Кафедра педагогики и психологии образования

Телефон: +7 (812) 328-94-04
эл.почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

И.о. заведующего кафедрой — Нина Валентиновна Бордовская

Публикационная активность научно-педагогических сотрудников кафедры в системе Pure


Кафедра образована в 2024 году путем слияния двух ранее созданных кафедр — Кафедры педагогики и педагогической психологии и Кафедры психологии образования

Кафедра педагогики и педагогической психологии появилась одновременно с открытием 1 сентября 1966 года факультета психологии при Ленинградском государственном университете в результате переименования старейшей университетской кафедры педагогики. Открытие кафедры педагогики в Петербургском Университете на философском факультете в 1851 году было вызвано потребностями психолого-педагогической подготовки выпускников к профессиональной педагогической деятельности. Поэтому главной задачей кафедры педагогики стало «образование учащих». Изначально психологические и педагогические проблемы включались в содержание философских дисциплин, например, с 1833 года были включены проблемы психологической антропологии, а с 1843 года предусматривались отдельные «практические педагогические занятия». С этого периода лекции по «педагогике» стали читаться студентам всех факультетов — философско-юридическом, физико-математическом, историко-словесном.

Кафедра психологии образования и педагогики была результатом объединения в 2017 году двух кафедр — психологии и педагогики личностного и профессионального развития (основана в 1997 г.) и специальной психологии (основана в 1994г.).

В настоящее время кафедра по сути своей образовательной деятельности — общеуниверситетская в СПбГУ, так как наряду с решением задач подготовки психологов, и прежде всего, для сферы образования, обеспечивает формирование психолого-педагогических компетенций у будущих специалистов, необходимых как в профессиональной, так и в социальной и личной жизни. Знание основ психологии и педагогики позволяет универсантам уже на этапе подготовки к будущей профессиональной деятельности сознательно руководствоваться в своих действиях и поступках гуманистическими ценностями, психологическими знаниями и педагогическими методами. Содержанием и методами преподавания психолого-педагогических дисциплин в университете расширены возможности для рефлексии индивидуального опыта обучения и воспитания, самопознания индивидуально-психологических и личностных особенностей, овладения методами и приемами развития качеств, которые способствуют творческой самореализации универсантов в образовательном процессе и будущей профессии.

Наряду со стратегической задачей университета кафедра выступила инициатором ряда проектов, которые получили поддержку факультета и университета. В 2003 году кафедрой разработана и по настоящее время реализуется магистерская образовательная программа по направлению «Психология образования», в 2022-2025 гг. — разработаны и читаются онлайн-курсы и достаточное большое число дополнительных профессиональных образовательных программ психолого-педагогической направленности.

Кафедра педагогики и психологии образования является одним из динамично развивающихся подразделений факультета психологии и университета. Это не просто дружный, сплоченный коллектив психологов и педагогов, работающих со студентами, магистрами и аспирантами факультета психологии, а также других факультетов и институтов университета, а исследователи и ученые, известные в стране и за рубежом, активно развивающие современные направления психологической и педагогической науки. На очереди — новые идеи и проекты, инициативные начинания и новые формы учебной, учебно-методической и научной работы членов кафедры, сотрудничество кафедры с другими кафедрами факультета и университета.

На кафедре созданы и поддерживаются самые благоприятные условия для творческой работы всех преподавателей и сотрудников кафедры, магистрантов, аспирантов, докторантов и соискателей.

Основные направления научной работы кафедры:

1. Изучение проблемы психологических аспектов самоорганизации будущего специалиста (в рамках тематического плана факультета психологии). В ходе исследования разработана модель изучения психологических факторов самоорганизации будущего специалиста на этапе обучения в вузе; позволяющая изучать самоорганизацию будущего специалиста на таких двух уровнях, как:

  1. самоорганизацию учебной или научно-исследовательской деятельности через анализ компонентов самоорганизации с точки зрения их функциональной нагрузки (проблемно-целевой, программно-целевой, операционально-технологический, рефлексивно-оценочный);
  2. самоорганизацию личности будущего специалиста в условиях вузовской образовательной среды через анализ интегральной совокупности природных и социально приобретенных свойств, воплощенной в осознаваемых особенностях его воли, интеллекта, мотивов и реализуемой в структурно-функциональной упорядоченности выполняемой им учебной и научно-исследовательской деятельности.

2. Психология и педагогика личностного развития субъектов образовательного процесса в школе и вузе, психолого-педагогические аспекты профессионального становления и роста специалистов образовательной сферы. В рамках данного направления проводятся исследования по проблемам антропогогики психологии, психологии социализации, психологии искусства, психологии развития интеллекта и креативности, психологии и педагогики развития самостоятельности и творчества.

3. Апробация модели изучения психологических факторов самоорганизации будущего специалиста в ходе эмпирических исследований, позволивших выявить и описать специфические особенности становления и проявления самоорганизации учебной деятельности студентов и научно-исследовательской деятельности аспирантов, в том числе специфику влияния стиля мышления и временной перспективы студентов на их саморегуляцию и самоорганизацию, а также их дифференциацию для студентов гуманитарных и естественно-математических факультетов университета, специфику влияния мотивации учения на самоорганизацию студентов и аспирантов.

4. Поиск научных основ и разработка эффективных методов психологического сопровождения и педагогического обеспечения образовательного процесса. В рамках данного направления ведутся исследования по выявлению психологических предпосылок успешной социальной и профессиональной адаптации будущего выпускника университета в широком социальном и в более узком профессиональном контексте; разрабатывается психолого-педагогическая диагностика образовательного процесса как помощь для работы современного учителя школы и преподавателя вуза, ведутся исследования по проблемам психологии обучения и воспитания, психологии и дидактики высшей школы, методики преподавания психологии в школе и вузе.

5. Проблемы психолого-педагогического обеспечения качества современного образования в школе и вузе. В рамках данного направления разработано концептуальное понимание качества профессиональной деятельности преподавателя вуза и методика его оценки, а также уточнено понимание качества преподавания и разработана методика оценки качества вузовских лекций, семинаров, практикумов, консультаций и экзаменов. Ведется поиск психологических и педагогических факторов обеспечения международного качества образования в школе и вузе, педагогические условия реального снижения трудоемкости и повышения результативности педагогической деятельности, уменьшения разброса и дисперсии качества образовательных результатов.

6. Психолого-педагогические проблемы эффективного и безопасного использования искусственного интеллекта (ИИ) в образовании. Исследовательская деятельность, которая ведется в рамках данного направления, охватывает широкий круг вопросов: повышение эффективности обучения и формирования знаний, умений и навыков с помощью ИИ, психологические эффекты взаимодействия обучающихся с ИИ, влияние применения ИИ в процессе обучения на когнитивную, аффективную и метакогнитивную сферы личности, разработка модели развивающего взаимодействия студентов с генеративным ИИ, этические проблемы применения ИИ в образовании, готовность и отношение обучающихся и преподавателей к использованию ИИ в учебном процессе, индивидуализация обучения посредством нейросетей.

7. Исследования теоретико-методологического плана, направленные на поиск и раскрытие междисциплинарной природы современных психолого-педагогических исследований с опорой на различные методологические подходы (системный, антропологический, феноменологический, праксеологический, аксеологический и пр.). Уточнение логики организации экспериментальной и эмпирической части таких исследований, разработка новых научных методов и их систематизация, отбор и научное обоснование критериев для оценки качества проводимых исследований (в отличие от монодисциплинарного психологического или педагогического исследования).

8. Нейрокогнитивные исследования с использованием технологии айтрекинга по следующим направлениям: 1) коррекционной психологии — «Стратегии чтения у младших школьников с общим недоразвитием речи»; 2) психолингвистики — «Влияние культурных особенностей на восприятие цвета на восприятие текста у представителей разных культур: нейрокогнитивное исследование», «Паттерны глазодвигательной активности в процессе восприятия иностранного иллюстрированного текста в зависимости от уровня владения иностранным языком».

9. Исследования прогнозных индикаторов нарушений психического развития детей дошкольного возраста: задержки психического развития и расстройств аутистического спектра. Разработка на этой основе: 1) психометрически обоснованных скрининговых онлайн-методик для ранней диагностики риска указанных нарушений психического развития детей; 2) методических рекомендаций для создания коррекционных программ, доступных как специалистам, работающим с детьми, так и их родителям.

Научно-исследовательские проекты кафедры педагогики и психологии образования за последние 10 лет:

2011-2013 г. — «Исследовательский потенциал студента» (НИР СПбГУ, руководитель — Бордовская Н.В., исполнитель — Даринская Л.А.)

2021-2024 гг. — Инициативный проект «Невербальная коммуникация в условиях онлайн-обучения» (НИР факультета психологии — руководитель — Даринская Л.А., исполнитель — Молодцова Г.И.)

Гранты кафедры педагогики и психологии образования за последние 10 лет:

2014-2016 гг. — Нейропсихологические механизмы сложных видов интеллектуальной деятельности, формирующихся в процессе обучения у студентов (РГНФ, исполнители — Бордовская Н.В., Гнедых Д.С.)

2016-2018 гг. — Междисциплинарный подход к изучению и развитию терминологической компетентности педагога в области дидактики (РФФИ, руководитель — Бордовская Н.В., исполнитель — Хромова М.А.)

2019-2020 гг. — Образовательные технологии в современной высшей школе (анализ отечественных и зарубежных исследований и практик) (РФФИ, руководитель — Бордовская Н.В.)

2020-2022 гг. — Цифровые двойники и мягкие вычисления в моделировании социоинженерных атак и оценке связанных с ними рисков (РФФИ, исполнитель — Бордовская Н.В.)

2022-2023 гг. — Эффективность смешанных образовательных технологий (РНФ, руководитель — Бордовская Н.В., исполнитель — Хромова М.А.)

2020-2021 гг. — Грант Правительства РФ, № 14.W03.31.0010, «Когнитивная нейробиология процессов научения и восприятия языка», (Гнедых Д.С. — исполнитель).

2017-2019 гг. — РФФИ 17-06-00989-ОГН «Лонгитюдное исследование прогнозных паттернов задержки психомоторного развития детей дошкольного возраста» (руководитель — Наследов А.Д.)

2019-2021 гг. — РФФИ 19-013-00287 «Изучение интегративной деятельности мозга при восприятии звукоизобразительных слов» (руководитель — Ткачева Л.О.)

2020-2022 гг. — РФФИ 20-013-00312 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей в возрасте 3-4 лет» (руководитель — Наследов А.Д.)

2023-2025 гг. — РНФ 23-18-00155 «Исследование прогнозных индикаторов расстройств аутистического спектра у детей дошкольного возраста» (руководитель — Наследов А.Д.)

Преподаватели кафедры разработали и читают на всех факультетах и в институтах университета такие дисциплины, как: Психология, Общая психология, Педагогика, Психология и педагогика, Основы психологии и педагогики, Психология общения, Медицинская психология, Психология обучения с элементами нейродидактики, Психология и педагогика творчества и одаренности, Педагогика и психология, Педагогика высшей школы, Методология профессионального образования, Профессионально-личностное развитие педагога.

Магистерская программа «Психология образования». Руководитель — Демьянчук Р.В., доктор психологических наук, доцент.

Онлайн-курсы, разработанные и внедренные на Национальной платформе «Открытое образование»

2017 год — «Математические методы в психологии: основы применения»

2024 год — «Статистический анализ данных с использованием свободного программного обеспечения в психологии и смежных науках»

Дополнительные профессиональные образовательные программы, реализуемые с 2024 г:

  • Преподаватель высшей школы. Психология обучения и развития интеллекта и креативности«.
    Цели программы: формирование целостного представления о специфике учебной деятельности студентов и обучающей деятельности преподавателя высшей школы. Формирование представления о психологическом содержании понятий «интеллект» и «креативность», их месте в ряду других когнитивных феноменов, а также об основных направлениях их исследования, диагностики и возможностях практического применения имеющихся в этой области данных.

  • Психолого-педагогическая программа повышения квалификации «Специалист-профессионал-мастер».
    В содержании программы повышения квалификации на рабочем месте педагогических работников образовательных учреждений отражены проблемы психолого-педагогического сопровождения современных школьников, даются рекомендации по профилактике профессионального выгорания педагогов, представлены технологии эффективной педагогической коммуникации, тренинги разрешения конфликтов и развития личностных, коммуникативных и регулятивных универсальных учебных действий учеников.

  • Психокоррекционные технологии работы с детьми с проблемами в развитии.
    Программа знакомит слушателей с современными психокоррекционными технологиями, использующимися при различных вариантах дизонтогенеза и формирует практические представления о конкретных психотехниках.