Анатолий Леонидович Свенцицкий (1936-2024)

5 марта 2024 года, на 88 году, ушел из жизни наш коллега, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный профессор СПбГУ, доктор психологических наук, профессор Анатолий Леонидович Свенцицкий.

На этой странице публикуем материалы, связанные с жизнью и работой Анатолия Леонидовича в стенах родного университета.

Почетный профессор СПбГУ Свенцицкий Анатолий Леонидович

Памяти Анатолия Леонидовича Свенцицкого

Нелли Сергеевна Хрусталева, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций, человек, который был близко знаком с Анатолием Леонидовичем:
«Практически вся его жизнь, начиная с 26 лет, связана с Санкт-Петербургским государственным университетом: аспирант — научный сотрудник — старший преподаватель — доцент — профессор. За 62 года работы в университете ученому многое удалось сделать в сфере социальной психологии управления, социально-психологических отношений, методов интервью и обучения руководителей на производстве.
Полученные результаты исследований обобщены в сотнях научных работ, шести монографиях и учебнике. Анатолий Леонидович имеет много наград и заслуженное признание среди специалистов. Под его научным руководством защищено более 60 кандидатских и докторских диссертаций. Он является почетным профессором СПбГУ.
На фоне профессора-ученого мы бы хотели отметить уникальные личностные качества Анатолия Леонидовича. Он был очень разносторонним: глубоко знал литературу, писал замечательные стихи, разбирался в музыке, имел безукоризненный вкус и великолепное чувство юмора. Не случайно в возрасте 75 лет он выпустил книгу „Психологи шутят“. Анатолий Леонидович был интереснейший собеседник и элегантный мужчина. Не многие могли так носить рубашки, запонки и пиджаки.
Анатолий Леонидович принимал большое участие в нашей программе по подготовке психологов-бакалавров в Берлине. Он читал там блестящие лекции и принимал участие в разработке концепции будущей кафедры психологии кризисных и экстремальных ситуаций. Утверждая, что вся психология — социальная, он говорил, что пора все кризисы и экстримы объединить рядом с кафедрой социальной психологии. Что мы и сделали 20 лет назад.
Он был прекрасным мужем, отцом и семьянином. Их взаимоотношения с Гретой Трофимовной достойны лучших психологических образцов романтических повествований. Светлая память об Анатолии Леонидовиче Свенцицком — как личности, ученом, педагоге, человеке, коллеге — навсегда сохранится в наших сердцах.»


Профессор СПбГУ Свенцицкий: Вся психология — социальна!

В 2021 году почетному профессору СПбГУ, доктору психологических наук, профессору кафедры социальной психологии, Свенцицкому Анатолию Леонидовичу исполнилось 85 лет. Анатолий Леонидович — крупный ученый—психолог, внесший заметный вклад в развитие отечественной социальной психологии, направления индустриальной социальной психологии; его работы в области методологии, методики и технологии психологического исследования, теории и практики управления людьми и коллективами широко известны как России, так и за рубежом.

Анатолий Леонидович Свенцицкий стоял у истоков открытия первой в СССР кафедры социальной психологии в Ленинградском государственном университете. С 1968 года, с начала основания профессором Е.С. Кузьминым кафедры социальной психологии на факультете психологии, также первой в стране, А.Л. Свенцицкий становится ее старшим преподавателем, доцентом, профессором (с 1982 года), заведующим (с 1990 года на протяжении 25 лет).

Анатолий Леонидович Свенцицкий трижды получал Государственную научную стипендию (1994-2003 гг.) и имеет почетное звание «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации» (1999 г.), награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени» (2007 г.). А.Л. Свенцицкий является членом Санкт-Петербургского психологического общества и Общества психологических исследований социальных проблем (США). В 2006 году присвоено звание «Почетный профессор факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова». В 2008 году присвоено звание «Почетный профессор Санкт-Петербургского государственного университета». В 2008 году получил благодарность от Психологического общества за большой вклад в становление и развитие социальной психологии в России.

Благодарные ученики и коллеги любят и уважают А.Л. Свенцицкого за искрометный юмор, высокий уровень профессионализма, открытость, искренность, пунктуальность, ответственное отношение к работе и науке. Желаем крепкого здоровья и успехов во всех начинаниях!

«Я никогда ни о чем не сожалею, т.к. это не имеет смысла...» (А.Л. Свенцицкий)

 

Список и рейтинг научно-педагогических работников

Информация по состоянию на 26.12.2024

ФИО Должность, Подразделение Публикации Заявки Гранты Проекты
Аванесян Марина Олеговна доцент, Кафедра психологии личности 45 22 18 11
Александров, Михаил Алексеевич инженер-исследователь, Факультет психологии 8 1 0 1
Аленина Евгения Алексеевна младший научный сотрудник, Факультет психологии 4 0 2 2
Ананьева, Оксана Александровна ассистент, Кафедра общей психологии 0 0 0 0
Андриянова Наталья Владимировна доцент, Кафедра общей психологии 24 26 14 9
Андрущенко Наталия Владимировна доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 16 2 6 6
Аникина Варвара Олеговна доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 83 23 15 16
Антипина Дарья Сергеевна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 1 3 2 1
Ануфриюк, Ксения Юрьевна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 23 7 5 4
Арбузова Елена Николаевна доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 25 0 12 0
Аринцина Ирина Александровна старший преподаватель, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 49 9 8 7
Астапенко Евгений Евгеньевич старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии 8 8 7 2
Афанасьева, Юлия Александровна старший научный сотрудник, Факультет психологии 2 0 0 0
Балышев Павел Александрович ассистент, Кафедра педагогики и психологии образования 20 4 0 0
Банщиков, Александр Витальевич ассистент Кафедра общей психологии 1 0 0 0
Барцева Ксения Викторовна ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 17 3 4 4
Батлук Юлия Викторовна старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 42 9 6 1
Бекренева, Юлия Сергеевна старший преподаватель Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 10 5 1 1
Березанцева Мария Сергеевна старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 5 1 0 1
Благовещенский Евгений Дмитриевич ведущий научный сотрудник, Кафедра общей психологии 62 16 14 11
Блох Мария Евгеньевна доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 24 11 7 7
Богачева, Инна Геннадьевна старший преподаватель, Кафедра политической психологии 0 0 0 0
Бордовская Нина Валентиновна профессор, Кафедра педагогики и психологии образования 116 15 25 5
Бочаров, Виктор Викторович доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 14 3 5 0
Бриль Михаил Сергеевич старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 21 14 2 2
Бурина Екатерина Александровна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 154 15 16 8
Бызова Валентина Михайловна профессор, Кафедра общей психологии 48 14 5 4
Вартанян Гаянэ Аршалуисовна старший научный сотрудник, Факультет психологии 58 16 13 13
Василенко Виктория Евгеньевна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 125 16 11 6
Васильева Нина Леонидовна профессор, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 83 16 7 5
Ватулин, Александр Иванович доцент, Кафедра политической психологии 2 1 0 0
Великодворская, Елизавета Вячеславовна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 1 1 0 0
Владимирский, Константин Петрович инженер-исследователь, Факультет психологии 1 1 1 1
Водопьянова Наталия Евгеньевна профессор, Кафедра психологии труда и организационной психологии 109 26 11 2
Галашева Ольга Сергеевна инженер-исследователь, Факультет психологии 1 2 2 2
Гнедых Дарья Сергеевна доцент, Кафедра педагогики и психологии образования 81 16 15 10
Голованова, Ирина Валерьевна доцент, Кафедра общей психологии 31 9 19 16
Головей Лариса Арсеньевна профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 111 11 25 5
Горбунов Иван Анатольевич старший научный сотрудник, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 91 27 19 7
Гофман Ольга Олеговна доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 35 10 6 6
Грандилевская Ирина Владимировна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 74 10 6 6
Грицков Владимир Леонидович ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 4 3 0 0
Гришина Наталия Владимировна профессор, Кафедра психологии личности 137 20 26 13
Гуриева Светлана Дзахотовна профессор, Кафедра социальной психологии 398 53 20 17
Даниленко Ольга Ивановна профессор, Кафедра общей психологии 94 10 6 5
Данилова Марина Викторовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 113 10 8 3
Даринская Лариса Александровна профессор, Кафедра педагогики и психологии образования 129 23 12 3
Дейнека Ольга Сергеевна профессор, Кафедра политической психологии 149 29 21 13
Демьянчук Роман Викторович старший преподаватель, Кафедра педагогики и психологии образования 53 5 0 0
Джаошвили, Юлия Гочаевна ассистент, Кафедра общей психологии 0 1 0 0
Довгая, Наталья Александровна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 6 1 0 0
Доминяк Владислав Игоревич доцент, Кафедра социальной психологии 53 7 5 4
Еремина Дарья Алексеевна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 63 16 15 9
Жвакина Мария Александровна инженер-исследователь, Факультет психологии 0 0 2 2
Жегурова Оксана Александровна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 15 3 1 0
Забарин, Алексей Владимирович доцент, Кафедра политической психологии 26 7 4 1
Загашев, Игорь Олегович старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии 1 1 0 0
Зайцева Юлия Евгеньевна старший преподаватель, Кафедра общей психологии 41 12 9 1
Защиринская Оксана Владимировна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 311 25 15 8
Зверева, Алёна Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии личности 0 0 0 0
Зинина, Анна Юрьевна младший научный сотрудник, Факультет психологии 11 2 1 2
Зиновьева Елена Викторовна доцент, Кафедра психологии личности 92 22 13 7
Зотова Наталия Евгеньевна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 16 0 1 1
Ильина Наталья Леонидовна старший преподаватель, Кафедра общей психологии 76 9 6 7
Ильина, Ольга Николаевна младший научный сотрудник, Факультет психологии 7 2 2 2
Иоффе Елена Викторовна доцент, Кафедра социальной психологии 2 0 0 0
Исурина Галина Львовна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 136 10 9 6
Исхаков, Фаррух Рустам угли ассистент, Кафедра общей психологии 0 1 2 2
Казанцева Татьяна Валерьевна доцент, Кафедра социальной психологии 69 18 13 8
Караваева, Татьяна Артуровна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 12 0 0 0
Карпова Эльвира Борисовна доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 119 11 2 1
Кинунен, Тамара Александровна научный сотрудник, Факультет психологии 5 1 0 0
Клейман Елена Олеговна ассистент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 9 1 2 2
Колосова, Татьяна Александровна доцент, Кафедра педагогики и психологии образования 28 2 0 0
Конжин, Сергей Ильич инженер-исследователь, Факультет психологии 0 3 2 2
Коробкин, Владислав Павлович младший научный сотрудник, Факультет психологии 3 5 1 1
Коротаевская Елизавета Александровна ассистент, Факультет психологии 6 0 2 2
Короткова Инга Сергеевна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 23 6 3 3
Костромина Светлана Николаевна профессор, Кафедра психологии личности 227 51 53 28
Крайнюков, Сергей Владимирович доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 28 0 0 0
Краско Анастасия Сергеевна ассистент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 23 3 3 3
Красько, Елена Леонидовна инженер-исследователь, Факультет психологии 5 4 1 1
Круглов Владимир Георгиевич старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии 15 14 2 0
Круглова, Екатерина Александровна инженер-исследователь Факультет психологии 0 0 0 0
Круглова Марина Анатольевна старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии 53 27 2 0
Крупина Кристина Михайловна инженер-исследователь, Факультет психологии 17 6 4 4
Кузнецова Елена Андреевна доцент, Кафедра психологии личности 38 13 3 3
Кузнецова Ирина Викторовна доцент, Кафедра социальной психологии 72 17 76 6
Кузьмин Андрей Юрьевич ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 4 3 0 0
Куликов Леонид Васильевич профессор, Кафедра социальной психологии 52 18 15 5
Ларькина Виктория Андреевна инженер-исследователь, Факультет психологии 7 1 2 2
Лаская, Диана лаборант-исследователь, Факультет психологии 9 1 2 2
Лебедева Екатерина Ивановна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 14 4 3 2
Лепёхин Николай Николаевич доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 47 18 6 6
Ловягина Александра Евгеньевна доцент, Кафедра общей психологии 82 14 5 5
Логинова Наталья Анатольевна профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 131 4 10 2
Макаров, Юрий Александрович доцент, Кафедра педагогики и педагогической психологии 64 5 0 0
Макарова Мария Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии личности 10 0 3 3
Мамина Татьяна Михайловна старший преподаватель, Кафедра общей психологии 23 0 0 0
Маничев Сергей Алексеевич доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 79 21 19 5
Манукян Виктория Робертовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 73 10 12 6
Марарица Лариса Валерьевна доцент, Кафедра социальной психологии 72 21 20 9
Матан Валерия Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 30 2 0 0
Машаро, Таисия Сергеевна лаборант-исследователь, Факультет психологии 4 0 1 1
Машенко Татьяна Михайловна лаборант-исследователь, Факультет психологии 0 1 2 2
Медина Бракамонте Наталья Анатольевна доцент, Кафедра педагогики и психологии образования 29 11 5 4
Медников, Степан Викторович доцент, Кафедра общей психологии 45 22 7 0
Мезенцев Дмитрий Фёдорович профессор, Кафедра общей психологии 1 0 0 0
Миланич Юлия Михайловна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 44 6 3 4
Миргород Наталья Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 9 6 0 0
Мироненко Ирина Анатольевна профессор, Кафедра общей психологии 138 18 9 7
Мирошников Евгений Сергеевич лаборант-исследователь, Факультет психологии 1 0 2 2
Мирошников Сергей Александрович научный сотрудник, Факультет психологии 8 0 2 2
Михайлова Надежда Федоровна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 71 5 6 4
Молодцова Галина Ивановна старший преподаватель, Кафедра педагогики и психологии образования 49 13 4 2
Морозова Светлана Васильевна доцент, Кафедра общей психологии 33 8 3 3
Москаленко, Галина Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 0 0 0 0
Москвичева Наталья Львовна доцент, Кафедра психологии личности 133 19 22 6
Муртазина Инна Ралифовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 70 17 17 15
Мусс Александр Игоревич старший преподаватель, Кафедра общей психологии 33 20 3 2
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович профессор, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 173 19 17 12
Наследов Андрей Дмитриевич доцент, КафедраКафедра педагогики и психологии образования 107 28 19 12
Недошивина Мария Александровна старший преподаватель, Кафедра социальной психологии 24 5 10 6
Никитина, Софья Владимировна ассистент Кафедра общей психологии 3 0 0 0
Никифоров Герман Сергеевич профессор, Кафедра психологии труда и организационной психологии 84 9 12 5
Обидин Иван Юрьевич доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 10 2 0 0
Обольская, Варвара Андреевна инженер-исследователь, Факультет психологии 2 0 3 4
Одинцова Мария Маратовна старший преподаватель, Кафедра психологии личности 17 3 3 3
Оськина, Анна Николаевна доцент, Кафедра педагогики и психологии образования 15 0 0 0
Пальмов Олег Игоревич доцент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 40 7 8 3
Пахомова, Екатерина инженер-исследователь, Факультет психологии 1 0 2 2
Пестерева Елена Викторовна доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 97 3 0 0
Петраш Марина Дмитриевна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 154 33 26 15
Платонова, Яна Степановна ассистент, Кафедра психологии личности 9 4 0 0
Плебанек, Ольга Васильевна доцент, Кафедра политической психологии 0 0 0 0
Погребицкая Виктория Евгеньевна старший преподаватель, КафедраКафедра психологии труда и организационной психологии 39 7 5 0
Позднякова Татьяна Борисовна старший преподаватель, Кафедра социальной психологии 44 3 0 0
Попова-Никитюк, Наталия Сергеевна старший преподаватель Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 1 2 6 7
Попугаева, Екатерина Дмитриевна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 0 0 0 0
Посохова Светлана Тимофеевна профессор, Кафедра педагогики и психологии образования 349 7 3 3
Потемкина Екатерина Александровна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 8 3 6 0
Почебут Людмила Георгиевна профессор, Кафедра социальной психологии 265 17 15 9
Прусаков Виталий Игоревич ассистент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 5 0 0 0
Пятакова Галина Викторовна доцент, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 39 3 3 2
Рафикова, Вероника Айдаровна ассистент, Кафедра общей психологии 23 5 4 4
Родионова Елена Анатольевна доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 89 10 4 3
Розанов Всеволод Анатольевич профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 138 10 2 2
Савенышева Светлана Станиславовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 121 24 25 15
Салитова, Марина Валерьевна старший преподаватель, Кафедра психологии личности 11 5 5 0
Самуйлова Ирина Алексеевна доцент, Кафедра политической психологии 79 20 13 6
Сафонов Владимир Константинович старший преподаватель, Кафедра общей психологии 53 1 4 0
Скороходова, Юлия Викторовна ассистент, Кафедра общей психологии 0 3 0 0
Смирнова, Татьяна Геннадьевна старший преподаватель Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 2 2 4 0
Смольянов, Андрей Витальевич младший научный сотрудник, Факультет психологии 1 1 1 1
Солдатова Елена Леонидовна профессор, Факультет психологии 29 7 6 6
Сорокин Виктор Михайлович старший преподаватель, Кафедра педагогики и психологии образования 22 2 0 0
Соснина Юлия Сергеевна ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 2 0 0 0
Стародубцев Алексей Сергеевич младший научный сотрудник, Кафедра общей психологии 14 2 8 7
Старченкова Елена Станиславовна доцент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 58 8 6 1
Столярчук Елена Анатольевна старший преподаватель, Кафедра психологии труда и организационной психологии 35 9 1 0
Стрижицкая Ольга Юрьевна профессор, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 174 60 60 28
Сургутский Евгений Денисович инженер-исследователь, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 10 2 2 2
Тихомирова Марина Анатольевна доцент, Кафедра педагогики и психологии образования 37 9 3 3
Ткачева Любовь Олеговна доцент, Кафедра педагогики и психологии образования 66 24 10 9
Третьяков, Виталий Петрович профессор, Кафедра психологии труда и организационной психологии 24 5 0 0
Трошихина Евгения Германовна доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 64 12 6 2
Трусова Анна Владимировна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 116 8 2 2
Тураносова, Вера Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 0 1 0 0
Удавихина Ульяна Андреевна научный сотрудник, Кафедра социальной психологии 29 5 6 6
Фельсендорфф Ольга Владимировна старший преподаватель, Кафедра психологии кризисных и экстремальных ситуаций 7 1 0 0
Филатова Анастасия Филипповна ассистент, Факультет психологии  11 3 2 2
Филатова Самира Исабалаевна ассистент, Кафедра общей психологии 4 0 0 0
Фролова, Дарья Николаевна стажер-исследователь, Факультет психологии 9 2 1 1
Фролова, Нина Дмитриевна инженер-исследователь, Факультет психологии 0 0 1 1
Цигеман-Горенко Элина Сергеевна младший научный сотрудник, Факультет психологии 3 0 2 2
Чернего Дарья Ивановна научный сотрудник, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 42 19 30 12
Чикер Вера Александровна доцент, Кафедра социальной психологии 195 10 26 8
Шабалина Екатерина Владимировна ассистент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 13 7 7 7
Шаболтас Алла Вадимовна профессор, Факультет психологии 296 50 74 32
Шарагина, Анастасия Сергеевна ассистент, Кафедра психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей 3 1 1 1
Шиндрикова, Екатерина Валерьевна ассистент, Кафедра общей психологии 9 3 0 0
Шумейко Елена ассистент, Кафедра психологии труда и организационной психологии 6 2 0 0
Щелкова Ольга Юрьевна профессор, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 249 20 27 12
Щербакова Ольга Владимировна ведущий научный сотрудник, Факультет психологии 204 41 38 13
Щукин Антон Владимирович доцент, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 15 5 1 1
Энгельгардт Елена Евгеньевна старший преподаватель, Кафедра психологии развития и дифференциальной психологии 9 1 2 0
Юмкина Екатерина Анатольевна старший преподаватель, Кафедра социальной психологии 49 11 8 4
Яковлева Мария Викторовна доцент, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 118 14 14 10
Якухнова, Анастасия Сергеевна инженер-исследователь, Факультет психологии 0 1 0 0
Ямпольский, Антон Андреевич лаборант-исследователь, Факультет психологии 3 1 1 3
Яничев, Дмитрий Павлович старший преподаватель, Кафедра медицинской психологии и психофизиологии 5 3 1 1
Яничева Татьяна Гелиевна доцент, Кафедра социальной психологии 59 9 7 3

 

75 лет Якунину Валерию Александровичу

Якунин Валерий Александрович родился 1 марта 1942 года в городе Арзамасе Нижегородской (Горьковской) области, на родине детского писателя Аркадия Гайдара, в бедной многодетной семье.

Мать, Дарья Антоновна, домохозяйка, набожная, неграмотная женщиной, окружившая любовью и заботой всех семерых своих детей.

Отец, Александр Николаевич – рабочий местной войлочной фабрики, имел начальное образование. Как и все в 1941 году ушёл на войну, вскоре был тяжело ранен в ногу, остался мало-трудоспособным инвалидом. Через полгода после смерти Дарьи Антоновны в 1955 году женился повторно и все последующие годы жил в новой семье отдельно от детей.

Из семерых детей Валерий Александрович предпоследний ребёнок. Учился всегда легко и с желанием. По его воспоминаниям мать нередко плакала от радости, когда из школы приходили благодарственные письма в её адрес за воспитание прилежного в учёбе ребёнка.

После окончания семи классов Валерий Александрович учился в местном (Арзамасском) техникуме механизации и электрификации сельского хозяйства. Названный техникум был практически многопрофильным учебным заведением с фундаментальной теоретической и практической подготовкой механизаторов сельского хозяйства. Двухкратная работа на целине (1958 и 1959 гг.) показала заметное преимущество в профессиональной подготовке, которую имели учащиеся с/х техникума по сравнению со студентами с/х вузов, работавших в то же время на целине. В 15-16 лет подростки самостоятельно собирали из разбитых и брошенных комбайнов прилично работавшие затем машины. После окончания техникума пришлось работать слесарем, техником – конструктором.

Срочная военная служба в Советской Армии проходила с 1961 по1964 год во вновь создаваемых тогда ракетных войсках стратегического назначения, в лесных, суровых (особенно зимой) условиях. Однако тёплые воспоминания об армии и сослуживцах остались с Валерием Александровичем навсегда. В ту пору солдаты последнего года службы имели право поступления в вузы и в случае успешной сдачи вступительных экзаменов увольнялись досрочно, и Якунин В.А. был среди таких счастливчиков.

Ещё до службы в армии проявился интерес к философии. Будучи учащимся техникума, Валерий Александрович уже тогда посещал в порядке исключения университет марксизма-ленинизма – распространённой в то время среди взрослых формы идеологического воспитания. Потому и с выбором вуза и специальности определился особо не раздумывая – философский факультет Ленинградского университета. Поступил на отделение психологии в 1964 г.

Как и в школьные годы, учился также легко и с увлечением, был первым Ленинским стипендиатом на вновь образовавшемся в 1966 году факультете психологии на протяжении всего периода обучения.

Трудности носили в основном материальный характер. Но они преодолевались подработками в разные годы в качестве грузчика, почтальона, дворника. При всём этом, время оставалось и на общественную работу и на развлечения. Студенческие годы прошли довольно быстро и незаметно за повседневными разнообразными занятиями – учебными, общественными и личными.

Первыми и непосредственными учителями были Б.Г. Ананьев, Е.С. Кузьмин и Н.А. Розе-Грищенко.

После обучения в аспирантуре (1969-1972) стал работать на кафедре педагогики и педагогической психологии факультета психологии ЛГУ вначале ассистентом, затем доцентом и позже профессором. С 1984 года по 2014 год, т.е. в течение 30 лет, был заведующим кафедрой. Всего же в Ленинградском университете Якунин В.А. провел ровно 50 лет своей жизни. С 2015 года по состоянию здоровья вышел на пенсию.

Кандидатская диссертация была защищена в 1973 году, докторская диссертация – в 1989, звание профессора по кафедре педагогики и педагогической психологии присвоено в 1991 году.

Валерий Александрович – высококвалифицированный специалист в области теории и истории психологии и педагогики, возрастной и педагогической психологии, психологии и педагогики высшей школы, а также образовательного менеджмента. В течение более 40 лет им были разработаны и читались курсы лекций по истории психологии, педагогической психологии и педагогики для студентов и аспирантов факультета психологии ЛГУ, других вузов Ленинграда/Санкт-Петербурга, а также вузов других городов Советского Союза и России. Его лекции отличались высоким научным уровнем и доступной формой изложения. Как успешный преподаватель он был отмечен Почётной грамотой Ученого Совета СПбГУ за педагогическое мастерство.

Занимая с 1984 года должность заведующего кафедрой, В.А Якунин проявил себя как умелый организатор учебной и научно-исследовательской работы. Следует отметить, что кафедра педагогики и педагогической психологии оказалась в числе первых учебно-научных подразделений страны, где был реализован комплексный (междисциплинарный) и системный подходы к изучению проблем обучения человека на разных этапах его развития. В этот период были развёрнуты широкомасштабные исследования в области психологии и педагогики высшей школы, коорые помогли раскрыть многие общие и частные закономерности обучения студентов, их профессионального становления и личностного развития. В своих ратотах Валерий Александрович рассмтривает обучение в воспитание с позиций системного подхода и теории управления, что позволяет реализовать переход научных изысканий сотрудников кафедры, аспирантов и докторантов на новый теоретический и методологический уровень. Сотрудники, докторанты, аспиранты и соискатели кафедры и сегодня исследуют широкий спектр проблем педагогики и психологии средней и высшей школы, широко применяя экспериментальные и математические методы, утверждая статус педагогики и психологии как экспериментальных наук.

Развёрнутая под руководством В.А Якунина научно-исследовательская работа и работа по подготовке научных кадров (за последние 30 лет подготовлено около 200 кандидатов и докторов наук), позволили кафедре педагогики и педагогической психологии вырасти в крупный учебно-научный центр. Кафедра активно занималась научным сотрудничеством и сотрудничество в сфере образования (конференции, лекции, экспертиза в форме ГАК) со многими научными центрами и вузами России. Под личным руководством В.А Якунина с 1975 было успешно защищено около 100 кандидатских и докторских диссертаций.

Результаты большой научно-исследовательской работы руководимой В.А Якуниным кафедры получили своё отражение в многочисленных публикациях её сотрудников, а также в его собственных работах (145 научных, учебных и методических работ, в том числе 5 монографий и 8 учебных пособий).

С начала 90-х годов В.А. Якунин принимал активное участие в работе диссертационных советов при СПбГУ и других вузов г. Санкт-Петербурга, а с 1992 и по 2012 года, т.е. на протяжении 20 лет, был председателем докторского диссертационного совета на факультете психологии СПбГУ по специальностям 13.00.01- общая педагогика и история образования и 19.0013- психология развития, акмеология.

За существенный вклад в развитие психологической, педагогической науки и образования в России, Якунину В.А. в 2002 году президентом присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской федерации».

Ещё одна сторона жизни Валерия Александровича – это общественная работа. Много лет он избирался секретарём комсомольской организации факультета психологии, входил в состав Профкома сотрудников ЛГУ. С 1981 по 1983 год избирался секретарём партийной организации факультета психологии. С 1983 по 1985 – член парткома ЛГУ и его бюро, а также председатель партийной комиссии по приёму в партию и персональным делам. После 1985 года в парткоме ЛГУ отвечал за организацию учебно-воспитательной работы со студентами на естественных факультетах университета. Кроме того, на общественных началах с 1976 года по 1980 год исполнял обязанности заместителя декана по учебно-воспитательной работе со студентами, был ответственным секретарём приёмной комиссии факультета психологи. А в 1982-1983 годах – первым заместителем ответственного секретаря Центральной приёмной комиссии всего университета.

Валерий Александрович полагает, что социальные потрясения 90-х годов заметного отрицательного влияния не оказали ни на его жизнь, ни на профессиональную карьеру. Более того, именно эти годы показали насколько востребована психологическая наука, как в прикладном, так и теоретическом отношении. В это время он ощущает свою профессиональную востребованность. Его приглашают читать лекции по всей стране. Активно работает с большим количеством аспирантов.

Оценивая прожитый период своей жизни, Валерий Александрович говорит: «Я состоялся как в профессионально-деловом, так и социально-личностном, семейном плане. Потому могу и имею право размышлять о потенциалах развития и саморазвития».

Семью он завёл ещё в студенческие годы, на 5 курсе. Женился по любви в 1968 году на Шестаковой О.Н., в ту пору студентке 3 курса того же факультета психологии, с которой познакомился по комсомольской работе. В 1969 году появилась дочь, а 1978 году родился сын.

В настоящее время жена Якунина Ольга Николаевна является кандидатом психологических наук, старшим научным сотрудником НИИ им. В.М. Бехтерева, где и работает с 1971 года по настоящее время. Дочь Якунина (сейчас Сергеева) Виктория закончила дошкольный факультет Санкт-Петербургского педагогического университета им.А.И Герцена и в настоящее время работает воспитателем детского сада. Сын Вячеслав Валерьевич получил высшее образование в Санкт-Петербургском морском университете (в прошлом кораблестроительный институт) по специальности информатика и в настоящее время живет с семьей и работает ведущим программистом в одном из зарубежных банков в Праге. У дочери есть уже взрослый сын, внук и внучка, а у сына две дочурки.

Как человека, В.А Якунина отличают высокие гражданские и нравственные качества, активная жизненная позиция, целеустремленность и творческий подход к разным делам, самостоятельность и относительная независимость от средовых и внешних социальных факторов, работоспособность и трудолюбие, обязательность и чувство долга, принципиальность и ответственность за порученное дело, уважительное и доброжелательное отношение к людям. Все эти качества обеспечили ему заслуженный авторитет среди преподавателей, сотрудников, студентов, любовь и уважение родных и друзей.

В.А.Якунин — автор 145 научных, учебных и учебно-методических работ. Среди них наиболее значимы:

Монографии:

  1. Проблемы повышения успеваемости и снижения отсева студентов. – Л., 1983 (10 п.л., коллективная монография)
  2. Якунин В.А. Обучение как процесс управления. Психологические аспекты. – Л., 1988 (10 п.л.)
  3. Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. – М., 1994 (10. п.л.)
  4. Якунин В.А. Педагогическая психология. – СПб., 1998 (30 п.л.)
  5. Якунин В.А. Педагогическая психология. 2-е издание.– СПб., 2000 (22 п.л.)

Учебные пособия:

  1. Якунин В.А. Психология педагогической деятельности. – Л., 1990 (6 п.л.)
  2. Якунин В.А. Современные методы обучения в высшей школе. – Л., 1991 (6 п.л.)
  3. Якунин В.А. Педагогика. Теория обучения. – СПб., 1993 (5.п.л.)
  4. Якунин В.А. Педагогика и психология высшего образования. – СПб., 1996 (20 п.л.)
  5. Якунин В.А. История психологии. – СПб., 1998 (20 п.л.)

Автор: Макаров Юрий Александрович


Научные тексты (статьи, монографии, учебники) В.А.Якунина, работы аспирантов и докторантов, выполненные под его руководством, позволяют говорить о нём как о крупном отечественном теоретике педагогической психологии.

Вездесущая Википедия объявляет понятия «педагогическая психология» и «психология образования» синонимами, отдавая предпочтение второму, более современному, тем самым указывая, что «педагогическая психология» должна быть отнесена к разряду устаревших. Но В.А.Якунин в своих работах принципиально отстаивает самобытность педагогической психологии как отрасли российской педагогической науки, берущей своё начало ещё в работах К.Д.Ушинского и П.Ф.Каптерева. Считая главной миссией педагогической психологии изучение закономерностей развития человека в условиях обучения и воспитания, он определяет для себя научную проблему в теоретическом поле педагогической психологии: выявление психологических особенностей организации и управления учебной деятельностью обучающихся и влияния этих процессов на интеллектуальное и личностное развитие.

Теоретическая концепция В.А.Якунина строится на чётких положениях.

  1. Обучение – организованная форма социального воздействия, и значит, может быть описано с позиции теории управления. В процессе обучения происходит управление психическим развитием человека.
  2. Процессуально обучение складывается как последовательность и цикличность сменяющих друг друга процессов целеполагания, информации, прогнозирования, принятия решения, организации исполнения, коммуникации, контроля и коррекции. Именно они определяют педагогическую технологию обучения.
  3. Управление в процессе обучения носит цикличный характер, поскольку этого требует процесс психического развития обучающихся.
  4. Обучающий и обучаемый могут выступать в качестве субъекта управления по отношению к другим и к самому себе.
  5. Позиция субъекта обучающегося является решающим фактором развития и саморазвития его личности.
  6. Критериями эффективности обучения являются содержание и уровень сформированности у обучающихся основных функций управления, выступающих в устойчивых формах социально значимых и профессиональных качеств личности.

Будучи философом по складу ума, В.А Якунин испытывает интерес к философии и изучает её. Не случайно, в ЛГУ он поступал на философский факультет, где позже перешёл на вновь открытое отделение психологии. Его лекции по истории психологии, которые он много лет читал на факультете психологии СПбГУ, всегда отличала глубокая философская обоснованность. И в своих теоретических работах по педагогической психологии В.А.Якунин даёт убедительное философское обоснование основным концептуальным положениям.

Так, рассмотрение обучения как процесса управления он основывает на теории систем и выдвигает ряд значимых положений при характеристике педагогических систем. Убедительное философское обоснование присутствует при характеристике цели,  стратегий и способов прогнозирования в обучении.

Чрезвычайное значение в настоящее время получили мысли В.А.Якунина о прогнозировании в процессе обучения. В ситуации непредсказуемости социальных процессов, динамичности информационных основ обучения, рассогласованности образовательного пространства положение о том, что процесс прогнозирования всегда основан на прошлом, в котором сохраняется опыт повторяющихся событий и стоящих за ними причинно-следственных связей, даёт ключ к действию педагога в условиях неопределённости.

В.А.Якунин в своих работах обращает специальное внимание на значимость мотивационно-целевой основы учения. Она представляет собой сложный объект исследования, поскольку общая структура учебной мотивации многообразна, а на разных уровнях выражается ещё и в разных формах, поэтому индивидуальная система мотивов ещё более многозначна. В.А.Якунин ставит вопросы: «Какова динамика и характер взаимодействия различных форм и уровней мотивации на разных этапах обучения?» «Как можно управлять мотивационно-целевой системой обучения?» На эти вопросы ответили в своих диссертациях его ученики.

Разработанная В.А.Якуниным методика изучения учебной мотивации студентов до сих пор широко используется при подготовки выпускных квалификационных работ бакалавров, магистерских и кандидатских диссертаций.

Теоретические идеи своей концепции  В.А.Якунин блестяще воплотил на практике. Он прекрасно учил студентов, действительно, управляя их познавательной деятельностью. Сложный курс «Истории психологии», который он вёл, был организован с учётом основных функций управления, и студенты неизменно демонстрировали эффективность его освоения.

В.А.Якунин умел привлекать талантливых людей, понимая, что без единомышленников никакое развитие науки невозможно. На кафедре педагогики и педагогической психологии СПбГУ, которой он руководил более четверти века, всегда училось большое количество аспирантов и докторантов, молодые преподаватели были его учениками. Работы В.А.Якунина, общение с ним оказали огромное влияние на развитие санкт-петербургской школы педагогической психологии.

Автор: Голованова Надежда Филипповна

 

vekker 1Лев Маркович Веккер

(04.10.1918, Одесса, Россия — 01.10.2001, Маклин, штат Вирджиния, США)

Выдающийся российский психолог, профессор Ленинградского государственного университета и университета Джорджа Мейсона, США.

Ученик Б. Г. Ананьева, один из ведущих представителей ленинградской-петербургской психологической школы. Автор единственной в мировой психологии общей теории психических процессов, в которой были сформулированы базовые прин­ципы организации психических процессов, единые для разных ступеней их развития и уровней сложности.


Лев Маркович Веккер (4 октября 1918 года, Одесса — 1 октября 2001 года, Вашингтон) — советский и американский психолог. Доктор психологических наук, профессор Ленинградского государственного университета и Университета Джорджа Мейсона, США.

В 1930-е годы вместе семьёй переезжает в Ленинград, где учится сначала на физическом, а затем на историческом, философском факультетах ЛГУ, и, наконец, на отделении психологии, который оканчивает в 1947 году.

Защитил кандидатскую диссертацию «К вопросу о построении осязательного образа» (1951).

Затем преподавал психологию в Вильнюсском педагогическом институте, с 1956 года заведующий кафедрой психологии. В 1959-1981 годах работает на факультете психологии ЛГУ, в должности старшего научного сотрудника, а затем профессора. Защищает докторскую диссертацию «Восприятие и основы его моделирования» (1964), а также выпускает трёхтомную монографию «Психические процессы» (1974, 1976, 1981).

В 1981 Л.М. Веккер покидает ЛГУ и подаёт просьбу об эмиграции, в которой ему отказывают.

В 1985–1987 годы работает в Новгородском политехническом институте.

В 1987 году уезжает в США, работает в Университете Джорджа Мейсона и в Институте перспективных исследований им. Ш. Краснова до самых последних дней своей жизни.

Ψ Ψ Ψ


  1. Фото его изданных книг (обложки) с аннотациями 
  2. Библиография трудов Л.М. Веккера (составители Н.В. Беломестнова, Н.А. Логинова)
  3. Текст трехтомника Л.М.Веккера «Психические процессы» для свободного чтения — можно скачать здесь
  4. Веккер Л.М. Психика и реальность. Единая теория психических процессов
  5. Видео-лекции Л.М. Веккера (1998, 1999, 2001 гг.)

современные исследования в публикациях



Ψ Соратники и ученики

Ψ Авторефераты диссертаций аспирантов Л.М. Веккера:

  • Берзницкас А.И. Экспериментальные исследования некоторых характеристик интеллектуальных эмоций: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980.
  • Лапе Ю.П. Некоторые закономерности формирования предметного образа в осязании и зрении: Автореф. дис. канд. пед. наук (по психологии). Л., 1962.
  • Лоскутов В.В. Исследование динамики структурирования и деструкции перцептивного образа: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
  • Меньшикова Л.В. Образные компоненты в мышлении: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
  • Осорина М.В. Экспериментальное исследование образных структур на разных уровнях мыслительной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1976.
  • Страбахина Т.Н. О соотношении структурных, операциональных и энергетических характеристик мыслительных процессов: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1980.
  • Тищенко Н.Ф. Сравнительный анализ эффективности учебного процесса при концептуальном и образно-концептуальном представлении учебной информации (на примере обучения высшей математике в техническом вузе): Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1981.
  • Холодная М.А. Экспериментальный анализ особенностей организации понятийного мышления: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1974.
  • Хохлов А.А. Исследование структурно-статических, операциональных и энергетических характеристик зрительного образа в процессе его формирования: Автореф. дис. канд. психол. наук. Л., 1977.

 

Юбилейная неделя

◊ Старт празднования

◊ онлайн-фоторепортаж с открытия «Ананьевских чтений – 2016»

Полвека развития психологической науки в СПбГУ 

◊ Международная академия психологических наук — диплом Факультету психологии СПбГУ