации».
- «Особенности невербальной коммуникации у младших школьников с легкой умственной отсталостью».
- «Особенности представлений о дружеских отношениях со сверстниками у детей с задержкой психического развития».
- «Возрастные особенности развития межличностных отношений у детей и подростков с интеллектуальным недоразвитием».
- «Пространственно-временные представления в формировании навыков письма у детей с задержкой психического развития».
- «Особенности когнитивной переработки текстовой информации школьниками с интеллектуальным недоразвитием».
Макаров Ю.А.
- «Профессиональная толерантность педагога (терпение в профессии педагога)»
- «Личность и профессиональная деятельность (требования профессии, профессиональная деформация, профессиональное мастерство, личностные характеристики в профессиограмме)»
- «Личность в системе профессиональной подготовки (формирование личности специалиста в вузе)»
- «Межличностное взаимодействие преподавателя и студента в процессе профессиональной подготовки»
- «Этнопсихология и вопросы религиозной принадлежности в системе вузовской профессиональной подготовки»
- «Изменение представлений студентов о «хорошем преподавателе» от младшего курса к старшему»
- «Профессиональная самореализация и счастье»
- «Юмор как форма профессиональной саморегуляции»
- «Профессиональный юмор и профессионализм»
Медина Бракамонте Н.А.
- «Психологические особенности самосознания выпускников школ»
- «Тьюторское сопровождение в образовательной практике»
- «Технологии обучения в вузе»
Писаренко И.А.
- «Психолого-педагогические проблемы современных родителей: педагогическая совместимость родителей/прародителей; проблемы семейного воспитания; становление родительской позиции и т.д.»
- «Экономическая социализация современных детей : дети и деньги; дети в обществе потребления; влияние рекламы и СМИ на воспитание детей разного возраста; экономические аспекты в межличностном взаимодействии детей и т.д».
- «Виртуализация психолого-педагогической среды: социальные сети в развитии детей и просвещении родителей; дистанционное психолого-педагогическое консультирование семьи; дистантное (пра)родительство, отцовство; дистанционная коммуникация в образовательном процессе и т.д.»
- «Тьюторство: индивидуализация образовательных траекторий детей и взрослых; организация тьюторского сопровождения разных типов обучающихся; психолого-педагогическая диагностика в тьюторстве и т.д.»
Морозова С.А.
- «Математическая психология: основные направления исследований»
- «Социально-исторические детерминанты развития российской психологии»
Думчева А.Г.
- «Психолого-педагогические условия становления ценностно-смысловой сферы личности в современном образовательном процессе»
- «Проблемы духовно-психологической безопасности в образовании»
- «Психологическое сопровождение обучающихся группы риска в локальном педагогическом сообществе»
- «Современные методы оценки личностных результатов: возможности раннего прогнозирования рисков в образовательной среде»