- Информация о материале
Памяти Виктора Дмитриевича Балина
Коллектив кафедры медицинской психологии и психофизиологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет понесли тяжелую утрату. 9 июня 2023 года на 76 году жизни после продолжительной болезни скончался наш коллега и друг Виктор Дмитриевич Балин.
Виктор Дмитриевич Балин — доктор психологических наук, профессор, выпускник факультета психологии ЛГУ имени А.А. Жданова, работал в Университете со студенческих лет (с 1966 г.). Заслуги профессора В.Д. Балина перед СПбГУ связаны с созданием на вновь открывшемся факультете психологии электрофизиологического комплекса по регистрации ЭЭГ и других физиологических показателей с использованием ЭВМ. В настоящее время созданная В.Д.Балиным с сотрудниками система регистрации и обработки электрофизиологической информации успешно функционирует в Лаборатории психофизиологии факультета психологии и находит все большее применение в современных исследованиях.
Продолжая заниматься проблемами психофизиологии, В.Д. Балин внес существенный вклад в разработку проблем теоретической психологии и методологии психологических исследований. Результаты многолетних работ В.Д. Балина в этой области были обобщены им в докторской диссертации «Механизмы психического отражения» и монографиях, в которых он реализовал свои концептуальные представления о возможности выведения общепсихологических явлений из общенаучных категорий, связи психологии с естественнонаучными дисциплинами, опираясь на классические традиции отечественной науки и современные достижения мировой психологии.
Свои уникальные знания большого ученого психолога и психофизиолога В.Д. Балин активно передавал обучающимся СПбГУ, читая лекции и проводя практические и лабораторные занятия на всех формах обучения.
Виктор Дмитриевич награжден памятной медалью «Санкт-Петербургский университет».
Мы благодарны Виктору Дмитриевичу за годы совместной работы, за уникальный опыт ученого и преподавателя, переданный молодым преподавателям, за преданность науке и школе Ленинградского/Санкт-Петербургского государственного университета!
коллектив кафедры медицинской психологии и психофизиологии
В 1966 году Виктор Дмитриевич Балин поступает на вечернее отделение факультета психологии ЛГУ, где еще во время обучения начинает работать в руководимой Б.Г. Ананьевым лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ. В 1970 г. Переходит на работу на факультет психологии университета, с которым связана вся его последующая профессиональная деятельность. С 1974 г. Он начинает создавать на факультете электрофизиологический комплекс по регистрации ЭЭГ и других физиологических показателей с использованием ЭВМ. В настоящее время созданная В.Д. Балиным с сотрудниками система регистрации и обработки электрофизиологической информации успешно функционирует в Лаборатории психофизиологии факультета психологии и находит все большее применение в современных исследованиях.
В 1977-1980 гг. В.Д. Балин проходит обучение в очной целевой аспирантуре факультета психологии (научный руководитель – В.А. Ганзен). В начале 1981 г. В.Д. Балин защищает кандидатскую диссертацию на тему «Системный анализ электрофизиологических показателей эффективности умственного труда».
В 1980-е гг. В.Д. Балин продолжает работу по созданию кабинета психофизиологии, его оснащения, освоения известных и создания новых методик; ведется разработка и адаптация для целей психофизиологии математико-статистических процедур обработки электрофизиологической информации. В это же время В.Д. Балин совместно с В.А. Ганзеном продолжает работать над методологическими проблемами психологического исследования, что находит отражение в ряде публикаций.
В 1990 г. В.Д. Балин переходит на преподавательскую работу, сначала на кафедру общей психологии, а затем, в 1994 году, на открытую на факультете психологии кафедру медицинской психологии и психофизиологии.
Продолжая заниматься проблемами психофизиологии, В.Д. Балин начинает проявлять интерес к теоретической психологии, к методологии психологических исследований. С середины 1980-х гг. Балин разрабатывает и начинает читать курс «Теория и методология психологического исследования», занимается разработкой теоретических проблем в связи с психофизиологией, задачей интерпретации физиологических данных в психологических терминах.
Результаты многолетних работ В.Д. Балина в этой области были обобщены им в докторской диссертации на тему «Механизмы психического отражения», успешно защищенной в СПбГУ в 2002 г. (научные консультанты А.А. Крылов и Г.М. Яковлев). В докторской диссертации он реализует свои концептуальные представления о возможности выведения общепсихологических явлений из общенаучных категорий, связи психологии с естественнонаучными дисциплинами, опираясь на классические традиции отечественной науки, в частности — работы В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и пр.
В.Д. Балин – автор почти 170 научных публикаций, среди которых монографии «Теория и методология психологического исследования», Л., 1989; «Психическое отражение. Элементы теоретической психологии», СПб., 2001; «Введение в теоретическую психологию», СПб., 2012; «Теоретическая психология в России. Проблема интеграции психологического знания», Lambert Academic Publishing, 2014; учебники и учебные пособия, в том числе «Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство» (в соавторстве с В.А. Ганзеном), СПб., 1991; «Психофизиология для психологов (учебно-методическое пособие для студентов-психологов)», СПб., 2008; «Практикум по психофизиологии», СПб., 2015; «Элементы теоретической психологии (учебник)», СПб., Изд-во МВД РФ, 2012; статьи в монографиях и ведущих научных журналах, в том числе «Tendency of Some Psychological Directions Development» // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V.86, 10, October 2013; «Психофизиологические механизмы формирования психического состояния, эмоции и чувства»// Психология психического состояния. Сб. Статей, Казань, Отечество, 2014 и др.
В.Д. Балин разработал и читал такие авторские курсы, как «Психофизиология», «Психофизиология с практикумом», «Актуальные проблемы теоретической психологии», «Современные проблемы психологи отражения», «Психофизиологию функциональных состояний». Также участвует в работе двух диссертационных советов.
Под руководством В.Д. Балина защищаются кандидатские диссертации и дипломные работы, объединенные вниманием к проблеме происхождения психического (психогенеза) и классификации психических явлений. Им подготовлено шесть кандидатов психологических наук.
из сборника "Психологическая наука и образование в Санкт-Петербургском университете"
1966-2021. К 55-летию открытия факультета психологии
официальная страница Виктора Дмитриевича Балина на нашем сайте
«Мне посчастливилось, что судьба и общие взгляды на некоторые вещи свели нас с Виктором Дмитриевичем, что довелось общаться и исследовать совместно в последний год его жизни. Насколько же он мог задать направление мысли и развить интерес к науке! Поражал всегда его оптимизм, воля и вера в то, что можно постичь истину в необъяснимых и сложных вещах. До последних дней он был предан науке и верил, что ему отведено больше времени, чтобы познать то, чему он посвятил свою жизнь. Как-то он сказал мне такую фразу: "Науку ждут большие перемены, что-то произойдёт, но это будет позже, и сделаем это уже не мы..." Очень хочется искренне верить, что исследования, которыми жил Виктор Дмитриевич будут вкладом в эти изменения, и всегда найдутся последователи его идей!»
Федорова Людмила Михайловна,
клинический психолог,
студентка и дипломантка Виктора Дмитриевича
«Виктор Дмитриевич являлся моим научным руководителем и наставником в психофизиологии. Его оптимизм, энергия и настойчивость помогли мне приумножить и накопить знания. Виктор Дмитриевич находил новое там, где другие его просто не замечают. Например, разработка опросника "36 сюжетов". Как он тщательно там искал "золотник истинных ценностей", и я считаю, что нашел!
Его идеи и разработки в рамках драматических сюжетов уже оценили ученые Санкт-Петербургского университета МВД России, а далее будет еще масштабнее! Это все непременно принесет неоценимую пользу обществу!
Я горжусь тем, что являюсь учеником и последователем такого ученого!»
кандидат психологических наук, психолог отделения морально-психологического обеспечения
отдела по работе с личным составом УМВД России по Василеостровскому району г. СПб,
младший лейтенант полиции Д.И. Жукова
- Информация о материале
Памяти Ирины Ивановны Мамайчук
Факультет психологии СПбГУ понес тяжелую утрату. 21 февраля 2023 умерла Ирина (Ираида) Ивановна Мамайчук — выдающийся ученый, доктор психологических наук, профессор. Мы, ее коллеги и ученики, хотели бы поделиться своими воспоминаниями об этой замечательной женщине.
Ирина Ивановна Мамайчук в начале своей научной карьеры с 1967 по 1991 год работала в институте Г.И. Турнера. В психологическом кабинете института, единственном тогда в СССР, она начала работать лаборанткой. Здесь она сделала свои первые шаги в профессии и в дальнейшем всегда очень тепло, с благодарностью, отзывалась о годах, проведенных в клинике и замечательных людях, у которых обучалась профессии. «24 года работы в институте им. Г.И. Турнера сыграли огромную роль в моём мировоззрении, в моей профессиональной и личной жизни», — так Ирина Ивановна писала в «Вестнике института им. Г.И. Турнера». Студенткой она пришла на практику к прекрасному специалисту: коррекционному педагогу и психологу Р.Я. Абрамович-Лехтман. У нее она обучалась искусству общения и особенностям психокоррекционной работы с детьми, страдающими тяжелым заболеванием — детским церебральным параличом. В дальнейшем Ирина Ивановна посвятила множество научных работ психологии детей с ДЦП и разработала психокоррекционные технологии для работы с такими детьми. Она отмечала, что, занимаясь с ребенком, очень важно поддерживать с ним эмоциональный контакт, сохранять рабочие отношения с врачами, родителями, воспитателями, логопедами и педагогами, обучающими ребенка. Такой подход позволяет избавить ребенка с тяжелым неизлечимым заболеванием от психологической инвалидности, создает ресурсы для преодоления трудностей в будущей жизни. Такое понимание смысла работы психолога в ортопедической клинике соответствовало общей гуманистической направленности специалистов разных профессий, работавших в институте и широким взглядам на проблемы больных детей руководителей института. Ирина Ивановна всегда очень тепло вспоминала директоров клиники Гончарову М.Н., Закревского Л.К., Фищенко П.Я., Андрианова В.Л, которые с интересом и большим уважением относились к профессиональным начинаниям молодого специалиста.
На начальном этапе своей профессиональной деятельности Ирина Ивановна совмещала обучение в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете психологии и работу в институте. Психология - молодая наука, первые дипломированные специалисты в этой области появились в конце 60-70 годов. Ирина Ивановна являлась одним из первых в нашей стране клинических психологов, выполнявших практическую и научную работу. Окончив университет, она продолжила работу в институте в качестве врача-психолога. Она преодолела множество трудностей в процессе профессионального становления, но при этом всегда с юмором вспоминала о курьезных моментах и случаях непонимания со стороны врачей и других медицинских работников. Ирина Ивановна активно занималась просветительской работой: читала лекции по психологии в обществе «Знание», проводила семинары с ортопедами и другими представителями медицинской профессии для обмена опытом по ведению больных.
Практическая работа сформировала научные интересы Ирины Ивановны. В 1978 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук, посвященную изучению восприятия у детей с детским церебральным параличом. Научными руководителями ее диссертационного исследования «Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников в норме и при нарушениях моторики и интеллекта» были выдающийся психолог, доктор психологических наук, профессор А.В. Ярмоленко и кандидат медицинских наук, доцент Т.А. Немчин. После защиты диссертации, Ирина Ивановна продолжила работу в институте, совмещая практическую работу и научную деятельность. В фокусе ее научных интересов оказались дети с другими ортопедическими патологиями. По результатам работы с детьми с ревматоидным артритом, последствиями остеомиелита, нейрофиброматозом, Ирина Ивановна, совместно с ведущими специалистами - ортопедами института, опубликовала несколько статей в ведущих научных журналах.
С 1991 года Ирина Ивановна перешла на работу в Санкт-Петербургский государственный университет, где продолжила научную деятельность и активно включилась в преподавательскую работу. Университетская среда: профессиональное общение с замечательными учеными – психологами, юная энергия студенческой аудитории, стали благотворной почвой для появления новаторских идей и реализации огромного педагогического таланта молодого специалиста. Основным направлением профессиональной деятельности Ирины Ивановны Мамайчук стало изучение формирований психики детей и подростков в осложненных биологическими и социальными факторами условиях. Ее работы продолжили научные традиции выдающихся отечественных и зарубежных специалистов по проблемам психологии нарушенного развития и, наряду с работами признанных психологов (Трошин Г.Я., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В., Лебединская К.С. и др.), стали своеобразным «золотым стандартом» в исследованиях проблем данной тематики. Она последовательно продвигала идею дифференцированного подхода к анализу различных вариантов аномального развития. Подчеркивала необходимость комплексного подхода к изучению нарушений психического развития. Ее работы не только привнесли новое в понимание закономерностей в формировании отклонений в психическом развитии, но и углубили представления психологов о нормальном развитии перцепции, моторики, мышления. Сама она считала чрезвычайно важной для современного психолога мысль Анри Валлона: нормальный ребенок раскрывается в патологическом ребенке.
Исследовательская и просветительская деятельность Ирины Ивановны носила ярко выраженную гуманистическую направленность. Общий фон дискуссий Ирины Ивановны с учениками и коллегами создавал уверенность в более широких возможностях развития «особых» детей, если они принимаются как личности со своими сильными качествами. Она подчеркивала, что компенсаторные возможности ребенка намного богаче, чем мы привыкли думать. «Эти дети такие же, как и мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего, нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки» (Из книги: «Помощь психолога детям с аутизмом», 2007).
Педагога – Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Блестящий лектор, она всегда сопровождала изложение теоретического материала яркими примерами, которые часто были связаны с ее разнонаправленным опытом практической работы.
Она считала, что ценность результатов научных исследований определяется их прикладным значением. Огромный опыт практической деятельности, помноженный на широкие теоретические знания, нашел отражение в ее докторской диссертации «Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции», которую она успешно защитила в 2004 году.
Доктор психологических наук, профессор И.И.Мамайчук оставила богатое творческое наследие. Среди наиболее известных ее трудов -монографии, учебники, научные статьи: «Детский церебральный паралич» (монография в соавторстве с Шипициной Л.М. (2001), «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (2004), «Помощь психолога детям с аутизмом» (2007, 2014), «Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения» (2007, 2014), «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» (2017), «Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии» (2015), «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (2010) и другие.
Ирина Ивановна была чутким наставником и педагогом. За годы работы в университете, она подготовила несколько поколений клинических психологов. Под ее руководством защищены десятки дипломов, более 35 кандидатских диссертаций. Ученики Ирины Ивановны успешно работают не только в нашей стране, но в Латинской Америке, Германии, Голландии, Саудовской Аравии, Йемене, Израиле, Греции. Работая в родных странах, они продолжают развивать идеи своего российского научного руководителя, достойно внедряют научные традиции Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы. Профессиональная деятельность И.И. Мамайчук была неразрывно связана с большой общественной работой, которую она вела в Санкт-Петербурге, являясь внештатным экспертом-психологом, психологом-консультантом при уполномоченном по правам ребенка Санкт-Петербурга и Городской ассоциации родителей детей-инвалидов.
Ирина Ивановна была убеждена, что полноценная помощь больному ребенку или подростку невозможна без научно обоснованного психологического сопровождения его семьи. В центре внимания специалиста-психолога, должны быть такие особенности родственников как реакция на болезнь ребенка, воспитательные установки, характер детско — родительских взаимоотношений, личностный профиль родителей и прародителей, их психоэмоциональный статус, защитные механизмы и копинги, семейная история. Она подчеркивала, что тщательное изучение семейного контекста необходимо для глубокого понимания своеобразия ребенка, структуры нарушенного психического развития, перспектив психокоррекции и лечения. Кроме того, такой подход позволяет увидеть ресурсы семьи, на которые следует опираться при оказании ему психологической помощи.
С именем Ирины Ивановны Мамайчук, связано возникновение и деятельность общественного движения взаимопомощи родителей в нашей стране. В 1989 году при ее непосредственном участии на базе общества милосердия «Ленинград» организован клуб «Особый ребенок» для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями (позже родительская ассоциация «Особый ребенок»). Деятельность клуба была направлена на знакомство родителей и детей друг с другом, совместное проведение досуга, оказание взаимной поддержки. Профессиональная помощь Ирины Ивановны реализовывалась не только в групповых дискуссиях, тренингах и психологических консультациях, но и при непосредственном сопровождении подопечных на экскурсиях и совместных прогулках. Уникальный опыт общения ленинградских (петербургских) «особых» семей широко распространился по всей стране, и сейчас в разных городах России функционирует множество родительских ассоциаций детей-инвалидов.
Ирина Ивановна Мамайчук награждена почетными грамотами за участие в конкурсе на соискание премий 2003 и 2010 годов Санкт-Петербургского государственного университета «За научные труды». В 2019 г. ей присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». На творческое наследие Ирины Ивановны будут опираться многие поколения клинических психологов. Коллеги, ученики и друзья будут помнить ее как яркого человека, активного, честного, искреннего, самоотверженного, бесконечно преданного отечественной психологии и своему делу.
Пятакова Г.В., Миланич Ю.М., Щелкова О.Ю., Ходырева Н.В.
ψ ψ ψ
С глубоким сожалением узнал, что Ирины Ивановны больше с нами нет. Мне посчастливилось познакомиться с ней во время учебы в аспирантуре. Необходимо было изучить особенности познавательной деятельности у детей, страдающих нейрофиброматозом. Поражали доброжелательное отношение к коллегам, внимательное отношение к пациентам, скрупулезность с которыми проводились исследования. Ирина Ивановна навсегда останется в душе добрым примером для подражания.
Поздеев А.П., детский ортопед–хирург ФБГУ научно-медицинского исследовательского
центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, д.м.н, профессор
ψ ψ ψ
С Ириной Ивановной меня связывали долгие годы работы в научно-исследовательском детском ортопедическом институте им.Г.И.Турнера, совместная научная деятельность, теплые человеческие отношения. Я начинала свою профессиональную работу в детской клинике в качестве психолога –практика, где Ирина Ивановна уже работала в должности старшего научного сотрудника и имела большой авторитет среди медицинского персонала и коллег-психологов. Она была моей наставницей и справедливым критиком в моей работе с больными детьми, их семьями, а впоследствии - руководителем моего диссертационного исследования. Совместная работа с Ириной Ивановной подарила мне бесценный профессиональный опыт, умение оставаться на позиции служения больному ребенку в любой, самой трудной жизненной ситуации. Ирина Ивановна всегда была для меня примером трудолюбия и преданного отношения к своему делу. Последний разговор с Ириной Ивановной у меня состоялся, когда она уже была тяжело больна — за несколько дней до ее ухода. Она была полна творческих планов, сокрушалась о том, что из-за слабости не может полноценно работать. Я бесконечно благодарна Ирине Ивановне за счастливые годы совместной работы, бесценную помощь наставника, наполненное смыслом и юмором дружеское общение.
Пятакова Г.В., с.н.с. ФБГУ научно-медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, доцент кафедры психологии экстремальных и кризисных ситуаций СПбГУ, факультет психологии
ψ ψ ψ
Впервые встретилась с Ириной Ивановной на психотерапевтической сессии по юнгианскому психоанализу, которую проводил известный юнгианец из США Браун. Она мне запомнилась своей ироничностью, чувством юмора и простотой в общении с начинающими аспирантами. Хотя мы были на разных кафедрах, она меня всегда доброжелательно мотивировала написать докторскую диссертацию, приводя себя в пример».
Ходырева Н. В. факультет психологии, кафедра психологии здоровья
ψ ψ ψ
Мы проработали с Ириной Ивановной на кафедре медицинской психологии и психофизиологии более 20 лет. Ирина Ивановна была личностью самобытной, одаренной, прошедший трудный жизненный путь и добившаяся чрезвычайного уважения коллег и искренней любви учеников исключительно своим трудом и характером, вкладом в науку и практику детской клинической психологии. За 30 лет работы в СПбГУ, с 1994 года на кафедре медицинской психологии и психофизиологии с момента ее образования, Ирина Ивановна вела активную педагогическую и научную работу. Ею реализованы многочисленные научные проекты, разработаны уникальные авторские курсы «Психология нарушенного развития», «Клиническая психология в экспертной практике» и др., подготовлены и широко востребованы специалистами многочисленные пособия, в которых приводятся научно обоснованные и эффективные алгоритмы психологической работы с особыми детьми и их родителями. Ученого и педагога Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Умение увлечь, ясность изложения, прочная теоретико-методологическая основа преподаваемого материала, разбор реальных клинических примеров, эмоциональность и юмор ― отличительные черты преподавательского стиля Ирины Ивановны. Как настоящего ученого, Ирину Ивановну отличали твердые взгляды и принципы, которым она никогда не изменяла, привитые ей Борисом Герасимовичем Ананьевым и Августой Викторовной Ярмоленко, у которых она непосредственно училась в ЛГУ. Она не раз доказывала это в острых дискуссиях с коллегами, исповедующими другие научные взгляды, а свою благодарность за «школу» выразила в яркой статье в «Вестнике Санкт-Петербургского университета», посвященной памяти А.В. Ярмоленко. Как педагога ее отличала материнское отношение к ученикам. Кроме того, мы знаем об огромной благодарности родителей сложных детей, которым она помогла как клинический психолог и эксперт в судебных процессах. Мы знаем также, как Ирина Ивановна мужественно боролась с болезнью и в последние дни стремилась принять участие в заседании кафедры, несмотря на тяжелое состояние; мы знаем, как она относилась и сколько делала для своей семьи. Все это вызывает огромное уважение не только как к ученому, но и как человеку. И тем сильнее боль утраты – невосполнимая, неожиданная, несправедливая. Мы благодарны Ирине Ивановне за годы совместной работы, за профессиональный опыт и преданность отечественной психологии, кафедре, факультету и университету».
Щелкова О.Ю., заведующий кафедрой медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ
ψ ψ ψ
Мы знали Ирину Ивановну как большого ученого, активного преподавателя, практического детского клинического психолога, автора множества книг и пособий. Ирина Ивановна на протяжении многих лет была членом диссертационного совета нашего института. Она активно участвовала в научных и научно-практических конференциях; на только что прошедшей конференции «Ананьевские чтения – 2022» она была руководителем секции «Проблемы социальной адаптации и семейного воспитания детей и подростков с нарушением в развитии» и выступала с докладом. Под чутким руководством Ирины Ивановны молодые соискатели аспиранты успешно защищали кандидатские диссертации. Научное наследие Ирины Ивановны на долгие годы останется стимулом и основой для новых исследований ее многочисленных учеников. Ирина Ивановна запомнится нам как талантливый преподаватель, внимательный наставник, отзывчивый коллега, оптимист, человек с живым чувством юмора. Это был настоящий друг, ее потеря невосполнима.
Директор и сотрудники института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена
ψ ψ ψ
Мы очень ценили всегда огромный вклад Ирины Ивановны в детскую психологию аномального развития — ее книги по диагностике и коррекции детского аномального развития являются обязательными в программах профессионального обучения специалистов по Клинической психологии в МГУ; всегда разбираются на лекциях и семинарах. Светлая память прекрасному специалисту и светлому человеку! Всегда будем помнить Ирину Ивановну и транслировать ее идеи!
Печникова Л.С., доцент кафедры нейро-и патопсихологии МГУ
ψ ψ ψ
Ирина Ивановна всегда была активным участником жизни клинических и специальных психологов, исследователей и практиков, ею изданы прекрасные книги, по которым еще будут учиться и работать не только ее ученики, но и ученики ее учеников. Невероятно жаль, Рано… каждый год ждали ее новую книгу с новыми раскрытыми профессиональными тайнами коррекции и диагностики детей с нарушенным развитием. Остается наследие и наша память о замечательной Ирине Ивановн».
Зверева Н.В., ведущий научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ
и профессор ф-та Клиническая и специальная психология ФГБОУ ВО МГППУ
ψ ψ ψ
С уходом в вечную жизнь Ирины Ивановны для меня пошатнулся, но не потускнел тот ориентир, тот критерий, тот суд, мерою которого я мерил всю свою профессиональную деятельность, мысленно и, к сожалению теперь, в недостаточно частых встречах с моим руководителем диплома и научным руководителем диссертации. Для меня она была проводником в ленинградскую школу психологии, в славную область отечественной психологической науки, к которой я имею честь быть причастным. на «бремена тяжелые и неудобоносимые» была до конца в строю, но ее вахта закончилась — покойся с миром, Ирина Ивановна! Утрата невосполнима. Скорблю вместе с Вами и кафедрой.
Сырцев А.В., студент и аспирант И.И. Мамайчук,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (профессионального психологического обеспечения)
«Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота
«Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
ψ ψ ψ
Для меня Ирина Ивановна стала проводником в мир психологии и науки. С теплом и огромным уважением вспоминаю ее, она была уникальной личностью, светлым, порядочным, творящим добро человеком.
Гусева Ольга, бывшая аспирантка Ирины Ивановны
- Информация о материале
архив протоколов совещаний декана — 2022 год
- Протокол от 20.12.2021
- Протокол от 16.12.2021
- Протокол от 09.12.2021
- Протокол от 09.12.2021
- Протокол от 02.12.2021
- Протокол от 02.12.2021
- Протокол от 25.11.2021
- Протокол от 18.11.2021
- Протокол от 18.11.2021
- Протокол от 11.11.2021
- Протокол от 11.11.2021
- Протокол от 28.10.2021
- Протокол от 14.10.2021
- Протокол от 07.10.2021
- Протокол от 06.10.2021
- Протокол от 28.09.2021
- Протокол от 23.09.2021
- Протокол от 23.09.2021
- Протокол от 22.09.2021
- Протокол от 16.09.2021
- Протокол от 09.09.2021
- Протокол от 01.07.2021
- Протокол от 17.06.2021
- Протокол от 10.06.2021
- Протокол от 03.06.2021
- Протокол от 27.05.2021
- Протокол от 20.05.2021
- Протокол от 13.05.2021
- Протокол от 29.04.2021
- Протокол от 27.04.2021
- Протокол от 22.04.2021
- Протокол от 15.04.2021
- Протокол от 08.04.2021
- Протокол от 01.04.2021
- Протокол от 18.03.2021
- Протокол от 11.03.2021
- Протокол от 05.03.2021
- Протокол от 04.03.2021
- Протокол от 25.02.2021
- Протокол от 18.02.2021
- Протокол от 11.02.2021
- Протокол от 04.02.2021
- Протокол от 28.01.2021
- Протокол от 21.01.2021
- Протокол от 21.01.2021
- Протокол от 14.01.2021
Совещания декана с заведующими кафедрами и руководителями образовательных программ:
- Протокол №52 от 22.12.2022
- Протокол №51 от 15.12.2022
- Протокол №49 от 08.12.2022
- Протокол №47 от 01.12.2022
- Протокол №45 от 24.11.2022
- Протокол №44 от 10.11.2022
- Протокол №42 от 03.11.2022
- Протокол №41 от 13.10.2022
- Протокол №40 от 06.10.2022
- Протокол №38 от 22.09.2022
- Протокол №37 от 15.09.2022
- Протокол №36 от 08.09.2022
- Протокол №35 от 01.09.2022
- Протокол №34 от 04.07.2022
- Протокол №33 от 16.06.2022
- Протокол №32 от 09.06.2022
- Протокол №31 от 02.06.2022
- Протокол №30 от 26.05.2022
- Протокол №27 от 19.05.2022
- Протокол №26 от 12.05.2022
- Протокол №25 от 28.04.2022
- Протокол №23 от 21.04.2022
- Протокол №22 от 14.04.2022
- Протокол №20 от 07.04.2022
- Протокол №19 от 31.03.2022
- Протокол №17 от 25.03.2022
- Протокол №16 от 17.03.2022
- Протокол №15 от 10.03.2022
- Протокол №11 от 03.03.2022
- Протокол №10 от 24.02.2022
- Протокол №9 от 17.02.2022
- Протокол №8 от 10.02.2022
- Протокол №6 от 10.02.2022
- Протокол №5 от 09.02.2022
- Протокол №7 от 03.02.2022
- Протокол №3 от 20.01.2022
- Протокол №1 от 13.01.2022
Совещания декана со студентами:
- Протокол №53 от 29.12.2022
- Протокол №50 от 12.12.2022
- Протокол №48 от 01.12.2022
- Протокол №46 от 24.11.2022
- Протокол №43 от 03.11.2022
- Протокол №39 от 22.09.2022
- Протокол №29 от 24.05.2022
- Протокол №28 от 19.05.2022
- Протокол №24 от 21.04.2022
- Протокол №21 от 07.04.2022
- Протокол №18 от 25.03.2022
- Протокол №14 от 10.03.2022
- Протокол №13 от 03.03.2022
- Протокол №12 от 03.03.2022
- Протокол №4 от 20.01.2022
- Протокол №2 от 13.01.2022
Совещания декана с заведующими кафедрами и руководителями образовательных программ:
- Протокол №37 от 21.12.2023
- Протокол №36 от 14.12.2023
- Протокол №35 от 30.11.2023
- Протокол №34 от 23.11.2023
- Протокол №32 от 16.11.2023
- Протокол №30 от 09.11.2023
- Протокол №29 от 02.11.2023
- Протокол №28 от 26.10.2023
- Протокол №27 от 12.10.2023
- Протокол №26 от 28.09.2023
- Протокол №25 от 21.09.2023
- Протокол №24 от 22.06.2023
- Протокол №23 от 15.06.2023
- Протокол №22 от 08.06.2023
- Протокол №21 от 01.06.2023
- Протокол №20 от 25.05.2023
- Протокол №19 от 18.05.2023
- Протокол №18 от 11.05.2023
- Протокол №17 от 27.04.2023
- Протокол №16 от 20.04.2023
- Протокол №15 от 06.04.2023
- Протокол №14 от 30.03.2023
- Протокол №11 от 23.03.2023
- Протокол №10 от 16.03.2023
- Протокол №9 от 09.03.2023
- Протокол №7 от 06.03.2023
- Протокол №6 от 02.03.2023
- Протокол №5 от 16.02.2023
- Протокол №4 от 09.02.2023
- Протокол №3 от 26.01.2023
- Протокол №2 от 19.01.2023
- Протокол №1 от 12.01.2023
Совещания декана с представителями студенческого совета:
- Протокол совещания декана с представителями студенческого совета №33 от 23.11.2023
- Протокол совещания декана с представителями студенческого совета №31 от 08.11.2023
- Протокол совещания декана с обучающимися из Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики №12 от 23.03.2023
- Протокол №8 от 09.03.2023
Совещания декана с заведующими кафедрами, председателями Учебно-методической и Научной комиссий и руководителями образовательных программ:
- Протокол №40 от 19.12.2024
- Протокол №39 от 12.12.2024
- Протокол №38 от 05.12.2024
- Протокол №37 от 28.11.2024
- Протокол №36 от 21.11.2024
- Протокол №35 от 14.11.2024
- Протокол №33 от 07.11.2024
- Протокол №32 от 31.10.2024
- Протокол №31 от 24.10.2024
- Протокол №30 от 10.10.2024
- Протокол №29 от 03.10.2024
- Протокол №27 от 19.09.2024
- Протокол №26 от 05.09.2024
- Протокол №25 от 12.09.2024
- Протокол №24 от 30.08.2024 - встреча с научно-педагогическими работниками
- Протокол №23 от 20.06.2024
- Протокол №20 от 06.06.2024
- Протокол №19 от 31.05.2024
- Протокол №18 от 23.05.2024
- Протокол №17 от 13.05.2024
- Протокол №16 от 02.05.2024
- Протокол №14 от 25.04.2024
- Протокол №13 от 18.04.2024
- Протокол №12 от 04.04.2024
- Протокол №11 от 28.03.2024
- Протокол №10 от 14.03.2024
- Протокол №9 от 07.03.2024
- Протокол №7 от 29.02.2024
- Протокол №6 от 22.02.2024
- Протокол №5 от 15.02.2024
- Протокол №4 от 08.02.2024
- Протокол №3 от 25.01.2024
- Протокол №2 от 18.01.2024
- Протокол №1 от 11.01.2024
Совещания декана с представителями Студенческого совета и обучающимися:
- Информация о материале
Анатолий Леонидович Свенцицкий (1936-2024)
5 марта 2024 года, на 88 году, ушел из жизни наш коллега, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный профессор СПбГУ, доктор психологических наук, профессор Анатолий Леонидович Свенцицкий.
На этой странице публикуем материалы, связанные с жизнью и работой Анатолия Леонидовича в стенах родного университета.
Почетный профессор СПбГУ Свенцицкий Анатолий Леонидович
Памяти Анатолия Леонидовича Свенцицкого
Нелли Сергеевна Хрусталева, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций, человек, который был близко знаком с Анатолием Леонидовичем:
«Практически вся его жизнь, начиная с 26 лет, связана с Санкт-Петербургским государственным университетом: аспирант — научный сотрудник — старший преподаватель — доцент — профессор. За 62 года работы в университете ученому многое удалось сделать в сфере социальной психологии управления, социально-психологических отношений, методов интервью и обучения руководителей на производстве.
Полученные результаты исследований обобщены в сотнях научных работ, шести монографиях и учебнике. Анатолий Леонидович имеет много наград и заслуженное признание среди специалистов. Под его научным руководством защищено более 60 кандидатских и докторских диссертаций. Он является почетным профессором СПбГУ.
На фоне профессора-ученого мы бы хотели отметить уникальные личностные качества Анатолия Леонидовича. Он был очень разносторонним: глубоко знал литературу, писал замечательные стихи, разбирался в музыке, имел безукоризненный вкус и великолепное чувство юмора. Не случайно в возрасте 75 лет он выпустил книгу „Психологи шутят“. Анатолий Леонидович был интереснейший собеседник и элегантный мужчина. Не многие могли так носить рубашки, запонки и пиджаки.
Анатолий Леонидович принимал большое участие в нашей программе по подготовке психологов-бакалавров в Берлине. Он читал там блестящие лекции и принимал участие в разработке концепции будущей кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций. Утверждая, что вся психология — социальная, он говорил, что пора все кризисы и экстримы объединить рядом с кафедрой социальной психологии. Что мы и сделали 20 лет назад.
Он был прекрасным мужем, отцом и семьянином. Их взаимоотношения с Гретой Трофимовной достойны лучших психологических образцов романтических повествований. Светлая память об Анатолии Леонидовиче Свенцицком — как личности, ученом, педагоге, человеке, коллеге — навсегда сохранится в наших сердцах.»
Профессор СПбГУ Свенцицкий: Вся психология — социальна!
В 2021 году почетному профессору СПбГУ, доктору психологических наук, профессору кафедры социальной психологии, Свенцицкому Анатолию Леонидовичу исполнилось 85 лет. Анатолий Леонидович — крупный ученый—психолог, внесший заметный вклад в развитие отечественной социальной психологии, направления индустриальной социальной психологии; его работы в области методологии, методики и технологии психологического исследования, теории и практики управления людьми и коллективами широко известны как России, так и за рубежом.
Анатолий Леонидович Свенцицкий стоял у истоков открытия первой в СССР кафедры социальной психологии в Ленинградском государственном университете. С 1968 года, с начала основания профессором Е.С. Кузьминым кафедры социальной психологии на факультете психологии, также первой в стране, А.Л. Свенцицкий становится ее старшим преподавателем, доцентом, профессором (с 1982 года), заведующим (с 1990 года на протяжении 25 лет).
Анатолий Леонидович Свенцицкий трижды получал Государственную научную стипендию (1994-2003 гг.) и имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (1999 г.), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007 г.). А.Л. Свенцицкий является членом Санкт-Петербургского психологического общества и Общества психологических исследований социальных проблем (США). В 2006 году присвоено звание «Почетный профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова». В 2008 году присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета». В 2008 году получил благодарность от Психологического общества за большой вклад в становление и развитие социальной психологии в России.
Благодарные ученики и коллеги любят и уважают А.Л. Свенцицкого за искрометный юмор, высокий уровень профессионализма, открытость, искренность, пунктуальность, ответственное отношение к работе и науке. Желаем крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях!
«Я никогда ни о чем не сожалею, т.к. это не имеет смысла...» (А.Л. Свенцицкий)
- Информация о материале
Борис Герасимович Ананьев
(01(14).08.1907, Владикавказ, Российская империя — 18.05.1972, Ленинград, СССР)
Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик АПН СССР (1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.
Заслуга Б.Г.Ананьева перед мировым научным сообществом в том, что он создал антропологическую психологию, которая подкреплена большим эмпирическим материалом, в том числе полученным в знаменитых комплексных исследованиях.
Родился 1 (14) августа 1907 года во Владикавказе в армянской семье народного учителя. Его отец, Герасим Борисович Ананьев, работал в русских и национальных школах Кавказа с 1890 по 1930 год, а с 1930 года — в Ленинграде, завучем и преподавателем ФЗУ и ФЗО.
В 1924 году окончил среднюю школу во Владикавказе и поступил в Горский педагогический институт (ныне — Северо-Осетинский государственный университет), на общественно-экономическое отделение. С 1925 года, ещё обучаясь на II курсе этого отделения, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента. В 1927 году в трудах Института была напечатана его первая экспериментально-психологическая работа. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.
С февраля 1929 года был зачислен аспирантом по психологии в Ленинградский институт мозга имени В. М. Бехтерева. Аспирантуру окончил так же досрочно в декабре 1930 года, и был оставлен при институте в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии. В 1934 году был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания Института мозга, а в 1937 — заведующим отделом психологии, в этой должности состоял до сентября 1943 года.
В 1937 году учёная степень кандидата наук была присуждена Ананьеву без защиты диссертации Учёным советом Московского педагогического института. В феврале 1940 года защитил докторскую диссертацию, в декабре ВКВШ утвердил его в учёном звании профессора психологии.
С 1930 года работал в ряде педагогических вузов Ленинграда (Педагогический институт имени Покровского, Педагогический институт имени Крупской), С 1938 — в Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей.
Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года, по возвращении в Ленинград, работал профессором психологии Педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 был избран заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ).
с 1951 по 1960 год являлся директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно заведующим кафедрой психологии (до 1953), а также профессором на отделении психологии философского факультета в ЛГУ.
Декан факультета психологии ЛГУ (1968–1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1969). Награжден двумя Орденами Ленина (1954, 1971) и многими другими государственными наградами.
Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Ψ Ψ Ψ
- Фильм о Б.Г. Анаьеве: «Высшая ценность — человек» смотреть здесь
- Виртуальная выставка Музея истории СПбГУ: Борис Герасимович Ананьев. К 115-летию со дня рождения
- Биографические очерки:
→ Н.А.Логинова Б.Г. Ананьев как педагог высшей школы (к столетию со дня рождения)
→ О выступлении Б.Г.Ананьева на Всесоюзном семинаре работников школьного образования
→ Н.А.Логинова Антропологическая психология Бориса Ананьева. Изд. Институт психологии РАН. М., 2016
- Психология педагогической оценки. — 1935. Переиздано в 1980 и 2007 гг. в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
- Очерки психологии. — 1945. Переиздано в 2007 году в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
- Очерки русской психологии XVIII—XIX веков. — 1947.
- Психология чувственного познания. — 1960. Переиздано в 2001 г., a также на нем. яз. в ГДР в 1963 г.: Ananjev B.G. Psychologie der sinnlichen Erkenntnis. — Berlin: VEB, 1963.
- Теория ощущений. — 1961.
- Психология и проблемы человекознания. — МОДЭК, 2005.
- Избранные психологические труды. 1 и 2 т. — Педагогика, 1980.
- Человек как предмет познания. — Л., 1968.
- О проблемах современного человекознания. — СПб., 2001.
- Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008.
современные исследования в публикациях:
- Ю.Л. Зинченко Борис Герасимович Ананьев: Послание в будущее
- Л.А. Головей Б.Г.Ананьев — выдающийся психолог ХХ века
- В.В. Горшкова Исследование проблемы человека в наследии Б.Г.Ананьева
- О.И. Даниленко Б.Г. Ананьев о противоречивости развития человеческой индивидуальности
- Н.А. Логинова Антропологический принцип в методологии Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Очерк теории индивидуального психического развития Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Концепция субъекта в трудах Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Становление психологического образования и научных исследований по психологии в Санкт-Петербургском государственном университете: 1940-1950е гг
- М.В. Малькова Б.Г. Ананьев – жизнь, научные взгляды и деятельность ученого
- И.И. Мамайчук Вклад школы Б.Г.Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии
- И.А. Мироненко Значение работ Б.Г. Ананьева для решения актуальных задач психологии развития
- И.А. Мироненко Место и значение методологии Б.Г. Ананьева в контексте перспективных тенденций развития мировой психологической науки
- В.А. Толочек «Современное человекознание» Б.Г. Ананьева: состояние и проблемы
- М.А. Холодная Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты
- Статьи
— А.А. Бодалев, А.А. Деркач О вкладе Б.Г. Ананьева в становление акмеологии - Материалы
Ψ Соратники и ученики:
Его учениками были психологи А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.
- Информация о материале
Лев Маркович Веккер
(04.10.1918, Одесса, Россия — 01.10.2001, Маклин, штат Вирджиния, США)
Выдающийся российский психолог, профессор Ленинградского государственного университета и университета Джорджа Мейсона, США.
Ученик Б. Г. Ананьева, один из ведущих представителей ленинградской-петербургской психологической школы. Автор единственной в мировой психологии общей теории психических процессов, в которой были сформулированы базовые принципы организации психических процессов, единые для разных ступеней их развития и уровней сложности.
Лев Маркович Веккер (4 октября 1918 года, Одесса — 1 октября 2001 года, Вашингтон) — советский и американский психолог. Доктор психологических наук, профессор Ленинградского государственного университета и Университета Джорджа Мейсона, США.
В 1930-е годы вместе семьёй переезжает в Ленинград, где учится сначала на физическом, а затем на историческом, философском факультетах ЛГУ, и, наконец, на отделении психологии, который оканчивает в 1947 году.
Защитил кандидатскую диссертацию «К вопросу о построении осязательного образа» (1951).
Затем преподавал психологию в Вильнюсском педагогическом институте, с 1956 года заведующий кафедрой психологии. В 1959-1981 годах работает на факультете психологии ЛГУ, в должности старшего научного сотрудника, а затем профессора. Защищает докторскую диссертацию «Восприятие и основы его моделирования» (1964), а также выпускает трёхтомную монографию «Психические процессы» (1974, 1976, 1981).
В 1981 Л.М. Веккер покидает ЛГУ и подаёт просьбу об эмиграции, в которой ему отказывают.
В 1985–1987 годы работает в Новгородском политехническом институте.
В 1987 году уезжает в США, работает в Университете Джорджа Мейсона и в Институте перспективных исследований им. Ш. Краснова до самых последних дней своей жизни.
Ψ Ψ Ψ
- Фильм о Веккере «Рыцарь или Дон Кихот психологии? Судьба непризнанного гения» — смотреть на youtube-канале
- Биографические очерки:
→ Научное творчество и судьба Льва Марковича Веккера (к 90-летию со дня рождения) М.В. Осорина
→ Лев Маркович Веккер. Вспоминает М.В. Осорина, 2001
→ О Льве Марковиче Веккере (Магун В.С., 1998)
→ 100 лет со дня рождения Льва Веккера. (Осорина М.В., 2019)
→ Жизнь Льва Марковича Веккера (Магун В.С., Жамкочьян М.С., 2008)
→ Веккер Л.М. Жизнь, творчество (Энциклопедический словарь в шести томах. 2005)
→ К 80-летию Льва Марковича Веккера (Либин А.В.)
- Фото его изданных книг (обложки) с аннотациями
- Библиография трудов Л.М. Веккера (составители Н.В. Беломестнова, Н.А. Логинова)
- Текст трехтомника Л.М.Веккера «Психические процессы» для свободного чтения — можно скачать здесь
- Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов
- Видео-лекции Л.М. Веккера (1998, 1999, 2001 гг.)
современные исследования в публикациях
- В сборнике: Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л.М. Веккера / Отв. ред. М.А. Холодная и М.В. Осорина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008.
- Отдельные публикации исследований, связанных с теоретическими идеями Л.М. Веккера (М.А. Холодная, М.В. Осорина, Н.А. Логинова, Т.В Чередникова, Л.И. Вассерман, Н.В. Беломестнова, Е.А. Соловьева и др.)
- Статьи о Веккере (воспоминания в сборнике: Теоретическое наследие Л.М. Веккера: на пути к единой теории психических процессов: Материалы научного симпозиума, посвященного 90-летию со дня рождения Л.М. Веккера / Отв. ред. М.А. Холодная и М.В. Осорина. СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2008, Раздел 3)
- Фотоальбомы:
- Л.М.Веккер: Жизнь и работа в России (1933–1981 гг.)
- Л.М. Веккер в эмиграции (1987–2001 гг.)
- Л.М.Веккер в Берлине (1998–2001 гг.)
- Л.М. Веккер. Посещения России после эмиграции
- Л.М. Веккер в Павловске (1999 г.) - Материалы Юбилейного симпозиума, посвященного 90-летию Л.М. Веккера: Обзор [Текст] / М.А. Холодная, М.В. Осорина, Санкт-Петербург. 1999 г.
- Видеоматериалы Юбилейной секции, посвященной 90-летию Л.М. Веккера // Ананьевские чтения, 1999 г.
- Видеоматериалы Юбилейного круглого стола к 100-летию Л.М. Веккера на Ананьевских чтениях, факультет психологии, 2019 г
Ψ Авторефераты диссертаций аспирантов Л.М. Веккера:
- Берзницкас А.И. Экспериментальные исследования некоторых характеристик интеллектуальных эмоций: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980.
- Лапе Ю.П. Некоторые закономерности формирования предметного образа в осязании и зрении: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). Л., 1962.
- Лоскутов В.В. Исследование динамики структурирования и деструкции перцептивного образа: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
- Меньшикова Л.В. Образные компоненты в мышлении: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
- Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1976.
- Страбахина Т.Н. О соотношении структурных, операциональных и энергетических характеристик мыслительных процессов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980.
- Тищенко Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном и образно-концептуальном представлении учебной информации (на примере обучения высшей математике в техническом вузе): Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981.
- Холодная М.А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
- Хохлов А.А. Исследование структурно-статических, операциональных и энергетических характеристик зрительного образа в процессе его формирования: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1977.
- Информация о материале
Список и рейтинг научно-педагогических работников
Информация по состоянию на 01.04.2025
ФИО | Должность, Подразделение | Публикации | Заявки | Гранты | Проекты |
Аванесян Марина Олеговна | доцент, Кафедра психологии личности | 45 | 22 | 18 | 11 |
Ананьева, Оксана Александровна | ассистент, Кафедра общей психологии | 0 | 0 | 0 | 0 |
Андриянова Наталья Владимировна | доцент, Кафедра общей психологии | 24 | 26 | 14 | 9 |
Андрущенко Наталия Владимировна | доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 17 | 3 | 6 | 6 |
Аникина Варвара Олеговна | доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 88 | 23 | 17 | 18 |
Антипина Дарья Сергеевна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 1 | 3 | 2 | 1 |
Ануфриюк, Ксения Юрьевна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 23 | 7 | 5 | 4 |
Арбузова Елена Николаевна | доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 26 | 0 | 12 | 0 |
Аринцина Ирина Александровна | старший преподаватель, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 51 | 10 | 8 | 7 |
Астапенко Евгений Евгеньевич | старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 10 | 8 | 7 | 2 |
Балышев Павел Александрович | ассистент, Кафедра педагогики и психологии образования | 20 | 4 | 0 | 0 |
Банщиков, Александр Витальевич | ассистент Кафедра общей психологии | 1 | 0 | 0 | 0 |
Барцева Ксения Викторовна | ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 19 | 3 | 4 | 4 |
Батлук Юлия Викторовна | старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 43 | 10 | 6 | 1 |
Бекренева, Юлия Сергеевна | старший преподаватель Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 10 | 5 | 1 | 1 |
Березанцева Мария Сергеевна | старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 6 | 1 | 0 | 1 |
Благовещенский Евгений Дмитриевич | ведущий научный сотрудник, Кафедра общей психологии | 62 | 16 | 14 | 11 |
Блох Мария Евгеньевна | доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 28 | 11 | 9 | 9 |
Богачева, Инна Геннадьевна | старший преподаватель, Кафедра политической психологии | 0 | 0 | 0 | 0 |
Бордовская Нина Валентиновна | профессор, Кафедра педагогики и психологии образования | 143 | 16 | 25 | 5 |
Бочаров, Виктор Викторович | доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 14 | 3 | 5 | 0 |
Бриль Михаил Сергеевич | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 22 | 14 | 2 | 2 |
Бурина Екатерина Александровна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 155 | 15 | 16 | 8 |
Бызова Валентина Михайловна | профессор, Кафедра общей психологии | 49 | 14 | 5 | 4 |
Вартанян Гаянэ Аршалуисовна | старший научный сотрудник, Факультет психологии | 66 | 16 | 14 | 14 |
Василенко Виктория Евгеньевна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 127 | 16 | 12 | 7 |
Васильева Нина Леонидовна | профессор, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 84 | 16 | 7 | 5 |
Ватулин, Александр Иванович | доцент, Кафедра политической психологии | 2 | 1 | 0 | 0 |
Великодворская, Елизавета Вячеславовна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 1 | 1 | 0 | 0 |
Водопьянова Наталия Евгеньевна | профессор, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 129 | 27 | 11 | 2 |
Гнедых Дарья Сергеевна | доцент, Кафедра педагогики и психологии образования | 85 | 18 | 15 | 10 |
Голованова, Ирина Валерьевна | доцент, Кафедра общей психологии | 31 | 9 | 19 | 16 |
Головей Лариса Арсеньевна | профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 118 | 11 | 25 | 5 |
Горбунов Иван Анатольевич | старший научный сотрудник, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 94 | 27 | 19 | 7 |
Гофман Ольга Олеговна | доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 61 | 11 | 7 | 7 |
Грандилевская Ирина Владимировна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 75 | 10 | 6 | 6 |
Грицков Владимир Леонидович | ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 4 | 3 | 0 | 0 |
Гришина Наталия Владимировна | профессор, Кафедра психологии личности | 138 | 20 | 27 | 14 |
Гуриева Светлана Дзахотовна | профессор, Кафедра социальной психологии | 408 | 56 | 21 | 18 |
Даниленко Ольга Ивановна | профессор, Кафедра общей психологии | 94 | 10 | 6 | 5 |
Данилова Марина Викторовна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 115 | 10 | 8 | 3 |
Даринская Лариса Александровна | профессор, Кафедра педагогики и психологии образования | 133 | 23 | 12 | 3 |
Дейнека Ольга Сергеевна | профессор, Кафедра политической психологии | 152 | 29 | 21 | 13 |
Демьянчук Роман Викторович | старший преподаватель, Кафедра педагогики и психологии образования | 53 | 6 | 0 | 0 |
Джаошвили, Юлия Гочаевна | ассистент, Кафедра общей психологии | 0 | 1 | 0 | 0 |
Довгая, Наталья Александровна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 6 | 1 | 0 | 0 |
Доминяк Владислав Игоревич | доцент, Кафедра социальной психологии | 53 | 7 | 5 | 4 |
Еремина Дарья Алексеевна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 65 | 16 | 15 | 9 |
Жегурова Оксана Александровна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 15 | 3 | 1 | 0 |
Забарин, Алексей Владимирович | доцент, Кафедра политической психологии | 26 | 6 | 4 | 1 |
Загашев, Игорь Олегович | старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 1 | 1 | 0 | 0 |
Зайцева Юлия Евгеньевна | старший преподаватель, Кафедра общей психологии | 43 | 12 | 9 | 1 |
Защиринская Оксана Владимировна | профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 318 | 25 | 15 | 9 |
Зверева, Алёна Владимировна | старший преподаватель, Кафедра психологии личности | 0 | 0 | 0 | 0 |
Зиновьева Елена Викторовна | доцент, Кафедра психологии личности | 95 | 24 | 13 | 7 |
Зотова Наталия Евгеньевна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 16 | 0 | 1 | 1 |
Ильина Наталья Леонидовна | старший преподаватель, Кафедра общей психологии | 77 | 9 | 6 | 7 |
Ильина, Ольга Николаевна | младший научный сотрудник, Факультет психологии | 7 | 2 | 2 | 2 |
Иоффе Елена Викторовна | доцент, Кафедра социальной психологии | 2 | 0 | 0 | 0 |
Исурина Галина Львовна | профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 136 | 10 | 9 | 6 |
Исхаков, Фаррух Рустам угли | ассистент, Кафедра общей психологии | 0 | 1 | 2 | 2 |
Казанцева Татьяна Валерьевна | доцент, Кафедра социальной психологии | 69 | 20 | 13 | 8 |
Караваева, Татьяна Артуровна | профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 12 | 0 | 0 | 0 |
Карпова Эльвира Борисовна | доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 122 | 11 | 2 | 1 |
Клейман Елена Олеговна | ассистент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 9 | 1 | 2 | 2 |
Колосова, Татьяна Александровна | доцент, Кафедра педагогики и психологии образования | 28 | 2 | 0 | 0 |
Коротаевская Елизавета Александровна | ассистент, Факультет психологии | 6 | 0 | 2 | 2 |
Короткова Инга Сергеевна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 23 | 6 | 3 | 3 |
Костромина Светлана Николаевна | профессор, Кафедра психологии личности | 234 | 52 | 54 | 29 |
Крайнюков, Сергей Владимирович | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 28 | 0 | 0 | 0 |
Краско Анастасия Сергеевна | ассистент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 26 | 3 | 3 | 3 |
Круглов Владимир Георгиевич | старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 18 | 14 | 2 | 0 |
Круглова Марина Анатольевна | старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 75 | 27 | 2 | 0 |
Кузнецова Елена Андреевна | доцент, Кафедра психологии личности | 38 | 13 | 3 | 3 |
Кузнецова Ирина Викторовна | доцент, Кафедра социальной психологии | 74 | 17 | 76 | 6 |
Кузьмин Андрей Юрьевич | ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 4 | 3 | 0 | 0 |
Куликов Леонид Васильевич | профессор, Кафедра социальной психологии | 53 | 18 | 15 | 5 |
Лебедева Екатерина Ивановна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 14 | 4 | 3 | 2 |
Лепёхин Николай Николаевич | доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 59 | 18 | 7 | 7 |
Ловягина Александра Евгеньевна | доцент, Кафедра общей психологии | 89 | 14 | 5 | 5 |
Логинова Наталья Анатольевна | профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 135 | 4 | 10 | 2 |
Лутова, Наталия Борисовна | профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 0 | 0 | 0 | 0 |
Макаров, Юрий Александрович | старший преподаватель, Кафедра педагогики и педагогической психологии | 68 | 5 | 0 | 0 |
Макарова Мария Владимировна | старший преподаватель, Кафедра психологии личности | 14 | 1 | 3 | 3 |
Мамина Татьяна Михайловна | старший преподаватель, Кафедра общей психологии | 24 | 0 | 0 | 0 |
Маничев Сергей Алексеевич | доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 81 | 21 | 19 | 5 |
Манукян Виктория Робертовна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 73 | 10 | 12 | 6 |
Марарица Лариса Валерьевна | доцент, Кафедра социальной психологии | 72 | 23 | 20 | 9 |
Матан Валерия Владимировна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 30 | 2 | 0 | 0 |
Медина Бракамонте Наталья Анатольевна | доцент, Кафедра педагогики и психологии образования | 30 | 11 | 5 | 4 |
Медников, Степан Викторович | доцент, Кафедра общей психологии | 45 | 22 | 7 | 0 |
Мезенцев Дмитрий Фёдорович | профессор, Кафедра общей психологии | 1 | 0 | 0 | 0 |
Миланич Юлия Михайловна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 49 | 6 | 3 | 4 |
Миргород Наталья Владимировна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 9 | 6 | 0 | 0 |
Мироненко Ирина Анатольевна | профессор, Кафедра общей психологии | 142 | 18 | 9 | 7 |
Михайлова Надежда Федоровна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 73 | 5 | 6 | 4 |
Молодцова Галина Ивановна | старший преподаватель, Кафедра педагогики и психологии образования | 50 | 13 | 4 | 2 |
Морозова Светлана Васильевна | доцент, Кафедра общей психологии | 33 | 8 | 3 | 3 |
Москаленко, Галина Владимировна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 0 | 0 | 0 | 0 |
Москвичева Наталья Львовна | доцент, Кафедра психологии личности | 137 | 20 | 23 | 7 |
Муртазина Инна Ралифовна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 71 | 17 | 17 | 15 |
Мусс Александр Игоревич | старший преподаватель, Кафедра общей психологии | 46 | 21 | 3 | 2 |
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович | профессор, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 177 | 20 | 17 | 12 |
Наследов Андрей Дмитриевич | доцент, Кафедра педагогики и психологии образования | 112 | 28 | 19 | 12 |
Недошивина Мария Александровна | старший преподаватель, Кафедра социальной психологии | 24 | 5 | 10 | 6 |
Никитина, Софья Владимировна | ассистент Кафедра общей психологии | 3 | 0 | 0 | 0 |
Никифоров Герман Сергеевич | профессор, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 89 | 9 | 12 | 5 |
Обидин Иван Юрьевич | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 12 | 2 | 0 | 0 |
Одинцова Мария Маратовна | старший преподаватель, Кафедра психологии личности | 17 | 4 | 4 | 4 |
Оськина, Анна Николаевна | доцент, Кафедра педагогики и психологии образования | 15 | 0 | 0 | 0 |
Пальмов Олег Игоревич | доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 40 | 8 | 8 | 3 |
Пестерева Елена Викторовна | доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 97 | 3 | 0 | 0 |
Петраш Марина Дмитриевна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 157 | 33 | 26 | 15 |
Платонова, Яна Степановна | ассистент, Кафедра психологии личности | 11 | 4 | 0 | 0 |
Плебанек, Ольга Васильевна | доцент, Кафедра политической психологии | 0 | 0 | 0 | 0 |
Погребицкая Виктория Евгеньевна | старший преподаватель, КафедраКафедра психологии труда и организационной психологии | 41 | 7 | 5 | 0 |
Позднякова Татьяна Борисовна | старший преподаватель, Кафедра социальной психологии | 44 | 3 | 0 | 0 |
Попова-Никитюк, Наталия Сергеевна | старший преподаватель Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 1 | 2 | 6 | 7 |
Попугаева, Екатерина Дмитриевна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 0 | 0 | 0 | 0 |
Посохова Светлана Тимофеевна | профессор, Кафедра педагогики и психологии образования | 351 | 7 | 3 | 3 |
Потемкина Екатерина Александровна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 8 | 3 | 6 | 0 |
Почебут Людмила Георгиевна | профессор, Кафедра социальной психологии | 270 | 17 | 15 | 9 |
Прусаков Виталий Игоревич | ассистент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 8 | 0 | 0 | 0 |
Пятакова Галина Викторовна | доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 39 | 3 | 3 | 2 |
Рафикова, Вероника Айдаровна | ассистент, Кафедра общей психологии | 23 | 5 | 4 | 4 |
Родионова Елена Анатольевна | доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 89 | 10 | 4 | 3 |
Розанов Всеволод Анатольевич | профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 143 | 10 | 2 | 2 |
Савенышева Светлана Станиславовна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 125 | 24 | 26 | 16 |
Салитова, Марина Валерьевна | старший преподаватель, Кафедра психологии личности | 11 | 5 | 5 | 0 |
Самуйлова Ирина Алексеевна | доцент, Кафедра политической психологии | 86 | 19 | 13 | 6 |
Сафонов Владимир Константинович | старший преподаватель, Кафедра общей психологии | 53 | 1 | 4 | 0 |
Скороходова, Юлия Викторовна | ассистент, Кафедра общей психологии | 0 | 3 | 0 | 0 |
Смирнова, Татьяна Геннадьевна | старший преподаватель Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 2 | 2 | 4 | 0 |
Солдатова Елена Леонидовна | профессор, Факультет психологии | 33 | 7 | 7 | 7 |
Сорокин Виктор Михайлович | старший преподаватель, Кафедра педагогики и психологии образования | 22 | 2 | 0 | 0 |
Соснина Юлия Сергеевна | ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 2 | 0 | 0 | 0 |
Стародубцев Алексей Сергеевич | младший научный сотрудник, Кафедра общей психологии | 14 | 2 | 8 | 7 |
Старченкова Елена Станиславовна | доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 59 | 8 | 6 | 1 |
Столярчук Елена Анатольевна | старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 41 | 9 | 1 | 0 |
Стрижицкая Ольга Юрьевна | профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 177 | 60 | 60 | 28 |
Сургутский Евгений Денисович | инженер-исследователь, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 10 | 2 | 2 | 2 |
Тихомирова Марина Анатольевна | доцент, Кафедра педагогики и психологии образования | 39 | 9 | 3 | 3 |
Ткачева Любовь Олеговна | доцент, Кафедра педагогики и психологии образования | 68 | 24 | 11 | 10 |
Третьяков, Виталий Петрович | профессор, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 24 | 5 | 0 | 0 |
Трошихина Евгения Германовна | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 64 | 12 | 6 | 2 |
Трусова Анна Владимировна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 116 | 8 | 2 | 2 |
Тураносова, Вера Владимировна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 3 | 1 | 0 | 0 |
Удавихина Ульяна Андреевна | научный сотрудник, Кафедра социальной психологии | 29 | 5 | 6 | 6 |
Фельсендорфф Ольга Владимировна | старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций | 7 | 1 | 0 | 0 |
Филатова Анастасия Филипповна | ассистент, Факультет психологии | 13 | 4 | 3 | 3 |
Филатова Самира Исабалаевна | ассистент, Кафедра общей психологии | 5 | 0 | 0 | 0 |
Чернего Дарья Ивановна | научный сотрудник, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 43 | 19 | 30 | 12 |
Чикер Вера Александровна | доцент, Кафедра социальной психологии | 201 | 10 | 26 | 8 |
Шабалина Екатерина Владимировна | ассистент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 13 | 8 | 7 | 7 |
Шаболтас Алла Вадимовна | профессор, Факультет психологии | 304 | 51 | 75 | 33 |
Шарагина, Анастасия Сергеевна | ассистент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей | 3 | 1 | 1 | 1 |
Шиндрикова, Екатерина Валерьевна | ассистент, Кафедра общей психологии | 11 | 3 | 0 | 0 |
Шумейко Елена | ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии | 6 | 2 | 1 | 1 |
Щелкова Ольга Юрьевна | профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 256 | 20 | 27 | 12 |
Щербакова Ольга Владимировна | ведущий научный сотрудник, Факультет психологии | 205 | 41 | 39 | 14 |
Щукин Антон Владимирович | доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 15 | 5 | 1 | 1 |
Энгельгардт Елена Евгеньевна | старший преподаватель, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии | 9 | 1 | 2 | 0 |
Юмкина Екатерина Анатольевна | старший преподаватель, Кафедра социальной психологии | 50 | 13 | 8 | 4 |
Яковлева Мария Викторовна | доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 124 | 14 | 14 | 10 |
Яничев, Дмитрий Павлович | старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии | 5 | 3 | 1 | 1 |
Яничева Татьяна Гелиевна | доцент, Кафедра социальной психологии | 59 | 9 | 7 | 3 |