К юбилею Лады Александровны Верещагиной

10 февраля 2024 года восьмидесятилетний юбилей отмечает замечательный человек, ветеран кафедры эргономики и инженерной психологии Лада Александровна Верещагина.

2024 vereschagina

Дорогая Лада Александровна!

Коллектив факультета психологии СПбГУ и кафедры эргономики и инженерной психологии с огромным уважением, признательностью за Вашу преданность профессии, педагогической работе, поздравляют Вас с юбилеем в юбилейный год Университета. Ваши коллеги и ученики ценят Вашу мудрость, сердечность, преданность делу. Мы выражаем нашу искреннюю благодарность за Вашу преданность науке, вклад в развитие психологии. Коллектив кафедры эргономики и инженерной психологии благодарен Вам за то, что Вы с нами! Ваше знание и опыт являются неоценимым ресурсом для нас и для всех, кто работает рядом с Вами. Желаем Вам здоровья, благополучия, мира, счастья и всего самого доброго!

Л.А. Верещагина поступила в ЛГУ на вечернее отделение факультета философии (отделение психологии) в 1963 году. Окончив университет в 1969 году стала работать в должности младшего научного сотрудника лаборатории инженерной психологии при кафедре эргономики и инженерной психологии. Профессиональная жизнь Лады Александровны связана с Факультетом психологии Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета, образованного в 1966 году: от должности младшего, старшего научного сотрудника, затем — ассистента и доцента кафедры. В 1977 году защищена кандидатская диссертация. В должности доцента кафедры эргономики и инженерной психологии проработала Л.А. Верещагина не одно десятилетие.

Активно занимаясь научной работой, Лада Александровна опубликовала около 100 научных и учебно-методических работ, в том числе монографию «Психология персонала: потребности, мотивация и ценности» (2-е изд., исправленное и дополненное вышло в 2017 году, издательство «Гуманитарный центр»); раздел в монографии «Организационная психология» (Издательство СПбГУ, 2008).

Л.А. Верещагина подготовила ряд учебных пособий, из которых следует упомянуть, прежде всего, «Психологию труда» (Издательство СПбГУ, 2014) и «Психологию профессиональной деформации персонала» (издательство СПбГУ, 2015), которые активно используются в учебном процессе в основных образовательных программах бакалавриата, специалитета и магистратуры. Л.А. Верещагина разработала и успешно читает ряд учебных курсов, таких как: «Психология труда», «Эргономика и инженерная психология», «Организационная психология», «Психология профессиональной деформации персонала». Студенты и коллеги высоко оценивают преподавательскую деятельность Л.А. Верещагиной.

Под научным руководством Л.А. Верещагиной выполнено более 50 выпускных работ специалистов, бакалавров, магистров факультета психологии, посвященных ключевым для профессиональной деятельности выпускников темам: профессиональному отбору работников транспорта, энергетики, судостроения, мотивации и стимулированию персонала; проблемам профессиональной адаптации и деформации работников. В течение многих лет студенты отмечают высокий уровень руководства, поддержки и внимания, которые они получают от Лады Александровны.

Л.А. Верещагина является одним из наиболее ответственных преподавателей факультета психологии. Ветеран кафедры, факультета, Лада Александровна продолжает передавать свои знания, опыт, мудрость студентам и коллегам.

К юбилею Галины Львовны Исуриной

13 января 2024 года исполняется 75 лет профессору кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ, почетному работнику высшего профессионального образования Российской Федерации Галине Львовне Исуриной.

Коллектив факультета психологии СПбГУ, коллектив кафедры медицинской психологии и психофизиологии искренне поздравляет Галину Львовну с замечательным юбилеем и желает дальнейшего процветания и плодотворной работы на благо Университета!

isurina glГ.Л.Исурина — признанный в мировом научном сообществе ученый, специалист в области теории и практики клинической психологии и психотерапии, один из создателей и организаторов системы групповой психотерапии в нашей стране, прекрасный востребованный преподаватель и мудрый наставник.

Галина Львовна — выпускница (факультет психологии, 1972 г.), а с 1975 года преподаватель СПбГУ (сначала в качестве совместителя, с 2000 года в качестве штатного сотрудника). Свой профессиональный путь она начала в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева под руководством Б.Д. Карвасарского, что определило ее основные научные интересы и обусловило вклад в науку и практику клинической психологии и психотерапии, который в настоящее время позволяет отнести Г.Л. Исурину к числу выдающихся ученых Университета. Так, при ее непосредственном участии классическая патогенетическая концепция неврозов и психотерапии, разработанная в трудах В.Н. Мясищева, в своем эволюционном развитии привела к появлению новой терапевтической системы с четко определенными целями, собственными представлениями о механизмах лечебного действия, специфике психотерапевтического процесса, особенностях взаимоотношений между психотерапевтом и пациентами, методическими подходами и техническими приемами. Одним из авторов новой системы, получившей название личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии, является Г.Л. Исурина, что зафиксировано на страницах Психотерапевтической энциклопедии (СПб, 1998). Таким образом, во многом благодаря Галине Львовне Исуриной, традиции, теория, методология и методы клинической психологии и психотерапии были интегрированы в научную и преподавательскую деятельность СПбГУ.

За годы работы в Университете Г.Л. Исурина создала свою научную школу в области теории и методологии психотерапии, а также в области профилактики психической дезадаптации уязвимых групп населения. Под руководством Г.Л. Исуриной защищено 20 кандидатских диссертаций и более 200 дипломных работ. Преподавательская и учебно-методическая деятельность Г.Л. Исуриной характеризуется большим объемом и разнообразием. Ею разработаны авторские учебные дисциплины, в которых ярко отражаются ее уникальные знания и практический опыт психолога-психотерапевта, полученные в течение десятилетий работы на клинической базе Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева. Эти дисциплины реализуются на разных образовательных программах (бакалавриат, специалитет, аспирантура): «Теории и методы психотерапии», «Групповая психотерапия», «Практикум по психодраме», «Основы психологического вмешательства», «Психодиагностика в клинике неврозов», «Психологические аспекты невротических расстройств».

Г.Л. Исурина является соавтором фундаментальных учебников для студентов вузов «Клиническая психологи» и «Психотерапия», каждый из которых переиздан (с дополнениями и изменениями) более четырех раз. Особо важный статус имеют Национальные руководства и энциклопедия, где Галина Львовна является одним из основных авторов (Неврология: национальное руководство / Под ред. Е.И. Гусева и др., 2-е изд., перераб. и доп. 2018. 880 с.; Психотерапия: национальное руководство / Под ред. А.В. Васильевой и др., 2023. 992 с.; Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998. 752 с.).

Научная и научно-организационная деятельность Г.Л. Исуриной широко известна в России и за рубежом. Она являлась основным исполнителем четырех исследований, поддержанных иностранными научными фондами и организациями («Национальный Американский институт здоровья», «Центр по контролю и профилактике заболеваний США» и др.). Исследования посвящены социально значимой теме профилактики фетального алкогольного синдрома (ФАС) и нарушений нейроразвития детей в России. По результатам исследования разработаны информационные материалы и профилактические программы для будущих матерей, врачей акушеров-гинекологов, организаторов здравоохранения. Кроме того, Г.Л. Исурина является руководителем научных проектов, поддержанных отечественными научными фондами РФФИ и РНФ (2017, 2019, 2023 г.)

Научная и личная репутация Г.Л. Исуриной безупречны. Доказательством этого является стремление многих научных и общественных организаций привлечь ее к своей работе. В настоящее время Г.Л. Исурина является членом Этического комитета СПбГУ; членом координационного совета Российской психотерапевтической ассоциации (РПА), членом редколлегии журнала «Российский психотерапевтический журнал», являлась членом программных комитетов многих Международных и Всероссийских конференций.

Галина Львовна воспитала плеяду блестящих специалистов клинических психологов и психотерапевтов, которые, защитив диссертации под ее руководством, успешно работают на кафедре медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ, в других вузах страны, продолжая и развивая традиции Петербургской школы клинической психологии и психотерапии. Многие обучающиеся стремятся выполнять научные исследования под руководством Г.Л. Исуриной, а ее лекции и мастер-классы в СПбГУ и других учреждениях всегда проходят с аншлагом. В рейтинге преподавателей Г.Л. Исурина всегда занимает ведущие позиции.

Профессор СПбГУ Лариса Арсеньевна Головей: «Я выбрала самую нужную профессию в мире»

18 декабря 2023 года отмечает свой юбилей почетный профессор СПбГУ, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ Лариса Арсеньевна Головей.

golovey

Лариса Арсеньевна родилась в 1943 году в блокадном Ленинграде. В 1958 году поступила в медицинское училище, которое окончила с отличием. В 1964 поступила в Санкт-Петербургский университет на отделении психологии философского факультета. Уже в студенческие годы выполняла первые исследования по вопросам развития психомоторики в тесном сотрудничестве с коллективом лаборатории академика Бориса Герасимовича Ананьева. А когда она поступила в аспирантуру, он стал ее научным руководителем. В 1972 году Л.А. Головей успешно защитила кандидатскую диссертацию «Опыт изучения психомоторной организации человека» и начала работать на кафедре общей психологии СПбГУ. Здесь она прошла все ступени карьеры преподавателя, всегда проявляя свои замечательные профессиональные качества — высокий научный стиль, методическую вооруженность, требовательность и доброжелательность в отношении студентов и коллег, умение работать в коллективе.

Еще в студенческие годы Лариса Арсеньевна стала участницей ныне широко известных комплексных исследований человека по программе Б.Г. Ананьева и получила уникальный опыт осуществления междисциплинарного подхода в психологии, а также опыт сотрудничества десятков специалистов разного профиля, коллективных обсуждений исследовательской программы и полученных результатов, общения с выдающимися учеными.

Позже при ее активном участии, впервые в России была создана программа переподготовки психологов по возрастной и профориентационной психологии. Когда в стране в начале 70-х годов стали создавать государственную систему профессиональной ориентации молодежи, Лариса Арсеньевна совместно с Н.А. Розе-Грищенко разрабатывали научно-психологические и методические основания этой системы. При ее непосредственном участии создавался городской и районные центры профессиональной ориентации в Санкт-Петербурге. В тот период ею были написаны серии статей и научно-методических пособий, посвященных профориентации.

В 1980-2000 гг. она участвовала в исследованиях, посвященных интеллектуальному развитию подростков и взрослых, в том числе по гранту правительства РФ «Дети Чернобыля». Результатом этой работы стала коллективная монография «Интеллектуальный потенциал: проблемы развития» под ред. Л.А. Головей и А.А. Крылова (2003).

Большой научный потенциал и многолетний, во многом уникальный исследовательский опыт Л.А. Головей стали залогом блестящей защиты докторской диссертации «Психология становления субъекта деятельности в периоды юности и ранней взрослости». В 1998 году она организовала кафедру психологии развития и дифференциальной психологии, которой руководила до 2021 года. На этой кафедре в полной мере проявились ее способности как большого ученого, организатора науки и образования.

Неизменно высокое качество исследовательской, преподавательской и общественной деятельности, личный вклад Ларисы Арсеньевны в дело развития образование и науки в России отмечено государством и обществом, руководством нашего университета и факультета. Она Почетный работник высшего профессионального образования (2004), награждена Почетной грамотой Президента РФ «За заслуги в подготовке кадров высшей квалификации», 2012.

Сообщество психологов России и квалифицированное жюри признало ее победителем Национального психологического конкурса «Золотая Психея» (2010) в номинации «Проект года в психологическом образовании» за многотомное издание труда «Развитие личности ребенка». Л.А. Головей — победитель Всероссийского конкурса «Лучшая научная книга России 2014 года», победитель Международного конкурса на лучшую книгу по психологии 2016 года.

За почти 60 лет непрерывной, плодотворной учебы и работы в университете она награждена многими грамотами и благодарностями от руководства СПбГУ. В феврале 2019 года Ларисе Арсеньевне Головей присвоено звание «Почетный профессор СПбГУ».

Подробнее в источнике

Также по теме:

  • Интервью с Почетным профессором СПбГУ Ларисой Арсеньевной Головей на портале СПбГУ
Логинова Н.А., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Дорогая Лариса Арсеньевна! Поздравляю Вас с замечательной датой.

Зная Вас уже много лет, скажу, что Вы для меня образец ленинградского интеллигента в самом лучшем смысле слова. Не перестаю восхищаться Вашей деликатной и в то же время принципиальной манерой поведения. В труде, познании и общении Вы всегда на высоте. Ваше трудолюбие, талант исследователя воплощается в большом количестве статей и книг, которые глубоки, интересны и востребованы.

Ваш педагогический дар проявляется на каждой Вашей лекции, в успешном руководстве докторантами, аспирантами и дипломниками. Тактичность и заботливость, понимание людей и чувство собственного достоинства положительно сказываются на людях, с которыми вы общаетесь.

В моей жизни Вы занимаете особое место. Я буду всегда Вам благодарна за поддержку, помощь и содействие. У нас есть общее прошлое, настоящее и будет, надеюсь, общее будущее.

Примите мои наилучшие, искренние пожелания.
Живите, творите, оставайтесь такой же светлой личностью, какая Вы есть.

Ваша Наталья Логинова.


Стрижицкая О.Ю., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Дорогая Лариса Арсеньевна!
Я знаю Вас со студенческой скамьи и помню как неизменно, многие поколения студентов слушали Вас с огромным уважением, и немного со страхом (все-таки — настоящий профессор!). И начиная со студенческой скамьи я помню Ваше внимательное отношение к студентам, будь то первокурсник, забежавший на кафедру по ошибке или без пяти минут доктор наук. Позднее, уже работая с Вами вместе у меня всегда вызывала уважение Ваша принципиальная позиция по профессиональным вопросам, умение мягко, но уверенно отстоять высочайшие стандарты в любом из многочисленных видов работ, будь то преподавание, научная деятельность, экспертная работа. Меня всегда поражала Ваша энергичность, умение организовывать свое время так, чтобы все работы были выполнены в срок, и домашние не забыли, как Вы выглядите.
В этот замечательный день — день Вашего рождения, хочу пожелать Вам здоровья, оптимизма, хороших впечатлений, и чтобы Вас всегда окружали только хорошие люди.

С благодарностью за все, Ольга Стрижицкая


Ануфриюк К.Ю., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Уважаемая Лариса Арсеньевна, поздравляю Вас с Юбилеем!!!
Альберт Эйнштейн когда-то заметил: «Единственный разумный способ обучать людей — это подавать им пример». Таким примером для меня, как и для многих, являетесь Вы! Ваша спокойная рассудительность, дипломатический такт, мудрый взгляд внушают почтение. Глядя на Вас, понимаешь, что значит подняться до горних высот благородства!
Крепкого Вам здоровья! Отрады сердца! Радости души!

Ксения Юрьевна Ануфриюк


Василенко Виктория Евгеньевна, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Дорогая Лариса Арсеньевна!
Очень благодарна судьбе за знакомство с таким замечательным мудрым и увлеченным своим делом человеком, как Вы. Желаю Вам радости, продолжения научных поисков, новых открытий, сил и здоровья!

Виктория Евгеньевна Василенко


Данилова М.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Огромная благодарность за высокий профессионализм и человечность в отношениях. Пожелания здоровья, душевного комфорта, тепла и спокойствия. Благодарность за неоценимый вклад в психологическую науку и практику и пожелания дальнейшей профессиональной включенности и успехов. А мы всегда будем рядом и вместе)

Марина Викторовна Данилова


Манукян В.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Дорогая Лариса Арсеньевна, от всей души поздравляю Вас с юбилеем!
Я очень рада, что когда-то (более 20 лет назад!) Вы стали моим проводником в мир научной психологии. Уверена, что это настоящая удача в моей жизни и я точно знаю, что благодаря Вам мне известен смысл слов Наставник и Учитель в своих лучших проявлениях. Я никогда не забуду, как мою первоначальную запутанность и неуверенность Вы встречали внимательным взглядом, вдумчивым анализом, спокойным и неторопливым разговором. Для меня поначалу была удивительна та степень уважения и принятия, которая возникала при общении с Вами. И позже, в нашей совместной работе на кафедре и в научно-исследовательских проектах, в командировках, на конференциях, и сейчас, в наших нечастых встречах, я постоянно учусь у Вас профессиональному и человеческому. В профессиональном отношении — Вашей удивительной трудоспособности и дисциплинированности, как в мыслях, так и в делах. Стройность и обоснованность умозаключений, умение вычленить главное в разноголосице мнений и взглядов, увидеть перспективу и показать ее всем остальным, энергия, оптимизм и смелость браться за большие и важные проекты — это те качества, которые ценят и отмечают все Ваши коллеги. Работа рядом с Вами — это жизнь в атмосфере ценности доброго и уважительного отношения к другому человеку, ценности собственного достоинства, честности и смелости в выражении своей позиции и взглядов.
Дорогая Лариса Арсеньевна, сегодня я хочу пожелать Вам крепкого здоровья, неугасаемой творческой и жизненной энергии, радости и удовлетворения от общения с близкими людьми, коллегами и учениками. Будьте счастливы!

С уважением и благодарностью, Виктория Робертовна Манукян


Муртазина И.Р., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Уважаемая Лариса Арсеньевна!
От всей души хочу поздравить Вас с Юбилеем!
Для меня Вы являетесь примером глубокой преданности своему делу, высочайшего профессионализма, исключительной работоспособности и продуктивности. На мой взгляд, Вы, Лариса Арсеньевна, обладаете способностью вдохновлять и заряжать энтузиазмом, устанавливать высокие стандарты и достигать их.
Уважаемая Лариса Арсеньевна, я хочу пожелать Вам крепкого здоровья, долгих плодотворных лет жизни, неиссякаемой энергии, вдохновения и благополучия!

С наилучшими пожеланиями, Муртазина Инна


Петраш М.Д., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Сегодня свой юбилей отмечает известный ученый, прекрасный руководитель, замечательный человек — Головей Лариса Арсеньевна! Так сложилось, что свой путь в психологическое профессиональное сообщество я начала под руководством Ларисы Арсеньевны, чему очень благодарна своей судьбе! Встреча стала судьбоносной, во многом изменившей мою дальнейшую жизнь в профессии. Лариса Арсеньевна была моим научным руководителем, сначала дипломной работы, а затем диссертационного исследования, помогала мне расти профессионально, была проводником в научный мир психологического знания. Мудрость и чуткость, тонкое понимание личности студента, интерес и вдохновение, которым делится и заряжает Лариса Арсеньевна — бесценно и дорого, особенно это было важно на начальном этапе профессионального пути. Мне повезло испытать все на себе! Именно Лариса Арсеньевна пригласила меня на кафедру, так начался мой путь в качестве преподавателя.
С радостью и огромным удовольствием поздравляю своего Учителя и Наставника с юбилеем! Желаю Ларисе Арсеньевне здоровья, благополучия, радостных и светлых моментов в жизни и чудесного настроения!

Марина Дмитриевна Петраш


Савенышева С.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития и дифференциальной психологии СПбГУ

Я знакома с Ларисой Арсеньевной еще с учебы, а когда я заканчивала обучение — она возглавила нашу кафедру. Лариса Арсеньевна для всех нас всегда была ориентиром каким должен быть ученый и руководитель — человек, который нас всегда вдохновлял, поддерживал и направлял. Я всегда поражалась ее энергии: она успевала не только заниматься развитием кафедры, научной работой, но и участвовать в экспертной работе ВАК и фондов. И при этом Лариса Арсеньевна создавала, в том числе формируя, преподавательский состав кафедры, удивительную теплую семейную атмосферу в коллективе!
И, пользуясь случаем, я хотела бы от души поздравить нашего Учителя и пожелать здоровья, творческих интересов, профессионального долголетия и благополучия!

Светлана Станиславовна Савенышева

Источник


См. также:

К 100-летию со дня рождения Алексея Александровича Бодалёва

Bodalev 1

Бодалёв Алексей Александрович — доктор психологических наук, профессор, Академик РАО, декан факультетов психологии ЛГУ (1972-1976), МГУ (1979-1986)

Биографическая справка

Алексей Александрович Бодалёв (13.10.1923-20.12.2014 гг.), советский и российский психолог, доктор психологических наук, профессор, академик российской академии образования (РАО), заслуженный деятель науки РФ. Внес огромный вклад в развитие отечественной психологии и создал оригинальную научную школу, изучающую фундаментальные закономерности познания, общения и понимания людьми друг друга. Является автором более 500 опубликованных трудов, многие из которых были изданы в других странах (Япония, Канада, Германия, Франция, США и др.). Родился в семье служащего.

Основные этапы жизни

В годы Великой Отечественной войны Алексей работал на строительстве оборонительных сооружений блокадного Ленинграде. С 1945 по 1950 гг. учился на философском факультете Ленинградского университета, был учеником Б.Г. Ананьева. После окончания работал учителем логики и психологии и классным руководителем 207-й ленинградской школы. В 1953 году защитил кандидатскую диссертацию на тему «Формирование требовательности к себе у старшего школьника», в 1966 — диссертацию доктора психологических наук «Восприятие и понимание человека человеком».

Алексей Александрович успешно сочетал научную работу с научно-педагогической и организаторской деятельностью. Его «послужной список» богат и разнообразен: заведующий кафедрой общей психологии Ленинградского университета (1969-1976), декан факультета психологии ЛГУ (1972-1976) После переезда в Москву он организовал лабораторию социальной перцепции НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, при которой в 1979 году был создан первый в стране консультационный центр помощи семьям. С 1979 г. также исполнял обязанности декана факультета психологии и заведующего кафедрой общей психологии МГУ.им. М.В. Ломоносова. В академической сфере он: академик-секретарь отделения психологии и возрастной физиологии Академии педагогических наук СССР, вице-президент той же Академии, действительный член Российской академии образования, главный научный сотрудник Психологического института, руководитель исследовательского коллектива, работающего в области психологии общения, развития и реабилитации личности.

Творчество и научная школа.

А.А. Бодалёв, опираясь на идеи своих учителей — Б.Г. Ананьева и В.Н. Мясищева, — создал оригинальную научную школу, в которой нашла свое развитие и реализацию идея целостного познания человека как субъекта отношений. В научном творчестве Алексея Александровича отчетливо выделяются два основных направления: психология общения и психология акме — проблемы неразрывно связанные между собой, включенные в единый логический ряд развития человеческой индивидуальности. Знакомство с многочисленными публикациями А.А. Бодалёва убеждает, что замечательной его особенностью как человека и ученого является постоянный и напряженный поиск нового, стремление все более глубоко и многосторонне раскрыть исследуемую проблему. От анализа сущности общения и определяющих его основных факторов автор переходит к рассмотрению различных ипостасей общения — искусство как проявление общения, общение в процессе учения, общение с самим собой, общения с Богом. Он вводит понятие «пространство общения», рассматривает содержание, широту, глубину этого пространства, его зависимость от индивидуально-психологических, возрастных, половых различий.

Под его научным руководством и консультациями подготовлено около 120 кандидатских и 24 докторских диссертаций. С 1971 года член-корреспондент, а позже — академик АПН СССР. Академик Международной академии психологических наук, Международной академии акмеологических наук, Международной академии педагогических наук и член Международной ассоциации научной психологии. 

В работах А. А. Бодалёва рассматривается феноменология, закономерности и механизмы социального познания. При этом межличностное общение трактуется как одна из сторон целостного процесса общения, в котором существует познавательный, эмоциональный и поведенческий. Одним из первых в российском человекознании раскрыл предмет акмеологии — науки, возникшей на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин и исследующей развитие человека как индивида, личности и как субъекта деятельности на ступени его зрелости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии.

Области научных исследований: общая, педагогическая, социальная психология, акмеология. В докторской диссертации и в последующих работах впервые в отечественной психологической науке последовательно была освещена феноменология познания человека человеком — процессы восприятия, памяти, воображения, мышления, актуализирующиеся у людей, когда они взаимодействуют друг с другом. Были прослежены взаимосвязи между основными характеристиками этих процессов, особенностями мотивационно-потребностной сферы у лиц, участвующих в общении, а также их поведением. Раскрыты различия указанных процессов в проявлениях ценностно-ориентационной сферы, в особенностях поведения при межличностном взаимодействии, зависящие от возраста, пола, профессии участников общения. Впервые в отечественной психологии систематически изучены закономерности и механизмы формирования первого впечатления о другом человеке.

Видео-выставка о жизни А.А.Бодалёва по материалам архива г. Сарапул

Основные труды А.А. Бодалёва

  • «Восприятие человека человеком» (1965)
  • «Формирование понятия о личности другого человека» (1970)
  • «Восприятие и понимание человека человеком» (1982)
  • «Личность и общение» (1983)
  • «Основы психодиагностики» (1988, в соавт.)
  • «Психология о личности» (1989)
  • «Общая психодиагностика» (1989, в соавт.)
  • «О предмете акмеологии» (1993)
  • «Психология общения» (1996)
  • «Теоретические основы социальной психологии» (1996, в соавт.)
  • «Как становятся великими или выдающимися?» (1997, в соавт.)
  • «Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения» (1998).

См. также:

Биографика А.А.Бодалёва на ресурсе МГУ им. М.В.Ломоносова; на ресурсе СПбГУ

23 сентября 2023 года — знаменательный юбилей у Нины Васильевны Кузьминой

 

kuzmina nvНина Васильевна Кузьмина (Головко), родилась 23 сентября 1923 года в г. Нальчике (Кабардино-Балкария). С 1956 года по 1984 год Н.В. Кузьмина работала в Ленинградском государственном университете. С 1969 по 1984 г. она заведовала кафедрой педагогики и педагогической психологии ЛГУ, была заместителем председателя Головного Совета по психологическим наукам и психолого-педагогическим проблемам высшей школы, председателем Диссертационного Совета по педагогике и психологии. В 1978 г. Академией педагогических наук СССР по отделению профессионального образования Нине Васильевне Кузьминой присвоено звание члена-корреспондента.

Нина Васильевна подготовила более 350 диссертантов из них 40 докторов наук, которые успешно защитились по педагогическим и психологическим наукам. Созданное учение о педагогическом мастерстве характеризуется системным и комплексным подходами. Нина Васильевна выходит за границы предмета педагогики. В центре внимания педагогики, считает она, должен находиться ученик, а учитель должен активно использовать знания по психологии и акмеологии в целях его всестороннего развития. Комплексно сочетая педагогику, психологию и акмеологию, исследуя отражение реальности в психических процессах, состояниях и свойствах, Нина Васильевна создает стройную систему педагогической акмеологии. В 1995 году была опубликована фундаментальная монография «Предмет акмеологии».

За время своей научной деятельности Нина Васильевна опубликовала более 300 научных работ. Научный подход является глубоким и уникальным, не имеет аналогов в научном психолого-педагогическом мире. Он направлен на гуманизацию современного общества и образования, делает педагогов субъектами развития и защиты фундаментального образования, применяющими акмеологические технологии и акмеологические измерения.

Мы от всей души поздравляем нашу дорогую коллегу Нину Васильевну Кузьмину со знаменательным юбилеем!!! Желаем Нине Васильевне — замечательному человеку и ученому, коллеге и другу — крепкого здоровья, многих лет жизни, счастья и благополучия!

 

Памяти Валентины Николаевны Куницыной

Коллектив кафедры социальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет понесли тяжелую утрату. 14 мая 2023 года на 89 году жизни не стало Валентины Николаевны Куницыной.

kunitsina 1

Валентина Николаевна родилась 12 января 1935 г. в г. Ярославле. После окончания школы в 1953 г. поступила на психологическое отделение философского факультета Ленинградского государственного университета.

Начиная с 1967 г., работала в Ленинградском Университете, сначала в научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ), затем ассистентом на кафедре общей психологии, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1974 г. была переведена на кафедру социальной психологии, где и роработала более 55 лет.

В 1991 г. Валентина Николаевна защитила докторскую диссертацию, «Трудности межличностного общения», в которой анализировались не только трудности (аутентичность, застенчивость, отчужденность и др.), но и условия успешности общения, стиль и психологическая культура общения.

Валентной Николаевной Куницыной за 55 лет преподавательской деятельности были разработаны и читались авторские лекционные курсы: «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Межличностные отношения», «Средства массовой коммуникации», «Психология общения», «Психология морали», «Психология семьи и семейных отношений», «Психология общения» и др. Ею было создано более 30 социально-психологических методик, таких как «Саморегуляция и успешность межличностного общения», «Коммуникативная и социальная компетентность», «Ценностные ориентации», «Семейные отношения и дом» и пр., которые активно применяются как в обучении, так и в научных исследованиях. Следует отметить, что В.Н. Куницына имела университетский диплом лучшего лектора СПбГУ.

Валентина Николаевна Куницына — автор новых направлений в социальной психологии: коммуникативная и социальная компетентность, социальный интеллект и креативность в общении, нравственные основы ценностного сознания, типы и мотивы помогающего поведения, родительские наставления в структуре семейного сценария. Многие исследования В.Н. Куницыной продиктованы интересом к проблемам социального наследования, психологии межличностных отношений, познания и общения, формирования нравственных ценностей, механизмов межпоколенной трансляции ценностей.

В течение многих лет была членом диссертационного совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций по специальности 19.00.05 — социальная психология. Под ее руководством было защищено 12 кандидатских и 3 магистерских диссертации. В.Н. Куницына – Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета; победитель XIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» 2011 году в номинации «Проект года в психологической науке». Заслуженный работник высшей школы, действительный член Академии педагогических и социальных наук (г. Москва), член редколлегии журнала «Социальная психология и общество» (Москва), член-корреспондент Международной Академии психологических наук.

Несмотря на горечь утраты, в наших сердцах останется светлая память о Валентине Николаевне как о большом ученом и светлом человеке, с яркой индивидуальностью, смелым мышлением, высоким уровнем требовательности и компетентности в профессии и личной жизни.

Коллектив кафедры социальной психологии

Родилась 12 января 1935 г. в Ярославле. После окончания школы в 1953 г поступила на психологическое отделение философского факультета Ленинградского государственного университета, где тогда работала плеяда блестящих ученых, составивших славу и фундамент ленинградской психологической школы, — Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, И.М. Палей, Н.А. Тих, А.В. Ярмоленко и др. После окончания Университета в 1958 г. она была направлена по распределению воспитателем в школу-интернат Мурманской области, где четыре года постигала практическую психологию. Тогда же у Куницыной возникает интерес к проблеме понимания людьми друг друга и особенностям формирования личности и человеческих отношений в экстремальных ситуациях. Приглашение в аспирантуру поступило от научного руководителя академика А.А. Бодалева. В рамках созданного им научного направления — изучение проблем социальной перцепции — в 1969 г. Куницына защищает кандидатскую диссертацию «Восприятие подростком другого человека и самого себя», в которой не только рассматривались особенности формирования образа другого человека в этом возрасте, но и впервые в отечественной психологии была изучена роль в этом процессе таких специфических элементов самосознания как образ и схема тела.

С 1967 г. В.Н. Куницына работает в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете, сначала в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований, а затем ассистентом на кафедре общей психологии, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1974 г. Куницына переходит на кафедру социальной психологии, где работала до своего ухода.

За 49 лет преподавательской деятельности В.Н. Куницыной были разработаны и читались авторские лекционные курсы: «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Межличностные отношения», «Средства массовой коммуникации», «Психология общения», «Психология семьи и семейных отношений». Награждена дипломом СПбГУ за преподавательскую деятельность.

По приглашению Силезского университета (г. Катовице, Польша) в 1975–1978 гг. Куницына находилась в служебной командировке и в составе кафедры социальной психологии этого университета преподавала психологию. За время пребывания в Польше она неоднократно выступала с докладами в университетах Варшавы, Вроцлава, Катовице, участвовала в конференциях и съездах психологов. От руководства Катовицкого воеводства имеет золотой знак за заслуги в развитии образования.

В 1991 г. защитила докторскую диссертацию «Трудности межличностного общения», в которой анализировались не только трудности (аутистичность, застенчивость, отчужденность и др.), но и условия успешности общения, стиль и психологическая культура общения и т.п.

В продолжение этой проблематики Куницыной была разработана оригинальная концепция социального интеллекта и социальной компетентности, которая опирается на результаты многолетних исследований проблемы успешности общения и разработанные ею методы изучения этих феноменов. Работа была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (грант 1993–1994 гг.).

В 1990-е гг. было положено начало созданию большого комплекса (более 30) социально-психологических методик, таких как «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (СУМО), «Коммуникативная и социальная компетентность» (КОСКОМ), «Ценностные ориентации (ЦО-36)», «Семейные отношения и дом (СОД)» и другие, которые применяются в обучении и научных исследованиях.

В. Н. Куницына — автор новых направлений в социальной психологии, включающих проблемы коммуникативной и социальной компетентности, социального интеллекта и креативности в общении, нравственные основы ценностного сознания, типы и мотивы помогающего поведения, родительские наставления в структуре семейного сценария. Под ее руководством выполнены исследования в области социальной перцепции и мотивации (восприятие и понимание людьми друг друга, альтруизм, милосердие, моральные установки, честность); исследованы личностные свойства, обеспечивающие успешность общения (социальные навыки и умения, толерантность, проницательность, застенчивость, нарушения и трудности и др.); исследованы морально-нравственные проблемы межличностных отношений и общения в современной семье. Все эти проекты продвигаются благодаря обширному блоку научно-исследовательских методов, разработанных В.Н. Куницыной. Часть из них опубликована в специальной литературе, часть представлена в сети интернет и успешно используется в различных образовательных центрах страны.

В начале ХХI века В.Н. Куницына руководила проектом поддержки кафедр совместно с Якутским университетом в 2001–2003 гг. (грант ППК — проект поддержки кафедр). Результатом явилось открытие факультета психологии в Якутском университете. По материалам исследований издан сборник «Социальная психология: диалог Санкт-Петербург — Якутск (2002). В 2003 г. Куницына выиграла грант «Конкурс конференций» — Перспективы развития социальной психологии в северо-восточных регионах страны. По итогам конференции издан сборник статей «Психология и мораль». Грант «Изменяющаяся Россия: трансформация семейных ценностей» (РГНФ 2008–2010 гг.) завершился изданием сборника статей «Семья в современном мире»; грант РГНФ (2014–2015) «Семейные отношения и дом: роль материально-предметной среды в укреплении и развитии семейных отношений» — изданием методического пособия «Семейные отношения и дом».

В составе большой группы московских психологов Куницына на протяжении 6 лет участвовала в создании энциклопедического словаря «Психология общения», который выдержал два издания.

В.Н. Куницына была участником многих психологических съездов и конференций, выступая с докладами на пленарных заседаниях в разных вузах и психологических институтах страны (Алма-Ата, Минск, Москва, Петербург, Петрозаводск, Ярославль, Якутск и др.). Во время пребывания в Польше она выступила с докладами «Психологическая наука в Ленин- градском университете», «Психология пропаганды» (Польша, Силезский университет, 1976; Вроцлавский университет, 1978).

В рамках российских съездов и конференций был представлен широкий круг проблем социальной психологии: «Категория «Отношение» в психологии»; «Застенчивость как особая форма трудностей общения» (Доклады в ИП РАН, на кафедре социальной психологии МГУ, 1983–1985 гг.); «Трудности межличностного общения» (8-й съезд психологов СССР, М., 1989); «Социальный интеллект, структура, методы измерения» («Ананьевские чтения», СПбГУ, 1996); «Измерение и первые результаты исследования социальной компетентности» (Ломовские юбилейные чтения, ИП РАН, 1997); «Уровни развития социального интеллекта» (2-й съезд РПО, Ярославль, 1998); «Альтруизм и толерантность как нравственные ценности современной молодежи» (Общество психологов, Минск, 2007); «Милосердие как нравственно-психологическая проблема» (Международный психологический конгресс, Ярославль, 2008). В последние годы В.Н. Куницына выступала по различным актуальным проблемам социальной психологии: «Нравственные основы межличностного общения» (Москва, 2009); «Психология помогающего поведения» (Санкт-Петербург, 2011); «Психология гостеприимства: теория и практика» (Ярославль, 2012); «Психологическое здоровье и духовно-нравственные проблемы современного человека» (Санкт-Петербург, 2013); «Теория отношений В.Н. Мясищева в ленинградской психологической школе: испытание временем» (М., ИП РАН, 2014); «Новые методы исследования общения в личном и деловом взаимодействии: возможности коррекции» (Ярославль, 2016).

Как известный ученый Санкт-Петербургского университета В.Н. Куницына консультирует специалистов различных психологических центров страны и ближнего зарубежья. В течение многих лет В.Н. Куницына является членом Диссертационного совета СПбГУ по социальной психологии. Под ее руководством защищено 12 кандидатских и 3 магистерские диссертации.

В.Н. Куницына является автором более 150 научных публикаций, из которых можно выделить «Межличностное общение» (учебное пособие, в соавторстве, 2001); «Личность как социальный феномен», «Потребности и мотивы», «Сила Я» (главы в учебнике «Психология», 1998); «Национальные и этнические стереотипы и их роль в межличностном познании» (сборник «Познание человека человеком», 2005); «Восприятие подростками других людей и себя» (1972); «Стиль общения и его формирование» (1985) и др.

Из статей хочется отметить следующие: «К вопросу о формировании образа своего тела у подростка» (Вопросы психологии, 1966, No 1); «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения» (Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1995, вып.1); «Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения» (Актуальные проблемы психологической теории и практики, 1995); «Типы личности в социальной психологии: авторитарная личность» (Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1996, вып.2); «Теоретические подходы к определению моде- лей альтруистического поведения» (Психология и мораль, под ред. Куницыной В.Н., 2004); «Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности ребенка» (Актуальные проблемы современной социальной психологии, Якутск, 2005); «Нравственные основы ценностного сознания» (Современные проблемы психологии развития и образования человека, 2009); «Психологический статус понятия “семейные наставления”» (Семья, брак и родительство в современной России, вып.2, 2015); «Семейные порядки как условие психологического благополучия семьи» (Методология современной психологии, 2016), а также 39 статей Энциклопедического словаря «Психология общения» под ред. А.А. Бодалева.

К 40-летию факультета психологии и 100-летию со дня рождения основателя ленинградской психологической школы Б.Г. Ананьева Куницына подготовила стенды, на которых представлена жизнь и деятельность видных ученых факультета, этапы развития научного наследия и современное состояние факультета, заложены основы Музея факультета психологии.

В.Н. Куницына — Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Победитель ХIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» 2011 г. в номинации «Проект года в психологической науке» редактор, составитель и автор в проекте «Психология общения (энциклопедический словарь)» (М., Изд. Когито-центр, 2011). Заслуженный работник высшей школы, действительный член Академии педагогических и социальных наук (Москва), член редколлегии журнала «Социальная психология и общество» (Москва), член-корреспондент Международной Академии психологических наук (МАПН, Ярославль).

официальная страница Валентины Николаевны Кунициной на нашем сайте


Из последних фотографий Валентины Николаевны, сделанные на конференциях и во время празднования юбилея в 2015 году

kunitsina 3

 

 В.Н. Куницына с коллегами по кафедре социальной психологии

Н.С.Хрусталева и В.Н.Куницына

Н.А.Логинова и В.Н.Куницына

kunitsina 4

На кафедре

kunitsina 5

На заседании Ученого совета факультета

 

 

Памяти Виктора Дмитриевича Балина

Коллектив кафедры медицинской психологии и психофизиологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет понесли тяжелую утрату. 9 июня 2023 года на 76 году жизни после продолжительной болезни скончался наш коллега и друг Виктор Дмитриевич Балин.

                               Виктор Дмитриевич Балин — доктор психологических наук, профессор, выпускник факультета психологии ЛГУ имени А.А. Жданова, работал в Университете со студенческих лет (с 1966 г.). Заслуги профессора В.Д. Балина перед СПбГУ связаны с созданием на вновь открывшемся факультете психологии электрофизиологического комплекса по регистрации ЭЭГ и других физиологических показателей с использованием ЭВМ. В настоящее время созданная В.Д.Балиным с сотрудниками система регистрации и обработки электрофизиологической информации успешно функционирует в Лаборатории психофизиологии факультета психологии и находит все большее применение в современных исследованиях.

Продолжая заниматься проблемами психофизиологии, В.Д. Балин внес существенный вклад в разработку проблем теоретической психологии и методологии психологических исследований. Результаты многолетних работ В.Д. Балина в этой области были обобщены им в докторской диссертации «Механизмы психического отражения» и монографиях, в которых он реализовал свои концептуальные представления о возможности выведения общепсихологических явлений из общенаучных категорий, связи психологии с естественнонаучными дисциплинами, опираясь на классические традиции отечественной науки и современные достижения мировой психологии.

Свои уникальные знания большого ученого психолога и психофизиолога В.Д. Балин активно передавал обучающимся СПбГУ, читая лекции и проводя практические и лабораторные занятия на всех формах обучения.

Виктор Дмитриевич награжден памятной медалью «Санкт-Петербургский университет».

Мы благодарны Виктору Дмитриевичу за годы совместной работы, за уникальный опыт ученого и преподавателя, переданный молодым преподавателям, за преданность науке и школе Ленинградского/Санкт-Петербургского государственного университета!

коллектив кафедры медицинской психологии и психофизиологии

В 1966 году Виктор Дмитриевич Балин поступает на вечернее отделение факультета психологии ЛГУ, где еще во время обучения начинает работать в руководимой Б.Г. Ананьевым лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ. В 1970 г. Переходит на работу на факультет психологии университета, с которым связана вся его последующая профессиональная деятельность. С 1974 г. Он начинает создавать на факультете электрофизиологический комплекс по регистрации ЭЭГ и других физиологических показателей с использованием ЭВМ. В настоящее время созданная В.Д. Балиным с сотрудниками система регистрации и обработки электрофизиологической информации успешно функционирует в Лаборатории психофизиологии факультета психологии и находит все большее применение в современных исследованиях.

В 1977-1980 гг. В.Д. Балин проходит обучение в очной целевой аспирантуре факультета психологии (научный руководитель – В.А. Ганзен). В начале 1981 г. В.Д. Балин защищает кандидатскую диссертацию на тему «Системный анализ электрофизиологических показателей эффективности умственного труда».

В 1980-е гг. В.Д. Балин продолжает работу по созданию кабинета психофизиологии, его оснащения, освоения известных и создания новых методик; ведется разработка и адаптация для целей психофизиологии математико-статистических процедур обработки электрофизиологической информации. В это же время В.Д. Балин совместно с В.А. Ганзеном продолжает работать над методологическими проблемами психологического исследования, что находит отражение в ряде публикаций.

В 1990 г. В.Д. Балин переходит на преподавательскую работу, сначала на кафедру общей психологии, а затем, в 1994 году, на открытую на факультете психологии кафедру медицинской психологии и психофизиологии.

Продолжая заниматься проблемами психофизиологии, В.Д. Балин начинает проявлять интерес к теоретической психологии, к методологии психологических исследований. С середины 1980-х гг. Балин разрабатывает и начинает читать курс «Теория и методология психологического исследования», занимается разработкой теоретических проблем в связи с психофизиологией, задачей интерпретации физиологических данных в психологических терминах.

Результаты многолетних работ В.Д. Балина в этой области были обобщены им в докторской диссертации на тему «Механизмы психического отражения», успешно защищенной в СПбГУ в 2002 г. (научные консультанты А.А. Крылов и Г.М. Яковлев). В докторской диссертации он реализует свои концептуальные представления о возможности выведения общепсихологических явлений из общенаучных категорий, связи психологии с естественнонаучными дисциплинами, опираясь на классические традиции отечественной науки, в частности — работы В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и пр.

В.Д. Балин – автор почти 170 научных публикаций, среди которых монографии «Теория и методология психологического исследования», Л., 1989; «Психическое отражение. Элементы теоретической психологии», СПб., 2001; «Введение в теоретическую психологию», СПб., 2012; «Теоретическая психология в России. Проблема интеграции психологического знания», Lambert Academic Publishing, 2014; учебники и учебные пособия, в том числе «Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство» (в соавторстве с В.А. Ганзеном), СПб., 1991; «Психофизиология для психологов (учебно-методическое пособие для студентов-психологов)», СПб., 2008; «Практикум по психофизиологии», СПб., 2015; «Элементы теоретической психологии (учебник)», СПб., Изд-во МВД РФ, 2012; статьи в монографиях и ведущих научных журналах, в том числе «Tendency of Some Psychological Directions Development» // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V.86, 10, October 2013; «Психофизиологические механизмы формирования психического состояния, эмоции и чувства»// Психология психического состояния. Сб. Статей, Казань, Отечество, 2014 и др.

В.Д. Балин разработал и читал такие авторские курсы, как «Психофизиология», «Психофизиология с практикумом», «Актуальные проблемы теоретической психологии», «Современные проблемы психологи отражения», «Психофизиологию функциональных состояний». Также участвует в работе двух диссертационных советов.

Под руководством В.Д. Балина защищаются кандидатские диссертации и дипломные работы, объединенные вниманием к проблеме происхождения психического (психогенеза) и классификации психических явлений. Им подготовлено шесть кандидатов психологических наук.

из сборника "Психологическая наука и образование в Санкт-Петербургском университете"
1966-2021. К 55-летию открытия факультета психологии

официальная страница Виктора Дмитриевича Балина на нашем сайте


«Мне посчастливилось, что судьба и общие взгляды на некоторые вещи свели нас с Виктором Дмитриевичем, что довелось общаться и исследовать совместно в последний год его жизни. Насколько же он мог задать направление мысли и развить интерес к науке! Поражал всегда его оптимизм, воля и вера в то, что можно постичь истину в необъяснимых и сложных вещах. До последних дней он был предан науке и верил, что ему отведено больше времени, чтобы познать то, чему он посвятил свою жизнь. Как-то он сказал мне такую фразу: "Науку ждут большие перемены, что-то произойдёт, но это будет позже, и сделаем это уже не мы..." Очень хочется искренне верить, что исследования, которыми жил Виктор Дмитриевич будут вкладом в эти изменения, и всегда найдутся последователи его идей!»

Федорова Людмила Михайловна,
клинический психолог,
студентка и 
дипломантка Виктора Дмитриевича


«Виктор Дмитриевич являлся моим научным руководителем и наставником в психофизиологии. Его оптимизм, энергия и настойчивость помогли мне приумножить и накопить знания. Виктор Дмитриевич находил новое там, где другие его просто не замечают. Например, разработка опросника "36 сюжетов". Как он тщательно там искал "золотник истинных ценностей", и я считаю, что нашел!
Его идеи и разработки в рамках драматических сюжетов уже оценили ученые Санкт-Петербургского университета МВД России, а далее будет еще масштабнее! Это все непременно принесет неоценимую пользу обществу!
Я горжусь тем, что являюсь учеником и последователем такого ученого!»

кандидат психологических наук, психолог отделения морально-психологического обеспечения
отдела по работе с личным составом УМВД России по Василеостровскому району г. СПб,
младший лейтенант полиции Д.И. Жукова