Памяти Валентины Николаевны Куницыной
Коллектив кафедры социальной психологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет понесли тяжелую утрату. 14 мая 2023 года на 89 году жизни не стало Валентины Николаевны Куницыной.
Валентина Николаевна родилась 12 января 1935 г. в г. Ярославле. После окончания школы в 1953 г. поступила на психологическое отделение философского факультета Ленинградского государственного университета.
Начиная с 1967 г., работала в Ленинградском Университете, сначала в научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований (НИИКСИ), затем ассистентом на кафедре общей психологии, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1974 г. была переведена на кафедру социальной психологии, где и роработала более 55 лет.
В 1991 г. Валентина Николаевна защитила докторскую диссертацию, «Трудности межличностного общения», в которой анализировались не только трудности (аутентичность, застенчивость, отчужденность и др.), но и условия успешности общения, стиль и психологическая культура общения.
Валентной Николаевной Куницыной за 55 лет преподавательской деятельности были разработаны и читались авторские лекционные курсы: «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Межличностные отношения», «Средства массовой коммуникации», «Психология общения», «Психология морали», «Психология семьи и семейных отношений», «Психология общения» и др. Ею было создано более 30 социально-психологических методик, таких как «Саморегуляция и успешность межличностного общения», «Коммуникативная и социальная компетентность», «Ценностные ориентации», «Семейные отношения и дом» и пр., которые активно применяются как в обучении, так и в научных исследованиях. Следует отметить, что В.Н. Куницына имела университетский диплом лучшего лектора СПбГУ.
Валентина Николаевна Куницына — автор новых направлений в социальной психологии: коммуникативная и социальная компетентность, социальный интеллект и креативность в общении, нравственные основы ценностного сознания, типы и мотивы помогающего поведения, родительские наставления в структуре семейного сценария. Многие исследования В.Н. Куницыной продиктованы интересом к проблемам социального наследования, психологии межличностных отношений, познания и общения, формирования нравственных ценностей, механизмов межпоколенной трансляции ценностей.
В течение многих лет была членом диссертационного совета по защитам докторских и кандидатских диссертаций по специальности 19.00.05 — социальная психология. Под ее руководством было защищено 12 кандидатских и 3 магистерских диссертации. В.Н. Куницына – Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета; победитель XIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» 2011 году в номинации «Проект года в психологической науке». Заслуженный работник высшей школы, действительный член Академии педагогических и социальных наук (г. Москва), член редколлегии журнала «Социальная психология и общество» (Москва), член-корреспондент Международной Академии психологических наук.
Несмотря на горечь утраты, в наших сердцах останется светлая память о Валентине Николаевне как о большом ученом и светлом человеке, с яркой индивидуальностью, смелым мышлением, высоким уровнем требовательности и компетентности в профессии и личной жизни.
Коллектив кафедры социальной психологии
Родилась 12 января 1935 г. в Ярославле. После окончания школы в 1953 г поступила на психологическое отделение философского факультета Ленинградского государственного университета, где тогда работала плеяда блестящих ученых, составивших славу и фундамент ленинградской психологической школы, — Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Л.М. Веккер, Б.Ф. Ломов, А.А. Бодалев, И.М. Палей, Н.А. Тих, А.В. Ярмоленко и др. После окончания Университета в 1958 г. она была направлена по распределению воспитателем в школу-интернат Мурманской области, где четыре года постигала практическую психологию. Тогда же у Куницыной возникает интерес к проблеме понимания людьми друг друга и особенностям формирования личности и человеческих отношений в экстремальных ситуациях. Приглашение в аспирантуру поступило от научного руководителя академика А.А. Бодалева. В рамках созданного им научного направления — изучение проблем социальной перцепции — в 1969 г. Куницына защищает кандидатскую диссертацию «Восприятие подростком другого человека и самого себя», в которой не только рассматривались особенности формирования образа другого человека в этом возрасте, но и впервые в отечественной психологии была изучена роль в этом процессе таких специфических элементов самосознания как образ и схема тела.
С 1967 г. В.Н. Куницына работает в Ленинградском (Санкт-Петербургском) государственном университете, сначала в Научно-исследовательском институте комплексных социальных исследований, а затем ассистентом на кафедре общей психологии, возглавляемой Б.Г. Ананьевым. В 1974 г. Куницына переходит на кафедру социальной психологии, где работала до своего ухода.
За 49 лет преподавательской деятельности В.Н. Куницыной были разработаны и читались авторские лекционные курсы: «Социальная психология», «Социальная психология личности», «Актуальные проблемы социальной психологии», «Межличностные отношения», «Средства массовой коммуникации», «Психология общения», «Психология семьи и семейных отношений». Награждена дипломом СПбГУ за преподавательскую деятельность.
По приглашению Силезского университета (г. Катовице, Польша) в 1975–1978 гг. Куницына находилась в служебной командировке и в составе кафедры социальной психологии этого университета преподавала психологию. За время пребывания в Польше она неоднократно выступала с докладами в университетах Варшавы, Вроцлава, Катовице, участвовала в конференциях и съездах психологов. От руководства Катовицкого воеводства имеет золотой знак за заслуги в развитии образования.
В 1991 г. защитила докторскую диссертацию «Трудности межличностного общения», в которой анализировались не только трудности (аутистичность, застенчивость, отчужденность и др.), но и условия успешности общения, стиль и психологическая культура общения и т.п.
В продолжение этой проблематики Куницыной была разработана оригинальная концепция социального интеллекта и социальной компетентности, которая опирается на результаты многолетних исследований проблемы успешности общения и разработанные ею методы изучения этих феноменов. Работа была поддержана Российским фондом фундаментальных исследований (грант 1993–1994 гг.).
В 1990-е гг. было положено начало созданию большого комплекса (более 30) социально-психологических методик, таких как «Саморегуляция и успешность межличностного общения» (СУМО), «Коммуникативная и социальная компетентность» (КОСКОМ), «Ценностные ориентации (ЦО-36)», «Семейные отношения и дом (СОД)» и другие, которые применяются в обучении и научных исследованиях.
В. Н. Куницына — автор новых направлений в социальной психологии, включающих проблемы коммуникативной и социальной компетентности, социального интеллекта и креативности в общении, нравственные основы ценностного сознания, типы и мотивы помогающего поведения, родительские наставления в структуре семейного сценария. Под ее руководством выполнены исследования в области социальной перцепции и мотивации (восприятие и понимание людьми друг друга, альтруизм, милосердие, моральные установки, честность); исследованы личностные свойства, обеспечивающие успешность общения (социальные навыки и умения, толерантность, проницательность, застенчивость, нарушения и трудности и др.); исследованы морально-нравственные проблемы межличностных отношений и общения в современной семье. Все эти проекты продвигаются благодаря обширному блоку научно-исследовательских методов, разработанных В.Н. Куницыной. Часть из них опубликована в специальной литературе, часть представлена в сети интернет и успешно используется в различных образовательных центрах страны.
В начале ХХI века В.Н. Куницына руководила проектом поддержки кафедр совместно с Якутским университетом в 2001–2003 гг. (грант ППК — проект поддержки кафедр). Результатом явилось открытие факультета психологии в Якутском университете. По материалам исследований издан сборник «Социальная психология: диалог Санкт-Петербург — Якутск (2002). В 2003 г. Куницына выиграла грант «Конкурс конференций» — Перспективы развития социальной психологии в северо-восточных регионах страны. По итогам конференции издан сборник статей «Психология и мораль». Грант «Изменяющаяся Россия: трансформация семейных ценностей» (РГНФ 2008–2010 гг.) завершился изданием сборника статей «Семья в современном мире»; грант РГНФ (2014–2015) «Семейные отношения и дом: роль материально-предметной среды в укреплении и развитии семейных отношений» — изданием методического пособия «Семейные отношения и дом».
В составе большой группы московских психологов Куницына на протяжении 6 лет участвовала в создании энциклопедического словаря «Психология общения», который выдержал два издания.
В.Н. Куницына была участником многих психологических съездов и конференций, выступая с докладами на пленарных заседаниях в разных вузах и психологических институтах страны (Алма-Ата, Минск, Москва, Петербург, Петрозаводск, Ярославль, Якутск и др.). Во время пребывания в Польше она выступила с докладами «Психологическая наука в Ленин- градском университете», «Психология пропаганды» (Польша, Силезский университет, 1976; Вроцлавский университет, 1978).
В рамках российских съездов и конференций был представлен широкий круг проблем социальной психологии: «Категория «Отношение» в психологии»; «Застенчивость как особая форма трудностей общения» (Доклады в ИП РАН, на кафедре социальной психологии МГУ, 1983–1985 гг.); «Трудности межличностного общения» (8-й съезд психологов СССР, М., 1989); «Социальный интеллект, структура, методы измерения» («Ананьевские чтения», СПбГУ, 1996); «Измерение и первые результаты исследования социальной компетентности» (Ломовские юбилейные чтения, ИП РАН, 1997); «Уровни развития социального интеллекта» (2-й съезд РПО, Ярославль, 1998); «Альтруизм и толерантность как нравственные ценности современной молодежи» (Общество психологов, Минск, 2007); «Милосердие как нравственно-психологическая проблема» (Международный психологический конгресс, Ярославль, 2008). В последние годы В.Н. Куницына выступала по различным актуальным проблемам социальной психологии: «Нравственные основы межличностного общения» (Москва, 2009); «Психология помогающего поведения» (Санкт-Петербург, 2011); «Психология гостеприимства: теория и практика» (Ярославль, 2012); «Психологическое здоровье и духовно-нравственные проблемы современного человека» (Санкт-Петербург, 2013); «Теория отношений В.Н. Мясищева в ленинградской психологической школе: испытание временем» (М., ИП РАН, 2014); «Новые методы исследования общения в личном и деловом взаимодействии: возможности коррекции» (Ярославль, 2016).
Как известный ученый Санкт-Петербургского университета В.Н. Куницына консультирует специалистов различных психологических центров страны и ближнего зарубежья. В течение многих лет В.Н. Куницына является членом Диссертационного совета СПбГУ по социальной психологии. Под ее руководством защищено 12 кандидатских и 3 магистерские диссертации.
В.Н. Куницына является автором более 150 научных публикаций, из которых можно выделить «Межличностное общение» (учебное пособие, в соавторстве, 2001); «Личность как социальный феномен», «Потребности и мотивы», «Сила Я» (главы в учебнике «Психология», 1998); «Национальные и этнические стереотипы и их роль в межличностном познании» (сборник «Познание человека человеком», 2005); «Восприятие подростками других людей и себя» (1972); «Стиль общения и его формирование» (1985) и др.
Из статей хочется отметить следующие: «К вопросу о формировании образа своего тела у подростка» (Вопросы психологии, 1966, No 1); «Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения» (Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1995, вып.1); «Нарушения, барьеры, трудности межличностного неформального общения» (Актуальные проблемы психологической теории и практики, 1995); «Типы личности в социальной психологии: авторитарная личность» (Теоретические и прикладные вопросы психологии, 1996, вып.2); «Теоретические подходы к определению моде- лей альтруистического поведения» (Психология и мораль, под ред. Куницыной В.Н., 2004); «Структура семьи и семейных привязанностей как фактор формирования толерантности ребенка» (Актуальные проблемы современной социальной психологии, Якутск, 2005); «Нравственные основы ценностного сознания» (Современные проблемы психологии развития и образования человека, 2009); «Психологический статус понятия “семейные наставления”» (Семья, брак и родительство в современной России, вып.2, 2015); «Семейные порядки как условие психологического благополучия семьи» (Методология современной психологии, 2016), а также 39 статей Энциклопедического словаря «Психология общения» под ред. А.А. Бодалева.
К 40-летию факультета психологии и 100-летию со дня рождения основателя ленинградской психологической школы Б.Г. Ананьева Куницына подготовила стенды, на которых представлена жизнь и деятельность видных ученых факультета, этапы развития научного наследия и современное состояние факультета, заложены основы Музея факультета психологии.
В.Н. Куницына — Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета. Победитель ХIII Национального психологического конкурса «Золотая Психея» 2011 г. в номинации «Проект года в психологической науке» редактор, составитель и автор в проекте «Психология общения (энциклопедический словарь)» (М., Изд. Когито-центр, 2011). Заслуженный работник высшей школы, действительный член Академии педагогических и социальных наук (Москва), член редколлегии журнала «Социальная психология и общество» (Москва), член-корреспондент Международной Академии психологических наук (МАПН, Ярославль).
официальная страница Валентины Николаевны Кунициной на нашем сайте
Из последних фотографий Валентины Николаевны, сделанные на конференциях и во время празднования юбилея в 2015 году
|
В.Н. Куницына с коллегами по кафедре социальной психологии |
Н.С.Хрусталева и В.Н.Куницына |
Н.А.Логинова и В.Н.Куницына |
На кафедре |
На заседании Ученого совета факультета |
Памяти Виктора Дмитриевича Балина
Коллектив кафедры медицинской психологии и психофизиологии, факультет психологии, Санкт-Петербургский государственный университет понесли тяжелую утрату. 9 июня 2023 года на 76 году жизни после продолжительной болезни скончался наш коллега и друг Виктор Дмитриевич Балин.
Виктор Дмитриевич Балин — доктор психологических наук, профессор, выпускник факультета психологии ЛГУ имени А.А. Жданова, работал в Университете со студенческих лет (с 1966 г.). Заслуги профессора В.Д. Балина перед СПбГУ связаны с созданием на вновь открывшемся факультете психологии электрофизиологического комплекса по регистрации ЭЭГ и других физиологических показателей с использованием ЭВМ. В настоящее время созданная В.Д.Балиным с сотрудниками система регистрации и обработки электрофизиологической информации успешно функционирует в Лаборатории психофизиологии факультета психологии и находит все большее применение в современных исследованиях.
Продолжая заниматься проблемами психофизиологии, В.Д. Балин внес существенный вклад в разработку проблем теоретической психологии и методологии психологических исследований. Результаты многолетних работ В.Д. Балина в этой области были обобщены им в докторской диссертации «Механизмы психического отражения» и монографиях, в которых он реализовал свои концептуальные представления о возможности выведения общепсихологических явлений из общенаучных категорий, связи психологии с естественнонаучными дисциплинами, опираясь на классические традиции отечественной науки и современные достижения мировой психологии.
Свои уникальные знания большого ученого психолога и психофизиолога В.Д. Балин активно передавал обучающимся СПбГУ, читая лекции и проводя практические и лабораторные занятия на всех формах обучения.
Виктор Дмитриевич награжден памятной медалью «Санкт-Петербургский университет».
Мы благодарны Виктору Дмитриевичу за годы совместной работы, за уникальный опыт ученого и преподавателя, переданный молодым преподавателям, за преданность науке и школе Ленинградского/Санкт-Петербургского государственного университета!
коллектив кафедры медицинской психологии и психофизиологии
В 1966 году Виктор Дмитриевич Балин поступает на вечернее отделение факультета психологии ЛГУ, где еще во время обучения начинает работать в руководимой Б.Г. Ананьевым лаборатории дифференциальной психологии и антропологии НИИКСИ. В 1970 г. Переходит на работу на факультет психологии университета, с которым связана вся его последующая профессиональная деятельность. С 1974 г. Он начинает создавать на факультете электрофизиологический комплекс по регистрации ЭЭГ и других физиологических показателей с использованием ЭВМ. В настоящее время созданная В.Д. Балиным с сотрудниками система регистрации и обработки электрофизиологической информации успешно функционирует в Лаборатории психофизиологии факультета психологии и находит все большее применение в современных исследованиях.
В 1977-1980 гг. В.Д. Балин проходит обучение в очной целевой аспирантуре факультета психологии (научный руководитель – В.А. Ганзен). В начале 1981 г. В.Д. Балин защищает кандидатскую диссертацию на тему «Системный анализ электрофизиологических показателей эффективности умственного труда».
В 1980-е гг. В.Д. Балин продолжает работу по созданию кабинета психофизиологии, его оснащения, освоения известных и создания новых методик; ведется разработка и адаптация для целей психофизиологии математико-статистических процедур обработки электрофизиологической информации. В это же время В.Д. Балин совместно с В.А. Ганзеном продолжает работать над методологическими проблемами психологического исследования, что находит отражение в ряде публикаций.
В 1990 г. В.Д. Балин переходит на преподавательскую работу, сначала на кафедру общей психологии, а затем, в 1994 году, на открытую на факультете психологии кафедру медицинской психологии и психофизиологии.
Продолжая заниматься проблемами психофизиологии, В.Д. Балин начинает проявлять интерес к теоретической психологии, к методологии психологических исследований. С середины 1980-х гг. Балин разрабатывает и начинает читать курс «Теория и методология психологического исследования», занимается разработкой теоретических проблем в связи с психофизиологией, задачей интерпретации физиологических данных в психологических терминах.
Результаты многолетних работ В.Д. Балина в этой области были обобщены им в докторской диссертации на тему «Механизмы психического отражения», успешно защищенной в СПбГУ в 2002 г. (научные консультанты А.А. Крылов и Г.М. Яковлев). В докторской диссертации он реализует свои концептуальные представления о возможности выведения общепсихологических явлений из общенаучных категорий, связи психологии с естественнонаучными дисциплинами, опираясь на классические традиции отечественной науки, в частности — работы В.М. Бехтерева, А.Ф. Лазурского и пр.
В.Д. Балин – автор почти 170 научных публикаций, среди которых монографии «Теория и методология психологического исследования», Л., 1989; «Психическое отражение. Элементы теоретической психологии», СПб., 2001; «Введение в теоретическую психологию», СПб., 2012; «Теоретическая психология в России. Проблема интеграции психологического знания», Lambert Academic Publishing, 2014; учебники и учебные пособия, в том числе «Теория и методология психологического исследования. Практическое руководство» (в соавторстве с В.А. Ганзеном), СПб., 1991; «Психофизиология для психологов (учебно-методическое пособие для студентов-психологов)», СПб., 2008; «Практикум по психофизиологии», СПб., 2015; «Элементы теоретической психологии (учебник)», СПб., Изд-во МВД РФ, 2012; статьи в монографиях и ведущих научных журналах, в том числе «Tendency of Some Psychological Directions Development» // Procedia – Social and Behavioral Sciences. V.86, 10, October 2013; «Психофизиологические механизмы формирования психического состояния, эмоции и чувства»// Психология психического состояния. Сб. Статей, Казань, Отечество, 2014 и др.
В.Д. Балин разработал и читал такие авторские курсы, как «Психофизиология», «Психофизиология с практикумом», «Актуальные проблемы теоретической психологии», «Современные проблемы психологи отражения», «Психофизиологию функциональных состояний». Также участвует в работе двух диссертационных советов.
Под руководством В.Д. Балина защищаются кандидатские диссертации и дипломные работы, объединенные вниманием к проблеме происхождения психического (психогенеза) и классификации психических явлений. Им подготовлено шесть кандидатов психологических наук.
из сборника "Психологическая наука и образование в Санкт-Петербургском университете"
1966-2021. К 55-летию открытия факультета психологии
официальная страница Виктора Дмитриевича Балина на нашем сайте
«Мне посчастливилось, что судьба и общие взгляды на некоторые вещи свели нас с Виктором Дмитриевичем, что довелось общаться и исследовать совместно в последний год его жизни. Насколько же он мог задать направление мысли и развить интерес к науке! Поражал всегда его оптимизм, воля и вера в то, что можно постичь истину в необъяснимых и сложных вещах. До последних дней он был предан науке и верил, что ему отведено больше времени, чтобы познать то, чему он посвятил свою жизнь. Как-то он сказал мне такую фразу: "Науку ждут большие перемены, что-то произойдёт, но это будет позже, и сделаем это уже не мы..." Очень хочется искренне верить, что исследования, которыми жил Виктор Дмитриевич будут вкладом в эти изменения, и всегда найдутся последователи его идей!»
Федорова Людмила Михайловна,
клинический психолог,
студентка и дипломантка Виктора Дмитриевича
«Виктор Дмитриевич являлся моим научным руководителем и наставником в психофизиологии. Его оптимизм, энергия и настойчивость помогли мне приумножить и накопить знания. Виктор Дмитриевич находил новое там, где другие его просто не замечают. Например, разработка опросника "36 сюжетов". Как он тщательно там искал "золотник истинных ценностей", и я считаю, что нашел!
Его идеи и разработки в рамках драматических сюжетов уже оценили ученые Санкт-Петербургского университета МВД России, а далее будет еще масштабнее! Это все непременно принесет неоценимую пользу обществу!
Я горжусь тем, что являюсь учеником и последователем такого ученого!»
кандидат психологических наук, психолог отделения морально-психологического обеспечения
отдела по работе с личным составом УМВД России по Василеостровскому району г. СПб,
младший лейтенант полиции Д.И. Жукова
Борис Герасимович Ананьев
(01(14).08.1907, Владикавказ, Российская империя — 18.05.1972, Ленинград, СССР)
Выдающийся советский психолог, доктор педагогических наук (1940), профессор, академик АПН СССР (1968), создатель концепции нынешнего факультета психологии СПбГУ.
Заслуга Б.Г.Ананьева перед мировым научным сообществом в том, что он создал антропологическую психологию, которая подкреплена большим эмпирическим материалом, в том числе полученным в знаменитых комплексных исследованиях.
Родился 1 (14) августа 1907 года во Владикавказе в армянской семье народного учителя. Его отец, Герасим Борисович Ананьев, работал в русских и национальных школах Кавказа с 1890 по 1930 год, а с 1930 года — в Ленинграде, завучем и преподавателем ФЗУ и ФЗО.
В 1924 году окончил среднюю школу во Владикавказе и поступил в Горский педагогический институт (ныне — Северо-Осетинский государственный университет), на общественно-экономическое отделение. С 1925 года, ещё обучаясь на II курсе этого отделения, начал научно-исследовательскую и педагогическую работу по психологии в качестве ассистента. В 1927 году в трудах Института была напечатана его первая экспериментально-психологическая работа. Вуз окончил досрочно, в 1927 году. Дипломную работу защитил в 1928 году и был направлен отборочной комиссией в аспирантуру по психологии.
С февраля 1929 года был зачислен аспирантом по психологии в Ленинградский институт мозга имени В. М. Бехтерева. Аспирантуру окончил так же досрочно в декабре 1930 года, и был оставлен при институте в качестве старшего научного сотрудника отдела психологии. В 1934 году был назначен заведующим лабораторией психологии воспитания Института мозга, а в 1937 — заведующим отделом психологии, в этой должности состоял до сентября 1943 года.
В 1937 году учёная степень кандидата наук была присуждена Ананьеву без защиты диссертации Учёным советом Московского педагогического института. В феврале 1940 года защитил докторскую диссертацию, в декабре ВКВШ утвердил его в учёном звании профессора психологии.
С 1930 года работал в ряде педагогических вузов Ленинграда (Педагогический институт имени Покровского, Педагогический институт имени Крупской), С 1938 — в Педагогическом институте имени Герцена, Ленинградском театральном институте и Ленинградском институте усовершенствования учителей.
Во время Великой Отечественной войны с июля по декабрь 1941 года вёл в Ленинграде работу по спецзаданию Ленштаба МПВО по противовоздушной маскировке. После эвакуации из Ленинграда первоначально в Казани, затем в Тбилиси вёл психопатологическую и восстановительную лечебную работу в неврологических госпиталях.
С ноября 1943 года, по возвращении в Ленинград, работал профессором психологии Педагогического института имени Герцена до 1947 года. В 1944 был избран заведующим кафедрой психологии Ленинградского государственного университета (ЛГУ).
с 1951 по 1960 год являлся директором Ленинградского НИИ педагогики и одновременно заведующим кафедрой психологии (до 1953), а также профессором на отделении психологии философского факультета в ЛГУ.
Декан факультета психологии ЛГУ (1968–1972), член-корреспондент АПН РСФСР (1945), действительный член АПН РСФСР (1955) и АПН СССР (1968).
Заслуженный деятель науки РСФСР (1969). Награжден двумя Орденами Ленина (1954, 1971) и многими другими государственными наградами.
Похоронен на Серафимовском кладбище Санкт-Петербурга.
Ψ Ψ Ψ
- Фильм о Б.Г. Анаьеве: «Высшая ценность — человек» смотреть здесь
- Виртуальная выставка Музея истории СПбГУ: Борис Герасимович Ананьев. К 115-летию со дня рождения
- Биографические очерки:
→ Н.А.Логинова Б.Г. Ананьев как педагог высшей школы (к столетию со дня рождения)
→ О выступлении Б.Г.Ананьева на Всесоюзном семинаре работников школьного образования
→ Н.А.Логинова Антропологическая психология Бориса Ананьева. Изд. Институт психологии РАН. М., 2016
- Психология педагогической оценки. — 1935. Переиздано в 1980 и 2007 гг. в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
- Очерки психологии. — 1945. Переиздано в 2007 году в сборниках научных трудов Б. Г. Ананьева.
- Очерки русской психологии XVIII—XIX веков. — 1947.
- Психология чувственного познания. — 1960. Переиздано в 2001 г., a также на нем. яз. в ГДР в 1963 г.: Ananjev B.G. Psychologie der sinnlichen Erkenntnis. — Berlin: VEB, 1963.
- Теория ощущений. — 1961.
- Психология и проблемы человекознания. — МОДЭК, 2005.
- Избранные психологические труды. 1 и 2 т. — Педагогика, 1980.
- Человек как предмет познания. — Л., 1968.
- О проблемах современного человекознания. — СПб., 2001.
- Личность, субъект деятельности, индивидуальность. — М.: Директ-Медиа, 2008.
современные исследования в публикациях:
- Ю.Л. Зинченко Борис Герасимович Ананьев: Послание в будущее
- Л.А. Головей Б.Г.Ананьев — выдающийся психолог ХХ века
- В.В. Горшкова Исследование проблемы человека в наследии Б.Г.Ананьева
- О.И. Даниленко Б.Г. Ананьев о противоречивости развития человеческой индивидуальности
- Н.А. Логинова Антропологический принцип в методологии Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Очерк теории индивидуального психического развития Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Концепция субъекта в трудах Б.Г. Ананьева
- Н.А. Логинова Становление психологического образования и научных исследований по психологии в Санкт-Петербургском государственном университете: 1940-1950е гг
- М.В. Малькова Б.Г. Ананьев – жизнь, научные взгляды и деятельность ученого
- И.И. Мамайчук Вклад школы Б.Г.Ананьева в разработку методологических и методических проблем детской клинической психологии
- И.А. Мироненко Значение работ Б.Г. Ананьева для решения актуальных задач психологии развития
- И.А. Мироненко Место и значение методологии Б.Г. Ананьева в контексте перспективных тенденций развития мировой психологической науки
- В.А. Толочек «Современное человекознание» Б.Г. Ананьева: состояние и проблемы
- М.А. Холодная Теория интеллекта Б.Г. Ананьева: ретроспективный и перспективный аспекты
- Статьи
— А.А. Бодалев, А.А. Деркач О вкладе Б.Г. Ананьева в становление акмеологии - Материалы
Ψ Соратники и ученики:
Его учениками были психологи А.А. Бодалёв, Л.М. Веккер, Л.А. Головей, Н.В. Крогиус, Н.А Логинова, Б.Ф. Ломов, Е.Ф. Рыбалко, А.Г. Ковалёв и др. Позднее некоторые из них сформировали самостоятельные научные концепции и создали собственные школы.
Памяти Ирины Ивановны Мамайчук
Факультет психологии СПбГУ понес тяжелую утрату. 21 февраля 2023 умерла Ирина (Ираида) Ивановна Мамайчук — выдающийся ученый, доктор психологических наук, профессор. Мы, ее коллеги и ученики, хотели бы поделиться своими воспоминаниями об этой замечательной женщине.
Ирина Ивановна Мамайчук в начале своей научной карьеры с 1967 по 1991 год работала в институте Г.И. Турнера. В психологическом кабинете института, единственном тогда в СССР, она начала работать лаборанткой. Здесь она сделала свои первые шаги в профессии и в дальнейшем всегда очень тепло, с благодарностью, отзывалась о годах, проведенных в клинике и замечательных людях, у которых обучалась профессии. «24 года работы в институте им. Г.И. Турнера сыграли огромную роль в моём мировоззрении, в моей профессиональной и личной жизни», — так Ирина Ивановна писала в «Вестнике института им. Г.И. Турнера». Студенткой она пришла на практику к прекрасному специалисту: коррекционному педагогу и психологу Р.Я. Абрамович-Лехтман. У нее она обучалась искусству общения и особенностям психокоррекционной работы с детьми, страдающими тяжелым заболеванием — детским церебральным параличом. В дальнейшем Ирина Ивановна посвятила множество научных работ психологии детей с ДЦП и разработала психокоррекционные технологии для работы с такими детьми. Она отмечала, что, занимаясь с ребенком, очень важно поддерживать с ним эмоциональный контакт, сохранять рабочие отношения с врачами, родителями, воспитателями, логопедами и педагогами, обучающими ребенка. Такой подход позволяет избавить ребенка с тяжелым неизлечимым заболеванием от психологической инвалидности, создает ресурсы для преодоления трудностей в будущей жизни. Такое понимание смысла работы психолога в ортопедической клинике соответствовало общей гуманистической направленности специалистов разных профессий, работавших в институте и широким взглядам на проблемы больных детей руководителей института. Ирина Ивановна всегда очень тепло вспоминала директоров клиники Гончарову М.Н., Закревского Л.К., Фищенко П.Я., Андрианова В.Л, которые с интересом и большим уважением относились к профессиональным начинаниям молодого специалиста.
На начальном этапе своей профессиональной деятельности Ирина Ивановна совмещала обучение в Ленинградском Государственном университете им. А.А. Жданова на факультете психологии и работу в институте. Психология - молодая наука, первые дипломированные специалисты в этой области появились в конце 60-70 годов. Ирина Ивановна являлась одним из первых в нашей стране клинических психологов, выполнявших практическую и научную работу. Окончив университет, она продолжила работу в институте в качестве врача-психолога. Она преодолела множество трудностей в процессе профессионального становления, но при этом всегда с юмором вспоминала о курьезных моментах и случаях непонимания со стороны врачей и других медицинских работников. Ирина Ивановна активно занималась просветительской работой: читала лекции по психологии в обществе «Знание», проводила семинары с ортопедами и другими представителями медицинской профессии для обмена опытом по ведению больных.
Практическая работа сформировала научные интересы Ирины Ивановны. В 1978 г. она защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата психологических наук, посвященную изучению восприятия у детей с детским церебральным параличом. Научными руководителями ее диссертационного исследования «Гаптическое и зрительное восприятие у дошкольников в норме и при нарушениях моторики и интеллекта» были выдающийся психолог, доктор психологических наук, профессор А.В. Ярмоленко и кандидат медицинских наук, доцент Т.А. Немчин. После защиты диссертации, Ирина Ивановна продолжила работу в институте, совмещая практическую работу и научную деятельность. В фокусе ее научных интересов оказались дети с другими ортопедическими патологиями. По результатам работы с детьми с ревматоидным артритом, последствиями остеомиелита, нейрофиброматозом, Ирина Ивановна, совместно с ведущими специалистами - ортопедами института, опубликовала несколько статей в ведущих научных журналах.
С 1991 года Ирина Ивановна перешла на работу в Санкт-Петербургский государственный университет, где продолжила научную деятельность и активно включилась в преподавательскую работу. Университетская среда: профессиональное общение с замечательными учеными – психологами, юная энергия студенческой аудитории, стали благотворной почвой для появления новаторских идей и реализации огромного педагогического таланта молодого специалиста. Основным направлением профессиональной деятельности Ирины Ивановны Мамайчук стало изучение формирований психики детей и подростков в осложненных биологическими и социальными факторами условиях. Ее работы продолжили научные традиции выдающихся отечественных и зарубежных специалистов по проблемам психологии нарушенного развития и, наряду с работами признанных психологов (Трошин Г.Я., Выготский Л.С., Зейгарник Б.В., Лебединский В.В., Лебединская К.С. и др.), стали своеобразным «золотым стандартом» в исследованиях проблем данной тематики. Она последовательно продвигала идею дифференцированного подхода к анализу различных вариантов аномального развития. Подчеркивала необходимость комплексного подхода к изучению нарушений психического развития. Ее работы не только привнесли новое в понимание закономерностей в формировании отклонений в психическом развитии, но и углубили представления психологов о нормальном развитии перцепции, моторики, мышления. Сама она считала чрезвычайно важной для современного психолога мысль Анри Валлона: нормальный ребенок раскрывается в патологическом ребенке.
Исследовательская и просветительская деятельность Ирины Ивановны носила ярко выраженную гуманистическую направленность. Общий фон дискуссий Ирины Ивановны с учениками и коллегами создавал уверенность в более широких возможностях развития «особых» детей, если они принимаются как личности со своими сильными качествами. Она подчеркивала, что компенсаторные возможности ребенка намного богаче, чем мы привыкли думать. «Эти дети такие же, как и мы. Они любят нас и хотят быть любимыми. Они хотят, чтобы их понимали и принимали такими, какие они есть. Но чтобы мы могли это сделать, прежде всего, нам необходимо больше знать о них, общаться с ними, быть способными заглянуть в их мир и разгадать их «странные» желания и поступки» (Из книги: «Помощь психолога детям с аутизмом», 2007).
Педагога – Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Блестящий лектор, она всегда сопровождала изложение теоретического материала яркими примерами, которые часто были связаны с ее разнонаправленным опытом практической работы.
Она считала, что ценность результатов научных исследований определяется их прикладным значением. Огромный опыт практической деятельности, помноженный на широкие теоретические знания, нашел отражение в ее докторской диссертации «Психология дизонтогенеза и основы психокоррекции», которую она успешно защитила в 2004 году.
Доктор психологических наук, профессор И.И.Мамайчук оставила богатое творческое наследие. Среди наиболее известных ее трудов -монографии, учебники, научные статьи: «Детский церебральный паралич» (монография в соавторстве с Шипициной Л.М. (2001), «Психология детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата» (2004), «Помощь психолога детям с аутизмом» (2007, 2014), «Психологическая помощь детям и подросткам с расстройствами поведения» (2007, 2014), «Помощь психолога детям с задержкой психического развития» (2017), «Методы психологической помощи детям и подросткам с нарушениями в развитии» (2015), «Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии» (2010) и другие.
Ирина Ивановна была чутким наставником и педагогом. За годы работы в университете, она подготовила несколько поколений клинических психологов. Под ее руководством защищены десятки дипломов, более 35 кандидатских диссертаций. Ученики Ирины Ивановны успешно работают не только в нашей стране, но в Латинской Америке, Германии, Голландии, Саудовской Аравии, Йемене, Израиле, Греции. Работая в родных странах, они продолжают развивать идеи своего российского научного руководителя, достойно внедряют научные традиции Санкт-Петербургской (Ленинградской) психологической школы. Профессиональная деятельность И.И. Мамайчук была неразрывно связана с большой общественной работой, которую она вела в Санкт-Петербурге, являясь внештатным экспертом-психологом, психологом-консультантом при уполномоченном по правам ребенка Санкт-Петербурга и Городской ассоциации родителей детей-инвалидов.
Ирина Ивановна была убеждена, что полноценная помощь больному ребенку или подростку невозможна без научно обоснованного психологического сопровождения его семьи. В центре внимания специалиста-психолога, должны быть такие особенности родственников как реакция на болезнь ребенка, воспитательные установки, характер детско — родительских взаимоотношений, личностный профиль родителей и прародителей, их психоэмоциональный статус, защитные механизмы и копинги, семейная история. Она подчеркивала, что тщательное изучение семейного контекста необходимо для глубокого понимания своеобразия ребенка, структуры нарушенного психического развития, перспектив психокоррекции и лечения. Кроме того, такой подход позволяет увидеть ресурсы семьи, на которые следует опираться при оказании ему психологической помощи.
С именем Ирины Ивановны Мамайчук, связано возникновение и деятельность общественного движения взаимопомощи родителей в нашей стране. В 1989 году при ее непосредственном участии на базе общества милосердия «Ленинград» организован клуб «Особый ребенок» для детей с тяжелыми физическими и психическими нарушениями (позже родительская ассоциация «Особый ребенок»). Деятельность клуба была направлена на знакомство родителей и детей друг с другом, совместное проведение досуга, оказание взаимной поддержки. Профессиональная помощь Ирины Ивановны реализовывалась не только в групповых дискуссиях, тренингах и психологических консультациях, но и при непосредственном сопровождении подопечных на экскурсиях и совместных прогулках. Уникальный опыт общения ленинградских (петербургских) «особых» семей широко распространился по всей стране, и сейчас в разных городах России функционирует множество родительских ассоциаций детей-инвалидов.
Ирина Ивановна Мамайчук награждена почетными грамотами за участие в конкурсе на соискание премий 2003 и 2010 годов Санкт-Петербургского государственного университета «За научные труды». В 2019 г. ей присвоено звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации». На творческое наследие Ирины Ивановны будут опираться многие поколения клинических психологов. Коллеги, ученики и друзья будут помнить ее как яркого человека, активного, честного, искреннего, самоотверженного, бесконечно преданного отечественной психологии и своему делу.
Пятакова Г.В., Миланич Ю.М., Щелкова О.Ю., Ходырева Н.В.
ψ ψ ψ
С глубоким сожалением узнал, что Ирины Ивановны больше с нами нет. Мне посчастливилось познакомиться с ней во время учебы в аспирантуре. Необходимо было изучить особенности познавательной деятельности у детей, страдающих нейрофиброматозом. Поражали доброжелательное отношение к коллегам, внимательное отношение к пациентам, скрупулезность с которыми проводились исследования. Ирина Ивановна навсегда останется в душе добрым примером для подражания.
Поздеев А.П., детский ортопед–хирург ФБГУ научно-медицинского исследовательского
центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, д.м.н, профессор
ψ ψ ψ
С Ириной Ивановной меня связывали долгие годы работы в научно-исследовательском детском ортопедическом институте им.Г.И.Турнера, совместная научная деятельность, теплые человеческие отношения. Я начинала свою профессиональную работу в детской клинике в качестве психолога –практика, где Ирина Ивановна уже работала в должности старшего научного сотрудника и имела большой авторитет среди медицинского персонала и коллег-психологов. Она была моей наставницей и справедливым критиком в моей работе с больными детьми, их семьями, а впоследствии - руководителем моего диссертационного исследования. Совместная работа с Ириной Ивановной подарила мне бесценный профессиональный опыт, умение оставаться на позиции служения больному ребенку в любой, самой трудной жизненной ситуации. Ирина Ивановна всегда была для меня примером трудолюбия и преданного отношения к своему делу. Последний разговор с Ириной Ивановной у меня состоялся, когда она уже была тяжело больна — за несколько дней до ее ухода. Она была полна творческих планов, сокрушалась о том, что из-за слабости не может полноценно работать. Я бесконечно благодарна Ирине Ивановне за счастливые годы совместной работы, бесценную помощь наставника, наполненное смыслом и юмором дружеское общение.
Пятакова Г.В., с.н.с. ФБГУ научно-медицинского исследовательского центра детской травматологии и ортопедии им. Г.И.Турнера, доцент кафедры психологии экстремальных и кризисных ситуаций СПбГУ, факультет психологии
ψ ψ ψ
Впервые встретилась с Ириной Ивановной на психотерапевтической сессии по юнгианскому психоанализу, которую проводил известный юнгианец из США Браун. Она мне запомнилась своей ироничностью, чувством юмора и простотой в общении с начинающими аспирантами. Хотя мы были на разных кафедрах, она меня всегда доброжелательно мотивировала написать докторскую диссертацию, приводя себя в пример».
Ходырева Н. В. факультет психологии, кафедра психологии здоровья
ψ ψ ψ
Мы проработали с Ириной Ивановной на кафедре медицинской психологии и психофизиологии более 20 лет. Ирина Ивановна была личностью самобытной, одаренной, прошедший трудный жизненный путь и добившаяся чрезвычайного уважения коллег и искренней любви учеников исключительно своим трудом и характером, вкладом в науку и практику детской клинической психологии. За 30 лет работы в СПбГУ, с 1994 года на кафедре медицинской психологии и психофизиологии с момента ее образования, Ирина Ивановна вела активную педагогическую и научную работу. Ею реализованы многочисленные научные проекты, разработаны уникальные авторские курсы «Психология нарушенного развития», «Клиническая психология в экспертной практике» и др., подготовлены и широко востребованы специалистами многочисленные пособия, в которых приводятся научно обоснованные и эффективные алгоритмы психологической работы с особыми детьми и их родителями. Ученого и педагога Ирину Ивановну Мамайчук отличал особый контакт со студенческой аудиторией. Умение увлечь, ясность изложения, прочная теоретико-методологическая основа преподаваемого материала, разбор реальных клинических примеров, эмоциональность и юмор ― отличительные черты преподавательского стиля Ирины Ивановны. Как настоящего ученого, Ирину Ивановну отличали твердые взгляды и принципы, которым она никогда не изменяла, привитые ей Борисом Герасимовичем Ананьевым и Августой Викторовной Ярмоленко, у которых она непосредственно училась в ЛГУ. Она не раз доказывала это в острых дискуссиях с коллегами, исповедующими другие научные взгляды, а свою благодарность за «школу» выразила в яркой статье в «Вестнике Санкт-Петербургского университета», посвященной памяти А.В. Ярмоленко. Как педагога ее отличала материнское отношение к ученикам. Кроме того, мы знаем об огромной благодарности родителей сложных детей, которым она помогла как клинический психолог и эксперт в судебных процессах. Мы знаем также, как Ирина Ивановна мужественно боролась с болезнью и в последние дни стремилась принять участие в заседании кафедры, несмотря на тяжелое состояние; мы знаем, как она относилась и сколько делала для своей семьи. Все это вызывает огромное уважение не только как к ученому, но и как человеку. И тем сильнее боль утраты – невосполнимая, неожиданная, несправедливая. Мы благодарны Ирине Ивановне за годы совместной работы, за профессиональный опыт и преданность отечественной психологии, кафедре, факультету и университету».
Щелкова О.Ю., заведующий кафедрой медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ
ψ ψ ψ
Мы знали Ирину Ивановну как большого ученого, активного преподавателя, практического детского клинического психолога, автора множества книг и пособий. Ирина Ивановна на протяжении многих лет была членом диссертационного совета нашего института. Она активно участвовала в научных и научно-практических конференциях; на только что прошедшей конференции «Ананьевские чтения – 2022» она была руководителем секции «Проблемы социальной адаптации и семейного воспитания детей и подростков с нарушением в развитии» и выступала с докладом. Под чутким руководством Ирины Ивановны молодые соискатели аспиранты успешно защищали кандидатские диссертации. Научное наследие Ирины Ивановны на долгие годы останется стимулом и основой для новых исследований ее многочисленных учеников. Ирина Ивановна запомнится нам как талантливый преподаватель, внимательный наставник, отзывчивый коллега, оптимист, человек с живым чувством юмора. Это был настоящий друг, ее потеря невосполнима.
Директор и сотрудники института дефектологического образования и реабилитации РГПУ им. А. И. Герцена
ψ ψ ψ
Мы очень ценили всегда огромный вклад Ирины Ивановны в детскую психологию аномального развития — ее книги по диагностике и коррекции детского аномального развития являются обязательными в программах профессионального обучения специалистов по Клинической психологии в МГУ; всегда разбираются на лекциях и семинарах. Светлая память прекрасному специалисту и светлому человеку! Всегда будем помнить Ирину Ивановну и транслировать ее идеи!
Печникова Л.С., доцент кафедры нейро-и патопсихологии МГУ
ψ ψ ψ
Ирина Ивановна всегда была активным участником жизни клинических и специальных психологов, исследователей и практиков, ею изданы прекрасные книги, по которым еще будут учиться и работать не только ее ученики, но и ученики ее учеников. Невероятно жаль, Рано… каждый год ждали ее новую книгу с новыми раскрытыми профессиональными тайнами коррекции и диагностики детей с нарушенным развитием. Остается наследие и наша память о замечательной Ирине Ивановн».
Зверева Н.В., ведущий научный сотрудник ФГБНУ НЦПЗ
и профессор ф-та Клиническая и специальная психология ФГБОУ ВО МГППУ
ψ ψ ψ
С уходом в вечную жизнь Ирины Ивановны для меня пошатнулся, но не потускнел тот ориентир, тот критерий, тот суд, мерою которого я мерил всю свою профессиональную деятельность, мысленно и, к сожалению теперь, в недостаточно частых встречах с моим руководителем диплома и научным руководителем диссертации. Для меня она была проводником в ленинградскую школу психологии, в славную область отечественной психологической науки, к которой я имею честь быть причастным. на «бремена тяжелые и неудобоносимые» была до конца в строю, но ее вахта закончилась — покойся с миром, Ирина Ивановна! Утрата невосполнима. Скорблю вместе с Вами и кафедрой.
Сырцев А.В., студент и аспирант И.И. Мамайчук,
старший научный сотрудник Научно-исследовательского отдела (профессионального психологического обеспечения)
«Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота
«Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова»
ψ ψ ψ
Для меня Ирина Ивановна стала проводником в мир психологии и науки. С теплом и огромным уважением вспоминаю ее, она была уникальной личностью, светлым, порядочным, творящим добро человеком.
Гусева Ольга, бывшая аспирантка Ирины Ивановны
архив протоколов совещаний декана — 2022 год
- Протокол от 20.12.2021
- Протокол от 16.12.2021
- Протокол от 09.12.2021
- Протокол от 09.12.2021
- Протокол от 02.12.2021
- Протокол от 02.12.2021
- Протокол от 25.11.2021
- Протокол от 18.11.2021
- Протокол от 18.11.2021
- Протокол от 11.11.2021
- Протокол от 11.11.2021
- Протокол от 28.10.2021
- Протокол от 14.10.2021
- Протокол от 07.10.2021
- Протокол от 06.10.2021
- Протокол от 28.09.2021
- Протокол от 23.09.2021
- Протокол от 23.09.2021
- Протокол от 22.09.2021
- Протокол от 16.09.2021
- Протокол от 09.09.2021
- Протокол от 01.07.2021
- Протокол от 17.06.2021
- Протокол от 10.06.2021
- Протокол от 03.06.2021
- Протокол от 27.05.2021
- Протокол от 20.05.2021
- Протокол от 13.05.2021
- Протокол от 29.04.2021
- Протокол от 27.04.2021
- Протокол от 22.04.2021
- Протокол от 15.04.2021
- Протокол от 08.04.2021
- Протокол от 01.04.2021
- Протокол от 18.03.2021
- Протокол от 11.03.2021
- Протокол от 05.03.2021
- Протокол от 04.03.2021
- Протокол от 25.02.2021
- Протокол от 18.02.2021
- Протокол от 11.02.2021
- Протокол от 04.02.2021
- Протокол от 28.01.2021
- Протокол от 21.01.2021
- Протокол от 21.01.2021
- Протокол от 14.01.2021
Совещания декана с заведующими кафедрами и руководителями образовательных программ:
- Протокол №52 от 22.12.2022
- Протокол №51 от 15.12.2022
- Протокол №49 от 08.12.2022
- Протокол №47 от 01.12.2022
- Протокол №45 от 24.11.2022
- Протокол №44 от 10.11.2022
- Протокол №42 от 03.11.2022
- Протокол №41 от 13.10.2022
- Протокол №40 от 06.10.2022
- Протокол №38 от 22.09.2022
- Протокол №37 от 15.09.2022
- Протокол №36 от 08.09.2022
- Протокол №35 от 01.09.2022
- Протокол №34 от 04.07.2022
- Протокол №33 от 16.06.2022
- Протокол №32 от 09.06.2022
- Протокол №31 от 02.06.2022
- Протокол №30 от 26.05.2022
- Протокол №27 от 19.05.2022
- Протокол №26 от 12.05.2022
- Протокол №25 от 28.04.2022
- Протокол №23 от 21.04.2022
- Протокол №22 от 14.04.2022
- Протокол №20 от 07.04.2022
- Протокол №19 от 31.03.2022
- Протокол №17 от 25.03.2022
- Протокол №16 от 17.03.2022
- Протокол №15 от 10.03.2022
- Протокол №11 от 03.03.2022
- Протокол №10 от 24.02.2022
- Протокол №9 от 17.02.2022
- Протокол №8 от 10.02.2022
- Протокол №6 от 10.02.2022
- Протокол №5 от 09.02.2022
- Протокол №7 от 03.02.2022
- Протокол №3 от 20.01.2022
- Протокол №1 от 13.01.2022
Совещания декана со студентами:
- Протокол №53 от 29.12.2022
- Протокол №50 от 12.12.2022
- Протокол №48 от 01.12.2022
- Протокол №46 от 24.11.2022
- Протокол №43 от 03.11.2022
- Протокол №39 от 22.09.2022
- Протокол №29 от 24.05.2022
- Протокол №28 от 19.05.2022
- Протокол №24 от 21.04.2022
- Протокол №21 от 07.04.2022
- Протокол №18 от 25.03.2022
- Протокол №14 от 10.03.2022
- Протокол №13 от 03.03.2022
- Протокол №12 от 03.03.2022
- Протокол №4 от 20.01.2022
- Протокол №2 от 13.01.2022
Совещания декана с заведующими кафедрами и руководителями образовательных программ:
- Протокол №37 от 21.12.2023
- Протокол №36 от 14.12.2023
- Протокол №35 от 30.11.2023
- Протокол №34 от 23.11.2023
- Протокол №32 от 16.11.2023
- Протокол №30 от 09.11.2023
- Протокол №29 от 02.11.2023
- Протокол №28 от 26.10.2023
- Протокол №27 от 12.10.2023
- Протокол №26 от 28.09.2023
- Протокол №25 от 21.09.2023
- Протокол №24 от 22.06.2023
- Протокол №23 от 15.06.2023
- Протокол №22 от 08.06.2023
- Протокол №21 от 01.06.2023
- Протокол №20 от 25.05.2023
- Протокол №19 от 18.05.2023
- Протокол №18 от 11.05.2023
- Протокол №17 от 27.04.2023
- Протокол №16 от 20.04.2023
- Протокол №15 от 06.04.2023
- Протокол №14 от 30.03.2023
- Протокол №11 от 23.03.2023
- Протокол №10 от 16.03.2023
- Протокол №9 от 09.03.2023
- Протокол №7 от 06.03.2023
- Протокол №6 от 02.03.2023
- Протокол №5 от 16.02.2023
- Протокол №4 от 09.02.2023
- Протокол №3 от 26.01.2023
- Протокол №2 от 19.01.2023
- Протокол №1 от 12.01.2023
Совещания декана с представителями студенческого совета:
- Протокол совещания декана с представителями студенческого совета №33 от 23.11.2023
- Протокол совещания декана с представителями студенческого совета №31 от 08.11.2023
- Протокол совещания декана с обучающимися из Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики №12 от 23.03.2023
- Протокол №8 от 09.03.2023
Совещания декана с заведующими кафедрами, председателями Учебно-методической и Научной комиссий и руководителями образовательных программ:
- Протокол №40 от 19.12.2024
- Протокол №39 от 12.12.2024
- Протокол №38 от 05.12.2024
- Протокол №37 от 28.11.2024
- Протокол №36 от 21.11.2024
- Протокол №35 от 14.11.2024
- Протокол №33 от 07.11.2024
- Протокол №32 от 31.10.2024
- Протокол №31 от 24.10.2024
- Протокол №30 от 10.10.2024
- Протокол №29 от 03.10.2024
- Протокол №27 от 19.09.2024
- Протокол №26 от 05.09.2024
- Протокол №25 от 12.09.2024
- Протокол №24 от 30.08.2024 - встреча с научно-педагогическими работниками
- Протокол №23 от 20.06.2024
- Протокол №20 от 06.06.2024
- Протокол №19 от 31.05.2024
- Протокол №18 от 23.05.2024
- Протокол №17 от 13.05.2024
- Протокол №16 от 02.05.2024
- Протокол №14 от 25.04.2024
- Протокол №13 от 18.04.2024
- Протокол №12 от 04.04.2024
- Протокол №11 от 28.03.2024
- Протокол №10 от 14.03.2024
- Протокол №9 от 07.03.2024
- Протокол №7 от 29.02.2024
- Протокол №6 от 22.02.2024
- Протокол №5 от 15.02.2024
- Протокол №4 от 08.02.2024
- Протокол №3 от 25.01.2024
- Протокол №2 от 18.01.2024
- Протокол №1 от 11.01.2024